Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выступление на Конференции по разоружению




(Женева, 1 февраля 2001 г. )*

 

 

Уважаемый господин Вестдаль,

Дамы и господа!

Эпоха глобализации стремительно врывается в нашу жизнь, заставляя менять ее традиционный уклад и выдвигая перед нами все более сложные задачи. Международное сообщество сможет решить их только в том случае, если будет действовать солидарно, рационально используя достижения современной науки и техники, совокупный экономический и интеллектуальный потенциал во благо всех государств планеты.

Ответы на новые вызовы, которые в XXI веке реально будут угрожать международной безопасности, найти в одиночку не под силу ни одному государству, даже самому мощному в экономическом и военном отношении. Все попытки создать изолированные островки благополучия и стабильности в современном мире иллюзорны и, по нашему мнению, обречены на неудачу.

Яркий пример тому — область разоружения, в которой все плюсы и издержки эпохи глобализации проявляются наиболее наглядно. Ведь именно угроза глобальной ядерной конфронтации перевернула наши представления о тех основах, на которых каждое государство должно строить свою безопасность, открыв путь многотрудным разоруженческим переговорам.

С самого начала этого процесса активную и весомую роль в нем играла многосторонняя дипломатия, и в первую очередь Организация
Объединенных Наций. Поэтому вполне закономерно, что и сегодня в поисках надежных и согласованных ответов на современные вызовы мы обращаемся к проверенным временем институтам и механизмам. В этом плане Конференция по разоружению и " женевский процесс" в широком смысле представляют для нас уникальный опыт. Именно на Конференции вырабатывались многосторонние соглашения, поставившие под запрет целые виды оружия массового уничтожения. Именно в Женеве были достигнуты важнейшие двусторонние договоренности, позволившие России и США приступить к радикальным сокращениям стратегических наступательных вооружений.

Глубоко убеждены, что и сегодня потенциал Конференции по разоружению далеко не исчерпан. Напротив, эпоха глобализации властно диктует необходимость комплексного, многостороннего подхода к разоруженческим проблемам. Это означает, что поиск их решения не может и не должен быть привилегией узкого круга ядерных держав или государств с наиболее крупными военными потенциалами. В современном мире гонка вооружений, где бы она ни возникала, неизбежно затрагивает интересы всех государств и сказывается на общем международном климате.

В этих условиях процесс разоружения, как и сама безопасность в мире, становится глобальным и неделимым. Это еще раз наглядно подтвердили итоги Саммита и Ассамблеи тысячелетия, проходивших в рамках ООН. Чтобы процесс разоружения мог нормально развиваться, каждое государство должно быть твердо уверено, что его безопасность тесно взаимосвязана с безопасностью всего мирового сообщества и обеспечена политическими и международно-правовыми средствами. Другими словами, неотъемлемой предпосылкой для устойчивого и поступательного процесса разоружения является коллективное обеспечение стратегической стабильности в мире. Причем в самом широком смысле этого понятия — то есть в политическом, военном, экономическом, гуманитарном, экологическом и других измерениях. Только так можно создать безопасную и демократическую модель мироустройства, отвечающую потребностям современной эпохи.

Одним словом, само время ставит вопрос об активизации работы нашей Конференции с целью глубокой проработки военно-политических и разоруженческих аспектов стратегической стабильности. Но судьба любого форума и эффективность принимаемых на нем решений зависят от воли государств-членов, их способности искать и находить решения.

Российская Федерация, со своей стороны, не только к этому готова, но и предпринимает конкретные шаги, направленные на укрепление глобальной и региональной безопасности во всех ее аспектах.

В 2000 году Президент Российской Федерации В. В. Путин утвердил новые редакции концепций национальной безопасности и внешней политики страны, в которых подчеркивается, что Российская Федерация будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений. Мы и впредь будем активно участвовать в разработке и заключении соответствующих новых договоренностей, обеспечивающих всеобъемлющую стратегическую стабильность.

В первую очередь это касается дальнейших мер по снижению ядерной опасности. Полностью осознавая свою долю ответственности в этой сфере, Россия ратифицировала весной 2000 года Договор СНВ-2, предусматривающий сокращение более чем в два раза российского и американского стратегических арсеналов.

Россия готова незамедлительно приступить к переговорам с США для подготовки Договора СНВ-З. Причем российская сторона предлагает в новом Договоре пойти на более глубокие сокращения стратегических боезарядов, чем было согласовано ранее, — до 1500
вместо 2000—2500 единиц.

Но и это, как заявил Президент В. В. Путин, не предел. Мы готовы в последующем рассмотреть и более низкие уровни. Договоренность о таких дополнительных сокращениях отвечала бы чаяниям народов мира. Она соответствовала бы решениям прошлогодней конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия.

Другой конкретный пример — ратификация Российской Федерацией Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Мы рассчитываем на то, что и другие государства, от которых зависит его вступление в силу, последуют за нами, позволив тем самым этому важнейшему документу войти в состав действующих соглашений.

Таковы масштабы конкретных мер в области ядерного разоружения, которые реально — подчеркиваю, реально — могут быть воплощены в жизнь уже в ближайшей перспективе и таким образом придать мощный импульс всему разоруженческому процессу в мире, раздвинуть его рамки. Разумеется, этот процесс должен осуществляться на базе принципа равной безопасности. Важное значение имело бы подключение к нему на многосторонней основе других ядерных держав.

И еще один принципиальный момент. Добиться столь масштабных сдвигов возможно только в условиях сохранения и укрепления Договора по ПРО 1972 года, который и сейчас остается одним из опорных элементов нынешней архитектуры в области контроля над вооружениями и разоружения.

Думаю, нет необходимости повторять аргументацию российской стороны в защиту этого основополагающего для стратегической стабильности документа. Этот подход, как показали результаты голосования на последних сессиях Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции в поддержку Договора по ПРО 1972 года, разделяется подавляющим числом государств.

Мы считаем необходимым скорейшее возобновление активного и результативного диалога по этой теме и с новой администрацией США. При этом исходим из простой истины, которую в свое время изрек Сенека, — " некоторые лекарства опаснее самих болезней". В качестве альтернативы созданию национальной системы ПРО нами предлагается целый комплекс конструктивных политико-дипломатических мер. Их цель — снять имеющиеся и не только у Соединенных Штатов озабоченности в отношении так называемых " новых ракетных угроз", сохранив при этом Договор по ПРО. В числе таких шагов: создание Московского центра обмена данными о пусках ракет, учрежденного Россией и США, инициатива по Глобальной системе контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Наконец, мы предлагаем широкое, открытое для всех государств международное сотрудничество в сфере ПРО ТВД, начало которому было положено целым рядом договоренностей, достигнутых между Москвой и Вашингтоном в 1997—2000 годах.

В качестве весомого вклада в дело укрепления стратегической стабильности Россия рассматривает создание безъядерных зон в различных районах мира и неразмещение ядерного оружия за пределами национальной территории. В этой связи хотел бы напомнить, что все то ядерное оружие, которое после распада СССР оказалось за пределами России, было вывезено на российскую национальную территорию. Дело нераспространения только выиграет, если все ядерное оружие будет сконцентрировано на территории государств, которым оно принадлежит.

Россия также предлагает разработать и реализовать под эгидой МАГАТЭ международный проект, который позволил бы исключить использование в мирной энергетике основных оружейных материалов — обогащенного урана и чистого плутония.

Я не случайно уделяю столько внимания вопросам укрепления стратегической стабильности, поскольку от этого во многом зависят перспективы решения проблем, которые стоят в повестке дня нашей Конференции.

Господин Председатель!

Россия готова вести вместе с другими государствами — участниками Конференции активную работу для продвижения по пути ядерного разоружения — в соответствии со своими обязательствами по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия.

Главное для нас здесь — реалистичность, взвешенность и конкретность наших совместных шагов. Исходя из этого, мы поддерживаем идею учреждения в рамках Конференции по разоружению вспомогательного органа с исследовательским мандатом для широких дискуссий по проблематике ядерного разоружения.

Пришло время воссоздать на Конференции спецкомитет по разработке Договора по запрещению производства расщепляющихся материалов для целей оружия. Тем более, что его мандат был согласован в 1995 году.

Важное значение для укрепления международного режима нераспространения ядерного оружия имело бы продолжение работы на Конференции над соглашением о " негативных" гарантиях безопасности неядерным государствам.

Особую озабоченность многих государств, представленных на Конференции, вызывает сейчас перспектива гонки вооружений в космическом пространстве. Именно поэтому мы, как и подавляющее большинство других государств, высказались на прошедшей сессии Генеральной Ассамблеи ООН за скорейшее начало предметных переговоров по космической теме на нашем форуме в Женеве.

В том же направлении идет предложение Президента Российской Федерации В. В. Путина провести под эгидой ООН весной 2001 года в Москве Международную конференцию по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Пришло время создать здесь надежную международно-правовую " страховочную сетку". Усилия и ресурсы наших космических ведомств должны быть нацелены на мирное, в том числе коммерческое, сотрудничество.

Решив совместно эти принципиальные вопросы, мы создадим благоприятные условия для продвижения и по другим важным разоруженческим направлениям, таким как укрепление различных режимов нераспространения и экспортного контроля, противодействие неконтролируемому расползанию легкого и стрелкового оружия, движение к запрещению антигуманных видов минного оружия.

В завершение хотел бы еще раз подчеркнуть, что Российская Федерация высоко ценит ту роль, которую играет Конференция по разоружению в деле строительства нового стабильного и безопасного миропорядка, и будет настойчиво добиваться укрепления ее международного авторитета и повышения эффективности ее работы.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...