Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика и изменение характера информационного потребления.




Эта проблема приобрела особо острый характер в эпоху развития телевидения, начиная, примерно, с середины прошлого века. С приходом телевидения к широким социальным слоям между разными средствами массовой информации: периодической печатью, радио, телевидением — началась серьезная конкуренция в борьбе за внимание и время аудитории (см. 6.3). Заговорили о визуализации потребления, вытеснении чтения (которое всегда рассматривается как процесс более интеллектуальный, чем получение информации через изображение, делающий людей лучше информированными, понимающими происходящее).

Эмпирические исследования в разных странах констатировали увеличение времени, затрачиваемого на просмотр телепередач, которое в отдельных странах достигало в среднем на человека в день 7 ч. Повальное увлечение телевидением в наиболее простых его формах привело, в частности, к становлению жанра «инфотайнмента» — облегченно-развлекательной по-

даче событий и явлений, прежде всего в выпусках новостей. Некоторые надежды теперь возлагаются на распространение Интернета, предполагающего возврат к чтению. Это требует исследований с учетом того типа ресурсов, к которым реально обращаются пользователи.

В России сегодня, по существу, наблюдается вторая волна визуализации. Первая прошла в 1960-х годах, с приходом бытового телевидения. Экономические (снижение уровня благосостояния многих слоев), политические (падение интереса к политическим событиям после его бума во второй половине 1980-х годов), социальные (уменьшение свободного времени у многих, вынужденных совмещать виды трудовой занятости в условиях выживания) и другие факторы привели к резкому сокращению величины аудитории периодической печати. Вместе с тем выбор телевизионных каналов и видов передач не так велик, чтобы происходила дифференциация телевизионного потребления. Имеет место как раз массовизация его — стирание различий в реальном выборе каналов и передач разными группами, — по крайней мере для основной части населения, не имеющей доступа к спутниковому ТВ. Социологи приходят к выводу, что телевещание, кроме всего прочего, и формирует определенный тип человека. Это «массовый человек, пассивно-адаптивный и рутинно-интегративный, живущий домом и семьей, главный член которой — телевизор: его худо-бедно терпят, но обойтись без него не могут...». Устойчивой социальной системы он (такой человек) образовать не может, «как не в силах человек такой модели и придать обществу необходимую динамику»45.

Многими социологами, особенно немецким обществоведом Ю. Хабермасом, исследуются проблемы роли коммуникаций в формировании современных наций-государств (см. 2.5.2).

Как отмечает известный специалист по Интернету М. Кастельс, государство активно сопротивляется либеральным тенденциям в развитии новых СМИ, как, в частности, и технике шифрования информации в Сети организациями и физическими лицами. «Это лишь последняя попытка государств сохранить хоть какой-то контроль над информационными потоками, на котором держалась их власть на протяжении веков»46. Социологам предстоит обосновывать теоретически и отслеживать эмпирически развитие этой области отношений между государством и обществом. И это — лишь одна из проблем глобализации и места в ней СМИ.

Как население разных стран и социальных слоев реально использует новые коммуникативные технологии, готовы ли оно к этому, расширяются ли, соответственно, масштабы интересов к окружающему миру? Западные социологи назвали процесс достаточно причудливого сочетания локализации — прагматического интереса к тому, что непосредственно окружает людей, и глобализации (нарастающего внимания к глобальным явлениям) — глокализацией (глобализация + локализация). Причем получается, что средний — общенациональный уровень — «провисает».

В рамках социологии СМИ можно выделить и особые области исследований. В одних случаях они задаются интересами субъектов: общества, журналистских сообществ, медиаменеджмента, маркетологов. В других — спецификой каналов: печати, телевидения, радио, Интернета.

Социология СМИ — отрасль социологической науки и вместе с тем часть наук о журналистике. В нее входят как теоретические, так и эмпирические исследования. Предметом социологии СМИ является их функционирование как вида массовых коммуникаций, социальные последствия такого функционирования. Теоретические исследования дают основания для оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходе эмпирических исследований. Социологический подход к СМИ характеризуется такими чертами: ■ единство теоретического обоснования должного и эмпирического выявления реального места СМИ в разных сферах общественных отношений; ■ изучение проблем и реальных результатов функционирования СМИ на разных уровнях организации социума: личность, группы, общество, человечество, социальные институты; ■ учет конкретно-исторических обстоятельств, условий и факторов функционирования СМИ в разных странах. Исследования в данной области разнообразны по методике и содержанию. Среди наиболее широко рассматриваемых и эмпирически изучаемых проблем: доступность информации и информационное неравенство; динамика, изменения в характере информационного потребления; участие аудитории в коммуникациях; роль СМИ в формировании и поддержании идентичности политической нации; формирование интересов массовой аудитории в эпоху глобализации; СМИ, национальная идентичность и глобализация; своеобразие СМИ в разных странах.

Вопросы

1. Что такое социальные коммуникации?

2. Каковы основания для выделения видов социальных коммуникаций?

3. К какому виду социальных коммуникаций относятся СМИ?

4. Что такое масса как вид социальной общности; каковы ее свойства?

5. Что составляет особенности массовой информации?

6. В чем специфика СМИ как вида массовой коммуникации?

7. Что и в каком ракурсе изучает социология СМИ (каковы ее объект и предмет)?

8. Какие проблемы, изучаемые социологией СМИ, вы можете назвать?

Примечания

1 Тоффлер О. Метаморфозы власти. М., 2001.

2 См., напр., Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 80.

3 Гидденс. Э. Социология. М., 1999. С.414.

4 См. обзор таких теорий в кн.: Назаров М. Массовые коммуникации в современном мире. М., 1994. С. 42-54 и др.

5 Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С.25

6 Мэррилл Д., Дэннис Э. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 355.

7 Монахов В. СМИ и Интернет: Проблемы правового регулирования. М., 2003. С. 38.

8 Тоффлер О. Указ. раб. С. 447.

9 Там же. С. 425.

10 См.: Финансовые известия. 1996.18 января. С. 6.

11 См.: Коммуникативные стратегии на пороге XXI века (Материалы международной конференции) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология и политика. 1999. №3. С. 212.

12 Соколов А. В. Метатеория социальных коммуникаций. СПб., 2001. С. 17.

13 Социология. Основы общей теории. М., 2002. С. 514.

14 Сорокин П. А. Система социологии. Л., 1920. Т. 1. С. 16.

15 See: Vivian J. The Media of Mass Communication. Boston, etc. 1995. P. 19.

16 See: Communication in Modern Society. Urbana. 1948. P. 59.

17 Соколов А. В. Указ. раб. С. 19.

18 Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: Словарь-справочник. М., 2002. С. 40.

19 См.: Маклюэн М. Понимание медиа. М.; Жуковский, 2003.

20 Соколов А. В. Указ. раб. С. 340.

21 See: McQuail. Communication Theory. SAGE, 2000. P. 130-132.

22 Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. № 32.

23 See: McQuail D. Challenges for Communication Theory in the 21th Century // Changing Media and Communications. M., 1998.

24 См.:Чернов Г. Ю. Проблема «массового»: анализ. Контуры подходов. Брянск, 1997. С. 19 и др. Другой исследователь пишет: «Толпы соотносятся с публиками, как общественное тело с общественным духом» (Московичи С. Вектолп. М., 1998. С. 240).

25 Media, Audience and Social Structure. SAGE, 1986. P. 13.

26 Трушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987; Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.

27 Цит. по: Иванова Н. Пастернак и другие. М., 2003. С. 351-352.

28 См.: Трушин Б. А. Массовое сознание. С. 215-216.

29 See: Wirth L. Concencus and Mass Communication // Mass communications. Urbana, 1960.

30 См.: Трушин Б. А. Массовое сознание. С. 237-238.

31 Массовая информация в советском промышленном городе. С. 32.

32 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 29.

33 См.: Трушин Б. А. Массовое сознание. С. 251-258.

34 Понятие стереотипа введено У. Липпманном.

35 См.: Трушин Б. А. Массовое сознание. Гл. 7, 8.

36 Модель — упрощенный аналог оригинала, который воспроизводит интересующие его исследователя свойства.

37 Наиболее полное изложение см.: Lasswell H. Structure and Functions of Communications in Society // Mass Communications / Ed. by W. Shramm. Urbana, 1960.

38 See: Media, Audience and Social Structure. SAGE, 1986. P. 15.

39 Маклюэн М. Понимание медиа. С. 402.

40 НГ-Наука. 1999. Май. № 5.

41 Маклюэн М. Указ. раб. С. 101.

42 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 336.

43 Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. М., 2003. С. 6; см. также: Социология. Основы общей теории. М., 2002. Гл. 2, § 2; Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. Гл.1. Разд.1.

44 См.: Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М., 2005. С. 43-44.

45 Гудков Л., Дубин В. Общество телезрителей: массы и массовая коммуникация в России конца 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. 2001. 2(52), март-апрель. С. 37.

46 См.: Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. С. 188, 199 и др.

47 Имеется в виду кн. «Четыре теории прессы», написанная Ф. Сибертом, У. Шраммом и Т. Парсонсом в 1956 г. и переведенная в России в 1998 г.


 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ

■ Ключевые слова: функция, модель функций, элементарные функции ■

Технологии хороши или плохи в зависимости от нашего исполнения. Они суть продолжения нас самих.

Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. С. 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...