Средства проведения (инструментарий).
1. Методы диагностики (проективные и непроективные тесты). 2. Игровые упражнения. Методики могут быть абсолютно разнообразными, давать информацию о различных сторонах жизни человека (о его личностных и типологических особенностях, об особенностях его общения и взаимодействия с окружающими и т. п.). Главное, чтобы все они были достаточно просты в обработке, чтобы тестируемые могли получить результаты сразу же после прохождения теста. Игровые упражнения должны быть подобраны по определённой тематике и направлены, главным образом, на самопознание их участников. Добиться этого можно в том случае, если каждое игровое упражнение будет сопровождаться общим обсуждением и анализом каждым ребёнком своих действий.
Организация: «Ярмарка самопознания» проводится в 3-ий или 4-ый день лагерной смены. Продолжительность её 1,5 – 2 часа при участии 120 – 150 человек. На территории лагеря располагается 10 – 12 площадок (шатров), каждая из которых закреплена за определённым методистом (педагогом) лагеря. Эти люди заранее знакомятся с конкретными методиками и к моменту проведения «Ярмарки» каждый из них достаточно хорошо владеет какой-то конкретной методикой (знает особенности проведения методики, умеет обрабатывать полученные результаты и интерпретировать их). Ввиду того, что все методики и тесты различны, то количество людей (тестируемых) и время проведения методик на всех площадках тоже будет разным. Такая форма организации предполагает свободный режим перемещения участников. Перед тем, как набрать определённую группу тестируемых, методист знакомит их с возможностями проводимой им методики, рассказывает о том, что они могут узнать о себе с её помощью. Это позволяет ребятам свободно выбирать наиболее понравившиеся и заинтересовавшие их площадки.
Пройдя методику или приняв участие в игровом упражнении, ребёнок не только получает информацию о себе, но и получает жетон от той площадки, которую он посетил (все жетоны закреплены за определёнными площадками и имеют свои отличительные знаки: форма, цвет, размер и т. п.). Обязательно, чтобы каждая площадка была выдержана в определённом стиле, в соответствии с выбранной методикой. Этот стиль должен гармонично сочетаться с внешним обликом и поведением того методиста, за которым закреплена эта площадка. Например, площадка, на которой проводится проективная методика «Несуществующее животное», может быть оформлена в виде мастерской художника, а сам методист может предстать в образе художника. Необходимо заранее подумать о том, каким образом можно привлечь внимание к каждой площадке, отрекламировать каждую тестовую методику (визуальный плакат, внешнее оформление, музыкальное сопровождение и т. п.). Этапы подготовки к мероприятию: 1. Подбор конкретных методов диагностики, которые наиболее соответствуют целям мероприятия и отвечают требованию быстроты обработки. 2. Отбор методистов (педагогов) для проведения выбранных методик. Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности педагогов. Кому-то из них легче будет работать с небольшой группой людей, а кто-то сможет одновременно тестировать 20 – 30 человек; одному предпочтительнее проводить проективную методику, другой отлично справится и с традиционным тестированием, а третьему вообще больше подойдут игровые упражнения, так как он сможет замечательно организовать процесс анализа каждого из них. 3. Знакомство каждого методиста с той диагностической методикой, которую ему нужно будет проводить. Психолог должен объяснить методисту условия проведения методики, её обработку и интерпретацию. Наиболее эффективно знакомство с методикой будет происходить в том случае, когда сам методист окажется в роли тестируемого, а психолог проведёт с ним методику.
4. Обдумывание каждым методистом образа, в котором он будет представлять методику. По этому поводу он может посоветоваться с психологом. 5. Выбор на территории лагеря мест для площадок и закрепление за каждым методистом своего места. При этом нужно учитывать условия проведения самих методик: одни из них могут проводиться без наличия стульев, лавок, столов, ручек (например, игровые упражнения), а для других всё это не является обязательным (особенно для тестовых и опросных методов). 6. Подготовка необходимого реквизита для оформления площадки, элементов костюма для создания образа методиста; подготовка материалов для проведения методики (листы бумаги, ручки, карандаши, бланки для ответов). Этапы проведения мероприятия: 8.30 – 9.00 - Выступление на утренней линейке, приглашение к участию в «Ярмарке самопознания». 10.00 – 10.30 – Сбор всех участников лагерной смены на линейке (или в актовом зале); более подробный рассказ о «Ярмарке»; знакомство с правилами участия в ней. 10.30 – 11.30 – Оформление каждым методистом закреплённой за ним площадки; раздача каждому методисту материалов, необходимых для проведения методики. 11.45 – 12.00 – Сбор участников на линейке, открытие «Ярмарки самопознания». 12.00 – 13.30 – Проведение «Ярмарки» (свободное перемещение участников игровым площадкам, сбор жетонов). 14.00 – 14.30 – Подсчёт жетонов, набранных каждым отрядом. Определение отряда, набравшего наибольшее количество жетонов. 15.00 – 21.00 – Время для написания сочинений на тему: «Что я узнал нового о себе». Такая возможность предоставляется всем желающим. В этих сочинениях ребята обобщают не только ту информацию, которую получили на «Ярмарке», но и стараются проанализировать, насколько она соответствует той информации о себе, которой они уже владели; как они собираются использовать эту информацию в жизни; что бы они ещё хотели узнать о себе. 8.30 - 9.00 - Утренняя линейка следующего дня, на которой объявляются результаты «Ярмарки»; торжественное награждение победителей.
Результаты «Ярмарки самопознания»: 1. Каждый участник «Ярмарки», посещая площадки, получает определённую информацию о себе, которая может стать стимулом к дальнейшему самопознанию. 2. В условиях экономической смены актуален вопрос о денежном поощрении отряда, набравшего наибольшее количество жетонов. Подобный вид подведения итогов может стать стимулом к активному участию в «Ярмарке» максимального количества ребят, а также способствовать сплочению каждого отряда. 3. Всем участникам по окончанию «Ярмарки» предлагается написать сочинение о своих индивидуальных особенностях. Данный вид деятельности способствует обобщению и анализу полученной информации, даёт возможность обдумать полученные результаты и применить их в жизни. Лучшие работы также поощряются.
Рекомендации: Необходимо учесть, что ярмарка – далеко не единственная форма проведения подобного мероприятия. Оно вполне может быть организовано в форме выставки, экскурсии и т. п. Тематика используемых методик и упражнений так же может быть различна. Все они могут быть подобраны на одну тему (например, на профессиональное самоопределение или на выявление лидерских качеств человека), или же при проведении мероприятия могут одновременно использоваться самые разнообразные методики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|