Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление результатов исследования




Форма, в которой представляются результаты исследования, зависит от его вида и результатов, от потребностей и возможностей заказчиков/пользователей.

Итоги качественных исследований, понятно, даются в обычной описательной форме или в таблицах, включающих варианты полученных характеристик, но не частоту их появления (фрагмент табл. 6).

Таблица 6 (фрагмент). Наиболее употребляемые конструкты (в порядке убывания частот)15

 

«Вы сами» <респондент> «Идеальный телеведущий» «Плохой телеведущий
Компетентный Умный Глупый
Открытый Интеллектуальный Медлительный
Терпимый Талантливый Скрытный
....................... ......................... ........................

Практика накопила целый ряд привычных, наиболее употребительных графических способов представления статистических данных.

Основные из них: двух- и трехмерные таблицы. Лучше всего в заголовке таблицы повторять вопрос, так как полученные результаты неизменно связаны с его формулировкой. Должны быть указания на статистическую базу с определением того, что берется за 100% (фрагмент табл. 7) или даны в столбцах и колонках «наводки» типа — «по столбцу», «по строке» (фрагмент табл. 8).

Таблица 7 (фрагмент). Ответы на вопрос: «Кто или что, на Ваш взгляд, ограничивает профессиональную самостоятельность журналиста?» (в % от числа опрошенных журналистов)16

 

Варианты ответов    
Недостаточный уровень собственной профессиональной компетентности 32,5 15,8
Недостаточная разработанность правовых основ журналистской работы 34,1 13,2
Самоцензура — «внутренний редактор» 26,8 34,2
Руководство редакции 17,9 44,7
........................ ................ ..................

Таблица 8 (фрагмент). Доля центральных изданий в общем объеме прочитанных жителями крупных городов номеров за неделю (в % по столбцу)17

 

Виды изданий      
Центральные, в целом* 46,2 39,5 40,2
Центральные, выходящие не реже 1 раза в неделю 26,8 19,5 17,5
Центральные, с периодичностью выхода 1 раз в неделю и реже 19,4 20,0 22,8

* Остальное приходится на местные и бесплатные издания.

Современные компьютерные программы (простейшая изних — Exel) дают возможность представления данных в самых разнообразных графических формах. Далее приводятся два примера из этого ряда (рис. 1и 2).


 

Рис. 1. Доли аудитории телеканалов

 

Первый канал
Россия
НТВ
СТС
ТНТ
Ren TV
ТВЦ
Культура
Другие

 

Рис. 2. Средний рейтинг телеканалов

Результаты исследований стандартизированных, рассчитанных на множество потребителей/подписчиков (таких, как рейтинговые), могут публиковаться в периодических выпусках, что широко практикуется на Западе. Например, в сборниках данных типа «Региональные читательские рынки», «Профиль аудитории газет», «Рейтинги кабельных станций» и т.п. Многие исследовательские организации, и в России также, практикуют представление части данных на своих сайтах в Интернете для свободного доступа. Как правило, такие публикации состоят из более или менее полного представления первичных данных в табличной или графической форме. Их интерпретация не дается или бывает весьма скупой. Предполагается, что это — дело аналитиков или самих пользователей: руководителей и специалистов медиаорганизаций, рекламистов, медиапланировщиков. Извлечения из рейтинговых исследований дает еженедельный журнал «Телескоп», но они весьма скудные.

Наиболее полные итоговые документы — исследовательские отчеты — завершают, как правило, теоретико-прикладные, а также эксклюзивные (специальные), исследования, проведенные по заказу отдельных организаций. В отчетах должны быть представлены не только полученные данные, но и максимально полные сведения о методике формирования выборки и процессе получения данных: полевые документы или точные формулировки вопросов, контроль и т.п.

При пользовании социологическими данными полезно учесть рекомендации по оценке их надежности 18, получая ответы на следующие вопросы:

1. Кто проводил исследование?

2. Кто оплачивал исследование?

3. Когда проводилось исследование (точные даты периода сбора данных)?

4. Какова методика сбора данных (вид, конкретная техника)?

5. Какую генеральную совокупность репрезентирует выборка, размер и способ ее построения?

6. Какова формулировка вопросов (или категории и признаки контент-анализа, их эмпирические референты — конкретные проявления)?

7. Каковы типы вопросов (открытые, закрытые, полуоткрытые) и шкалы (их полнота)?

8. Проводился ли и каким образом контроль за работой интервьюеров, за самозаполнением дневников и т.п. документов респондентами?

9. Насколько полно представлены данные (нет ли пропусков вариантов ответов и т.п.)?

Работникам СМИ полезно помнить о том, что общество имеет право на получение информации о самом себе, если такие сведения не составляют коммерческой тайны. К тому же факт публикации укрепляет позитивное отношение аудитории к каналу информации. Полезно устроить общественное обсуждение, публиковать комментарии и отклики общественности по этому поводу.

____________________________ Эмпирические социологические исследования отличает то, что они нацелены на измерение — установление качественных и количественных характеристик реальных объектов. Инструментом измерения в количественных исследованиях являются шкалы. Виды эмпирических исследований зависят от задач и способов их организации. Исходя из задач, выделяют разведывательные, описательные и аналитические исследования. По способам организации — стандартизированные, заказные, собственные редакционные. Основные методы сбора эмпирической информации — опросы, контент-анализ, наблюдение, эксперимент. Каждый из них, особенно опрос, имеет множество разновидностей. Получение единичных и множественных фактов в эмпирических исследованиях требует организации многоэтапной процедуры. Основные этапы — программирование (кабинетный), сбор информации (полевой), анализ собранной информации. В зависимости от своего типа исследование может включать все или только некоторые этапы процедуры. На каждом из них важно заботиться о надежности информации — соответствии ее реальному положению. Выборка и ее реализация определяют репрезентативность данных. Пользователь должен всеми возможными способами удостовериться в надежности данных. ____________________________________________

Вопросы к главе 5

  1. Что такое измерение в социологии?
  2. Каковы виды эмпирических социологических исследований?
  3. В чем состоят этапы процедуры эмпирического социологического исследования?
  4. Что такое репрезентативность? Как на нее влияют тип выборки и ее реализация?
  5. Каковы основные методы сбора информации; какие из них чаще всего применяются в социологии СМИ?
  6. Что относят к основным разновидностям количественных и качественных опросов?
  7. Какие задачи можно решать с применением метода контент-анализа?
  8. Как можно применить в социологии СМИ методы наблюдения и эксперимента?
  9. В чем состоят особенности стандартизированных, заказных и редакционных исследований?
  1. На какие вопросы необходимо получить ответы, оценивая надежность социологических данных?

Примечания

1 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования М., 2001. С. 44.

2 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. М., 2004.

3 См.: Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. М., 1975.

4 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 234.

5 См.: Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. М., 2003; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Гл. 2.

6 Те, кто организуют исследования, разбивают его процедуру на более мелкие этапы и операции. См., напр.: Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. С. 243-245.

7 См. подробнее: Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. Разд. 1.5.

8 Подробнее об этом см.: Косолапое М. С. Принципы построения многоступенчатой вероятностной выборки для субъектов Российской Федерации // Социологические исследования. 1997. № 10.

9 См. подробнее: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Разд. 3.7; Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. С. 168-177.

10 У разных авторов можно обнаружить разные термины, связанные с методикой контент-анализа. См., напр., Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. С. 214-228; Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. С. 137—140, а также названные ранее и другие работы Л. Н. Федотовой.

11 См.: Федотова Л. Н., Фомичева И. Д. Проблемы и опыт социологического анализа телевизионного общественно-политического вещания // Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986.

12 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию.

13 См.: Фомичева И. Д. Вместе с читателем // Местная печать Москвы и Подмосковья. М., 2004.

14 Существует множество работ, описывающих методику анализа. Срединих — Толстова Ю. Н. Принципы анализа данных в социологии // Социология-4. М., 1991. Т. 1.

15 Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. С. 139.

16 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в динамике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 101.

17 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999. С. 62.

18 В частности, такие рекомендации дает ESOMAR (Европейкое общество исследований общественного мнения и рынка).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...