Китайские психомоторные гимнастики (тайцзи-цюань, багуа-цюань, синъи-цюань) и система цигун
Начиная с середины XVII века в Китае получили распространение новые системы психомоторных военизированных гимнастик. Позже их стали называть «китайскими традиционными оздоровительными гимнастиками» (чжунго чуаньтон ди цзянь-шэньфа ). Пожалуй, самой известной и популярной среди них явлется «кулак Высшего Предела» (тайцзи-цюань ). Тайцзи-цюань внешне напоминает древние «военные танцы» (у-у ), но отличается от них, во-первых, весьма жесткой сукцессивностью двигательных действий; во-вторых, непрерывностью (плавностью) переходов от одного движения к другому; в-третьих, медитативностью — каждое движение предваряет идеомоторное представление о нем. С историей возникновения тайцзи-цюань связано множество легенд и мифов. В частности, некоторые авторы утверждают, что основы данной системы якобы еще в XIII веке заложил даосский отшельник Чжан Саньфэн. Ему также приписывают авторство работы под названием «Теория тайцзи-цюань» («тай цзи цюань лунь»). Текст невелик, поэтому приводим его полностью: «В любом действии тело должно быть легким (цин ) и подвижным (лин ). Вы должны чувствовать, что все суставы тела связаны, как звенья цепи. Энергия (ци ) должна течь. Жизненный дух (шэнь ) должен сосредотачиваться внутри. Не проявляйте недостаточности, а также вогнутости или выпуклости движений. Не проявляйте несвязанного, разъединенного движения. Импульс (цзинь ) приложения энергии коренится в ступнях, врывается в ноги, сдерживается в пояснице и действует через пальцы. Из стоп в ноги, из ног в поясницу — все должно двигаться одним импульсом. Двигаясь цельно, вы можете наступать и отступать в точно заданное время и на выгодную дистанцию. Если вы не выбираете точное время и наилучшую дистанцию, и тело не движется как одно целое, то талия и ноги требуют дальнейшего развития. Они могут быть недостаточно сильными или гибкими. Это часто проявляется при движении вверх или вниз, назад или вперед, влево или вправо.
Используй внутреннее сознание, а не внешние формы. Где есть что-то вверху, там что-то должно быть внизу. Где есть что-то впереди, там что-то должно быть сзади. Где есть что-то справа, там что-то должно быть слева. Если кто-то намерен совершить движение вверх, он должен одновременно проявить и противоположное движение (вниз). Так, если он хочет вытянуть дерево из земли вверх, он должен сначала толкнуть его вниз, чтобы ослабить корни, и тогда его легко будет выдернуть. Следует отличать плотное от неплотного. Где есть плотность, там должна быть неплотность. В любом случае и везде вы должны отличать их. Все тело должно быть цепью, в которой звенья — суставы. Не допускайте разрыва цепи. Длинный кулак (чан-цюань), подобно большой реке, течет на прерываясь. Восемь Врат (ба мэнь ) тайцзи-цюань следующие: отражение (пэн ), откат (люй ), нажимание (цзи ), толкание (ань ), притягивание (цай ), раскалывание (ле ), удар локтем (чжоу ) и удар плечом (као ). Первые четверо Ворот составляют Четыре Направления: юг, север, запад и восток. Последние — Четыре Угла: юго-запад, северо-восток, юго-восток и северо-запад. Пять Шагов (у-бу ) тайцзи-цюань следующие: наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо и центральное равновесие. Эти шаги суть Пять Первоэлементов (у-син ): металл, дерево, вода, огонь и земля. Восемь Врат вместе с Пятью Шагами составляют Тринадцать Позиций тайцзи-цюань». Однако в действительности первоосновой тайцзи-цюань стали, прежде всего, «32 кулачных искусства Ци Цзигуана». Саму же эту систему впервые разработал мастер Чэнь Вантин. Чэнь Вантин родился в провинции Хэнань в 1587 году — в год смерти Ци Цзигуана. С 12 лет он служил в армии. В 1618 году был произведен в офицеры. После 45 лет службы (напомним, что военно-физическая подготовка войск велась по системе Ци Цзигуана), он в 1644 году вернулся в родную деревню. Сформировав здесь отряд самообороны, Чэнь начал обучать людей по методике генерала Ци, но с включением в нее собственных приемов.
Постепенно он сформировал собственный стиль, названный впоследствии «Школа Чэня» (Чэнь ши). Последний состоял из пяти «последовательностей», или комплексов приемов (лу ). Он также обучал двум дополнительным комплексам: «Пушечные удары» (пао-чуй ) — кулачным ударам, быстрым и жестоким, словно пушечные выстрелы, и «Длинный кулак» (чан-цюань ), включавший 108 приемов. В следующих поколениях семьи Чэнь тоже были знаменитые мастера. Так, Чэнь Чансин (1771–1853), обработав и упростив первоначальные пять «последовательностей», свел их к двум — собственно тайцзи-цюаню (88 движений) и «пушечным ударам» (72 приема); Чэнь Юбэнь еще больше упростил движения, идя навстречу требованиям эпохи (чисто боевая сторона системы сохраняла все меньшее значение в связи с широчайшим внедрением огнестрельного оружия). Чэнь Цинпин (1795–1868) включил в тайцзи-цюань так называемый «малый стиль» (сяо цзя ) с более плотными и скрученными движениями. В итоге тайцзи-цюань семьи Чэнь разделился на три стиля: 1) Старый стиль (лао цзя) Чэнь Чансина; 2) Новый стиль, (синь цзя) Чэнь Юбэня; 3) Малый стиль (сяо цзя) Чэнь Цинпина. Тайцзи-цюань считался фамильным сокровищем рода Чэнь и долгое время хранился в секрете. Но в конце-концов он стал достоянием нескольких инородцев. Самый знаменитый среди них — Ян Лучань (1799–1872), создавший свой собственный стиль Ян. История системы тайцзи-цюань весьма интересна, но не имеет прямого отношения к главной теме нашего исследования. Поэтому достаточно отметить, что в настоящее время существуют пять основных стилей тайцзи-цюань: Чэнь, Ян, У, Сунь и У — второй (обозначен другим иероглифом). В России наибольшее развитие получили первые два. В Чэнь преобладает моторный компонент; в Ян — психический компонент. Принцип медитативности тайцзи-цюань дал толчок к развитию такой психомоторной гимнастики, как «кулак Восьми Триграмм» (багуа-цюань ). В дополнение к средствам тайцзи-цюань здесь присутствует пространственное моделирование рисунка «колодезных полей»: каждому из восьми направлений соответствует триграмма и определенная группа движений.
Аналогичным образом был создан стиль «кулак Мысли и Воли» (синъи-цюань ), с той разницей, что он моделирует систему взаимосвязи «пяти первоэлементов». Рисунок 19 показывает основной принцип синъи-цюань — дистрибуцию атакующих и защитных действий по схеме «у-син». В психологическом плане все перечисленные стили оказывают на индивида глубокое суггестивное воздействие, механизм которого можно объяснить принципом сегментарной иннервации организма. В результате длительной практики любого из этих стилей раскрываются так называемые «резервные возможности» человека, особенно в экстремальных ситуациях. Психомоторные оздоровительные гимнастики обычно входят, как раздел, в систему цигун. Цигун (дословно — манипулирование «ци»), это метод психофизиологической регуляции организма человека средствами психомоторных упражнений. Китайский исследователь цигун Ян Цзюньмин восторженно писал: «Цигун — наука об энергии и ее движении во Вселенной — является одним из самых ценных вкладов Китая в мировую культуру». Отечественные исследователи имеют возможность широко ознакомиться с психолого-педагогическими основами цигун по материалам журнала «Цигун и спорт», который издается с 1991 года. Уже в первом его номере китайский специалист Чжоу Мин кратко изложил основные положения этого необычного для европейцев вида физической культуры. Работа небольшая, поэтому приведем ее полностью:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|