Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непрофессиональные коммуникаторы




«Признаемся: мы перестали читать письма. Мы забыли: каково это — листать мелко исписанные страницы из школьных тетрадок. Фраза "Письмо позвало в дорогу" потеряла для нас прежний смысл».

Рачева Е. Отделение связи // Новая газета. 2005. № 40. С. 6

Журналист — основной, но не единственный создатель контента. В этом качестве могут выступать и аудитория, и те, кто может быть выделен из нее в каком-то особом качестве. Можно представить себе следующий ряд ролей, которые в той или иной описываемой ситуации может играть создатель сообщения, кроме собственно журналистской роли: участник описываемого события, процесса, непосредственный деятель (актор); специалист в соответствующей сфере; лицо, принимающее решения в данной сфере; специалист в области права, регулирующей данную сферу; исследователь в данной сфере, заинтересованный «обычный человек» и т.п. В любой из этих ролей по отношению к определенному контенту может оказаться тот или иной читатель, слушатель, зритель, пользователь Сети. В этом качестве он может стать и создателем (автором) сообщения — коммуникатором.

Изучение непрофессиональных коммуникаторов имеет свою традицию. Еще до того как возник дискурс (тема публичного обсуждения) об участии аудитории в коммуникациях, в советской социологии в других терминах и под другим углом зрения изучались внештатные (долго называвшиеся рабселькорами) авторы писем в редакции. Наряду с рабселькоровским движением, которое изначально было предметом заботы Советской власти, позже предметом исследования сделали информацию, идущую от читателей, слушателей, зрителей, — во всем многообразии мотивов ее создания и форм бытования. Заметим, что в некоторых случаях на самодеятельное авторство СМИ уже тогда смотрели как на участие трудящихся в общественной деятельности, в социальном управлении35.

Предметом изучения были мотивы их участия в работе СМИ, формы взаимодействия с редакциями, отношение редакций к такой работе36. Как партийные органы направляли деятельность журналистов, так и журналисты в свете соответствующих идеологических установок — работу внештатных участников.

Характерны и прямые обращения руководителей государства к народным корреспондентам: «Наша задача — каждого побитого поднять. Влить в него душу, которая дала бы ему возможность бороться с нуждой. Это общая задача, которая стоит перед всеми корреспондентами. Повторяю, только фотографического описания нужды — этого еще мало, это нецелесообразно. Моя мысль такая, что, описывая отрицательные картины страдания, неприятностей, которые существуют в деревне, корреспондент должен отыскивать пути выхода или по крайней мере в своих корреспонденциях перед такими людьми находить слова, которые их не прибивали бы к земле, а поднимали бы настроение»37 (попутно заметим, что это была первая, в 1924 г., и столь доходчиво высказанная программная установка на социалистический реализм).

В 1960-1980-е годы был проведен ряд эмпирических исследований, выявляющих основные содержательные характеристики писем в СМИ, в том числе в сравнении с обращениями к депутатам, исполнительным органам и т.п. инстанциям. Большое внимание было уделено этому в упомянутом здесь не раз «Таганрогском проекте». Его удачей, в частности, было получение совокупной картины участия различных слоев населения в передаче информации органам управления (табл. 20).

Таблица 20. Включенность различных групп городского населения в процессы производства и передачи информации

(в % по строке; опрошенных — 1020 чел.)38

 

Группы Передают информацию Не передают информацию
В целом    
Пол:    
мужчины    
женщины    
Социальное положение:    
рабочие    
инженерно-технические работники    
интеллигенция, занятая не на производстве    
работники сферы обслуживания    
служащие    
студенты    
пенсионеры    
домохозяйки    

Массовая гуманитарная интеллигенция далеко опережает другие группы — коэффициент ее активности доходит до 500, Такие подсчеты помогают разбивать журналистский миф, сложившийся в советские годы и живучий до сих пор: в редакции пишут в основном пионеры и пенсионеры. Этого сейчас нет и не было в советское время: учащиеся и пенсионеры обладают весьма скромным коэффициентом активности, просто их гораздо больше в населении, чем представителей других групп.

К похожим выводам пришли в свое время исследователи из Белорусского университета: среди общественных корреспондентов республиканских СМИ более 65% составляли руководители и служащие непромышленной сферы41. И в Ленинградской области получены похожие данные: в 1979 г. рабочие среди рабселькоров составили весьма малую часть авторов обращений в районные газеты, тогда как «иные», а это и были служащие непроизводственной сферы, учителя, работники культуры, медицины — основную (табл. 22).

Таблица 22. Доля авторов из разных социальных групп в числе публикаций внештатных авторов

(в % от числа публикаций)42

 

Группа Издание
  «Знамя труда» «Трудовая слава»
Рабочие 13,8 11,2
ИТР, руководители производства 12,8 18,3
Учащиеся 7,4 7,1
Иные 66,0 63,2

Советские СМИ регулировали состав внештатных корреспондентов и авторов публикуемых писем: реализовалась установка на отражение мнений прежде всего представителей рабоче-крестьянских масс. Однако понятно, что владение словом, умение анализировать и комментировать происходящее, литературное творчество, конечно же, больше распространены в среде высокообразованных гуманитариев. К концу советского периода понимание этой закономерности привело к тому, что людей, пишущих «с мест», в партийных документах и редакционной практике стали называть общественными корреспондентами, не подчеркивая классовой принадлежности.

Работа с внештатными корреспондентами и авторами писем не ограничивалась регулированием их состава. Редакционной обработке подвергались и высказываемые мнения. Вот одно из свидетельств, полученных путем социологического опроса: в случае с критическими материалами несогласие с правкой возникало у 42,9% общественных корреспондентов, тогда как по положительным материалам — всего у 3%43.

Наиболее массовым было, разумеется, не постоянное сотрудничество с редакциями, а именно письмо, связанное или нет по содержанию

гражданских представлений, взаимоотношений с контрагентами, обычно проводятся методом опроса. Наиболее эффективен очный, так как рассылка анкет или обращение с ними через e-mail дают слишком малый и нерепрезентативный возврат (response rate — см. 5.5).

Для изучения редакции как организации, структуры, обеспечивающей выполнение функций канала информации, и коллектива сотрудников можно применять различные методы, известные из социологии организаций, а также социометрический опрос 47. Он носит, скорее социально-психологический характер, предназначен для выявления межличностных отношений, наличия неформальных лидеров в команде и может служить редакционному менеджменту (управлению персоналом). В таких случаях исследователи должны быть чрезвычайно осторожны, следуя своему, сходному с врачебным завету: «Не навреди!». Эти исследования предназначены не для так называемых «оргвыводов» (решений типа «кого убрать?»), а для гармонизации совместной работы, улучшения климата в коллективе.

Для изучения продуктов деятельности журналистов применяется метод контент-анализа, который позволяет решать самые разные задачи: оценить вклад каждого из работников, отделов редакций в создание контента; выявить, как реализуются представления и установки журналистов в реальной деятельности: например, каков объем их внимания к разным сторонам действительности (темам, проблемам, объектам), деятелям и фигурам в разных областях деятельности; каковы виды и формы освещения различных реалий; чьи мнения включаются в журналистский текст и т.п. Понятно, что наиболее интересные выводы получаются при сопоставлении результатов опросов журналистов и данных контент-анализа.

Контент

«Индивиды, общественные институты и целые жилые районы, систематически и ежедневно игнорируемые прессой, должны бороться за право на справедливую долю внимания к своим проблемам. Им следует подчеркивать коммерческую выгоду, которую приносит взаимодействие с определенными сегментами рынка, указывать на долг общества не обходить вниманием ни одну часть населения».

Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 116

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...