Малая сюжетно-ролевая игра (МИГ).
Особенности и правила проведения ролевых игр. Игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творчество в нестандартных жизненных ситуациях. Игра - это соревнование в решении задач взаимодействия людей.
1. Функции ролевой игры (любой игры): - социокультурная функция (в ходе игр воссоздаются культурные традиции и ценности народа, а сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила поведения и взаимодействия людей, общественные общечеловеческие ценности); - коммуникативная функция (играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели); - деятельностная функция (игра - это действие, реальная деятельность, кроме того, игра дает возможность использовать различные виды деятельности); - функция реализации способности ребенка, самореализации (любая игра имеет цель, для достижения которой участник должен использовать все свои знания, умения и навыки, чтобы в конце игры оценить себя); - защитная, или коррекционная функция (игра - модель общества, его жизни и отношений, поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы).
2.Особенности ролевой игры: - вымышленная ситуация, - экстремальность; - четко заданные правила.
З. Правила ролевых игр. 1)Мастер всегда прав (он решает все спорные вопросы и ситуации в игре). 2) Обязательное знание и соблюдение правил игры. 3) Здесь и теперь (игра имеет четко ограниченные временные рамки, все отношения, сложившиеся в игре, не переносятся на реальную жизнь). 4) Информация об игровой роли (она является тайной для других участников игры, это "козырь", преимущество любого игрока).
5) Возможность игровой смерти ("умерший" не может общаться с действующими игроками, передавать им какую-нибудь информацию; вместе с ним "умирает" все известные ему сведения). б) Доброжелательное отношение к товарищам по игре (главная задача игры - установление взаимодействия, сотрудничество в процессе достижения игровых целей). 7) Закон игровой территории (территория игры всегда ограничена и вне ее производить игровые действия запрещается; покинувший игровую территорию выходит из игры). 8) Единство игровой роли (образ - кто ты? откуда ты? какой ты? цель - что ты должен сделать? предписания - как ты можешь выполнить свои задачи, достичь наилучшего результата?).
4.Алгоритм игровых действий: - построение своей игровой легенды; - знакомство с участниками (персонажами) игры; - сбор полезной информации; - поиск союзников и противников; - определение средств достижения своей цели; - выбор средств и реализация игровых действий для достижения цели - анализ результатов своей деятельности.
5.Технология проведения ролевых игр: 1)анализ условий и возможностей для проведения ролевой игры; 2) постановка цели на данную игру; 3) выбор подходящей игры, реализующей данные цели или написание новой специальной игры; 4) знакомство с текстом игры: - общие правила; - специальные правила; - общие вводные; - индивидуальные вводные; 5) информирование и подготовка участников игры: общая вводная и правила игры, после чего необходимо добиться включенности в игру всех участников; 6) изучение участников игры и распределение между ними ролей, учитывая индивидуальные особенности и способности игроков; 7) выбор места и подготовка игрового инструментария; 8) "загрузка" на роли; 9) оформление игровой территории; 10) последний сбор перед игрой, выдача инструментария и консультации по игре;
11) организация яркого театрализованного начала организованное окончание игры; 12) подробный анализ игры.
Деятельность Мастера в ходе игры. - Мастер организует эффектное начало и конец игры. - Мастер осуществляет контроль за выполнением правил в ходе игры. - Мастер консультирует игроков. - Мастер поддерживает сюжет игры. - Мастер осуществляет педагогические функции: микроклимат в ходе игры, игры, этику игры, утешение и поддержку проигравших, взаимодействие игроков.
Ролевая игра «Голос чужой планеты». Из опыта работы мастерской «Лидер» проекта «Городская школа актива», г.Волжский.
Игра предполагает создание ситуации, в рамках которой: — каждый участник должен совершить личный выбор и прожить последствия своего поступка; — существует жизненная необходимость принятия групповых решений; — необходимо слышать друг друга, действовать сообща; — необходимо анализировать свои действия и поступки других участников. Общее описание. Участники игры становятся командой космического корабля-исследователя. Они возвращаются из научной экспедиции и переживают свое приключение на пути к дому. Участники ждут встречи с домом, родными, но корабль вынужден совершить экстренную посадку на незнакомой планете, а там уже находятся потерпевшие бедствие собратья-исследователи. Команда не может оставить их в беде, отправляет людей на помощь, но уже собственные разведчики пропадают в неизвестности. А потом представители планеты обращаются за помощью к пришельцам, невольно вторгшимся в ее пространство. Отныне все земляне стоят перед выбором. Космос полон тайн и опасностей,но каждый из нас вправе решать, как он проживет свою жизнь. Кто-то предпочтет прожить ее в человеческом обличье, кто-то готов попробовать рискнуть и получить новые возможности, ощущения, отказавшись при этом от чего-то привычного. Выбор каждый делает сам и сам сталкивается с последствиями своего выбора... Материалы и требования к организации. Тексты, изображение плана корабля, визитки по количеству участников, ручки, карандаши, веревка, краски, большой лист бумаги для рисования, музыка космических звуков, микрофон и соответствующая аппаратура.
Ведущие максимально отстранены от игры, чтобы не возникало ощущения взаимодействия с ними, информация передается в виде инструкций, письменных текстов, все устные тексты, по возможности, читаются в микрофон. Участники. Ученики старших классов или взрослые. Желательно, чтобы количество участников не превышало 30 человек (данный вариант игры рассчитан на 11 человек). Ведущих — от двух до пяти человек (зависит от количества участников). Этапы игры. 1. Введение в игру. 2. Распределение ролей в команде. 3. Экстренная посадка. 4. Разведка. 5. «Голос планеты». 6. «Рисунок мира». 7.Обсуждение игры.
Введение в игру. Участникам игры после разминки предлагается сесть в круг и расслабиться. В это время гаснет свет и звучит немного напряженная музыка. На этом фоне с помощью микрофона ведущий произносит следующиеслова:
Судьбу не выбирают. Не выбирают эпоху, страну и родителей. Но мы приходим в этот мир, обладая свободой воли, разумом и душой. Судьбу не выбирают, но мы вправе решать. как мы проживем нашу жизнь в мире, который выбрал нас. Судьбу не выбирают, выбирают образ жизни. И отведенные нам десятилетия, годы и дни каждый волен прожить так, как считает правильным. В нашей власти наполнить мир вокруг смыслами и ценностями, которые выбрали мы. Судьбу не выбирают. Выбирают и строят свою жизнь. Итак, мы начинаем...
Музыка меняется, в ней звучат космические нотки, в темноте появляются звездные блики. В микрофоне — голос уже другого ведущего:
Необъятные просторы Галактики... В этом таинственном пространстве летите вы, группа ученых — исследователей космоса. Космоса, который уже освоен. Земляне совершили много дальних космических полетов, открыли новые цивилизации и системы. Вы завершаете не первый свой рейс: возвращаетесь из длительного исследования. Земля рассчитывает получить новую информацию о третьем спутнике второго ряда планеты Пангея. Для этого были собраны вы - ученые-исследователи разных направлений, работающие в области экзобиотворения жизни. Вашей задачей было исследование планеты, сбор всей доступной и недоступной информации о ней и установление контактов с той формой жизни, которая там есть. Так вы, специалисты высшего класса, прибыли на планету. Мало того, что вы отлично выполнили свою работу, вы совершили два очень важных и значимых открытия, которые стали для вас полной неожиданностью. Вы везете информацию о них на Землю. Вы хорошо поработали. Вы довольны собой. Но есть и усталость. Вы долго отсутствовали на Земле. Вас ждут ваши родные, дети... На корабле царит расслабленная, не совсем рабочая атмосфера. Вам хочется домой, все дела сделаны и даже оборудование, с которым вы работали, осталось на планете Пангея. Вы ничего не везете с собой обратно, все «железо» осталось там. И теперь вы думаете только о том, как вернетесь домой, к любимой жене или подруге, к любимому или детям. Как хочется обнять всех, полежать на теплой травке. Вы хорошо поработали и хочется хорошо отдохнуть...
Еще некоторое время звучит негромкая музыка, потом она постепенно стихает, включается свет. На стенде висит нарисованный макет космического корабля: на нем схематично выделены отсеки: кабина управления (здесь находятся капитан, штурман, пилот радиорубка (радист, инженер по жизнеобеспечению); санчасть (врач и биолог); научный отсек (специалист по внеземным цивилизациям, археолог, химик); кабина бортмеханика.
Ведущий просит участников подойти к этой схеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|