Система психологической подготовки войск в средневековом Китае
Благодаря развитию ВАККППЕ в даосских и буддийских монастырях, методики сукцессивного обучения бойцов постепенно стали использоваться в армии. Первым известным нам фактом такого рода является система военно-физической подготовки войск, которую создал великий полководец Юэ Фэй (1103–1142). Его система включала три взаимодополняющие части: 1) «орлиный коготь» (ин-чжао) — болевые приемы и удушения; 2) «формы мастерства» (син-и ) — ударная техника; 3) «восемь отрезков парчи» (ба-дуань-цзинь ) — комплекс упражнений для психофизической подготовки. Юэ Фэй одним из первых применил монастырскую систему в подготовке войск. И не мудрено, ведь его учителем боевых искусств был некий Чжоу Дун — монах шаолиньского монастыря. Психологическую и психофизическую подготовку солдат дополняли изобретенные Юэ Фэем новые виды оружия и тактические приемы ведения боевых действий. Но, увы! Своими талантами и быстрой карьерой он вызвал зависть придворных чиновников, был оклеветан, посажен в тюрьму и там в возрасте 38 лет отравлен. Только через 20 лет его реабилитировали и признали национальным героем. Анализ источников показал, что в настоящее время существуют много вариантов «восьми отрезков парчи». Преподобный Дэ-цянь, ректор Университета боевых искусств при Шаолиньском монастыре, автор наглядного пособия «Шаолиньский ба-дуань-цзинь», пишет: «Шаолиньский ба-дуань-цзинь является одним из видов цигуна, относящегося к внешним шаолиньским практикам. Благодаря преемственности традиций, он был создан на базе «Метода 18 сильных рук буддийского монаха». Особенности комплекса: сильные ноги обеспечивают прочность стоек; медленное выполнение движений влияет на их мягкость; плавность и координация исходит из подтянутой груди; выгнутая поясница сказывается на правильном положении головы; протяженность дыхания зависит от расслабленности.
Практика комплекса способствует увеличению работоспособности мышечных волокон; улучшению подвижности коленных суставов; устранению острых расстройств пищеварения и улучшению кровообращения; нормализации баланса инь-ян; стимуляции давних нарушений обмена веществ; усилению аппетита; повышению стрессоустойчивости; повышению сопротивляемости иммунной системы, продлению, долголетия. Главное заключается в произношении вслух рифмованных правил — звукорезонансных рядов: 1. Двумя руками подпереть небо — активизировать (меридиан) «три обогревателя»; 2. Влево и вправо натягивай лук, словно стреляешь в беркута; 3. Одну ладонь тянем вдоль меридиана селезенки; 4. Пять злобных и семь вредоносных разглядеть издалека; 5. Вернуть ладони в исходное положение, наполняя яростью силу «ци»; 6. Наклоны вперед избавляют от болезней; 7. Поднять голову, опустить хвост — излечить «огонь» меридиана сердца; 8. Две руки положить на согнутые колени — укрепить меридиан «почек» на пояснице. С методики Юэ Фэя в китайской армии стали уделять внимание целенаправленной психологической подготовке личного состава вместо своеобразного психологического тестирования, с описанием которого мы уже знакомы по текстам «Военного семикнижия». Следующей важнейшей вехой в этом направлении стала методика китайского военачальника Ци Цзигуана (1528–1587). В 1368 году в Китае начала править династия Мин. Во времена этой династии многие государственные деятели пытались воссоздать и реставрировать все традиционное китайское, то лучшее, что могло объединить и упрочить страну с огромной территорией — единую культуру, единые нравственные ценности, единую систему образования. Особый авторитет в обществе снова приобрели «служилые люди» (ши ), вновь возродилась, как в эпоху «Троецарствия», мода на «военное» обучение.
Во второй половине XVI века генерал Ци Цзигуан написал свой знаменитый военно-педагогический трактат «Новый справочник назидательных примеров» («Цзи сяо синь шу»), В основу методики обучения новобранцев он положил принцип психомоторной гимнастики «ведение-привлечение» (дао-инь ), но под хоровое произношение, на мотивы народных песен, 32 четверостиший-мантр, описывающих и медитативный мыслеобраз и боевой прием. Цель методики Ци Цзигуана заключалась в ускоренной массовой подготовке воинов к решению задач но «укреплению тела, пресечению предательства и упрочению государства». На языке современной военной педагогики и психологии это обозначает физическую подготовку, морально-психологическую подготовку и профессиональную выучку». Методику Ци Цзигуана многие исследователи (особенно китайские) считают «базой формирования китайских боевых искусств». По этой методике в китайской армии осуществляли военно-физическую подготовку вплоть до буржуазной революции 1911—12 гг. А в некоторых тайных обществах она сохранялась до середины 1950-х годов. И только с переходом Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на советские методы обучения методика Ци Цзигуана постепенно «ушла в историю». Впрочем, в некоторых традиционных (народных) школах ушу ее практикуют по сей день.
Рис. 18. Генерал Ци Цзигуан
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|