Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструментарий для работы с текстами




 

Мозг не только носитель, но и важнейший инструмент обработки информации всех видов. К «инструментальным средствам» работы с информацией можно отнести также и органы чувств человека: зрение, слух и пр.

Построение «внешних» информационных моделей требует наличия внешнего носителя и инструментария, с помощью которого можно перенести на него информацию. Их выбор очень тесно взаимосвязан друг с другом. Наличие того или иного носителя, определяет применение определенного инструмента и, наоборот, имеющийся инструмент влияет на используемый носитель. Допустим на песке вполне можно было рисовать и пальцем. Для надписей и рисунков на камне необходимо использовать либо твердые резцы, либо красящие материалы (уголь, мел и пр.). Для письма на мягкой глине и вощеных дощечках удобны специально заточенные палочки.

Одним из самых старинных информационных инструментов для рисунков и письма, с которым любой ребенок знакомится в первую очередь и который до настоящего времени исправно служит человеку, является карандаш. И сегодня в любом канцелярском магазине можно найти широчайший ассортимент этого изделия.

По мнению некоторых историков в качестве предшественника современного карандаша следует рассматривать небольшие заостренные с двух сторон прутики, которые обжигали в керамической посуде без доступа кислорода [45].

Начиная с XII в. приобрели популярность свинцовые, а чаще свинцово-оловянные стержни в держателе из металла или кожи. Свинцовый предшественник карандаша оставлял довольно бледный след, легко удаляемый «ластиком» из хлебного мякиша. Гораздо лучше рисовал серебряный стержень, но он был доступен далеко не всем.

В XV в. в Италии в качестве пишущего материала применяли глинистый сланец – горную породу черного цвета, месторождение которой было обнаружено в Пьемонте. Но его исчерпали очень скоро. Французы использовали смесь белой глины с сажей, оставлявшую на бумаге более темные следы и меньше царапавшую бумагу.

И только в XVI в. в Англии обнаружили залежи мягкого черного минерала – графита, которым поначалу определенными знаками метили овец. Графитовые палочки, обмотанные бечевкой, стали продавать в Лондоне. Они были очень хрупкими, никак не скреплялись с оболочкой, и писать ими было не вполне удобно. Тем не менее, графит рассматривался в качестве важнейшего, как сейчас говорят, стратегического сырья, и за его вывоз с территории Англии полагалась смертная казнь. Эти строгие меры позволили затянуть распространение графита почти на двести лет.

Карандаш в его современном представлении появился благодаря изобретению чеха Иозефа Гартмута. Он предложил делать пишущий стержень из молотого графита, смешанного с глиной. Соотношение этих компонент определяло твердость карандаша. Несколько позже к тому же рецепту независимо пришел француз Никола Конте, в 1790 г. предложивший помещать стержень в деревянную оболочку. Как мы можем оценить сегодня, идея эта была чрезвычайно удачной. В настоящее время наряду с традиционными карандашами, широко используются и автоматические карандаши.

Далеким предком другого информационного орудия для письма – авторучки являются заостренные палочки – стилосы, применявшиеся в Шумере для выдавливания знаков на сырой глине. Похожими инструментами для письма на восковых дощечках пользовались в Древней Греции и Риме. Острым был только один конец палочки, другой же округлый использовался для стирания записей.

В Древнем Египте для записей применяли «перо» из тростника и смесь сажи с маслом в качестве прообраза «чернил». В дальнейшем, вплоть до XIX в. самым распространенным средством письма стали заточенные гусиные, лебединые и вороньи перья, очищенные в раскаленном песке. Их обрезали, затачивали, в целях экономии разрезали на части и вставляли в деревянную оправу. Из одного гусиного крыла удавалось получать всего три-четыре пера, пригодных для письма. К тому же они были очень недолговечны.

Первое стальное перо, не требующее заточки, появилось в Германии в 1748 г., но оно было не гибким, без прорези на конце и сильно брызгало. Продольную прорезь в острие пера догадался сделать в 1792 г. англичанин Джеймс Перри. Это сразу значительно улучшило качество письма и способствовало повсеместному распространению стальных перьев (в 1835 г. в Англии их было произведено около 200 млн. штук). Сегодня перья для авторучек делают, как из стали, так и из сплава золота с серебром. На кончик золотого пера наплавляют прочный сплав осмия с иридием, что делает его практически «вечным».

В 1938 г. венгерский журналист Ласло Биро изобрел шариковую ручку. Он залил в тонкую трубочку с шариком на конце типографскую краску, которая смазывала шарик и оставляла на бумаге быстро высыхающий след. Массовое применение шариковых ручек началось после второй мировой войны. Правда в Советском Союзе они были в большом дефиците вплоть до начала 70-х гг., когда, наконец, в стране началось их промышленное производство.

Практически одновременно с шариковыми ручками появились фломастеры. Интересно, что прибор типа фломастера был найден в гробнице Тутанхамона и представлял собой свинцовую трубочку, внутри которой находилась заполняемая красителем тростинка, по волокнам которой он и просачивался к заостренному для письма концу.

Как известно, в том числе и из русской классической литературы, профессия переписчика бумаг, который должен был иметь каллиграфический почерк, существовала почти до конца XIX в. И если для издания массовых тиражей книг и газет применялась промышленная технология печати, то на уровне индивидуальной работы информационная технология письма по-прежнему оставалась ручной и малопроизводительной.

Только к концу позапрошлого века была изобретена пишущая машинка – устройство для записи текстов путем последовательного набора символов на клавиатуре. В течение целого столетия канцелярские и дорожные, механические и электрические пишущие машинки честно служили человеку. Иногда и сегодня их модификации, снабженные электронной памятью, имеют практическое использование. Но появление персональных компьютеров, оснащенных компактными и производительными печатающими устройствами, сделало пишущие машинки достоянием истории. Причем следует особо отметить, что персональный компьютер стал действительно массовым инструментом обработки информации только тогда, когда его оснастили удобными принтерами, которые позволяли печатать на обычной бумаге.

На начальном этапе персональной компьютеризации печатали либо на перфорированной бумаге, когда удавалось подключить к ПК печатающие устройства от предшествующих моделей ЭВМ, либо на специальной рулонной термобумаге. Этот факт может служить еще одним свидетельством того, что предполагалось распечатывать в основном листинги программ и большие таблицы данных, а вовсе не обычные офисные документы. Большинство первые печатающих устройств были очень громоздкими и шумными. Но очень скоро появились замечательные матричные принтеры, позволяющие распечатывать отдельные листы формата А4 и А3, по габаритам сравнимые с клавиатурой персонального компьютера. Впрочем, сейчас такие принтеры можно встретить уже крайне редко. Сегодня на рынке представлен широчайший спектр высокопроизводительных цветных струйных и лазерных принтеров.

 

Книгопечатание стало первой информационной технологией, ориентированной не на индивидуальный, а на массовый выпуск информационной продукции, благодаря чему знания стали широкодоступны.

Изобретателем книгопечатания считают Иоганна Гутенберга, придумавшего первый печатный станок в Европе. Однако согласно последним научным данным значительно раньше, еще VI в. н.э. в Китае существовали информационные технологии, которые реализовывали многие идеи книгопечатания. На куске дерева, слоновой кости вырезали (или вылепляли из глины) зеркальное изображение целой страницы текста, т.е. получали рельефную печатную форму. Ее выступающие части покрывали тушью и прижимали к листу бумаги. Еще дальше китайские печатники продвинулись в 1041-1048 гг., когда был изобретен разборный шрифт.

Как и большинство изобретений, книгопечатание возникло не сразу. Элементы типографской технологии и техники накапливались постепенно. В Европе способ размножения вырезанного на деревянной доске изображения был известен еще в середине XIV в. Подобным образом переписчики воспроизводили узорные буквицы и сложные орнаменты, украшавшие листы.

Позже начали вырезать на досках весь текст, чтобы потом делать оттиски на бумаге. Затем его начали набирать из маленьких кубиков, на каждом из которых была только одна буква. Набранные страницы заливали расплавленным мягким металлом, как правило, сплавом свинца, и после его затвердевания получали готовую форму, с которой можно было напечатать множество копий.

Первым, кто соединил все предшествующие изобретения в одном устройстве и придумал технологию, обеспечивающую печатание удобных для чтения ровных строк, стал немецкий мастер Иоган Гутенберг.

В 1444 г. он отлил первые литеры и приспособил ручной пресс для печатания оттисков. Предложенный им набор позволил делать любое число идентичных отпечатков текста, составленного из элементов-литер. Их можно было заменять на другие для печати новой страницы.

Гутенберг также сконструировал прибор для изготовления литер. В качестве материала для литер использовался сплав свинца с сурьмой, а качестве типографской краски – густая смесь сажи и растительного масла.

Но Гутенберг полиграфическим способом изготавливал лишь текст. Отпечатанные рисунки и орнаменты впервые появились у немецкого печатника Петера Шеффера в 1457 г. Гравированные на металле иллюстрации и текст с наборной формы впервые напечатал на одном листе флорентийский типограф Николо ди Лоренцо в 1477 г.

До конца XV в. типографии появились во многих странах Европы. Количество книг резко возросло. С XVI в. ведется история большинства крупнейших европейских библиотек.

Распространение книгопечатания как технологии тиражирования информации позволило не только издавать в большом количестве дешевые книги, но и организовать выпуск периодических изданий – газет и журналов.

В последующие годы модернизация печатного станка сводилась к механизации отдельных процессов, первоначально выполнявшихся в ручную, например, сбор слов и строк из отдельных литер-букв и знаков. В начале XIX в. появились первые машины, которые сами брали из хранилища литеры и составляли строки.

Но настоящий переворот в наборном деле произошел в 1886 г., когда начала работать изобретенная за два года до этого О.Мергенталлером наборная строковая машина – линотип. В этой машине соединились три сложных устройства: наборное, литейное, разборочное. Наборщик набирал строку на клавишах. Собранная строка автоматически передавалась в отливной аппарат, где полости матрицы заполнял жидкий типографский сплав, строка охлаждалась и быстро застывала. Металлическую строку отправляли на специальный столик, где из строк собирали страницу, а матрица попадала в разборочный аппарат, который распределял литеры обратно по хранилищам. Скорость набора станицы увеличилась в 10 раз.

Существует несколько методов печати. Если печатающие элементы расположены на одном уровне или выше пробельных, такой способ называется высокой печатью. Таким способом печатают до сих пор. Его удобство заключается в том, что может быть использована краска практически любого состава. Исторически это самая первая технология.

Качество печати старались все время улучшить. Изобрели глубокую печать для совершенствования передачи полутонов при переходе от белого к черному. Печатные элементы стали делать не выше, а ниже пробельных и с изменяемой глубиной. Чем темнее должен быть элемент, тем он глубже и, соответственно, толще слой заполняющей краски и тем больше перейдет ее лист на оттиск. Сначала краска покрывает и пробельные места. Перед печатью краску с пробельных мест удаляют с помощью специального ножа. Это довольно дорогой способ печати. Поэтому сейчас чаще используют офсетную печать.

При данном способе пробельные и печатные элементы лежат практически в одной плоскости, но их поверхности придают разные физико-химические свойства. Печатные элементы хорошо удерживают краску и отталкивают влагу, пробельные, наоборот, хорошо смачиваются водой, а краску отталкивают. Краска на бумагу переносится не непосредственно, а через промежуточный офсетный цилиндр, эластичным резинотканым полотном.

При трафаретном способе печати в специальном материале вырезают узор или буквы и проходят по нему красителем. Получится четкое изображение с ровными краями.

Цифровая печать, работает под управлением ЭВМ по принципу лазерного принтера и используется для печати небольших тиражей.

В последнее время широкой популярностью пользуются ризографы – аппараты для цифровой трафаретной печати. Название происходит от японской фирмы RISO, поставившей первые аппараты такого класса в Россию. Их используют для публикации средних тиражей порядка 1000 экземпляров. Для типографии такой тираж мал, для принтера и ксерокса велик.

В настоящее время практически все этапы полиграфического процесса (набор, верстка, цветоделение, изготовления макета и пр.) полностью компьютеризированы, т.е. теперь в это области также господствуют компьютерные информационные технологии.

Кстати, говоря об инструментах современной информационной технологии, особенно офисной, нельзя не сказать о ксероксе. Этот аппарат сыграл особую выдающуюся роль в повышении производительности труда инженерно-технических и конторских работников. Многие информационные задачи с его помощью решаются эффективнее, чем с помощью других инструментов. Без ксерокса, также как и без компьютера, уже не мыслима работа современной организации.

В заключении обзора информационных инструментов для работы с текстами необходимо отметить, что в настоящее время массовое распространение находят сканеры – устройства для непосредственного перевода текстов и изображений в цифровой компьютерный формат. Разработка промышленных сканеров, оснащенных мощным программным обеспечением, позволила приступить к широкомасштабным работам по переносу информационных ресурсов, накопленных человечеством, с бумажных и пленочных носителей на электронные.

Все перечисленные выше инструментальные средства можно отнести к «основным средствам информационного производства», но в ходе развития цивилизации человек изобрел и активно использует множество вспомогательных приспособлений для более эффективной реализации информационных технологий: скрепки, ластики и другие, так называемые канцелярские товары и средства оргтехники.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...