Основания для классификации социальных коммуникаций
Введем два универсальных для исследований коммуникации понятия: коммуникатор (тот, кто передает сообщение) и реципиент (тот, кто его получает). Синонимичная пара понятий — отправитель и получатель. Все участники коммуникации — коммуниканты. Эти понятия введены на ранних стадиях исследований коммуникаций под влиянием развивающейся науки об управлении — кибернетики. Наиболее общая схема коммуникации представлена на рис. 1. Рис. 1. Общая схема коммуникации Такая универсальная модель широко используется в кибернетике, информатике и отражает отдельный акт передачи сообщения. Однако, как будет показано далее, для социологического исследования деятельности СМИ она недостаточна: здесь речь идет о регулярном функционировании особого типа коммуникаций. Прежде всего коммуникации различаются в зависимости от социально-структурного уровня их действия: межличностная, групповая, массовая. Иногда добавляют и внутриличностную, но это объект психологического изучения. Что же касается трех перечисленных, то речь идет о следующем: 1) общении межличностном, охватывающем двух или несколько больше участников; 2) общении групповом — в малых (семья, компания друзей или департамент организации) и крупных группах (корпорация, клубная публика и т.п.); 3) общении массовом — среди больших и рассредоточенных множеств людей в очень разных масштабах: от территориальной общины до человечества. Из сказанного ясно, что необходимо учитывать и характер контакта — непосредственный и опосредованный. В современном мире такие варианты возможны для всех видов коммуникаций (по телефону, через Интернет и т.п.). Классического разделения на устную и письменную коммуникацию сегодня уже недостаточно.
Коммуникации, принадлежащие к разным структурным уровням, различаются и с точки зрения адресности: среди них могут быть направленные (например, приказ по организации, адресованный конкретным исполнителям) и рассеянные (стенгазета в той же организации). Универсально разделение коммуникаций (моделей коммуникаций) по типу движения информации: 1) от центра к множеству получателей одновременно (лекция, проповедь, радиовещание); 2) от каждого — к каждому, сетевое, без опосредующего центра (личная переписка во всех формах, включая e-mail); 3) с поиском в центре хранения информации (база данных, библиотека) в соответствии с нуждами пользователя, клиента; 4) в центр от множества периферийных участников, в том числе без их ведома (автоматическая запись телефонных звонков, электронная система сигнализации, счетчики для измерения аудитории, установленные в домах). Здесь главное — кому принадлежит контроль (т.е. отбор, фильтрация, коррекция содержания) над информацией: центру или индивиду21. По составу участвующих в коммуникации субъектов (коммуникантов) можно выделить следующие виды: от одного ко многим (такова, например, рассылка писем в Интернете или отправка свадебных приглашений по почте), от многих ко многим (чат в Сети или «стена В. Цоя» на Арбате, «Живой журнал» в Рунете); от одного — к одному (самые разнообразные межличностные контакты, в том числе в электронном виде), от многих — к одному (поисковые системы в Интернете). Данная классификация особенно актуальна для исследований Интернета, где важно учесть роль пользователя в разных видах коммуникации. Коммуникации могут быть институциализированными (учреждения, организации или их подразделения, в чьи функции входит производство и/или распространение информации) и неинституциализированными, где информационная деятельность не специализирована, вплетена в другие виды активности (таково межличностное общение).
Дифференцируются коммуникации по степени открытости: публичные (открытые) и закрытые (секретные, ограниченные). Весьма существен учет распределения ролей между участниками коммуникации. Оно может быть неполяризованным (дружеская беседа) и поляризованным (такова ситуация в СМИ, где на одном полюсе — профессиональные работники; вспомним девиз НТВ: «Новости — наша профессия», а на другом — непрофессиональные по отношению к производству информации читатели, слушатели, зрители). При этом степень поляризации может по инициативе одного из полюсов (профессионального) варьироваться в широких пределах — от жесткой, и тогда мы имеем дело с односторонней коммуникацией, — до умеренной, и тогда мы имеем дело с коммуникацией частично двусторонней. По распределению позиций можно выделить коммуникации с вертикальной направленностью (или вертикальные), которые представляют собой процесс воздействия одного индивидуального или коллективного субъекта на другого как на объект и поэтому часто называются субъект-объектными (приказы, указы). Другие же предполагают горизонтальную направленность, равенство отношений и могут быть названы субъект-субъектными (чат). Коммуникации могут быть с наличием или отсутствием обратной связи, которая представляет собой возможность для тех, кто организует, инициирует коммуникацию, получать информацию о реакции реципиента (-тов). Различают синхронную, т.е. в момент коммуникации, обратную связь (она наиболее полно представлена в межличностной коммуникации) и несинхронную (имеющую место в случаях, когда требуются специальные усилия для выявления реакции реципиентов — опросы, тесты и т.п., вне самого акта/актов коммуникации). Схема комуникации с обратной связью представлена на рис. 2. Рис. 2. Коммуникация с обратной связью Для выполнения разнообразных социальных функций важно учитывать синхронность/асинхронность распространения и приема информации. Книгу разные люди читают, как правило, не одновременно. Традиционные же СМИ — периодическая печать, телевидение, радиовещание — рассчитаны на одновременный или близкий по времени прием одной и той же информации многими. Синхронность ее приема способствует и согласованности позиций, действий.
Во время Великой Отечественной войны гражданам надлежало держать включенными репродукторы проводного вещания, с тем чтобы не пропустить сообщения всеобщей важности (сигналы воздушной тревоги, сообщения Информбюро и т.п.). При этом контролировалось наличие возможностей для приема альтернативной информации: все имеющиеся радиоприемники, устройства, при помощи которых был возможен прием эфирных, в том числе зарубежных, радиостанций, подлежали регистрации и даже сдаче. По характеру используемых знаковых средств и форм можно выделить коммуникации устные и письменные, вербальные и визуальные; посредством естественного или искусственного языка и т.д. Классификация коммуникаций может учитывать содержание информации и достигаемые на этой основе цели. Соответственно, коммуникации могут быть специализированными, если идет обмен/распространение содержания, имеющего ограниченные по определенным критериям предмет и адресат. В некоторой степени специализация свойственна и каналам массовой информации (например, отраслевой журнал «Сахарное свекловодство»), и групповой (анализ результатов проведенного эксперимента в научной лаборатории), и межличностной коммуникации (консилиум нескольких специалистов у постели больного). Различные по социально-структурному уровню, они могут быть и неспециализированными, универсальными по предмету. Таковы дружеское общение (межличностная коммуникация), клубная компания или универсальные (mainstream) СМИ. С точки зрения преобладающих целей можно разделить коммуникации на оповещающие, управленческие, консультирующие, просветительские, развлекательные и т.п. У разных коммуникаций может быть содержание, различающееся с точки зрения соотношения с действительностью: отражение документальное или художественное, в аналитических или событийных формах. Можно говорить и о видах коммуникаций, включенных в разные сферы общественных отношений. Таковы, к примеру, коммуникации политические, культурные, в том числе образовательные; производственные (деловые); в этом ряду, скорее всего, окажутся и религиозные (устные — проповеди, печатные — епархиальные вестники и др.).
Получается, что характеризовать любую коммуникацию необходимо многомерно, по разным критериям. Это в полной мере относится и к особо интересующим нас средствам массовой информации. Стоит принять во внимание взаимоотношения между неодновременно возникающими средствами и каналами коммуникации. Новые социальные коммуникации не сменяют, не отменяют, но дополняют предшествующие. Известный итальянский писатель и обществовед У. Эко обращает внимание на то, что при появлении каждого нового средства массовой информации возникает ожидание того, то оно убьет старые. Такое случилось еще в те времена, когда появилась письменность. Именно с ее помощью, кстати, дошли до нас опасения, что она убьет человеческую память как уникальное до того хранилище информации и непосредственное человеческое общение. В прошедшие десятилетия такого рода опасения особенно широко распространились в связи с появлением телевидения (которое будто бы должно уничтожить печатную прессу и радио), позже — Интернета. Однако, — замечает У. Эко, — компьютер родился как средство письменности и в этом смысле возвращает людей в печатную, Гутенбергову, эпоху. Сам текст в Интернете традиционно разделен на страницы, требует перелистывания22. Да и электронная почта, добавим, возрождает эпистолярное общение, о закате которого так много говорили в связи с появлением сначала стационарных, потом мобильных телефонов. Так что траектория развития средств коммуникации не выглядит как прямолинейная. Учтем и то, что, как все в этом мире, коммуникации изменчивы, развиваются, тяготеют к переходу из одного вида в другой в зависимости от намерений общающихся, организационных и технических средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|