Выступление в Никсоновском центре
Выступление в Никсоновском центре (Вашингтон, 19 сентября 2001 г. ) Наша встреча проходит в трагические дни, когда все цивилизованное человечество вместе с американским народом скорбит по жертвам варварских террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Россия сама испытала ужас террористических ударов, горе утраты безвинных людей. Ведь, по существу, именно наша страна, другие государства СНГ первыми после завершения " холодной войны" стали объектом прямого удара со стороны международного терроризма. Это объяснимо. В первые годы после распада СССР ослабла внутренняя структура безопасности, чем не преминули воспользоваться террористы и воинствующие экстремисты. Поэтому мы, наверное, первыми поняли, что противостоять этой огромнейшей угрозе можно только сообща. Вот почему мы не только готовы, но и настаиваем на самом тесном взаимодействии с США, другими членами мирового сообщества в деле борьбы с международным терроризмом. Как сказал Президент В. В. Путин, " преступники не должны остаться безнаказанными". Трагические события последних дней, безусловно, знаменуют собой новую точку отсчета в развитии международных отношений. Сейчас еще сложно делать далеко идущие выводы. Но ясно одно — необходим свежий, реалистичный взгляд на некоторые фундаментальные проблемы обеспечения мира и безопасности в XXI веке. Главное состоит в том, что сегодня перед нами со всей беспощадностью предстали не гипотетические — способные появиться через 10—20 лет, — а реальные угрозы безопасности наших государств и жизни наших граждан, притом в невиданных до сих пор масштабах. После окончания " холодной войны" благодаря совместным усилиям России, США и других государств удалось устранить угрозу глобального ядерного конфликта. Вместе с тем мы не смогли окончательно преодолеть психологическое наследие эпохи конфронтации и ее главный постулат — чем хуже соседу, тем лучше мне. Мы оказались не готовыми эффективно противостоять новым угрозам и вызовам, которые способны взорвать сегодня всю стратегическую ситуацию в мире. Мы зачастую оказываемся не в состоянии дать отпор воинствующим экстремистам, сепаратистам и другим фанатикам. Парадоксально, что в современных условиях мировое сообщество чувствует себя, а иногда и оказывается в меньшей безопасности, чем в эпоху биполярного противостояния.
Убежден, что основная тому причина — отсутствие согласованных международных механизмов, позволяющих эффективно реагировать на новые опасности, которые несет с собой эпоха глобализации. А это, в первую очередь, — международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия. В одиночку, как показывает практика, с этим злом не справиться никому. Причем мы все нуждаемся во взаимной поддержке и солидарности. Преступным акциям террористов и наркобаронов мы должны противопоставить единство и решимость международного сообщества. Россия призывает к созданию Глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам. Мы рассчитываем на самое серьезное обсуждение этой проблемы на нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. При этом речь, в первую очередь, должна идти о том, как усилить наши возможности по раннему обнаружению, предотвращению преступных деяний. Это потребует разработки новых и укрепления уже имеющихся международно-правовых механизмов в этой сфере. Мы должны заставить реально заработать соответствующие антитеррористические конвенции. Не так давно, например, в рамках ООН была принята конвенция, направленная на пресечение финансовой поддержки террористов. Если бы она действовала в полную силу, то у террористов были бы резко сокращены возможности для организации своих преступлений. Одновременно надо добиться того, чтобы террористы не чувствовали себя в безопасности ни в одной точке планеты.
Однако хочу особо подчеркнуть, что бесчинству террористов и преступников мы должны противопоставить силу закона, так как история нас учит, что правые цели можно надежно защитить лишь правыми методами. Вот почему столь важно сегодня не ослаблять, а, наоборот, насыщать международное право и существующую богатую сеть многосторонних и двусторонних договоров и соглашений. Вот почему так необходимо повышать авторитет и оперативные возможности международных институтов, прежде всего Организации Объединенных Наций. Процессы глобализации требуют от всех нас дополнительных усилий, направленных на сплочение международного сообщества в решении стоящих перед человечеством проблем. Мы должны сделать все, чтобы не допустить нового раскола мира теперь уже не на Запад — Восток, как это было в годы " холодной войны", а на Север — Юг. А такая негативная тенденция, к сожалению, набирает силу. В этих условиях принципиальное значение имеет наращивание совместных или согласованных усилий России и США в деле строительства свободных и демократических, стабильных и безопасных международных отношений, которые надежно оберегали бы законные интересы всех государств мира, обеспечивали бы устойчивый рост мировой экономики. Сегодня, когда под угрозой оказались сами основы безопасности людей в наших странах, мы, как никогда, убеждены в возможности и необходимости построить качественно новые отношения между Россией и США. Именно такое понимание стало отправной точкой в переговорах президентов В. В. Путина и Дж. Буша в Любляне и Генуе. Принципиально важно, что и в Москве, и в Вашингтоне ясно осознают, что эпоха конфронтации осталась позади, и наши страны должны взаимодействовать, исходя из совершенно новых реальностей XXI века. Пришло время сделать новый решительный шаг — приступить к строительству стратегических отношений России и США перед лицом вызовов XXI века.
Эти стратегические отношения могут стать одной из основ формирующейся сейчас международной коалиции по противодействию современным угрозам. Эти стратегические отношения должны способствовать наращиванию всестороннего диалога и взаимодействия между Москвой и Вашингтоном по ключевым международным и региональным проблемам. Ведь по большинству из этих вопросов наши конечные цели совпадают, даже если мы зачастую расходимся в том, какие методы надо применять для их достижения. И Россия, и США добиваются укрепления международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения. И Россия, и США заинтересованы в мире и спокойствии, будь то на Балканах или на Ближнем Востоке. И Россия, и США тесно сотрудничают в том, чтобы сдержать угрозу, исходящую из Афганистана. Это далеко не исчерпывающий перечень примеров. Многое мы можем и должны сделать совместно для укрепления стратегической стабильности в мире. Именно этой цели призваны служить российско-американские консультации по взаимосвязанным вопросам стратегических наступательных и оборонительных вооружений. При этом мы исходим из простой истины, что эта взаимосвязь, юридически закрепленная в таких соглашениях, как Договор по ПРО 1972 года, договоры СНВ-1 и СНВ-2, обеспечивает сохранение стратегического баланса и возможностей для уверенных, предсказуемых сокращений стратегических наступательных вооружений. Убежден, что и по этой столь актуальной теме мы должны искать и находить взаимоприемлемые развязки. Весьма благоприятные предпосылки в настоящее время сложились для активизации двустороннего делового сотрудничества, которое мы рассматриваем в качестве важнейшей составляющей новых стратегических рамок наших отношений. Укрепляя экономическую основу взаимодействия, мы тем самым создаем предпосылки к успешному продвижению на других направлениях. Положение дел в этой сфере, несмотря на ряд обнадеживающих признаков, не может быть признано удовлетворительным. Мощный потенциал, которым располагают наши страны для развития экономического сотрудничества, используется далеко не полностью. Вместе с тем для качественного " рывка" в нашем экономическом сотрудничестве сложились благоприятные предпосылки. Это, прежде всего, позитивные тенденции в развитии политической и экономической ситуации в России.
Россия, как вы знаете, переживает период глубоких внутренних преобразований, нацеленных на создание гражданского общества, укрепление рыночных основ экономики, повышение эффективности государственного управления. Уже в ближайшее время серьезным изменениям подвергнется судебная система, включая арбитражное судопроизводство. Активно и весьма успешно проводится налоговая реформа. Уровень налогообложения у нас сейчас самый низкий в Европе. Осуществляются меры по дебюрократизации экономики, сокращению вмешательства государства в тех сферах, где его присутствие должно быть минимальным. В середине июля с. г. Государственной Думой принят во втором чтении проект Земельного кодекса. Совершенствуется таможенное и банковское законодательство. В целом идет активный процесс адаптации нашей законодательной базы к международным интеграционным процессам, в частности к нормам ВТО. Правительство намерено и впредь проводить в стране жесткую финансовую политику. Годовая инфляция, достигавшая в 1998 году 84%, в нынешнем году снизится до 14—16%, а в 2002 году — до 10—13%. Бюджет текущего года и ближайших лет будет исполняться с профицитом. Запасы Центрального банка за последний год выросли более чем в два раза и достигли 38 млрд. долларов. Россия выполняет все свои обязательства перед иностранными кредиторами. В 2000 году рост ВВП составил свыше 8%, а за прошедшие месяцы текущего года — свыше 5%. В целом за три последних года промышленное производство в России увеличилось на треть. Главное, что в текущем году основой роста российской экономики стало не увеличение доходов от экспорта, а оживление внутреннего потребления и рост внутреннего инвестиционного спроса. С удовлетворением отмечаем, что предпринимаемые шаги вызывают позитивный отклик за рубежом, в том числе в США. Улучшение инвестиционного климата в России по достоинству оценено иностранными инвесторами — заметно возрос приток новых иностранных капиталовложений в российскую экономику. Обретает реальные контуры прямой диалог российского и американского бизнеса, поддержанный президентами обеих стран в специальном заявлении в Генуе. В июле с. г. Россию посетили министры финансов и торговли США П. О'Нил и Д. Эванс. Достигнут ряд важных договоренностей, намечен план первоочередных шагов по активизации наших экономических связей. В октябре с. г. вновь ожидаем приезда в Россию Д. Эванса уже во главе представительной делегации деловых кругов.
Мы исходим из того, что российско-американский бизнес-диалог транспарентен и открыт для самого широкого круга предпринимателей и корпоративных структур. Приветствуем наметившуюся тенденцию вовлечения в деловые контакты не только крупных корпораций, но и малых и средних фирм, распространения сотрудничества на новые перспективные отрасли и сферы, в частности высокотехнологичные. Должен сказать, что российско-американское экономическое сотрудничество уже приносит свои плоды. Завершено строительство нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) — крупнейшего на территории России инвестиционного проекта с участием американского капитала. Рассматриваем КТК как яркий пример взаимовыгодного и плодотворного партнерства двух стран в сфере энергетики. Рассчитываем, что церемония его официального открытия и загрузки первого танкера состоится в ближайшее время. Реализуются и другие крупномасштабные проекты по разработке нефтяных месторождений на о. Сахалин с участием корпораций " Эксон-Мобил", " Тексако" и " Маратон". Причем, речь идет не только об инвестициях американских компаний в Россию. Так, один из участников КТК — " Лукойл" — активно работает на американском рынке, где недавно приобрел сеть заправочных станций. Другой пример — компания ТНК, вступившая в этом году в Американскую торговую палату и вошедшая в состав ее Комитета по экологии и энергетике. Есть позитивные примеры российско-американского сотрудничества в третьих странах. Среди других приоритетных областей двустороннего взаимодействия хотел бы отметить высокотехнологичные отрасли, включая космос и авиастроение, автомобилестроение, атомную энергетику, программное обеспечение и ряд других. Здесь реализуются такие масштабные проекты, как совместное производство нового внедорожника с участием " Дженерал Моторз" и АвтоВАЗа, строительство в г. Всеволжске Ленинградской области нового завода по производству легковых автомобилей " Форд". Весьма перспективным представляется подписанное в апреле с. г. соглашение между Росавиакосмосом и " Боингом", предусматривающее значительное расширение сотрудничества по космическим программам и в сфере самолетостроения. Принимая меры по повышению инвестиционной привлекательности России, рассчитываем одновременно на встречные шаги со стороны США. Речь идет, прежде всего, об отмене действующих в США дискриминационных ограничений в отношении нашей страны. Здесь и пресловутая поправка Джексона — Вэника, и непредоставление России статуса страны с рыночной экономикой, и большое число административных барьеров, препятствующих развитию сотрудничества в высокотехнологичных областях. Думаю, пришло уже время решить эти вопросы. Это могло бы стать еще одним серьезным сигналом бизнес-сообществам России и США в пользу углубления взаимовыгодного сотрудничества. Убежден, что прогресс, демонстрируемый российскими и американскими партнерами в деловой сфере, будет в немалой степени способствовать изменению восприятия самого характера отношений между Россией и США в глазах общественности наших стран, становлению дружественных, партнерских отношений между нашими народами, соответствующих реалиям XXI века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|