Информационный инструментарий для работы с образными моделями
Ранее уже говорилось о роли образных знаковых систем в развитии цивилизации. На протяжении тысячелетий инструментальная поддержка процесса графического отображения окружающего мира осуществлялась с помощью карандаша, резца, кисти, красок и т.п. Человечество очень долго шло к заветной цели – зафиксировать на материальном носителе такую же картинку окружающего пространства, которую он получает через зрительные органы. Причем не авторское субъективное отображение, которое мог выполнить хороший художник, а именно моментальный снимок, точную копию того, что мы видим. Начало техническим изобретениям в этой области положила камера-обскура – устройство, предназначенное для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. Первое известное изображение этого прибора встречается в трактате 1545 г. Камера позволяла получать изображение, но для его фиксации нужен был рисовальщик. Хотя сделанная таким методом картинка была уже гораздо более «объективной». Первым полностью зафиксировать изображение удалось французу Жозефу Ньепсу. Свою информационную технологию он назвал гелиогравюрой. Съемка по его методу длилась 6-8 часов, в результате чего на металлической пластинке, покрытой специальным лаком, а потом обработанной растворителем и кислотой, возникал рельеф, подобный гравированному. Следующий шаг сделал Л.Дагер. Изображение (дагерротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли. Дагерротипы отличались очень высоким качеством изображения. С это момента, как правило, и начинают отсчет фотографической эры.
В середине XIX в. был создан фотографический материал, доживший до наших дней – фотопластинка. Для получения фотографии небольшой лист стекла поливали смесью солей серебра с коллодием (спиртовой раствор нитроцеллюлозы). Экспонирование и проявление производилось на мокром материале, и требовало наличия целой фотолаборатории с химикалиями и посудой, а также палатки для работы в темноте. Но желаемая цель «остановить мгновение» была достигнута, и даже очень неудобная «мокрая» информационная технология положила начало бурному развитию фотографии. Каждый человек получил возможность запечатлеть себя «на века». Через несколько лет изобрели уже и сухие пластинки. В 1889 г. появилась фотопленка на бумажной подложке, а через год и на целлулоидной ленте. Были сконструированы объективы, позволяющие делать съемку за несколько секунд, камеры начали снабжать затворами, точно отмеряющими время экспозиции. В 1889 г. американец Джорж Истмен, создал пленочный фотоаппарат «Кодак №1». Фотография из элитной профессии превратилась в повальное увлечение. Информационная технология фотографии вышла на персональный уровень. Именно благодаря изобретению фотографии, наши представления о жизни в XIX в. значительно богаче и объективнее по сравнению со всеми предшествующими этапами истории. Совсем недавно всех еще удивляла камера, позволяющая получать мгновенные цветные фотографии. А сегодня и она становится уже достоянием истории. Появились цифровые фотоаппараты, которым уже не нужна фотопленка. Изображение фиксируется на матрице, состоящей из миллионов микроскопических элементов, электрические сигналы с каждого элемента (пикселя) кодируют цвет и яркость и фиксируются на электронном носителе, изображение с которого можно вывести на экран компьютера, телевизора, передать по линиям связи и т.п.
После изобретения фотографии ничто уже не могло помешать естественному желанию человека зафиксировать окружающий мир в движении.
Механические устройства, позволяющие демонстрировать движущиеся рисунки были изобретены давно. Изобретение фотографии открывало на этом пути новые невиданные перспективы. В Америке «отцом кино» иногда называют фотографа Эдварда Майбриджа, который, пытаясь зафиксировать бег лошади, расставил вдоль дорожки 50 фотокамер, затворы которых срабатывали после обрыва нитей натянутых поперек трассы. Так удалось в деталях рассмотреть отдельные фазы бега лошади. В 1882 г. французский врач Э.Марей изобрел своеобразное фоторужье, которым снимали подряд 12 кадров на круглую пластинку, а потом воспроизводили с помощью стробоскопа (двух дисков с прорезями для просмотра, перемещаемых по кругу рисунков или фотографий). Фоторужье использовали для съемки движения животных. Получались коротенькие «фильмы». Решающим этапом в изобретении кино стало появление в 1890 г. целлулоидной фотопленки с перфорационными отверстиями по краям. 28 декабря 1895 г. были продемонстрированы первые кинофильмы братьев Люмьер. Благодаря кино человечество смогло на совершенно ином уровне зафиксировать свою историю. С помощью кино-технологий удалось решить и многие научно-технические задачи, воспроизвести в реальном масштабе времени очень быстрые или наоборот очень длительные процессы. В свое время значительными этапами в развитии кинематографа стало появление звука, а потом и цвета. Т.е. это уже была не чисто образная, а комплексная видео-звуковая модель действительности. А ведь возможность сохранения и воспроизведения звуков, речи и музыки также была многовековой мечтой человечества. Точкой отсчета эпохи звукозаписи считают изобретение Т.А.Эдисоном в 1877 «говорящей машины» – фонографа. До этого устройств для записи человеческого голоса и музыки не существовало. Фонограф представлял собой цилиндр, покрытый парафинированной бумагой, вращался рукояткой и перемещался вдоль звуковой диафрагмы. Звуки вызывали движение диафрагмы, та «давила» на иглу, игла оставляла на поверхности цилиндра канавки разной (в зависимости от силы звука) глубины. В канавках, таким образом, записывался звук, который можно воспроизвести посредством такой же иглы. Фраза «У Мэри был барашек», которую вслед за Эдисоном повторил фонограф, стала исторической.
Первым массовым инструментом распространения звукозаписей стал граммофон – механический аппарат для воспроизведения звука с граммофонной пластинки, изобретенной немецким инженером Э. Берлинером в 1888 г. До 50-х гг. ХХ в. был широко распространен и портативный вариант граммофона – патефон, на смену которому пришел электрофон или, как его чаще называли в жизни, «проигрыватель». Эти устройства позволяли снимать звук с грампластинки – диска из синтетического материала (винила), на поверхности которого по спирали располагались канавки (дорожки) с записью звука. На смену односторонним грампластинкам в 1903 г. пришли двусторонние; в 70-х гг. ХХ в. стали выходить не только монофонические, но и стереофонические грампластинки. Еще в 1985 г. их выпуск в СССР составлял 125 млн. штук. Но изобретенный в 1980 году CD–диск, очень быстро и практически полностью вытеснил «винил». Хотя и у устаревшей информационной технологии воспроизведения звука остаются верные поклонники. В сфере фиксации и воспроизведения звуковой информации была еще одна значительная инновация. В 50-60 гг. ХХ в. в нашу жизнь стал входить магнитофон – устройство записи и воспроизведения звука на магнитной ленте. И если проигрыватель был пассивным источником звуковой информации, так как запись осуществлялась в звукозаписывающей студии, то магнитофон позволял осуществлять звукозапись уже самостоятельно (на персональном уровне). Накопленные в магнитофонный период звуковые сокровища сегодня получают новую жизнь. Современные компьютерные программы позволяют восстанавливать практически в первозданном виде многие некачественные магнитофонные записи. В последние годы, после появления автомобильных проигрывателей на CD-дисках, стало бурно развиваться еще одно аудио направление – звуковая книга, когда мастера художественного слова читают классику мировой литературы. В условиях углубляющегося информационного кризиса, когда становится все меньше и меньше времени на чтение художественной литературы, культурные люди таким образом пытаются выйти из положения.
Также как в фотографии и звукозаписи, в кино появилась своя персональная информационная технология – видеозапись. Выпуск бытовых видеомагнитофонов и видеокамер серьезно изменил существовавшее до его появления информационное пространство. Теперь уже возможность остаться запечатленным «на века» имеет любой человек, а не только члены императорских фамилий и другие высокопоставленные деятели, как это было на заре кинематографии. Достижения компьютерных технологий последних лет обеспечили возможность переноса фотографий, фильмов и звукозаписей на электронные цифровые носители, эффективную обработку и воспроизведение этой информации. Все это открыло новые интересные перспективы перед каждой из этих технологий. Но о них мы поговорим позже. А теперь перейдем к рассмотрению информационно-измерительного инструментария познания, без которого общая картина будет неполной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|