Топливные системы самолетов
Энергетическим источником для работы авиационных двигателей является углеводородное топливо, размещаемое в самолете. Чем больше запас топлива на самолете, тем больше возможные дальность и длительность полета. Топливо на самолете размещается в отсеках фюзеляжа, крыльев и иногда киля. Для увеличения дальности полета применяют установку подвесных сбрасываемых баков, которые располагаются под фюзеляжем и под крыльями. На транспортных самолетах устанавливают дополнительные съемные баки в грузовых отсеках. В зависимости от типа самолета, места расположения баков их количество и конструкция меняются в широких пределах. При выборе объема баков необходимо учитывать, что при нагреве объем топлива увеличивается. Для обеспечения аварийной посадки предусматривается слив топлива из баков, чтобы посадочная масса самолета на превышала допустимых норм прочности шасси и других узлов самолета. В целях восполнения запасов топлива и увеличиения продолжительности полета применяется дозаправка топливом в полете от специальных самолетов-заправщиков. При полетах на больших высотах топливо значительно охлаждается, поэтому имеется устройство подогрева топлива для предупреждения забивания трубопроводов и фильтров кристаллами льда. Компоновка топливной системы определяется: -расположением топливных баков в районе центра тяжести самолета с тем, чтобы по мере выработки топлива существенно, не менялась центровка самолета; -максимальным использование объемов для размещения топлива; -расположением топливных магистралей, насосов, аккумуляторов ниже днища баков с тем, чтобы они всегда были заполнены топливом;
-проведением дренажной системы наддува баков выше баков с тем, чтобы в эти системы не попадало топливо. Порядок выработки топлива и центровка самолета При компоновке самолета выбирается такое расположение топливных баков, чтобы центр тяжести самолета, полностью заправленного топливом, располагался вблизи центра тяжести пустого (не заправленного топливом и без грузов) самолета. Количество расходных баков обычно соответствует количеству двигателей, но находят применение топливные системы с общим расходным баком для нескольких двигателей. Топливная система с расходным баком позволяет: устанавливать высоконапорные насосы перекачки топлива в двигатели только в расходном баке, а в остальных баках устанавливать легкие низконапорные насосы для перекачки топлива в расходный бак; упростить автоматическое управление и схему ручного управления выработкой топлива при появлении отказа; обеспечить простыми конструктивными методами устойчивое питание двигателей при различных эволюциях полета и посадочный остаток топлива (аварийный) в расходных баках для завершения полета; обеспечить фильтрацию, дегазацию топлива и при необходимости снизить или выровнять температуру топлива, поступающего к двигателям, и т.д. Очередность выработки топлива определяется следующими факторами: допустимой центровкой самолета, снижением нагрузки на крылья, уменьшением нагрева топлива за счет аэродинамического нагрева от работающих двигателей и системы кондиционирования, задачами, выполняемыми самолетом (первоочередная выработка подвесного сбрасываемого бака на скоростных самолетах). Система подачи топлива к двигателям Система подачи топлива к двигателям включает в себя топливный бак (обычно расходный бак), из которого непосредственно топливо поступает к двигателю или двигателям (в зависимости от выбранной схемы); насосы высокого напора, которые обеспечивают требуемый расход и подпор топлива, поступающего к насосам-регуляторам двигателя (насосы-регуляторы плунжерного типа для создания давления распыла на форсунках в камерах сгорания двигателя требуют повышенного давления на входе во избежание кавитации); топливную магистраль от расходного бака с датчиком расходомера, сигнализатором давления топлива перед двигателем, перекрывным краном дистанционного управления для отсечки топлива от двигателей в аварийной ситуации; кран кольцевания для питания двигателей от другого расходного бака (при схеме с несколькими расходными баками).
Топливная система характеризуется высотой полета, до которой обеспечивается бесперебойная подача топлива к двигателям. Основными факторами, определяющими высотность топливной системы, являются: давление топлива перед насосом-регулятором двигателя. Система перекачки топлива Система перекачки топлива в расходный бак обеспечивает сохранение центровки самолета при выработке топлива двигателем за счет соблюдения заранее заданной очередности и порядка перекачки топлива из баков топливной системы в расходный бак. Наибольшее распространение получили системы перекачки топлива в расходный бак с центробежными электроприводными насосами. На некоторых самолетах по условиям повышенных темпов перекачки применяются гидроприводные насосы или турбонасосы. В последнее время в системах перекачки находят широкое применение струйные насосы. Системы перекачки со струйными насосами Струйные насосы применяются для перекачки топлива, откачки остатков топлива из баков сложной конфигурации с большой поверхностью днища, которая характерна для крыльевых баков. Малые габаритные размеры и масса, отсутствие подвижных частей и электропроводки определяют широкое применение их в топливных системах, несмотря на меньший КПД, чем у другого вида насосов. Привод струйных насосов осуществляется от насосов двигателя или электроприводных центробежных насосов. Система дренажа наддува топливных баков Надтопливное пространство баков сообщается с атмосферой с помощью системы дренажа. Сообщение надтопливного пространства с атмосферой нужно при заправке баков топливом, особенно при закрытой централизованной заправке для удаления - воздуха из баков, исключая противодавления воздуха при заполнении баков; при наддуве баков для стравливания избытков воздуха в атмосферу; при изменении высоты полета для поддержания постоянства закона перепада давлений между надтопливным пространством и внешней атмосферой и т.д.
Система заправки топливом Применяются два вида заправки: а) открытая, при которой бак или группа баков заполняются топ б) централизованная, которая осуществляется под давлением Дозаправка самолета топливом в полете осуществляется от самолета-заправщика по шлангу, состыкованному с приемником топлива на заправляемом самолете. Системы слива топлива В топливной системе должны быть предусмотрены: слив топлива в полете; слив топлива из всех баков (или отдельных баков) на стоянке путем отсоса его топливозаправщиком; слив отстоя топлива на земле. Топливные баки В зависимости от типа самолета, тепловых режимов работы конструкции, расположения на самолете применяются мягкие топливные баки, баки-отсеки фюзеляжа из легких сплавов, пластмасс или композиционных материалов. Мягкие топливные баки изготавливаются путем выклейки на разборных формах из теплостойкой резины и армировочной ткани по размерам и конфигурации соответствующим контейнеру-отсеку, в который помещается бак. Сварная конструкция самолета позволяет использовать герметические емкости отсеков фюзеляжа и крыла в качесгве баков-отсеков. Баки-отсеки, выполненные сборочными процессами, состоят из панелей внешней обшивки и стенок. Подвесные баки применяются для увеличения дальности полета, обычно они сбрасываемые, но при необходимости самолеты могут совершать посадку с пустыми подвесными баками.
Топливные насосы Насосы в топливных системах необходимы для создания подпора перед плунжерными насосами-регуляторами двигателя и для перекачки топлива из бака в расходный бак. Центробежные и осевые топливные насосы приводятся в действие электрическими двигателями постоянного или переменного тока, гидравлическими и пневматическими турбинами. Гидротурбоприводной насос рпботает на использовании энергии высокого давления топлива, создаваемой насосом, установленным непосредственно на двигателе, для вращения насоса перекачки, установленного на топливном баке. Энергия передается через турбину, установленную на рабочем колесе Топливо от двигателя, отдавая энергию турбине насоса, приводит во вращение низконапорный насос с большим расходом. Топливный насос с пневмотурбоприводом представляет собой агрегат, у которого насос работает от воздушной турбины. Сжатый воздух отбирается от компрессора двигателя и по трубопроводу подводится к месту установки агрегата. Сжатый воздух вращает турбину и после передачи своей энергии турбине выбрасывается в атмосферу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|