Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для заочной формы обучения




№ п/п Раздел Дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся  
всего лекции семинары, практические занятия
1. Теоретическая социология сегодня. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности.     -    
2. Интерпретативная социология. Современные концепции социальных изменений.         обсуждение докладов
3. Неофункционализм. Социология миро-систем.     -   проверка конспекта лекций
4. Теория структураций.         конспект статьи первоисточника
5. Критическая социология сегодня. Современные концепции развития и жизни общества.         мини-опрос
  Итого:         экзамен

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
  Раздел 1 Теоретическая социология сегодня. Модерн и постмодерн в развитии социологии.
Содержание лекционного курса
1.1. Теоретическая социология сегодня. Модерн и постмодерн в развитии социологии. Источники, уровни и границы теоретизирования в социологии. Специфика социологического объяснения. Роберт Мертон о «социологической теории», «большой теории» и «теориях среднего уровня». Становление теоретической социологии в контексте российских условий. Основные научные достижения в теоретической социологии в периоды классического развития, модерна и постмодерна. Социологическая теория как "специфическая форма организации фактического социального опыта" (Ю. Л. Качанов, ИС РАН). Обзор кризисов и научных "прорывов" в социологии. Обзор традиционных теорий. Типология теорий в социологической науке (П. Штомпка): объяснительная, эвристическая, аналитическая и экзегетическая теории. Необходимость в разработке новых исследовательских парадигм, подходов, теоретических оснований науки для преодоления кризисов и соответствия запросам социальной практики. Исследовательские традиции и современная социологическая теория. Основные исследовательские традиции: социологический реализм в изучении социальных фактов, приверженность позитивистским требованиям (наблюдение, точность, верификация и т. д.), стремление к типологизации, выявлению факторных воздействий и др. Изменения в научных картинах мира и способах познания и их взаимодействие. Мифологизм, механицизм (устранение, выталкивание, искусственное изменение линий движения), равновесность и системность как "эволюционные переходы" в познании природы и общества. Многомерность диатропической картины мира. Сопоставление "рядов" и выявление архетипов в диатропике. Диатропика и синергетика, их роль в переходе от классической социологии к неклассической. Коренные отличия классической социологии от неклассической, становление которой началось во второй половине XX века. Исходные парадигмы современной социологической теории: функционалистская, структуралистская, структурно-функционалистская, системная, институциалистская. Интерпретативные парадигмы и их обновление в современной социологии. Попытки конструирования универсальной парадигмы и создания интегральной социологии. Полипарадигмальный подход в условиях неклассического периода развития социологии. Основные требования к использованию парадигм в фундаментальных и фундаментально-прикладных исследованиях. Вклад современных отечественных ученых из академических структур в разработку теоретической социологии.
Темы практических/семинарских занятий
1.1. Теоретическая социология сегодня. Модерн и постмодерн в развитии социологии. 1. Модерн и постмодерн в развитии социологии. 2. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности. 3. Современная социологическая теория: проблемы и традиции. 4. Парадигмы современной социологической теории.
  Раздел 2 Современные интерпретации социального факта и социальной реальности
Содержание лекционного курса
2.1. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности Модерн (позитивизм, понимающая социология и критическая социология) об обществе как целостной и упорядоченной системе, состоящей из социальных структур и социальных типов, поддерживающих внутрисистемное взаимодействие. Различия в трактовке социального факта в логике модерна и постмодерна. Отход от дюркгеймовской трактовки социального факта как принудительной внешней силы, существующей независимо от воли и сознания индивида, от модернистских представлений о нормативной жизни, социализации, контроле и порядке. Попытки постмодернистских теорий освободить человека от рациональности. Постмодерн о неравновесности общественных состояний, отсутствии определенной направленности изменений и мобильности, а также о принципиальной непознаваемости общества. Постпозитивизм в постмодерне. Отход от строгих научных методов. Постмодерновский деидеологизированный крититизм, нарративные установки в изучении социальной реальности, отказ от иерархизации исследования, его сориентированности на целедостижение, валидизацию и верификацию. Внимание постмодерна к отдельному случаю и ситуативному конструированию. Постмодерн о субъективном характере фактов из личной жизни и судьбы отдельного человека. Обобщение и упорядочение таких конкретных фактов в социологии. Новые признаки факта в постмодерне: локальность, конкретность, процессуальность, принадлежность конкретному актору в определенной ситуации и в определенное время. Предпочтения в постмодерне: качественный анализ, конструирование и поддержание культурных порядков в конкретных взаимодействиях и коммуникациях, интерпретации случая. Радикальная постмодернистская социальная теория Жана Бодрийяра.
Темы практических/семинарских занятий
2.1. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности 1. Обновление теорий социального действия и поведения. 2. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана. 3. Основания социологической интерпретации. 4. Современные зарубежные социологи (интернациолизация).
Содержание лекционного курса
  Раздел 3 Интепретативная социология. Обновление теорий социального действия и поведения.
3.1. Интепретативная социология. Обновление теорий социального действия и поведения. Обновление теорий социального действия и поведения. Деятельность и жизнедеятельность как объекты интерпретативной теории. Связь с классической интерпретативной концепцией деятельности (М. Вебер) и системой действия в трактовке модернистов (Т. Парсонс). Классические теории инструментальной рациональности (утилитаризм и прагматизм) в современных трактовках. Основные положения рационального выбора в оценке современных социологов.
3.2. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана. Теории социального выбора и трактовка инструментальной рациональности. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана в современной интерпретационной социологии. Основные положения конструктивизма. Элементы социальной реальности. Отношение к работе Питера Бергера и Томаса Лукмана "Социальное конструирование реальности" (N. Y., 1966) современных отечественных социологов. Трактовка социальной реальности как общественного сознания и объективной данности. Изучение в социологии механизма циркуляции знания в обществе. Дотеоретическое, повседневное знание как "ядро" социологии знания. Феноменологический анализ структур жизненного мира человека по Т. Лукману. Социология образования и социология религии в исследованиях П. Бергера и Т. Лукмана.
Темы практических/семинарских занятий
3.1. Интепретативная социология. Обновление теорий социального действия и поведения. 1. Инструментальная рациональность (структурно-функциональные и сетевые наработки). 3. Интерпретативная социология. 4. Современные подходы к изучению «социальной динамики» в обществе.
3.2. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана. Теории социального выбора и трактовка инструментальной рациональности.
  1. Трактовка социальной реальности в феномелогическом подходе.
  2. Теории социального выбора: классические и новые трактовки.
  3. Социологические воззрения П. Бергера (биографическая справка, обзор исследовательской проблематики).
Содержание лекционного курса
  Раздел 4 Современные концепции социальных изменений. Циклические изменения (Работы П. Штомпки, Ю. В. Яковца и др.).
4.1. Современные концепции социальных изменений. Циклические изменения (Работы П. Штомпки, Ю. В. Яковца и др.). Петр Штомпка об исторической травме, возможностях вмешательства активного субъекта в реорганизацию системных структур. «Живые социальные системы»: направленность и характер изменений. Проблема цикличности и разнонаправленности в современных трактовках социальных изменений. Визуальная социология. Интегральная цивилизация (Ю. В. Яковец). Закономерности взаимодействия циклов и кризисов в динамике общества.
Темы практических/семинарских занятий
4.1. Современные концепции социальных изменений. Циклические изменения (Работы П. Штомпки, Ю. В. Яковца и др.). 1. Концепции социальных изменений в социологической теории. 2. Анализ работы П. Штомпки «Социология социальных изменений». 3. Визуальная социология: содержание, авторы, исследования. 4. Анализ исследований Ю. В. Яковца.   Задание: биографическая справка и обзор научных публикаций польского социолога П. Штомпки.
Содержание лекционного курса
  Раздел 5 Неофункционализм: концептуальное осмысление социальных систем. Никлас Луман
5.1. Неофункционализм: концептуальное осмысление социальных систем. Никлас Луман. Эволюция социальных систем. Создание общей теории систем. Координация между системной теорией и теорией эволюции; отношения «система/система» и «система/окружающий мир»; интеграция и дезинтеграция в системах; катастрофа как смена форм стабильности системы; критерий различения внутри системы. Признаки сегментарного общества в трактовке Никласа Лумана. Равенство–неравенство в эволюции сегментированного общества. Механизмы системной дифференциации в условиях порядка (ранговый, «паразитарный») Переход от родственных «скреп» к ранговым различиям в стратификационном обществе. Признаки такого общества. Опровержение Н. Луманом тезиса о дифференцированном распределении материальных и нематериальных преимуществ в стратифицированном обществе как основании ранговой упорядоченности социальных позиций. Коммуникационная плотность в сегментированном единстве общества; специфика усложнения сегментарного общества; деление на городской центр и периферию как неравенство в упорядоченности пространства, связь ранговых и других различий со структурой общества; вертикальная ранговая последовательность и политический централизм в стратификационном обществе.
Темы практических/семинарских занятий
5.1. Неофункционализм: концептуальное осмысление социальных систем. Никлас Луман 1. Переход от родственных «скреп» к ранговым различиям в стратификационном обществе. 2. Признаки стратификационного общества. 3. Коммуникационная плотность в сегментированном единстве общества. 4. Измерение социальных систем.
Содержание лекционного курса
  Раздел 6 И. Валлерстайн: новые трактовки мир-систем и социальных отношений в мире.
6.1. И. Валлерстайн: новые трактовки мир-систем и социальных отношений в мире. Исторически ориентированный марксизм в условиях современных глобальных изменений. «Современная мировая система». Кризис современной миросистемы. Время, которое существует "только тут" просто как чистый физический параметр. Множественность (форм) социального времени, форм творимого времени. Время помогает организовывать социальную реальность. Сдерживающий фактор социального времени, ограничивающий социальное действие.
Темы практических/семинарских занятий
6.1. И. Валлерстайн: новые трактовки мир-систем и социальных отношений в мире. 1. Новые трактовки мир-систем и социальных отношений. 2. Современная модель международных отношений. 3. Межтерриториальная коммуникация в постмодерновой пространстве. 4. Анализ статьи. И. Валлерстайн «Время и длительность: в поисках неисключённого среднего».
Содержание лекционного курса
  Раздел 7 Обновление структуралистских теорий.
7.1. Обновление структуралистских теорий. П. Блау, М. Фуко, П. Бурдье – личный вклад в современный структурализм. Теория обмена Питера Блау и Джорджа Хоманса. П. Блау о микропрогрессе и микроструктурах, путях социальной интеграциии дифференциации. Работы Фуко «Рождение клиники», «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Мишель Фуко о нормативных структурах, порядке дискурса и социальности. Дисциплинарное общество, надзор и наказания в трактовке М. Фуко. «Экзамен» как элемент дисциплинарного общества. Формы «экзамена». Экзамен, паноптикум, надзор – по Фуко. Бурдьё о габитусе, поле, социальном капитале. М. Кастельс – трактовка общества сетевых структур. Социальные перспективы сетевого общества – будущего.
Темы практических/семинарских занятий
7.1. Обновление структуралистских теорий. П. Блау, М. Фуко, П. Бурдье – личный вклад в современный структурализм. 1. Современные структуралистские теории. 2. Концепции П. Блау и М. Фуко. 3. П. Бурдье – личный вклад в современный структурализм. 4. Сетевые и «виртуальные» теории в социологии.
Содержание лекционного курса
  Раздел 8 Теория структурации Э. Гидденса и возможности обновления концепции стратификации.
8.1. Теория структурации Э. Гидденса и возможности обновления концепции стратификации. Подходы к новой концепции в работах английского социолога Э. Гидденса "Новые правила социологического метода" и "Основных проблемах социальной теории" в 1970-е годы. Отход от структурно-функционалистских трактовок общества, от социальной внешней причинности. Критика биологизации социологии и социальной обусловленности поведения. Новое понимание поведения в работе "Конституирование общества: очерки теории структурации". Гидденс о различиях природы и общества, о производстве и воспроизводстве общества социальными акторами (участниками событий). Структура как связующее звено между пространством и временем в социальных системах (объединениях людей, "коллективностях"), как ресурсы и правила, поддерживающие системный порядок и взаимодействие людей. Понимание систем как социальных практик с регулярными отношениями взаимозависимостей отдельного человека и групп, отдельных "коллективностей" между собой, построенное, в основном, на автономии или подчинении. Структурация – процесс факторного воздействия на воспроизводство систем. Типология ресурсов по Э. Гидденсу. Ресурсы господства над людьми (использование жизненных шансов, организационное вмешательство в отношения и деятельность индивидов и др.). Ресурсы господства над материально-вещными объектами (средства производства, сырой исходный материал и т. д.). Социальная и системная интеграции. Соприсутствие непосредственно взаимодействующих субъектов условие социальной интеграции. Уровни системной интеграции. Способы проявления правил и ресурсов в социальных отношениях (стратегическое поведение социальных систем): анализ изменений в контроле и анализ взаимного знания. Взаимосвязь структуры и действия. Значение теории структурации для развития социологии.
Темы практических/семинарских занятий
8.1. Теория структурации Э. Гидденса. 1. Структурация – процесс факторного воздействия на воспроизводство систем. 2. Типология ресурсов по Э. Гидденсу. 3. Ресурсы господства над людьми. 4. Ресурсы господства над материально-вещными объектами (средства производства, сырой исходный материал и т. д.). 5. Социальная и системная интеграции.
Содержание лекционного курса
  Раздел 9 Критическая социология сегодня. Современные концепции развития и жизни общества.
9.1. Критическая социология сегодня. Современные концепции развития и жизни общества. Критика социальной и интеллектуальной жизни в наши дни. Юрген Хабермас: критическая трактовка жизненного мира и социальной системы. Колонизация жизненного мира и освобождение от неё. Хабермас о незавершенном модерне. Общество и модерн в трактовке Роберта Мертона. Социологические теории информационного общества (Общество «третьей волны» Олвина Тоффлера, трактовки Франко Ферраротти). Постмодернистское общество. Понимание современности как позднего модерна. Теория радикализированного модерна Э. Гидденса. Этапы становления "социологии жизни". Социология жизни в трактовке современных ученых (Ж. Т. Тощенко и др.). Концепции трансформаций (Т. И. Заславская, Н. Е. Тихонова). Обновление теории социального пространства в современной отечественной социологии. А. Ф. Филиппов о пространстве.Современные дискуссии о глобализации и путях развития общества.
Темы практических/семинарских занятий
9.1. Критическая социология сегодня. Современные концепции развития и жизни общества. 1. Постмодернистское общество. Понимание современности как позднего модерна. 2. Этапы становления «социологии жизни». Социология жизни в трактовке современных ученых (Ж. Т. Тощенко и др.). 3. Концепции трансформаций (Т. И. Заславская, Н. Е. Тихонова). Обновление теории социального пространства в современной отечественной социологии. 4. А. Ф. Филиппов о социальном пространстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...