Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция информационных носителей




 

В соответствие с развиваемым в данной работе подходом понятие информационная технология помимо используемой знаковой системы, включает также носитель информации и инструментарий для ее обработки или передачи.

Главным и основным носителем знаний был, остается и будет человеческий мозг. Просто в ходе эволюции человек изобретает все новые и новые средства, которые можно использовать для целей накопления информации. Возможности человеческой памяти чрезвычайно велики и слабо исследованы.

В §3.2 мы упоминали про известную грамматику древнего языка санскрита (грамматика Панини), которая дошла до нас в виде восьми объемистых томов. Так вот, есть серьезные факты, позволяющие предполагать, что первоначально эта грамматика была устной. И только через несколько веков после ее создания, она была записана. Интересно, что и сегодня есть знатоки, хранящие в памяти весь ее текст.

Длительное время считалось, что истинное знание от учителя ученику можно передавать исключительно изустно. В течение многих веков так и происходило. Но объемы накапливаемой информации постоянно увеличивались, и людям еще в самые отдаленные времена приходилось решать проблему информационного кризиса. Возникла потребность в материалах, на которых можно было бы фиксировать информацию.

Камень

Свои первые «тексты» человек, возможно, выводил и на песке, но это нам неизвестно. До нас дошло только то, что было высечено на камне или нарисовано углем на стене пещеры. В качестве первой информационной технологии длительного хранения зрительных образов на материальном носителе можно рассматривать наскальную живопись. Камень позволил добиться эффекта обезличенности процесса передачи информации, фиксируя ее на конкретном месте возможно навечно.

 

Глина

Более удобным носителем оказались глиняные и деревянные дощечки, дошедшие до нас с 4-го тысячелетия до н.э. из Междуречья. В период бурных археологических раскопок, проводимых в XIX в. на территории Ассирии и Вавилона, было обнаружено около 500 тысяч таких источников. Хотя большинство этих носителей были сконцентрированы в «библиотеках», легкость и прочность глиняных табличек обеспечивали динамический характер их перемещения, а следовательно и активные информационные коммуникации.

Есть интересная гипотеза относительно влияния типа носителя на свойства графического отображения информации. Древние народы Междуречья писали на мокрой глине тростниковыми палочками. Носитель способствовал переходу от рисунка к клинописи. На мягкой глине было трудно проводить кривые линии. Если пытаться сделать бороздки, часть материала выдавливалась и могла исказить соседние знаки. Если же на глину просто надавливать искажений не будет. Тростниковую палочку заостряли таким образом, чтобы при однократном надавливании как раз и получался клин. Сначала знаки письма располагались сверху вниз в столбик, сами столбики могли идти слева направо и справа налево. Но при такой технологии записи было легко задеть какой-либо соседний знак и смазать его. Поэтому позднее стали писать построчно, так как в этом случае готовые строки смазать было уже труднее. При этом знаки были повернуты на 90 градусов и, если развернуть таблицу, их можно было читать по-старому [43].

 

Папирус

Более подходящий для письма материал первыми обнаружили жители Древнего Египта. Они стали использовать для этих целей папирус – тропическое травянистое растение, в изобилии произрастающее в долине Нила. Из него изготовляли веревки, циновки, одежду, обувь, лодки, паруса. Он употреблялся так же в пищу, служил стройматериалом, из него делали одежду, лекарства и т.д.

Сырьем, из которого изготавливали листки для письма, служила нарезанная длинными узкими стеблями сердцевина папирусных стеблей. Их раскладывали на плоской поверхности в два слоя, образуя решетку. Далее прессовали, высушивали на солнце, разглаживали и отбеливали.

Получались удобные для письма тонкие гибкие и прочные листы. Отдельные листки склеивали в свитки, значительное увеличивая площадь и, следовательно, информационную емкость носителя. До нас дошли экземпляры длиной около 40 метров. Появилась возможность для отображения текста использовать различные краски, которые, как показала история, были очень хорошего качества и смогли донести до наших дней информацию о тех далеких временах.

Удобство папируса как носителя информации привело к возникновению доступных широкому кругу пользователей библиотек, ставших первым институтом массовой информационной коммуникации.

Приблизительно в VII в. до н.э. папирус попал в Грецию и длительное время использовался в качестве основного материала для письма. Греки называли его «byblos» от греческого названия финикийского порта Библ, откуда папирус, по-видимому, был впервые завезен. Есть гипотеза, что от папируса и произошло название «книги книг» – библии [43].

Интересно, что папирусом называют не только материал для письма, выработанный из одноименного растения, но и рукопись (информацию), отображенную на нем. Например, математический папирус Рейна, хранящийся в Британской библиотеке.

Но папирус произрастал только в некоторых регионах (помимо Египта в Тропической Африке, Сирии, на берегах реки Иордан и некоторых других местах). Поэтому в других странах находили иной материал для письма. В Китае, например, использовали шелк, бамбуковые дощечки.

 

Дерево

Небольшие деревянные натертые воском дощечки были довольно распространенным носителем информации в повседневной жизни с античных времен. На них острым стержнем писали какие-либо заметки или расчеты. Другой конец стержня делался в виде плоской лопаточки, чтобы разравнивать воск и наносить уже другую информацию [46].

В качестве материала для письма многими народами использовалась кора деревьев. Письменные источники на коре найдены и в Центральной Азии, и на дальнем Востоке. Береста была общедоступным писчим материалом и на Руси. На ней писали обычные письма, деловые документы: расписки, завещания и т.д.

 

Пергамент

В период раннего христианства папирус стал уступать место пергаменту, который производили из специальным образом выделанных телячьих и бараньих шкур. Такой материал был более долговечен, а это весьма важно, так как многие тексты существовали в единичных экземплярах.

В этот же период вместо свитков начали создавать книги современного формата. Они удобнее в обращении, в них легче искать нужные фрагменты. Говоря современным языком, книга – это устройство прямого доступа к информации, а свиток – последовательного (для сравнения: CD диск и магнитная лента). Как доказала история книга – оптимальный носитель. И наша цивилизация по праву называется книжной.

 

Бумага

Во II в. н.э. в Китае изобрели способ производства бумаги из растительного сырья: бамбука, тростника, древесной коры. Качество бумаги было столь высоким, что рукописи того времени дошли до наших дней в прекрасном состоянии: она осталась такой же белоснежной, сохранила свою гибкость.

Позднее секрет ее изготовления узнали арабы, применившие пеньковое и льняное тряпье. Приблизительно в X в. бумага попала в Европу. Бумага, будучи гораздо дешевле и удобнее других носителей, довольно быстро вытесняла их. В Византии бумага известна с конца XI в., в XIII-XIV вв. она проникла к славянам.

Распространение бумаги способствовало развитию информационной индустрии того времени, и в определенной мере поспособствовало появлению печатного станка.

В Европе действовали сотни монастырей, в которых жили образованные монахи, значительную часть своего времени посвящавшие переписыванию старинных рукописей. После изобретения книгопечатания бумага стала объектом массового производства и в течении многих столетий успешно служила и служит человеку. Менялась лишь технологии ее производства.

Разговоры о том, что скоро наступит эра безбумажных информационных технологий, сегодня уже ничего кроме улыбки вызвать не могут. Хотя такие суждения довольно часто приходится встречать даже в среде специалистов. Компьютерные информационные технологии эффективны только при разумном сочетании с бумажной технологией. Особенно в сфере менеджмента.

Одним из важнейших факторов массового внедрения персональной компьютеризации стала разработка компактных, удобных и производительных печатающих устройств, позволяющих делать распечатку на самом обычном листе бумаги. До этого приходилось пользоваться перфорированной бумагой, термобумагой и пр.

Действительность весело подшутила над предсказателями «наступления эры безбумажной технологии». Компьютерная информационная революция конца XX в. не только не привела к сокращению потребления бумаги, а потребовала многократно увеличить производство, так как ее потребление увеличилось в разы.

Конечно же, есть виды компьютерных работ, которые удобнее производить на электронном носителе. Так, например, программисты практически отказались от распечатки листингов программ в процессе их отладки, нет смысла распечатывать и огромные базы данных, особенно если их содержимое постоянно изменяется.

Но финальным этапом огромного количества работ, выполняемых на компьютере, является распечатка их результатов на материальном носителе. А достойного заменителя бумаге пока не изобрели. Можно говорить, о том, что современные электронные носители просто пришли ей на помощь.

 

Фотопленка

Одним из выражений переживаемого человечеством информационного кризиса уже долгое время является проблема организации хранения быстро возрастающих объемов информационных ресурсов, требующих строительства и оборудования огромного количества новых специализированных помещений.

При всех достоинствах бумаги как носителя у нее есть и один недостаток. Удобные для чтения рукописи, книги, журналы занимают довольно много места. И эту проблему нужно было каким-то образом решать. Надо честно признаться, что еще в 70-е гг. ХХ в. компьютеры в качестве средства решения данной проблемы не рассматривались вовсе. Главная ставка делалась на микрофильмирование, т.е. фотографирование текста с бумажного носителя на микропленку.

Для чтения микропленки предполагалось оснащать библиотеки специальным оборудованием по типу детских диапроекторов, которые, впрочем, тоже уже стали предметом истории. В связи с этим возникает серьезная опасность утери значительного количества информационных ресурсов, хранящихся на микропленке, так как оборудование, позволяющее их просматривать, выходит из строя, а новое не производится.

 

Электронные носители

Компьютер же рассматривался исключительно как средство для расчетов. Сейчас в это уже трудно поверить, но первые ПК были вообще без «винчестера». И после работы на ЭВМ с двумя 5-ти дюймовыми гибкими дискетами объемом 360 Кб, одна из которых была системной, появление жесткого диска объемом 20 Мгб совершено искренне воспринималось как нечто фантастическое.

Когда же стало понятно, что на компьютере можно не только считать, но и писать, рисовать и многое другое, процесс совершенствования электронной памяти приобрел лавинообразный характер. Очень трудно подобрать достойные слова, чтобы охарактеризовать современные достижения человечества в этой области. Неисчерпаемые источники энергии еще не созданы, а вот практически неограниченными «емкостями» для накопления информации человечество уже обзавелось. Осталось только придумать, как рационально использовать это богатство. Человечество накапливало знания тысячелетиями, и потребуется еще не мало времени, чтобы перенести их на электронные носители. Но это уже только дело времени, которого прошло еще очень немного, чтобы в полной мере оценить произошедшее.

 

Итак, подведем итоги. До изобретения письменности носителем знаний был человеческий разум. Создание и развитие письменности привело к изобретению бумаги, книг, т.е. появилась возможность размещения основной массы знаний уже на двух носителях. Бурное развитие науки в XIX и начале XX вв., приведшее к изобретению фото- и кинопленки, виниловых грампластинок, магнитной ленты добавили еще одну группу носителей информации, которая на наших глазах постепенно уходит в прошлое, уступая место цифровым электронным носителям. Видимо уже очень скоро электронные хранилища станут третьим основным видом носителей для информационных богатств человека. Постепенно все информационные ресурсы переводятся в электронную форму хранения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...