2. Обновленная концепция внешней политики России
2. ОБНОВЛЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Внешняя политика России на современном этапе*
Избрание нового Президента России, как и состоявшиеся незадолго до этого парламентские выборы, безусловно, стали точкой отсчета нового этапа развития страны. Любому переходному моменту такого формата неизбежно сопутствует осмысление предшествующей фазы политического процесса. Происходит инвентаризация его результатов и как следствие — корректировка стратегии на ближайшую и среднесрочную перспективу. Такая работа активно ведется сейчас в России по всем направлениям — будь то экономика, государственное строительство, федеративные отношения, социальная область. Не стала исключением и сфера внешнеполитической деятельности. В данном издании публикуется утвержденная 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным новая редакция Концепции внешней политики России. По сути Концепция воплощает в себе идеологию всей деятельности нашего государства в сфере международных отношений. Она определяет основные направления, пути и методы отстаивания долгосрочных национальных интересов Российской Федерации в международных делах. Концепция призвана придать нашей внешней политике дополнительную открытость и предсказуемость. Это — послание Российского государства всем членам международного сообщества, устанавливающее четкие ориентиры в отношении наших будущих шагов во внешней политике. То, что новая Концепция появилась именно сейчас, вполне объяснимо. Это вытекает из самой логики того процесса поиска Россией своего места и роли в международных делах и в отношениях с внешним миром, который активно шел в последнее десятилетие. Этот процесс был довольно длительным, и далеко не простым, что обусловлено масштабами и глубиной тех перемен, которые происходили в самой стране и вокруг нее.
Можно сказать, что сейчас эта фаза становления современной внешней политики России в основном завершена. Новая Концепция подводит черту под прошлыми годами, оформляет и закрепляет устоявшиеся и оправдавшие себя позиции и целеустановки, намечает новые горизонты. Необходимость разработки такого рода обновленной внешнеполитической платформы прямо связана и с принятием в начале года в России новой Концепции национальной безопасности. Она является базовым документом, содержащим анализ внешних угроз безопасности Российской Федерации. Концепция внешней политики развивает эту проблематику применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности российского государства. При этом речь не идет о какой-то неожиданной или кардинальной переориентации внешнеполитического курса. Концепция в этом плане не содержит сюрпризов. Она сводит в систему принципиальные подходы России, которые составляли содержание внешнеполитической деятельности страны в последние годы, делает необходимые выводы из ошибок и упущений прошлого. Вместе с тем в Концепции, безусловно, присутствуют и весьма существенные элементы новизны — в формулировании национальных приоритетов, конкретных оценках и акцентах, в описании инструментов реализации внешнеполитических задач. Если говорить о главном из того, что будет отличать внешнюю политику России в предстоящий период, то на первом месте следует назвать реализм. Реализм во взгляде на международную ситуацию, в постановке конкретных целей, в оценке собственных возможностей. Как известно, предыдущая редакция Концепции принималась в начале 1993 года. В тот момент российское государство делало первые шаги на мировой арене. Этим объяснялся присущий ей налет романтизма и завышенных ожиданий. Тогда казалось, что стоит лишь покончить с холодной войной и изменить вектор собственного развития как большинство проблем решится само собой, мир в одночасье станет гармоничным и безопасным.
И в этом был свой резон. Действительно, к концу восьмидесятых — началу девяностых годов международный климат потеплел, удалось существенно разрядить военную напряженность в мире, вывести из арсеналов целые категории вооружений, сделать более транспарентной военную деятельность, ограничить и начать сокращение стратегических ядерных потенциалов СССР и США, цивилизованным путем развязать сложнейший германский узел. Военно-стратегическое противостояние по оси Запад — Восток было минимизировано, а риск военного столкновения между двумя ведущими ядерными державами сведен к предельно малым величинам. Бесспорно, в начале девяностых годов имелся шанс для коренного переустройства международного порядка на демократических основах. И не вина России, что на том этапе этот исторический шанс не был реализован. Слишком велико оказалось искушение воспользоваться стратегическими последствиями крушения СССР и восточноевропейской союзной системы. Призыв новой России строить демократический миропорядок без разделительных линий и дискриминации разного свойства на деле не был воспринят должным образом. Наоборот, все чаще Россию пытались поставить в неравноправное положение. Расхожим стал тезис о том, что ей надо смириться с новой " скромной ролью". Более того, нас неоправданно обвиняли в имперских амбициях, как только мы начинали отстаивать свои интересы. Не оправдались и надежды на то, что на смену биполярному миру автоматически придет широкое партнерство в интересах международной стабильности. Силовой фактор отнюдь не утратил значения, он лишь изменил в отдельных случаях свою направленность. Открыто стал насаждаться тезис, что, мол, в современных условиях дипломатия может быть по-настоящему эффективной лишь тогда, когда подкрепляется угрозой силой или ее непосредственным применением. Возникли новые очаги напряженности, в том числе непосредственно на границах России. Международному сообществу пришлось искать ответы на многие, причем весьма острые угрозы и вызовы, масштаб которых до этого времени нам было даже трудно себе представить. Достаточно в этой связи упомянуть проблему международного терроризма.
Трезвый анализ всех этих весьма существенных факторов не мог не отразиться на оценке рамочных международных условий, в которых находится сегодня Россия и на которых должна выстраиваться ее практическая политика по конкретным направлениям. Другой важный элемент, который отныне будет гораздо рельефнее представлен во внешней политике России, — прагматизм. Сейчас в нашей стране есть ясное осознание того, что на нынешнем этапе внешняя политика призвана быть действенным помощником в решении задач внутреннего развития. Мы отдаем себе отчет в том, что наши внешнеполитические ресурсы на данный момент объективно ограничены. Следовательно, они должны сосредотачиваться прежде всего на жизненно важных для российского государства областях. Это — в первую очередь обеспечение надежной безопасности, создание максимально благоприятных условий для поступательного экономического развития, устойчивого хозяйственного роста. повышения жизненного уровня населения, укрепления основ конституционного порядка, консолидация гражданского общества, защита прав наших сограждан и соотечественников за рубежом. Мы отказались от идеологии глобального мессианства, которая была присуща бывшему СССР и заставляла его " демонстрировать флаг" в самых удаленных уголках планеты. Критерии сегодняшней России — иные. Мы не стремимся к дипломатическому присутствию ради самого присутствия. Будем взвешенно и расчетливо подходить к подключению к различным глобальным начинаниям и проектам, добиваться формирования их с учетом российских потребностей, воздерживаться от участия в них, если это не стыкуется с нашими возможностями и не несет прямой отдачи для интересов страны. Степень вовлеченности России в такого рода проекты или инициативы будет соизмеряться с конкретной пользой от этого для наших приоритетов.
Это, конечно не означает, что мы собираемся сужать сферу нашей внешней политики как таковой. Речь идет о том, чтобы сделать ее более рациональной, если хотите — более рентабельной и в политическом, и в экономическом измерении. Если суммировать вышесказанное, то суть сводиться к следующему: внешняя политика России будет все более предметно сориентирована на реализацию национальных интересов. Они будут отстаиваться последовательно, а где надо и жестко. Хотел бы сразу подчеркнуть, что такой подход не имеет ничего общего с национальным эгоизмом, самоизоляцией, а тем более с конфронтационностью. Он ни в коей мере не вступает в противоречие с линией на дальнейшую активную роль России в демократизации международного сообщества, ее интеграцию в мировую экономику. Этой линии нет разумной альтернативы. Какие бы трудности ни возникали по отдельным международным проблемам или в отношениях с отдельными странами, основой внешнеполитического курса будет стремление к партнерству и поиск взаимоприемлемых решений. В том числе и самых сложных проблем. Другими словами, отстаивать собственные позиции и приоритеты мы будем в рамках линии на конструктивное взаимодействие, стремясь при этом совершенствовать соответствующие инструменты и механизмы. В Концепции не случайно подчеркивается заинтересованность России в расширении круга своих друзей и союзников, в создании вокруг себя пояса добрососедства, активном использовании механизмов международного сотрудничества для продвижения своих национальных интересов. Ведь именно это во многом определяет прочность позиций государств в современном мире. В предстоящий период в российской внешней политике будет неуклонно увеличиваться удельный вес экономической дипломатии. Здесь на передний план выходят такие задачи, как содействие укреплению экономики России и обновлению внешнеэкономической специализации, обеспечение полноправного участия в международных экономических организациях, помощь российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, привлечение иностранных инвестиций, решение проблем внешней задолженности. Новые вызовы несет и набирающий темп процесс глобализации. С учетом наших известных экономических проблем Россия относится к числу государств, для которых глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики — помочь минимизировать эти опасности, в частности содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого, бескризисного развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны.
Еще один существенный критерий, который в растущей степени будет применяться к оценке эффективности нашей внешней политики — это защищенность интересов и прав граждан России и соотечественников, где бы они ни находились и ни проживали. Данная тематика будет звучать в дипломатической деятельности России более весомо, конкретно и наступательно, соразмерно той остроге. которая характерна для этих проблем в отдельных странах. Наши партнеры могут исходить из того, что Россия продолжит свою принципиальную линию в вопросах формирования нового миропорядка. Здесь мы будем строить свою политику исходя из убеждения, что лучшей основой стабильного мира и устойчивого развития является многополюсное мироустройство, не допускающее монополии и доминирования в мировых делах какой-либо одной державы или группы государств. В этом подходе Россия далеко не одинока. Для нас совершенно очевидно стремление абсолютного большинства государств к формированию справедливой и равноправной системы международных отношений. Даже те из них, кто является союзниками США, явно не хотят, чтобы в мире утвердилась и тем более была бы узаконена чья-либо гегемония, будь то одной сверхдержавы или военно-политического альянса. Думаю, это не в интересах и самих Соединенных Штатов. Россия будет последовательно выступать за дальнейшее снижение роли военной силы в международных отношениях, за укрепление коллективных, многосторонних механизмов управления международными процессами. Только на такой основе мировое сообщество сможет эффективно противодействовать многочисленным глобальным вызовам и рискам нового поколения. Ключевое значение в этом плане российская политика и дальше будет отводить ООН. Именно эта организация должна, по нашему убеждению, оставаться главным центром регулирования международных отношений в XXI веке. Исходя из этого, Россия будет противодействовать попыткам эрозии роли ООН и Совета Безопасности в мировых делах. Наш приоритет — усиление консолидирующей функции ООН. рациональное реформирование Организации в целях придания ей способности более быстрого и адекватного реагирования на события в мире. наращивание возможности ООН по урегулированию кризисов и конфликтов. Мы ожидаем, что предстоящий в сентябре нынешнего года Саммит тысячелетия поможет существенно продвинуть ООН в этом направлении, укрепить и поднять ее роль в современном мире. Россия стремится внести конструктивный вклад в организацию и проведение этого ответственного мероприятия, активно сотрудничая в этом со всеми заинтересованными государствами. Помощниками, а не соперниками ООН должны быть различные региональные и субрегиональные организации, в том числе действующие в области безопасности. Мы видим, что роль региональных организаций в современном мире растет. Это — объективный процесс, который способен придать международным отношениям дополнительную устойчивость. Ткань сотрудничества на этом уровне призвана стать еще одним важным пластом в формировании многополярного мироустройства. Россия активно вовлечена во многие из этих процессов как на европейском, так и на азиатском направлении. Мы рассматриваем свое участие в региональных организациях как один из важнейших элементов нашей внешней политики. С теми структурами, в которые мы не входим, будем стремиться налаживать продуктивное взаимодействие. Неотъемлемой предпосылкой становления и укрепления справедливого миропорядка является неуклонное соблюдение всеми членами мирового сообщества и их объединениями основополагающих принципов международного права, в первую очередь Устава ООН. Мы считали и считаем совершенно неприемлемыми попытки объявить сформировавшуюся на сегодня международно-правовую систему пережитком прошлого, подменить ее несущие конструкции концепциями типа " гуманитарной интервенции", " ограниченного суверенитета" или весьма вольно трактуемыми соображениями морали. Разумеется, это не означает, что Россия рассматривает международное право как нечто застывшее и окаменевшее. Как и все в современном динамично меняющемся мире оно должно быть предметом адаптации к конкретным потребностям нынешнего этапа международных отношений. Мы открыты для предметного диалога по этим вопросам, в том числе и по теме правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации. Как известно, Россия сама выступила с инициативой обсуждения этой темы на Саммите тысячелетия. При этом, однако, совершенно очевидно, что поиск конкретных форм реагирования мирового сообщества на кризисы. в том числе гуманитарного характера, должен вестись на самой широкой коллективной основе и в пределах международно-правового поля. Цель — выходить на решения, которые пользовались бы поддержкой всех вовлеченных стран и мирового сообщества в целом. Мы уверены, что такой подход разделяется абсолютным большинством членов ООН. Важной сферой российской внешней политики остается разоруженческое направление. От бывшего Советского Союза Россия унаследовала не только значительный потенциал ядерного, химического и обычного оружия, но и ответственность за продолжение международных усилий по ограничению и сокращению этих арсеналов. За прошедшие годы мы делали все возможное, чтобы быть на высоте этой ответственности. Россия неукоснительно выполняла и выполняет свои обязательства по договорам в области ограничения и сокращения вооружений и режимов нераспространения. Будем готовы идти на дальнейшее сокращение военных потенциалов как в российско-американском, так и многостороннем формате. Недавняя ратификация в России Договора Одной из наиболее острых угроз международной безопасности и стабильности стали в наши дни локальные конфликты, замешанные на агрессивном сепаратизме, межэтнической вражде, религиозной розни. Они дестабилизируют ситуацию целых регионов, лишают жизни тысячи и тысячи людей, становятся причиной миллионных потоков беженцев. К сожалению, в последние годы мы не только не приблизились к преодолению этого зла, но, пожалуй, даже отдалились от решения проблемы как таковой. Число региональных конфликтов и очагов напряженности не сократилось. Уже существующие за редким исключением не находят устойчивых решений, и при этом к ним добавляются новые. Многие горячие точки полыхают или тлеют в непосредственной близости от российской территории, и мы хорошо знаем цену их последствиям. Особо тревожит то, что в последнее время региональные конфликты все более цинично используют в своих преступных целях международные террористические организации. Насколько опасна гремучая смесь международного терроризма и религиозного экстремизма, Россия смогла в полной мере прочувствовать на примере событий на Северном Кавказе. Задача внешней политики — добиться правильного понимания мировым сообществом действий России по отражению этой острейшей угрозы и одновременно способствовать налаживанию эффективного сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом. В целом российской внешней политикой наработан существенный конструктивный потенциал в роли посредника при урегулировании сложных международных проблем. Мы не намерены уходить от этой ответственности и далее будем стремиться вносить посильный вклад в многосторонние усилия по разрешению наиболее острых международных кризисов. Несколько слов о региональных приоритету. Россия — государство, занимающее огромное пространство на двух континентах. Само ее геополитическое положение уже предполагает многовекторную политику, сбалансированную в географическом отношении. По понятным причинам центральным направлением было и останется сотрудничество с государствами СНГ. Упор будет делаться на развитии добрососедских партнерских отношений со странами Содружества, ускорении и углублении взаимовыгодных интеграционных процессов. Причем и здесь мы будем действовать с позиций реализма, принимая во внимание встречную открытость и готовность партнеров по СНГ учитывать наши интересы. Интеграция для России не самоцель, но и не пустой лозунг. Важно, чтобы она приносила все более весомые позитивные результаты самой России и другим участвующим государствам. Мы убеждены в том, что столбовой дорогой развития на пространстве СНГ является сближение и сплочение, а не раздробление и разбегание друг от друга. Традиционный приоритет нашей внешней политики — Европа. Дело не только в том, что Россия — неотъемлемая часть истории и современного развития Европы. На этом направлении реализуется основной массив наших внешних интересов. Пожалуй, из всех внешних факторов именно процессы, разворачивающиеся в Европе, оказывают наиболее значимое воздействие на происходящее в России. Здесь на перспективу просматриваются две основные задачи. Первая — продолжение линии на создание стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. Вторая — придание дополнительного импульса разностороннему сотрудничеству между Россией и Европейским Союзом. Уже сейчас ЕС — один из наших главных партнеров в мировой политике и экономике. Есть все основания полагать, что значение взаимных отношений будет возрастать для обеих сторон. Наша цель — устойчивое, долгосрочное и равноправное партнерство с ЕС, свободное от конъюнктурных колебаний. В ближайшей перспективе речь должна идти о том, чтобы сконцентрироваться на вопросах реализации встречных стратегий наполнения отношений. Критерий реализма и прагматизма будет определять и наш подход к отношениям с НАТО. Объективно оценивая роль альянса, мы исходим из того, что взаимодействие Россия-НАТО способно стать существенным фактором обеспечения безопасности и стабильности на континенте. Сейчас началось размораживание наших отношений с альянсом, свернутых после известных событий на Балканах. Мы к этому готовы. Но исходим из того, что степень эффективности сотрудничества и его уровень будут зависеть от готовности сторон в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства, прежде всего по Основополагающему акту. Мы будем и дальше убеждать наших партнеров по НАТО в непродуктивности линии на дальнейшее расширение альянса. И не только потому, что это ведет к негативному изменению военно-стратегического ландшафта в Европе, которое Россия не может игнорировать. Процесс расширения объективно ведет к закреплению в Европе зон с различной степенью безопасности и не может восприниматься нами иначе, как направленный против интересов России. У нас есть твердый настрой продолжить активный диалог с США. В ближайшие четыре года нам предстоит иметь дело с новой вашингтонской администрацией. Убежден, что в интересах обоих государств сохранить линию на конструктивное взаимодействие, преумножить накопленный за последние восемь лет позитивный потенциал. У нас немало областей, где наши интересы объективно совпадают и создают базу для плодотворного сотрудничества. Обе страны несут особую ответственность за состояние дел в сфере поддержания стратегической стабильности, ядерного разоружения. Предстоящий период будет в этом смысле особенно важным. Те решения, которые придется принимать в этой области. надолго предопределят направленность мировых процессов в целом. Во внешней политике России будет неуклонно возрастать значение Азии. Будучи неотъемлемой частью азиатского пространства, мы имеем здесь самые широкие интересы, которые наполняются дополнительным содержанием благодаря динамичным процессам развития региона. Будем делать упор на активизацию участия в основных интеграционных структурах АТР и стремиться к углублению отношений с нашими ведущими азиатскими партнерами, прежде всего Китаем, Индией, а также Японией. Весьма актуальной остается для нас, безусловно. задача содействовать общему оздоровлению обстановки в Азии. Мы не будем пренебрегать развитием отношений с государствами Африки. Латинской Америки. их интеграционными объединениями. Здесь есть серьезный обоюдный интерес к расширению экономического сотрудничества, политического дна-юга и большое окно потенциальных возможностей. которые мы хотим задействовать во взаимных интересах. В целом наши партнеры могут твердо рассчитывать, что политика России будет самостоятельной, предсказуемой, транспарентной, учитывающей законные интересы других государств, нацеленной на поиск совместных решений. Уверенность в этом придает и тот факт, что страна вступает в период политической и экономической стабильности, а сформировавшийся внешнеполитический курс опирается на широкую поддержку общественности и всех ведущих политических сил России. В богатой на события, непростой, а порой и трагичной истории нашего государства российским политикам и дипломатам не раз приходилось отстаивать национальные интересы в условиях, когда страна находилась в тяжелой ситуации, а ее внутренние ресурсы, казалось, были исчерпаны. В такие кризисные периоды недостаток государственной мощи России компенсировали воля, сплоченность, ее интеллектуальный и творческий потенциалы. На первое место выступали талант маневра ограниченными возможностями, умение сконцентрировать их на главном направлении, учет прошлых ошибок, изобретательность и настойчивость в продвижении национальных приоритетов. Нам нужны терпение и выдержка, накопление сил и готовность к обновлению, последовательность и упорство в решении задач. Так было в период становления Московского княжества, после " смутного времени", так было при Петре Великом, когда Россия начала грандиозный исторический прорыв, так было после поражения в Крымской и русско-японской войнах. Россия всегда выходила из кризисов более сильной и уверенной в себе. Так будет и на этот раз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|