Массаж. Эмпатия. Сутра патриархов Шаолиня. Физические упражнения и боевые приемы
Массаж Издревле в Китае известен точечный массаж (туй-на ). Его основу составляет теория биологически активных точек и энергетических меридианов классической китайской медицины. Он отличается от европейского лечебного и спортивного массажа своей сукцессивностью и узкой направленностью. Яркое подтверждение этому тезису мы находим в книге доктора У Вэйсиня «Древнекитайский массаж туй-на» (1994). В ней приемы массажа расположены в гой же последовательности, что и гексаграммы в «Книге Перемен». В ВАККППЕ с древних времен используют массаж биологически активных точек.
Эмпатия Эмпатия — это психический, деятельно-познавательный феномен частичной либо полной идентификации (отождествления) некоего индивида с другим индивидом через воспринимаемое или созидаемое поведение. Исследователь И. М. Юсупов в своем исследовании «Психология эмпатии» отметил:
«Способы понимания могут быть рациональными, эмоциональными, поведенческими. Все они формируют способность личности постигать и реконструировать внутренний мир другого человека. Аффективная сторона понимания явлений и объектов социальной природы в психологической литературе получила название эмпатия».
В ВАККППЕ эмпатия проявлялась в качестве подражания движениям животных. Например, она нашла свое воплощение в психомоторной гимнастике «игры пяти зверей» (тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы) знаменитого древнего лекаря Хуа То (141–208). Одна из главных школ буддизма, явившаяся колыбелью боевых искусств Китая, Японии и Кореи, так и называется — «Школа воплощений» (чань цзун ). В распоряжении автора оказался короткий текст, приписываемый патриархам ранней школы Чань (не позже VIII века), достоверность которого спорна, но верность методологических основ несомненна. Текст написан в форме обращения к ученику будущих времен Шаолиньского монастыря:
Сутра патриархов Шаолиня Мы, патриархи Шаолиня, хотим тебе сказать, все, что мы знаем передать тебе, все как мы понимаем передать тебе: Первое, ты покинь всех других и потом приступай к работе; Второе, ты возьми бумагу и пиши, всем своим людям передай; Третье, воплотись во всех своих помощников; Четвертое, выйди в наше время и пойми наше время; и уразумей жизнь нашу, а в жизни той воплощения были основой, и воплощения те следующие: воплощение в человека, воплощение в коня, воплощение в иву, воплощение в пьяного и покаяние. «Покаяние», в данном случае, это психосоматическая адаптация; «человек», «конь», «ива», «пьяный» — символы четырех крупных блоков структуры личности, состоящих из 36 личностных черт (дхарм ). Воплощение в соответствующий образ (или медитация на образе) позволяло быстрее, на чувственном опыте, овладеть управлением собственным механизмом психических отражений.
Физические упражнения и боевые приемы Самое раннее упоминание в китайской литературе о физических упражнениях мы находим в «Каноне Желтого императора о внутреннем». Там сказано: 127«В глубокой древности люди знали истинный путь, соизмерялись во всем с инь и ян, находили гармонию искусства (интуитивного) и вычисления (логического), был упорядочен ритм приема пищи и питья, соблюдалось постоянство ритма движений и покоя… Есть специальные дни, когда можно предотвратить конкретное заболевание» (Раздел 1). «Если человек теряет способность следовать ритму времени, тогда изнутри закрываются девять отверстий, снаружи нарушается движение мышц» (Раздел 3). «В древние времена люди жили среди диких животных и птиц. Они двигались, чтобы бороться с холодом… применяли заклинания для перемещения «семени» (цзин), в результате чего болезнь проходила» (Раздел 12).
«Для лечения стенокардии (си-цзи) следует применять гимнастику дао-инь и одновременно нужно пить лекарства. Если только пить лекарства, не применяя гимнастику, тогда болезнь вылечить нельзя» (Раздел 46).
Рис. 16. Самое раннее (2-й век до н. э. ) изображение комплекса упражнений «Схемы ведения-привлечения» («Дао-инь ту»). Из раскопок в провинции Хэнань
Дао-инь переводится как «ведение — привлечение». В трактате «Ши цзи» сказано, что известный во времена императора Хуан-ди врач Юй Фу использовал методы цяо-инь и ань-у, а это не что иное, как дао-инь и массаж. Наиболее ранним документально подтвержденным комплексом психомоторных упражнений Китая считается гимнастика дао-инь, изображение которой было обнаружено на «Схеме дао-инь» («Дао-инь ту») при раскопках в 1973 году захоронения княжны Дай Синь (II век до н. э. ) около города Чанша. В последующие две тысячи лет в Китае было создано огромное количество специфических многофункциональных комплексов физических упражнений. Многие из них (несколько сотен) дошли до наших дней без каких-либо изменений. К числу наиболее популярных относятся: «18 упражнений…» («Ляньгун шиба фа»), созданная по системе дао-инь; «Изменение мышц» («И-цзинь-цзин»); «Восемь отрезков парчи» («Ба-дуань-цзинь») и ряд других. Суть этих гимнастик заключается в жесткой последовательности выполнения психомоторных упражнений в комплексе с психическими и психофизиологическими упражнениями: дыхательной гимнастикой, массажем, медитацией на символах, произношением звукорезонансных рядов. По классификации китайских исследователей, боевые искусства в средние века имели следующие основные направления: 1) армейские (рукопашный бой и система военно-физической подготовки); 2) полицейские (обеспечение безопасности граждан); 3) монастырские (духовное и психофизическое развитие); 4) народные (досуг, спорт, самозащита); 5) сценические (зрелища); 6) оздоровительные (двигательная реабилитация и адаптивная физкультура). В различных направлениях единоборств Восточной Азии указанные средства использовались комплексно, хотя и в различных пропорциях. В таблице 16 указано примерное соотношения (в %) средств ВАККППЕ.
Как уже сказано выше, в основе ВАККППЕ лежит оригинальная модель личности человека под условным наименованием «колодезные поля». Становление и развитие данной модели происходило в конкретных социально-исторических условиях. Поэтому следующие разделы посвящены историко-психологическому анализу ВАККППЕ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|