Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выступление на заседании Государственной Думы




Выступление на заседании Государственной Думы

(13 октября 2000 года)

 

Уважаемый Геннадий Николаевич,

Уважаемые депутаты Государственной Думы,

Сегодня на рассмотрение вынесено два вопроса, которые действительно имеют особое значение не только для региональной, но и международной стабильности. Это - Балканы и Ближний Восток. Оба эти региона имеют для России особое стратегическое значение. Вот почему нашим интересам отвечает создание там такой обстановки, которая позволила бы не только сохранить, но и упрочить позиции России. Руководствуясь именно такой долгосрочной задачей, мы и выстраиваем нашу линию на этих направлениях.

Что касается Югославии, то там, в силу многих обстоятельств, назревали перемены. Об этом мы говорили и в этом зале. Видимо, этим во многом можно объяснить решение о внесении изменений в конституцию Югославии, на основании которого 24 сентября в стране прошли президентские, парламентские и муниципальные (в Сербии) выборы.

В отношении указанных изменений конституции, а также выборов Россия заняла принципиальную позицию: это внутреннее дело Югославии, которое должно решаться на основе действующих в стране законов. Реакция западных государств изначально была негативной: они не только поставили под сомнение правомерность одобренных Скупщиной решений, но и взяли линию на бойкот выборов. В дальнейшем, однако, когда все оппозиционные партии, за исключением правящей в Черногории партии М. Джукановича, заявили об участии в выборах, позиция Запада также стала меняться. Движение " Демократическая оппозиция Сербии", как основной оппонент блока, возглавляемого С. Милошевичем, получило активную поддержку со стороны западных государств. Вместе с тем, было бы ошибкой вешать на всех членов движения ярлык ставленников Запада. Объединяющим началом, позволившим создать движение, в которое вошло около двух десятков партий и организаций, было стремление добиться демократических преобразований после десятилетнего периода фактически единоличного правления страной С. Милошевичем.

Состоявшиеся 24 сентября выборы, на которых присутствовали наблюдатели от Государственной Думы прошли, в целом, в нормальной обстановке. Такая оценка высказывалась и нашими наблюдателями.

Что касается результатов выборов, то здесь сложилась следующая картина. Данные избиркома и оппозиции практически полностью совпали в отношении парламентских и местных выборов. Разногласия возникли по итогам президентских выборов.

Позиция России, которая была заявлена в связи с выборами в Югославии, заключалась в том, что они должны быть демократичными, а их результаты легитимными, то есть честными. Мы отмежевались от линии, занятой некоторыми западными странами, которые попытались на основании предварительных данных оппозиции сразу же признать победителем В. Коштуницу.

Как известно, оппозиция, действуя в соответствии с югославским законодательством, обжаловала официально объявленные результаты президентских выборов сначала в избиркоме, а затем в Конституционном суде.

В связи с тем, что обстановка в Югославии в это время стала накаляться, Президент В. В. Путин предложил югославскому руководству направить в Белград министра иностранных дел России для проведения консультаций с целью снижения напряженности. Это предложение не встретило поддержки со стороны официальных властей. Тогда Президент России выступил с новой инициативой: он пригласил в Москву обоих кандидатов в президенты - С. Милошевича и В. Коштуницу. К сожалению, и эта инициатива не получила развития, хотя и была, в принципе, позитивно встречена В. Коштуницей. В связи с продолжавшимся ухудшением обстановки в Югославии Президент России принял решение направить в Белград министра иностранных дел. Цель поездки состояла в том, чтобы по возможности не допустить перерастания конфронтации в прямое насилие и создать условия для легитимного выхода из сложившейся ситуации. В Белграде у меня состоялись встречи с В. Коштуницей и С. Милошевичем, в ходе которых я изложил им именно эту позицию, призвав их путем прямого диалога, руководствуясь высшими национальными интересами, согласовать пути выхода из создавшегося кризиса.

Как развивались события дальше, вы знаете. Состоялась встреча С. Милошевича с В. Коштуницей, которые до этого никогда не встречались. Конституционный суд признал победу в первом туре В. Коштуницы. С. Милошевич также публично признал свое поражение. На следующий день В. Коштуница был приведен к присяге в качестве нового президента СРЮ. Сразу же после этого Россия направила официальное поздравление В. Коштунице.

Таким образом, позиция России на протяжении всех этих событий была ясной и последовательной. Никаких колебаний или двусмысленностей в ней не было.

Сейчас ситуация в Югославии остается довольно сложной. В. Коштуница, конечно же, еще полностью не контролирует положение в стране. Расстановка сил в Скупщине - не в его пользу. Параллельно отдельные элементы из " Демократической оппозиции Сербии" пытаются явочным порядком захватить власть на местах. Армия пока сохраняет нейтралитет. Вместе с тем, определенное брожение началось в рядах полиции. Все это говорит о том, что предстоит непростой период стабилизации обстановки в Югославии, в ходе которого нельзя исключать новых осложнений. Следует также иметь в виду, что перед новым руководством Югославии стоят такие сложнейшие проблемы, как выстраивание отношений с Черногорией и Косово.

Задача России, российской дипломатии заключается в том, чтобы своими активными действиями оказать содействие в укреплении демократических основ югославского общества и тем самым обеспечить наши интересы в этой дружественной нам стране. В конкретном плане Россия будет добиваться снятия с Югославии всех санкций, возвращения ее позиций на международной арене, оказания экономической помощи для восстановления экономики страны, пострадавшей в результате натовской агрессии. При этом мы и дальше твердо будем отстаивать независимость, суверенитет и территориальную целостность Югославии.

Как вы видите, задача архисложная и, если мы хотим добиться эффективных результатов, то необходимо объединение усилий всех: и правительства, и российских парламентариев, наших деловых кругов.

Теперь о положении на Ближнем Востоке. К сожалению, ситуация в этом взрывоопасном регионе даже еще более сложная, чем она может показаться на первый взгляд. Столкновения между израильтянами и палестинцами случались и раньше. Однако нынешний кризис в силу целого ряда причин вылился в прямое противостояние между Израилем и арабскими государствами, в котором заметное место занимает религиозный фактор. Никогда еще за последние годы не было столь массовых антиизраильских выступлений практически во всех арабских странах, в том числе и так называемых умеренных. Впервые за последние десять лет принято решение о проведение чрезвычайного саммита арабских государств, на котором могут быть приняты очень жесткие меры в отношении Израиля.

Одновременно активизировались правые силы в самом Израиле, которые обвиняют правительство Барака в излишнем " попустительстве" требованиям палестинцев и фактической сдаче национальных интересов страны.

События, произошедшие за последние сутки, свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые международным сообществом усилия, ситуация продолжает быстро ухудшаться и подошла к черте, за которой реально просматриваются контуры большой войны в регионе.

Как только начались первые столкновения между израильтянами и палестинцами после известных событий 28 сентября, Россия предпринимала активные усилия, направленные на то, чтобы остановить насилие, нормализовать ситуацию. Состоялись телефонные разговоры с руководством палестинской национальной автономии, Израиля, Египта, некоторых других арабских государств. Постоянные контакты поддерживались с другим коспонсором - США. Попытались использовать и возможности Совета Безопасности ООН.

Ситуация, однако, продолжала осложняться. В этих условиях Президент России принял решение направить министра иностранных дел в регион для экстренных консультаций и выработки конкретных решений для выхода из кризиса. За четыре дня пребывания в регионе я встретился с президентами Алжира, Сирии (дважды), Ливана. Также состоялись мои беседы с премьер-министром Израиля Бараком (дважды), президентом и министром иностранных дел Израиля. В Газе провели встречу с руководством палестинской автономии во главе с Я. Арафатом. В постоянном контакте я находился с Генеральным секретарем ООН, который прилетел вслед за мной.

В ходе этих многочисленных контактов была предпринята попытка выработать план действий, который позволил бы остановить насилие, вернуть ситуацию к положению существовавшему до 28 сентября и создать условия для возобновления переговоров. Определенные элементы такого плана были намечены. В частности, предлагалось срочно провести саммит с участием коспонсоров мирного процесса, Генерального секретаря ООН с приглашением Арафата и Барака. (Формат встречи в принципе мог бы быть и расширен). На этой встрече израильская и палестинская стороны должны были объявить о прекращении насилия на согласованных условиях. В принципе удалось договориться о такой схеме действий и с Арафатом и Бараком. После чего было условлено, что дальнейшие консультации продолжит К. Аннан.

Другой аспект, который рассматривался в ходе наших контактов, это возобновление переговорного процесса. Для нас очевидно, что в том виде, как этот процесс развивался до кризиса, он скорее всего уже не возобновится. Основы урегулирования, конечно же, остаются прежние - это решение Мадридской конференции, резолюции СБ ООН 242 и 338. Однако формат переговоров, скорее всего, придется менять. Россия всегда выступала за необходимость продвижения урегулирования по всем трем трекам — палестинскому, сирийскому и ливанскому. Это процесс взаимосвязанный, любые попытки разорвать его могут привести лишь к дополнительному осложнению.

Поэтому уже сейчас, добиваясь прекращения насилия и нормализации обстановки, мы должны одновременно готовить наши предложения и по механизму дальнейших переговоров. В рамках этих предложений мы будем ставить вопрос и об усилении роли России как коспонсора ближневосточного урегулирования. Об этом нас прямо просят руководители арабских государств. Положительно к этому относятся и в Израиле. Это, однако, планы на будущее. Сейчас же, конечно, главное не допустить худшего на Ближнем Востоке. Я докладывал сегодня Президенту России В. В. Путину о развитии ситуации на Ближнем Востоке, и он дал нам поручение срочно подготовить предложения об экстренных мерах по выходу из кризиса. Такие предложения сейчас готовятся и в ближайшие часы будут доложены Президенту, так как действительно сейчас отсчет идет на часы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...