Теория социального научения
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья, форма научения. С самого начала надо подчеркнуть, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма, и отметить некоторые важные частные достижения этой концепции. Так, А Бандура правильно и своевременно выступил против переноса данных, полученных на животных, на анализ человеческого поведения. Он считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (подражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели). Бандура провел немало лабораторных и полевых исследова ний, посвященных детской и юношеской агрессивности. Детям показывали фильмы, в которых были представлены образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). После просмотра фильма дети играли с игрушками. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, было больше и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших фильма. Если в фильме агрессивность взрослых поощрялась, то и в игре детей она проявлялась чаще, и наоборот.
Бандура включает в схему «стимул — реакция» четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта: — внимание к действию модели; — память о воздействиях; — двигательные навыки, позволяющие воспроизвести увиденное; — мотивацию, определяющую желание ребенка выполнить то, что он видит. Отсюда видно, что Бандура признает роль когнитивных (познавательных) процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Известный американский психолог Р. Сирс предложил принцип диадического анализа развития личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых диадических ситуациях. Диадические отношения — это отношения ребенка и матери, учителя и ученика, отца и сына и т. д. По мнению Р. Сирса, нет строго фиксированных и неизменных черт личности (например, агрессивности или доброжелательности). Соответствующее поведение всегда зависит от личностных свойств другого члена диады, практика детского воспитания определяет природу детского развития. Он выделил три фазы развития ребенка: — фаза рудиментарного поведения — основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве; — фаза первичных мотивацаонных систем — основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации); — фаза вторичных мотивационных систем — основывается на научении вне семьи. Отсюда мы видим, что влияние родителей на воспитание ребенка Р. Сирс считает главным в процессе социализации. По Р. Сирсу, центральный компонент научения — это зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. В психоанализе показано, что психологическая зависимость от матери возникает очень рано. Но пик зависимости приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения:
1) «поиск вегетативного внимания»: привлечь внимание с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Эта форма зависимости — прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку; 2) «поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы, излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения. Эта форма связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей; 3) «поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу или, наоборот, стремление выйти из группы, Эта форма возникает при терпимости матери по отношению к поведению дочери, но нетерпимости по отношению к агрессивному поведению; 4) форма поведения, которую автор назвал «пребыванием близости», - это постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм «незрелого», пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости; 5) «прикосновение и удержание». Проявляется в виде не агрессивного прикосновения, удерживания или обнимания других. Это форма «незрелого» зависимого поведения. Успех каждого метода воспитания, подчеркивает Р. Сирс, зависит от умения родителей найти средний путь. Правилом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая зависимость; ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация. Роль поощрения и наказания в формировании нового поведения, отвергая все попытки объяснить поведение человека на основе внутренних побуждений, отмечал Б. Скиннер. Главное понятие концепции Б. Скиннера — подкрепление, т. е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление и награда — не тождественные понятия. Подкрепление усиливает поведение, награда не обязательно способствует этому. Подкрепление может быть положительным и отрицательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т. д.). Скиннер выступает против наказания, отличая его от отрицательного подкрепления. Наказание, по его мнению, не может дать устойчивого и продолжительного эффекта. Игнорирование плохого поведения ребенка может заменить наказание.
Ассимилировав достижения в теории социального научения, и в особенности идеи Сирса и Скиннера, Дж. Гевирц основное свое внимание уделил изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности младенца к взрослому и взрослого к ребенку. Источниками мотивации поведения ре бенка служат стимулирующее влияние среды и научение на ос нове подкрепления, необходимо учитывать, при каких условиях данная стимуляция воздействует на ребенка. Разнообразные реакции младенца - улыбка, смех, вокализации — служат положительными подкрепляющими стимулами для поведения родителей: таким образом, младенец может формировать, а затем контролировать разнообразные виды поведения своих родителей. Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные (кросскультурные) исследования М. Мид, показал плодотворность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в разных культурах способы ухода за младенцами, исследователи (Дж. Уайтинг, М. Мид, У. Брофенбреннер) пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира. В основе теории социального научения лежит схема «стимул — реакция» и учение 3. Фрейда. Американские ученые взяли у Фрейда его социальную сердцевину: отношения между «Я» и обществом. Фрейд и бихевиоризм скрещиваются не в проблеме сексуальности, не в проблеме инстинкта, а в подчеркивании роли социального в развитии ребенка. Однако социальное в бихевиоризме понимается как одна из форм стимуляции, вызывающей поведение, как одна из форм подкрепления, поддерживающая его. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки, нормы общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|