Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малая сюжетно-ролевая игра (МИГ).




 

Особенности и правила проведения ролевых игр. Игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творчество в нестандартных жизненных ситуациях. Игра - это соревнование в решении задач взаимодействия людей.

 

1. Функции ролевой игры (любой игры):

- социокультурная функция (в ходе игр воссоздаются культурные традиции и ценности народа, а сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила поведения и взаимодействия людей, общественные общечеловеческие ценности);

- коммуникативная функция (играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели);

- деятельностная функция (игра - это действие, реальная деятельность, кроме того, игра дает возможность использовать различные виды деятельности);

- функция реализации способности ребенка, самореализации (любая игра имеет цель, для достижения которой участник должен использовать все свои знания, умения и навыки, чтобы в конце игры оценить себя);

- защитная, или коррекционная функция (игра - модель общества, его жизни и отношений, поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы).

 

2.Особенности ролевой игры:

- вымышленная ситуация,

- экстремальность;

- четко заданные правила.

 

З. Правила ролевых игр.

1)Мастер всегда прав (он решает все спорные вопросы и ситуации в игре).

2) Обязательное знание и соблюдение правил игры.

3) Здесь и теперь (игра имеет четко ограниченные временные рамки, все отношения, сложившиеся в игре, не переносятся на реальную жизнь).

4) Информация об игровой роли (она является тайной для других участников игры, это "козырь", преимущество любого игрока).

5) Возможность игровой смерти ("умерший" не может общаться с действующими игроками, передавать им какую-нибудь информацию; вместе с ним "умирает" все известные ему сведения).

б) Доброжелательное отношение к товарищам по игре (главная задача игры - установление взаимодействия, сотрудничество в процессе достижения игровых целей).

7) Закон игровой территории (территория игры всегда ограничена и вне ее производить игровые действия запрещается; покинувший игровую территорию выходит из игры).

8) Единство игровой роли (образ - кто ты? откуда ты? какой ты? цель - что ты должен сделать? предписания - как ты можешь выполнить свои задачи, достичь наилучшего результата?).

 

4.Алгоритм игровых действий:

- построение своей игровой легенды;

- знакомство с участниками (персонажами) игры;

- сбор полезной информации;

- поиск союзников и противников;

- определение средств достижения своей цели;

- выбор средств и реализация игровых действий для достижения цели - анализ результатов своей деятельности.

 

5.Технология проведения ролевых игр:

1)анализ условий и возможностей для проведения ролевой игры;

2) постановка цели на данную игру;

3) выбор подходящей игры, реализующей данные цели или написание новой специальной игры;

4) знакомство с текстом игры:

- общие правила;

- специальные правила;

- общие вводные;

- индивидуальные вводные;

5) информирование и подготовка участников игры: общая вводная и правила игры, после чего необходимо добиться включенности в игру всех участников;

6) изучение участников игры и распределение между ними ролей, учитывая индивидуальные особенности и способности игроков;

7) выбор места и подготовка игрового инструментария;

8) "загрузка" на роли;

9) оформление игровой территории;

10) последний сбор перед игрой, выдача инструментария и консультации по игре;

11) организация яркого театрализованного начала организованное окончание игры;

12) подробный анализ игры.

 

Деятельность Мастера в ходе игры.

- Мастер организует эффектное начало и конец игры.

- Мастер осуществляет контроль за выполнением правил в ходе игры.

- Мастер консультирует игроков.

- Мастер поддерживает сюжет игры.

- Мастер осуществляет педагогические функции: микроклимат в ходе игры, игры, этику игры, утешение и поддержку проигравших, взаимодействие игроков.

 

Ролевая игра «Голос чужой планеты».

Из опыта работы мастерской «Лидер» проекта «Городская школа актива», г.Волжский.

 

Игра предполагает со­здание ситуации, в рамках которой:

— каждый участник должен совершить лич­ный выбор и прожить последствия своего по­ступка;

— существует жизненная необходимость принятия групповых решений;

— необходимо слышать друг друга, дей­ствовать сообща;

— необходимо анализировать свои действия и поступки других участников.

Общее описание.

Участники игры становятся командой кос­мического корабля-исследователя. Они воз­вращаются из научной экспедиции и пережи­вают свое приключение на пути к дому.

Участники ждут встречи с домом, родны­ми, но корабль вынужден совершить экс­тренную посадку на незнакомой планете, а там уже находятся потерпевшие бедствие со­братья-исследователи. Команда не может ос­тавить их в беде, отправляет людей на по­мощь, но уже собственные разведчики про­падают в неизвестности.

А потом представители планеты обраща­ются за помощью к пришельцам, невольно вторгшимся в ее пространство. Отныне все земляне стоят перед выбором.

Космос полон тайн и опасностей,но каж­дый из нас вправе решать, как он проживет свою жизнь. Кто-то предпочтет прожить ее в человеческом обличье, кто-то готов попробовать рискнуть и получить новые возможнос­ти, ощущения, отказавшись при этом от чего-то привычного. Выбор каждый делает сам и сам сталкивается с последствиями своего выбора...

Материалы и требования к организации.

Тексты, изображение плана корабля, ви­зитки по количеству участников, ручки, ка­рандаши, веревка, краски, большой лист бумаги для рисования, музыка космических звуков, микрофон и соответствующая аппаратура.

Ведущие максимально отстранены от игры, чтобы не возникало ощущения взаимодействия с ними, информация передается в виде инст­рукций, письменных текстов, все устные тек­сты, по возможности, читаются в микрофон.

Участники.

Ученики старших классов или взрослые. Желательно, чтобы количество участников не превышало 30 человек (данный вариант игры рассчитан на 11 человек). Ведущих — от двух до пяти человек (зависит от количе­ства участников).

Этапы игры.

1. Введение в игру.

2. Распределение ролей в команде.

3. Экстренная посадка.

4. Разведка.

5. «Голос планеты».

6. «Рисунок мира».

7.Обсуждение игры.

 

 


ОБЩАЯ СХЕМА ИГРЫ  
Этап Действия ведущих Действия игроков Материалы Время
1. Введение в игру Читают текст «Судьбу не выбирают..." Текст об экспедиции Слушают тексты в полутьме под музыку Музыка тревожная, космическая 10 мин
2. Распределение ролей в команде Дают задание разбиться по ролям, ведут дискуссию, раздают визитки с ролями Групповая дискуссия: распределяют роли, придумывают открытия Визитки, бумага, ручки, схема макета корабля, фломастеры, веревка 15 мин
3. Экстренная посадка Читают текст об атаке, раздают листочки с информацией Обсуждение ситуации, принятие решения — первый выбор Листочки с информацией   15-20 мин
4. Разведка Один ведущий уходит с командой разведчиков. Ведущие читают тексты для разведчиков, для команды Работа команды разведчиков отдельно, второй выбор команды Листочки с информацией, отдельная комната   15-20 мин
5. «Голос планеты» Ведущий читает текст «Голоса планеты». Работа в двух группах Третий выбор. Общее обсуждение дальнейшей жизни   5-10 мин 10-15 мин
6. «Рисунок мира» Работа в одной группе Общий рисунок планеты Лист бумаги для общего рисунка, разноцветные мелки 15-20 мин
7. Обсуждение игры   Ведение обсуждения Обсуждение   15-20 мин
             

 


Введение в игру.

Участникам игры после разминки предла­гается сесть в круг и расслабиться. В это время гаснет свет и звучит немного напря­женная музыка. На этом фоне с помощью микрофона ведущий произносит следующиеслова:

Судьбу не выбирают. Не выбирают эпоху, страну и родите­лей. Но мы приходим в этот мир, обладая свободой воли, разумом и душой. Судьбу не выбирают, но мы вправе ре­шать. как мы проживем нашу жизнь в мире, который выбрал нас. Судьбу не выбирают, выбирают образ жизни. И отведенные нам десятилетия, годы и дни каждый волен прожить так, как считает правильным. В нашей власти наполнить мир вокруг смыслами и ценностями, которые выбрали мы. Судьбу не выбирают. Выбирают и строят свою жизнь. Итак, мы начинаем...

 

Музыка меняется, в ней звучат космиче­ские нотки, в темноте появляются звездные блики. В микрофоне — голос уже другого ведущего:

 

Необъятные просторы Галактики... В этом таинственном пространстве лети­те вы, группа ученых — исследователей космоса. Космоса, который уже освоен. Зем­ляне совершили много дальних космических полетов, открыли новые цивилизации и системы.

Вы завершаете не первый свой рейс: воз­вращаетесь из длительного исследования. Земля рассчитывает получить новую ин­формацию о третьем спутнике второго ряда планеты Пангея.

Для этого были собраны вы - ученые-исследователи разных направлений, работа­ющие в области экзобиотворения жизни. Вашей задачей было исследование планеты, сбор всей доступной и недоступной инфор­мации о ней и установление контактов с той формой жизни, которая там есть.

Так вы, специалисты высшего класса, прибыли на планету. Мало того, что вы отлично выполнили свою работу, вы со­вершили два очень важных и значимых от­крытия, которые стали для вас полной неожиданностью. Вы везете информацию о них на Землю.

Вы хорошо поработали. Вы довольны собой. Но есть и усталость. Вы долго от­сутствовали на Земле. Вас ждут ваши родные, дети... На корабле царит расслаб­ленная, не совсем рабочая атмосфера. Вам хочется домой, все дела сделаны и даже оборудование, с которым вы работали, ос­талось на планете Пангея. Вы ничего не везете с собой обратно, все «железо» ос­талось там.

И теперь вы думаете только о том, как вернетесь домой, к любимой жене или под­руге, к любимому или детям. Как хочется обнять всех, полежать на теплой травке.

Вы хорошо поработали и хочется хоро­шо отдохнуть...

 

Еще некоторое время звучит негромкая музыка, потом она постепенно стихает, вклю­чается свет. На стенде висит нарисованный макет космического корабля: на нем схема­тично выделены отсеки: кабина управления (здесь находятся капитан, штурман, пилот радиорубка (радист, инженер по жизнеобес­печению); санчасть (врач и биолог); научный отсек (специалист по внеземным цивилиза­циям, археолог, химик); кабина бортмехани­ка.

Ведущий просит участников подойти к этой схеме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...