Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Обновленная концепция внешней политики России




2. ОБНОВЛЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Внешняя политика России

на современном этапе*

 

Избрание нового Президента России, как и состоявшиеся незадолго до этого парламентские выборы, безусловно, стали точкой отсчета нового этапа развития страны. Любому переходному моменту такого формата неизбежно сопутствует осмысление предшествующей фазы политического процесса. Происходит инвентаризация его результатов и как следствие — корректировка стратегии на ближайшую и среднесрочную перспективу. Такая работа активно ведется сейчас в России по всем направлениям — будь то экономика, государственное строительство, федеративные отношения, социальная область.

Не стала исключением и сфера внешнеполитической деятельности. В данном издании публи­куется утвержденная 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным новая редакция Концепции внешней политики России.

По сути Концепция воплощает в себе идеоло­гию всей деятельности нашего государства в сфере международных отношений. Она определяет основные направления, пути и методы отстаивания долгосрочных национальных интересов Российской Федерации в международных делах. Концепция призвана придать нашей внешней политике дополнительную открытость и предсказуемость. Это — послание Российского государства всем членам международного сообщества, устанавливающее четкие ориентиры в отношении наших будущих шагов во внешней политике.

То, что новая Концепция появилась именно сейчас, вполне объяснимо. Это вытекает из самой логики того процесса поиска Россией своего места и роли в международных делах и в отношениях с внешним миром, который активно шел в последнее десятилетие. Этот процесс был довольно длительным, и далеко не простым, что обусловлено масштабами и глубиной тех перемен, которые происходили в самой стране и вокруг нее.

Можно сказать, что сейчас эта фаза становления современной внешней политики России в ос­новном завершена. Новая Концепция подводит черту под прошлыми годами, оформляет и закреп­ляет устоявшиеся и оправдавшие себя позиции и целеустановки, намечает новые горизонты.

Необходимость разработки такого рода обнов­ленной внешнеполитической платформы прямо связана и с принятием в начале года в России но­вой Концепции национальной безопасности. Она является базовым документом, содержащим анализ внешних угроз безопасности Российской Федера­ции. Концепция внешней политики развивает эту проблематику применительно к конкретным облас­тям внешнеполитической деятельности российского государства.

При этом речь не идет о какой-то неожидан­ной или кардинальной переориентации внешнепо­литического курса. Концепция в этом плане не со­держит сюрпризов. Она сводит в систему принци­пиальные подходы России, которые составляли со­держание внешнеполитической деятельности стра­ны в последние годы, делает необходимые выводы из ошибок и упущений прошлого.

Вместе с тем в Концепции, безусловно, при­сутствуют и весьма существенные элементы но­визны — в формулировании национальных при­оритетов, конкретных оценках и акцентах, в опи­сании инструментов реализации внешнеполити­ческих задач.

Если говорить о главном из того, что будет от­личать внешнюю политику России в предстоящий период, то на первом месте следует назвать реализм. Реализм во взгляде на международную ситуацию, в постановке конкретных целей, в оценке собствен­ных возможностей.

Как известно, предыдущая редакция Концеп­ции принималась в начале 1993 года. В тот момент российское государство делало первые шаги на ми­ровой арене. Этим объяснялся присущий ей налет романтизма и завышенных ожиданий. Тогда каза­лось, что стоит лишь покончить с холодной войной и изменить вектор собственного развития как боль­шинство проблем решится само собой, мир в одно­часье станет гармоничным и безопасным.

И в этом был свой резон. Действительно, к концу восьмидесятых — началу девяностых годов международный климат потеплел, удалось сущест­венно разрядить военную напряженность в мире, вывести из арсеналов целые категории вооружений, сделать более транспарентной военную деятель­ность, ограничить и начать сокращение стратегиче­ских ядерных потенциалов СССР и США, цивили­зованным путем развязать сложнейший германский узел. Военно-стратегическое противостояние по оси Запад — Восток было минимизировано, а риск военного столкновения между двумя ведущими ядерными державами сведен к предельно малым величинам.

Бесспорно, в начале девяностых годов имелся шанс для коренного переустройства международно­го порядка на демократических основах. И не вина

России, что на том этапе этот исторический шанс не был реализован. Слишком велико оказалось ис­кушение воспользоваться стратегическими послед­ствиями крушения СССР и восточноевропейской союзной системы. Призыв новой России строить демократический миропорядок без разделительных линий и дискриминации разного свойства на деле не был воспринят должным образом. Наоборот, все чаще Россию пытались поставить в неравноправное положение. Расхожим стал тезис о том, что ей надо смириться с новой " скромной ролью". Более того, нас неоправданно обвиняли в имперских амбициях, как только мы начинали отстаивать свои интересы.

Не оправдались и надежды на то, что на сме­ну биполярному миру автоматически придет широ­кое партнерство в интересах международной ста­бильности. Силовой фактор отнюдь не утратил зна­чения, он лишь изменил в отдельных случаях свою направленность. Открыто стал насаждаться тезис, что, мол, в современных условиях дипломатия мо­жет быть по-настоящему эффективной лишь тогда, когда подкрепляется угрозой силой или ее непо­средственным применением. Возникли новые очаги напряженности, в том числе непосредственно на границах России. Международному сообществу пришлось искать ответы на многие, причем весьма острые угрозы и вызовы, масштаб которых до этого времени нам было даже трудно себе представить. Достаточно в этой связи упомянуть проблему меж­дународного терроризма.

Трезвый анализ всех этих весьма существен­ных факторов не мог не отразиться на оценке ра­мочных международных условий, в которых нахо­дится сегодня Россия и на которых должна выстра­иваться ее практическая политика по конкретным направлениям.

Другой важный элемент, который отныне бу­дет гораздо рельефнее представлен во внешней по­литике России, — прагматизм. Сейчас в нашей стране есть ясное осознание того, что на нынеш­нем этапе внешняя политика призвана быть дейст­венным помощником в решении задач внутренне­го развития. Мы отдаем себе отчет в том, что на­ши внешнеполитические ресурсы на данный мо­мент объективно ограничены. Следовательно, они должны сосредотачиваться прежде всего на жиз­ненно важных для российского государства облас­тях. Это — в первую очередь обеспечение надеж­ной безопасности, создание максимально благо­приятных условий для поступательного экономи­ческого развития, устойчивого хозяйственного ро­ста. повышения жизненного уровня населения, укрепления основ конституционного порядка, кон­солидация гражданского общества, защита прав на­ших сограждан и соотечественников за рубежом.

Мы отказались от идеологии глобального мес­сианства, которая была присуща бывшему СССР и заставляла его " демонстрировать флаг" в самых уда­ленных уголках планеты.

Критерии сегодняшней России — иные. Мы не стремимся к дипломатическому присутствию ра­ди самого присутствия. Будем взвешенно и расчет­ливо подходить к подключению к различным глобальным начинаниям и проектам, добиваться фор­мирования их с учетом российских потребностей, воздерживаться от участия в них, если это не стыкуется с нашими возможностями и не несет прямой отдачи для интересов страны. Степень вовлеченности России в такого рода проекты или инициативы будет соизмеряться с конкретной пользой от этого для наших приоритетов.

Это, конечно не означает, что мы собираемся сужать сферу нашей внешней политики как таковой. Речь идет о том, чтобы сделать ее более раци­ональной, если хотите — более рентабельной и в политическом, и в экономическом измерении.

Если суммировать вышесказанное, то суть сводиться к следующему: внешняя политика России будет все более предметно сориентирована на реа­лизацию национальных интересов. Они будут отста­иваться последовательно, а где надо и жестко.

Хотел бы сразу подчеркнуть, что такой под­ход не имеет ничего общего с национальным эго­измом, самоизоляцией, а тем более с конфронтационностью. Он ни в коей мере не вступает в противоречие с линией на дальнейшую активную роль России в демократизации международного сообщества, ее интеграцию в мировую экономи­ку. Этой линии нет разумной альтернативы. Ка­кие бы трудности ни возникали по отдельным ме­ждународным проблемам или в отношениях с от­дельными странами, основой внешнеполитиче­ского курса будет стремление к партнерству и по­иск взаимоприемлемых решений. В том числе и самых сложных проблем. Другими словами, от­стаивать собственные позиции и приоритеты мы будем в рамках линии на конструктивное взаимо­действие, стремясь при этом совершенствовать соответствующие инструменты и механизмы. В Концепции не случайно подчеркивается заинте­ресованность России в расширении круга своих друзей и союзников, в создании вокруг себя поя­са добрососедства, активном использовании меха­низмов международного сотрудничества для продвижения своих национальных интересов. Ведь именно это во многом определяет прочность по­зиций государств в современном мире.

В предстоящий период в российской внеш­ней политике будет неуклонно увеличиваться удельный вес экономической дипломатии. Здесь на передний план выходят такие задачи, как со­действие укреплению экономики России и обно­влению внешнеэкономической специализации, обеспечение полноправного участия в междуна­родных экономических организациях, помощь российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, привлечение иностранных инвестиций, решение проблем внешней задолженности.

Новые вызовы несет и набирающий темп про­цесс глобализации. С учетом наших известных эко­номических проблем Россия относится к числу го­сударств, для которых глобализация таит в себе не­мало опасностей. Задача внешней политики — по­мочь минимизировать эти опасности, в частности содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наибо­лее благоприятные условия устойчивого, бескризис­ного развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны.

Еще один существенный критерий, который в растущей степени будет применяться к оценке эффективности нашей внешней политики — это защищенность интересов и прав граждан России и соотечественников, где бы они ни находились и ни проживали. Данная тематика будет звучать в дипломатической деятельности России более весомо, конкретно и наступательно, соразмерно той остро­ге. которая характерна для этих проблем в отдель­ных странах.

Наши партнеры могут исходить из того, что Россия продолжит свою принципиальную линию в вопросах формирования нового миропорядка. Здесь мы будем строить свою политику исходя из убеждения, что лучшей основой стабильного мира и устойчивого развития является многополюсное мироустройство, не допускающее монополии и до­минирования в мировых делах какой-либо одной державы или группы государств.

В этом подходе Россия далеко не одинока. Для нас совершенно очевидно стремление абсо­лютного большинства государств к формированию справедливой и равноправной системы междуна­родных отношений. Даже те из них, кто является союзниками США, явно не хотят, чтобы в мире утвердилась и тем более была бы узаконена чья-либо гегемония, будь то одной сверхдержавы или военно-политического альянса. Думаю, это не в интересах и самих Соединенных Штатов.

Россия будет последовательно выступать за дальнейшее снижение роли военной силы в между­народных отношениях, за укрепление коллектив­ных, многосторонних механизмов управления меж­дународными процессами. Только на такой основе мировое сообщество сможет эффективно противо­действовать многочисленным глобальным вызовам и рискам нового поколения.

Ключевое значение в этом плане российская политика и дальше будет отводить ООН. Именно эта организация должна, по нашему убеждению, оставаться главным центром регулирования меж­дународных отношений в XXI веке. Исходя из это­го, Россия будет противодействовать попыткам эрозии роли ООН и Совета Безопасности в миро­вых делах. Наш приоритет — усиление консолиди­рующей функции ООН. рациональное реформирование Организации в целях придания ей способно­сти более быстрого и адекватного реагирования на события в мире. наращивание возможности ООН по урегулированию кризисов и конфликтов.

Мы ожидаем, что предстоящий в сентябре ны­нешнего года Саммит тысячелетия поможет сущест­венно продвинуть ООН в этом направлении, укре­пить и поднять ее роль в современном мире. Россия стремится внести конструктивный вклад в органи­зацию и проведение этого ответственного меропри­ятия, активно сотрудничая в этом со всеми заинте­ресованными государствами.

Помощниками, а не соперниками ООН должны быть различные региональные и субреги­ональные организации, в том числе действующие в области безопасности. Мы видим, что роль реги­ональных организаций в современном мире рас­тет. Это — объективный процесс, который способен придать международным отношениям допол­нительную устойчивость. Ткань сотрудничества на этом уровне призвана стать еще одним важным пластом в формировании многополярного миро­устройства. Россия активно вовлечена во многие из этих процессов как на европейском, так и на азиатском направлении. Мы рассматриваем свое участие в региональных организациях как один из важнейших элементов нашей внешней политики. С теми структурами, в которые мы не входим, бу­дем стремиться налаживать продуктивное взаимо­действие.

Неотъемлемой предпосылкой становления и укрепления справедливого миропорядка является неуклонное соблюдение всеми членами мирового сообщества и их объединениями основополагающих принципов международного права, в первую очередь Устава ООН. Мы считали и считаем совершенно не­приемлемыми попытки объявить сформировавшую­ся на сегодня международно-правовую систему пережитком прошлого, подменить ее несущие конст­рукции концепциями типа " гуманитарной интер­венции", " ограниченного суверенитета" или весьма вольно трактуемыми соображениями морали.

Разумеется, это не означает, что Россия рассматривает международное право как нечто за­стывшее и окаменевшее. Как и все в современном динамично меняющемся мире оно должно быть предметом адаптации к конкретным потребностям нынешнего этапа международных отношений. Мы открыты для предметного диалога по этим вопро­сам, в том числе и по теме правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации. Как известно, Россия сама выступила с инициативой обсуждения этой те­мы на Саммите тысячелетия. При этом, однако, совершенно очевидно, что поиск конкретных форм реагирования мирового сообщества на кризисы. в том числе гуманитарного характера, дол­жен вестись на самой широкой коллективной ос­нове и в пределах международно-правового поля. Цель — выходить на решения, которые пользова­лись бы поддержкой всех вовлеченных стран и мирового сообщества в целом. Мы уверены, что такой подход разделяется абсолютным большинством членов ООН.

Важной сферой российской внешней полити­ки остается разоруженческое направление. От быв­шего Советского Союза Россия унаследовала не только значительный потенциал ядерного, химиче­ского и обычного оружия, но и ответственность за продолжение международных усилий по ограниче­нию и сокращению этих арсеналов. За прошедшие годы мы делали все возможное, чтобы быть на вы­соте этой ответственности.

Россия неукоснительно выполняла и выпол­няет свои обязательства по договорам в области ог­раничения и сокращения вооружений и режимов нераспространения. Будем готовы идти на дальней­шее сокращение военных потенциалов как в рос­сийско-американском, так и многостороннем фор­мате. Недавняя ратификация в России Договора
СНВ-2 и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний наглядно подтверждает искренность наших намерений придать разоруженческому процессу новый мощный импульс. Более того, мы представили конкретную программу действий, вклю­чающую дальнейшие глубокие сокращения стратеги­ческих наступательных вооружений, комплексные меры по предотвращению расползания ядерного ору­жия и средств его доставки. Для нас, однако, ясно, что непременным условием продвижения в этом на­правлении является сохранение стратегической стабильности, важным аспектом которой является не­зыблемость Договора по ПРО 1972 года.

Одной из наиболее острых угроз междуна­родной безопасности и стабильности стали в на­ши дни локальные конфликты, замешанные на агрессивном сепаратизме, межэтнической вражде, религиозной розни. Они дестабилизируют ситуа­цию целых регионов, лишают жизни тысячи и тысячи людей, становятся причиной миллионных потоков беженцев. К сожалению, в последние го­ды мы не только не приблизились к преодолению этого зла, но, пожалуй, даже отдалились от реше­ния проблемы как таковой. Число региональных конфликтов и очагов напряженности не сократи­лось. Уже существующие за редким исключением не находят устойчивых решений, и при этом к ним добавляются новые. Многие горячие точки полыхают или тлеют в непосредственной близо­сти от российской территории, и мы хорошо знаем цену их последствиям.

Особо тревожит то, что в последнее время ре­гиональные конфликты все более цинично исполь­зуют в своих преступных целях международные террористические организации. Насколько опасна гремучая смесь международного терроризма и ре­лигиозного экстремизма, Россия смогла в полной мере прочувствовать на примере событий на Се­верном Кавказе. Задача внешней политики — до­биться правильного понимания мировым сообще­ством действий России по отражению этой острей­шей угрозы и одновременно способствовать нала­живанию эффективного сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом.

В целом российской внешней политикой на­работан существенный конструктивный потенциал в роли посредника при урегулировании сложных международных проблем. Мы не намерены уходить от этой ответственности и далее будем стремиться вносить посильный вклад в многосторонние усилия по разрешению наиболее острых международных кризисов.

Несколько слов о региональных приорите­ту. Россия — государство, занимающее огромное пространство на двух континентах. Само ее геополитическое положение уже предполагает многовекторную политику, сбалансированную в географи­ческом отношении.

По понятным причинам центральным направ­лением было и останется сотрудничество с государ­ствами СНГ. Упор будет делаться на развитии доб­рососедских партнерских отношений со странами Содружества, ускорении и углублении взаимовы­годных интеграционных процессов. Причем и здесь мы будем действовать с позиций реализма, прини­мая во внимание встречную открытость и готов­ность партнеров по СНГ учитывать наши интересы. Интеграция для России не самоцель, но и не пустой лозунг. Важно, чтобы она приносила все более весомые позитивные результаты самой России и другим участвующим государствам. Мы убеждены в том, что столбовой дорогой развития на простран­стве СНГ является сближение и сплочение, а не раздробление и разбегание друг от друга.

Традиционный приоритет нашей внешней политики — Европа. Дело не только в том, что Россия — неотъемлемая часть истории и современ­ного развития Европы. На этом направлении реа­лизуется основной массив наших внешних интере­сов. Пожалуй, из всех внешних факторов именно процессы, разворачивающиеся в Европе, оказыва­ют наиболее значимое воздействие на происходя­щее в России.

Здесь на перспективу просматриваются две основные задачи. Первая — продолжение линии на создание стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. Вторая — придание дополнительного им­пульса разностороннему сотрудничеству между Россией и Европейским Союзом. Уже сейчас ЕС — один из наших главных партнеров в мировой политике и экономике. Есть все основания пола­гать, что значение взаимных отношений будет возрастать для обеих сторон. Наша цель — устой­чивое, долгосрочное и равноправное партнерство с ЕС, свободное от конъюнктурных колебаний. В ближайшей перспективе речь должна идти о том, чтобы сконцентрироваться на вопросах реализа­ции встречных стратегий наполнения отношений.

Критерий реализма и прагматизма будет оп­ределять и наш подход к отношениям с НАТО. Объективно оценивая роль альянса, мы исходим из того, что взаимодействие Россия-НАТО спо­собно стать существенным фактором обеспече­ния безопасности и стабильности на континенте. Сейчас началось размораживание наших отношений с альянсом, свернутых после известных со­бытий на Балканах. Мы к этому готовы. Но исхо­дим из того, что степень эффективности сотруд­ничества и его уровень будут зависеть от готовно­сти сторон в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства, прежде всего по Основопола­гающему акту.

Мы будем и дальше убеждать наших партне­ров по НАТО в непродуктивности линии на даль­нейшее расширение альянса. И не только потому, что это ведет к негативному изменению военно-стратегического ландшафта в Европе, которое Россия не может игнорировать. Процесс расширения объективно ведет к закреплению в Европе зон с раз­личной степенью безопасности и не может воспри­ниматься нами иначе, как направленный против интересов России.

У нас есть твердый настрой продолжить актив­ный диалог с США. В ближайшие четыре года нам предстоит иметь дело с новой вашингтонской адми­нистрацией. Убежден, что в интересах обоих госу­дарств сохранить линию на конструктивное взаимо­действие, преумножить накопленный за последние восемь лет позитивный потенциал. У нас немало об­ластей, где наши интересы объективно совпадают и создают базу для плодотворного сотрудничества. Обе страны несут особую ответственность за состо­яние дел в сфере поддержания стратегической ста­бильности, ядерного разоружения. Предстоящий период будет в этом смысле особенно важным. Те решения, которые придется принимать в этой обла­сти. надолго предопределят направленность миро­вых процессов в целом.

Во внешней политике России будет неуклон­но возрастать значение Азии. Будучи неотъемлемой частью азиатского пространства, мы имеем здесь са­мые широкие интересы, которые наполняются до­полнительным содержанием благодаря динамич­ным процессам развития региона. Будем делать упор на активизацию участия в основных интегра­ционных структурах АТР и стремиться к углубле­нию отношений с нашими ведущими азиатскими партнерами, прежде всего Китаем, Индией, а также Японией. Весьма актуальной остается для нас, без­условно. задача содействовать общему оздоровле­нию обстановки в Азии.

Мы не будем пренебрегать развитием отно­шений с государствами Африки. Латинской Аме­рики. их интеграционными объединениями. Здесь есть серьезный обоюдный интерес к расширению экономического сотрудничества, политического дна-юга и большое окно потенциальных возможностей. которые мы хотим задействовать во вза­имных интересах.

В целом наши партнеры могут твердо рассчи­тывать, что политика России будет самостоятель­ной, предсказуемой, транспарентной, учитывающей законные интересы других государств, нацеленной на поиск совместных решений. Уверенность в этом придает и тот факт, что страна вступает в период политической и экономической стабильности, а сформировавшийся внешнеполитический курс опи­рается на широкую поддержку общественности и всех ведущих политических сил России.

В богатой на события, непростой, а порой и трагичной истории нашего государства российским политикам и дипломатам не раз приходилось отста­ивать национальные интересы в условиях, когда страна находилась в тяжелой ситуации, а ее внут­ренние ресурсы, казалось, были исчерпаны. В та­кие кризисные периоды недостаток государствен­ной мощи России компенсировали воля, сплочен­ность, ее интеллектуальный и творческий потенци­алы. На первое место выступали талант маневра ограниченными возможностями, умение сконцентри­ровать их на главном направлении, учет прошлых ошибок, изобретательность и настойчивость в про­движении национальных приоритетов. Нам нужны терпение и выдержка, накопление сил и готовность к обновлению, последовательность и упорство в ре­шении задач. Так было в период становления Мос­ковского княжества, после " смутного времени", так было при Петре Великом, когда Россия начала грандиозный исторический прорыв, так было после поражения в Крымской и русско-японской войнах. Россия всегда выходила из кризисов более сильной и уверенной в себе. Так будет и на этот раз.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...