Поиск методологических и методических оснований
На одном из «проработочных» мероприятий, связанных с опубликованием лекций Ю. А. Левады на рубеже 1960-1970 гг., один из ведущих специалистов по критике буржуазных социологических теорий (критика была тогда способом легального продвижения ее объектов к советскому читателю) Г. В. Осипов вывел формулу для тактики: «К буржуазной социологии следует подходить дифференцированно — можно использовать фактические данные и методические материалы и бороться с апологетической методологией»75. Актуальной задачей провозглашалось формирование на базе исторического материализма собственных теоретических и методологических основ и принципов для эмпирических исследований. Но как бы ни клясться в верности истмату, почерпнуть из него это было трудно: в значительной мере он представлял собой вероучение, а отношение к нему регулировалось классическим догматом: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». У отечественных социологов печати, телевидения и радио своего языка и теоретических моделей не было. Все основные характеристики аудитории пришлось принять из того, английского, языка, где терминология уже сложилась. Тем более это касалось названий методов, их разновидностей: раз в СССР не было такой практики, значит, вместе с зарубежной литературой пришла и соответствующая терминология («контент-анализ», «кейс-стади», «панель» и т.п.), что также настораживало ревнителей чистоты советской науки. К тому же стоит помнить, что такая литература не была широко доступной, попадала в руки отечественных исследователей зачастую отрывочно. Систематизированного представления о социологической теории СМИ на Западе составить при этом мало кому удавалось, к тому же и сами западные ученые неоднократно писали об отсутствии таковой.
В 1970-е гг. определялись в основных своих контурах отдельные предметные области, или отраслевые социологии (например, социология театра, социология города, социология труда), среди них и социология СМИ. Соответственно все более явно начала ощущаться необходимость в специальных, т.е. охватывающих отдельные области общественной жизни, теориях. У социологии СМИ опорой в этих поисках должна была быть теория журналистики, но там довольно долго еще запрещалось выходить за рамки представлений, очерченных ленинской формулой: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и организатор». Некоторые ученые грудью вставали даже против употребления понятия «функции печати»: они филю, «Социология печати», была помещена статья В. 3. Когана «Из истории изучения читателей в дореволюционной России». А исторические изыскания В. П. Таловова неоднократно печатались в выпусках серии «Журналист, пресса, аудитория», издававшейся Ленинградским университетом, а также в серии «Журналистика» «Вестника Московского университета». В монографии «Социология журналистики» в разделе «Становление социологии журналистики» была приведена обширная «библиография вопроса». Такие публикации не были лишены идеологического оттенка. Одна из их целей состояла в утверждении первенства марксистской науки в развитии социологических методов. Вместе с тем они делали благое дело, которое необходимо продолжить. История послевоенной отечественной социологии насчитывает теперь уже полвека и требует своего осмысления не только в благодарность предшественникам, но и во благо нынешнего и будущих этапов развития исследований. Она заслуживает куда большего внимания, чем удалось уделить ей в рамках данного пособия.
Вопросы к главе 4
1. С какого времени начался современный этап развития отечественной социологии СМИ? Как стало возможным ее возрождение? 2. Почему в мировой и отечественной практике много примеров тесного сотрудничества социологов и журналистов? Что роднит эти профессии? 3. По какому основанию можно выделить этапы развития послевоенной социологии СМИ? 4. Какие теоретические и методические проблемы обсуждали социологи в 1960-1980-е годы? 5. Что можно сказать о проблематике эмпирических исследований в эти годы? 6. Какие проблемы возникли у журналистов в связи с переходом на рыночные отношения? Чем могут помочь им социологи? Примечания 1 Цит. по: Фирсов Б. М. История советской социологии. СПб., 2001. С. 248. 2 Немчинов В. Статистика и социология // Вопросы философии. 1955. № 5. 3 См.: Пресса в обществе (1959-2000). М, 2000. С. 46. 4 Трушин Б. А. Горький вкус невостребованности // Российская социология 60-х годов. С. 208. 5 Об исследованиях этого института см.: Трушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967. 6 См.: Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 115. 7 Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб., 1999. 8 См.: Труды по социологии. Тарту, 1972. Вып. 2. 9 См.: Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971. 10 Там же. С. 86. 11 Решение партийного бюро ИКСИ АН СССР об ошибках секретаря партбюро ИКСИ Ю. А. Левады в «Лекциях по социологии» // Российская социология шестидесятых годов. С. 503. 12 Там же. С. 507. 13 Там же. С. 501. Тем, кто хочет понять, как это бывало с наукой в советские времена, стоит обратить внимание на с. 450-521. 14 Wimmer R. D., Dominic J. К. Mass Media Research. An Introduction. California, 1994.
15 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. М., 2004. 16 Российская социология шестидесятых годов. С. 447. 17 См.: Ядов В. А. Методология и процедуры социологических исследований. Тарту, 1968. 18 Российская социология шестидесятых годов. С. 60-61. 19 Первое издание в этой области: Количественные методы в социологии. М., 1966. 20 См. первое издание: Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Тарту, 1968. 21 Шубкин В. Н. Возрождающаяся социология и официозная идеология // Российская социология шестидесятых годов. С. 77. 22 Социология печати. Новосибирск, 1969-1970. Кн. 1, 2. Позже материалы исследований были включены в два выпуска Информационного бюллетеня ИКСИ - № 35 и 36 за 1969 г. 23 Шляпентох В. Э. Некоторые методологические и методические проблемы социологии печати // Социология печати. Кн. 1. С. 120. 24 Методы и службы отдела изучения аудитории Би-Би-Си. М., 1968. С. 3. 25 Российская социология шестидесятых годов. С. 48. Хунвэйбин — участник инспирированного руководством коммунистического Китая молодежного экстремистского движения. 26 Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 208. 27 Наиболее крупная из них: Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М., 1987. Вместе с тем стоит отметить, что большинство положений исследования вышли за рамки социалистического периода. 28 См.: Давыдченков В. Т. Организация социологического обследования и внедрение полученных результатов в центральной газете // Социология печати. Кн. 2. 29 См.: Социологические исследования и планы газеты. М., 1967. 30 Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 264. 31 Российская социология шестидесятых годов. С. 449. 32 See: Good W.J., Hatt P. N. Methods in Social Research. N.Y.; L.; Toronto, 1952. 33 См.: Районная газета в системе журналистики. Отв. редакторы А. И. Верховская, Е. П. Прохоров. М., 1977. 34 См.: Проблемы контент-анализа в социологии. Новосибирск, 1970; Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.; Л., 1973. Вып. 1-2.; Труды по социологии. Тарту, 1972. Вып. 2. 35 При обсуждении проблем эмпирической социологии нынешний руководитель центра социально-культурных исследований Института философии РАН Н. И. Лапин утверждал: подъем социологии в стране, случившийся в 1960-е годы, был прерван в начале 1970-х. См.: Материалы «круглого стола» // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 11.
36 Уникальные материалы проекта, осмысленные и сведенные в целостном виде, без цензорских купюр, теперь увидят свет в многотомнике Б. А. Грушина «Четыре жизни России». 37 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., Политиздат, 1980. 38 Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 96. 39 См.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельностисредств массовой информации. М., 1976. 40 См.: Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.; Л., 1973. Вып. 1, 2. 41 См.: Секерин В. П. Контент-анализ в комплексном изучении газеты // Методологические и методические проблемы контент-анализа. 42 См.: Районная газета в системе журналистики. М., 1977. 43 См.: Верховская А. И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972. 44 См.: Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М., 1987. 45 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. М., 1979; см. также: Свитич Л. Г. Журналисты 20-х годов // Вест. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1973. № 6; Она же. Автопортрет районных газетных журналистов // Вест. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1974. № 12; Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Проблемы эффективности университетской подготовки журналистских кадров // Вест. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1979. № 1-3; Ширяева А. А. Авторский корпус районной газеты // Районная газета в системе журналистики. М., 1977. 46 Массовая коммуникация в социалистическом обществе. М., 1979. С. 49. 47 Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 209. 48 См.: Дридзе Т. М. Влияние семиотической подготовки и информативности текста на уровень информированности населения // Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР и CCA. M., 1969. № 25; Язык информации и язык реципиента как факторы информированности // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972; Уровень семиотической подготовки и функционирование массовой информации в обществе // Вопросы философии. 1976. № 11; Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. М., 1979. 49 См.: Лысакова И. П. Социолингвистический анализ журналистского текста // Социология журналистики. М, 2004. 50 См.: Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 51 См.: Вайтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. 52 См.: Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, телевидения и радио. М., 1991.
53 См.: Курс повышения квалификации по специальности «Редактор районной (городской газеты)»: Метод. пособие. М., 2004; Региональная пресса: Проблемы менеджмента. М., 2001; Местная печать Москвы и Подмосковья. М., 2004. 54 См.: Материалы пятого советско-финского семинара «Массовая коммуникация и общественное мнение». М., 1987. 55 См.: Фомичева И. Д. Новые задачи практики — новые повороты исследований // Социологические исследования печати, телевидения и радио. Сборник материалов. М., 1988. 56 См.: Дети и молодежь в мире массовой информации. М., 1988; Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М., 1989. 57 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989. 58 См.: Федотова Л. Н. Телемосты СССР—США: Комплексное социологическое исследование. М., 1990. 59 См.: Региональная печать в годы перестройки: Организационные факторы эффективности. М., 1991. С. 5. 60 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. 61 См.: Фомичева И. Д. Провинциальный читатель газет в России. Сер. Пресса на рынке информации. М., 1992. 62 См.: Средства массовой информации России. 1997 год (Анализ, тенденции, прогноз). М., 1998. С. 10-12. 63 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование. Взгляд социолога. М., 1997; Засурский Я. Н., Колесник С. Г., Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист: Российско-американские социологические исследования. М., 1996. 64 См.: Федотова Л. Н. Анализ содержания телевизионных передач. М., 1992; Она же. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001. 65 См., в частности: Роль прессы в формировании гражданского общества. М., 1993; Местное телевидение, власть, население. М., 2001; СМИ и органы местного самоуправления: Взаимодействие во имя информационной открытости власти. М., 2002; Региональные СМИ и демократия в России (на примере Вологодской области). М., 2003. 66 Шляпентох В. Э. Политики и социология // Независимая газета. 1998. 19 ноября. С. 8. 67 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999. 68 См.: Корконосенко С. Г. Российско-шведский анализ прессы // Актуальные проблемы журналистики. М., 1998; Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. Гл. 3, 5. 69 См.: Журналистика и социология. М., 1995; Журналистика и социология. Россия, 90-е годы. СПб., 2001; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб., 2003; Социология журналистики. М., 2004; Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ. М., 2005. 70 См.: Гудков Л., Дубин Б. Общество телезрителей: Массы и массовые коммуникации в России конца 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 2; Они же. Издательское дело, литературная культура и печатные коммуникации в сегодняшней России // Либеральные реформы и культура. М., 2003; Они же. Общество телезрителей: Массы и массовые коммуникации в России конца 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 2; Дубин Б. От инициативных групп к анонимным медиа // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 4; Он же. Читатель в обществе зрителей // Знамя. 2004. № 5. 71 См.: Chanqinq Media and Communications. M., 1998. 72 См.: Bardoel J. Participation, Representation and Responsibility: Organizing «Access» in the Information Age // Media, Communications and the Open Society. M., 1999. 73 О специфике модернизации в России см.: Вишневский А. Г. Серп и рубль. М., 1998. 74 См.: Media for Open Society. M., 2001. 75 Российская социология шестидесятых годов. С. 497. 76 См.: Кяярику-1. Материалы встречи социологов. Методологические проблемы исследования массовой коммуникации. Тарту, 1967. 77 Там же. С. 76. 78 Там же. С. 45. 79 Там же. С. 77-78. 80 Там же. С. 134. 81 Там же. С. 8-15. 82 Там же. С. 44-55. 83 Там же. С. 136-138. 81 Там же. С. 145-150. 85 В широкий научный оборот концепция была введена в кн.: Американская социология. М., 1972. С. 60-61, 196. 86 См.: Материалы встречи социологов — 3. «Личность и массовая коммуникация». Кяэрику, 1968; Тарту, 1969. 87 См.: Социология журналистики. М., 2004. С. 64, 65. 88 См.: Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2005. 89 См.: Кяярику-2. Материалы встречи социологов — 2. «Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация. Кяярику, 1967; Тарту, 1968. 90 Гедонизм — учение о наслаждении как высшем благе. В данном случае речь идет скорее о способности ТВ вызывать положительные эмоции. 91 Там же. С. 136-137. 92 См.: Кяярику-3. Материалы встречи социологов — 3. «Личность и массовая коммуникация». Тарту, 1969 (название места встречи изменилось: публикаторы искали наилучший способ передачи его звучания на русском языке). 93 Там же. С. 271. 94 См.: Хмара Г. И. Печать в системе массовых коммуникаций // Социология печати. Новосибирск. 1969. Кн. 1. С. 188. 95 См.: Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971. 96 Там же. С. 118. 97 Алексеев А. Н. Массовая коммуникация как объект социологического исследования (пути развития теории) // Массовая коммуникация в социалистическом обществе. С. 55. 98 См.: Фирсов Б. М. Идеологическая работа партии и изучение средствмассового воздействия в условиях НТР // Там же. 99 См.: Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. 100 Социология журналистики. М., 1980. С. 18. 101 Там же. С. 22. 102 Там же. С. 32. 103 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 85- 87. 104 См.: Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. Л., 1981. 105 См.: Прохоров Е. П. Проблемы эффективности журналистской деятельности в условиях ускорения социально-экономического развития. М., 1987. 106 См.: Трушин Б. А. Эффективность массовой информации и пропаганды: Понятие и проблемы измерения. М., 1979. 107 См.: Фомичева И. Д. Журналистика переходного периода: Развитие практики и вызов науке // Основные понятия теории журналистики. М., 1993. 108 См.: Фомичева И. Д. СМИ как партиципарные коммуникации. М., 2002. 109 См.: Фомичева И. Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики. М., 1993. 110 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. 111 См.: Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах росс.-французского центра социологии и философии ИС РАН. М.; СПб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|