Психологическая подготовка членов неформальных конспиративных объединений дальнего востока
В Китае и в китайских этнических группах за пределами Китая с давних пор существуют многочисленные неформальные конспиративные объединения (НКО). Условно их можно разделить на два типа: тайные общества (хуэй-дан ) и религиозные секты (цзун-пай ). История НКО тесно связана с политической борьбой в регионе. Об одном из таких тайных объединений повествует знаменитый роман «Речные заводи» Ши Най-аня, созданный на основе народных сказаний о повстанцах XII века. Сюжетной канвой произведения явилось подлинное историческое событие — восстание крестьян в период династии Сун. Этот роман в увлекательной форме показывает самоотверженную борьбу бесстрашных повстанцев, поднявшихся против произвола феодалов и помещиков. Повстанческий отряд из местечка Ляншаньбо (в нынешней провинции Шаньдун), пользуясь народной поддержкой, вырастает в грозную силу. Правительственные войска, посылаемые для подавления восставших, каждый раз терпят жестокое поражение. В своем романе Ши Най-ань создал яркие, запоминающиеся образы 108 героев повстанческого отряда. С большим художественным мастерством, например, нарисован портрет одного из главных героев Сун Цзяна, который, как свидетельствуют исторические записи, был реальной личностью. О героических подвигах Сун Цзяна и его воинов существует немало преданий, передающихся из уст в уста на протяжении столетий. Психологическая подготовка бойцов методом подражания в НКО часто апеллировала к образу Сун Цзяна. Подражание ему, воплощение в его образ позволяли, по словам В. М. Бехтерева, «психически заразиться». Метод «воплощений» был в НКО одним из базовых. Он же стал одним из распространенных в ВАККППЕ.
Автор романа нашел яркие краски и для создания образа бесстрашного У Суна, имя которого является в Китае символом мужества и непобедимости. Глава, где описан поединок безоружного У Суна с огромным тигром, которого У Сун сразил ударами своих могучих кулаков, вошла в китайские учебники родного языка и в хрестоматии, повсеместно исполняется народными рассказчиками, включена в репертуар мастеров художественного чтения, ставится на сцене самодеятельных театров, передается по радио. Образ У Суна тоже являлся примером для подражания среди членов НКО. Роман «Речные заводи» был своеобразным учебником по психологической подготовке. Подробное описание личных качеств и героических деяний 108 героев повстанческого отряда из Ляншаньбо служили для членов НКО специфической матрицей, позволявшей приводить психику адепта в желаемое состояние методом копирования (мысленного воплощения) личности любого из этих героев. Одновременно с этим они влияли друг на друга по принципу «психического заражения». НКО — повстанческие организации (хуэй-дан ) — существовали в Китае более тысячи лет. Широкую известность получило тайное общество «Кулак во имя справедливости и согласия» (И-хэ-цюань ). Оно возглавило в 1899–1900 гг. восстание «боксеров» (и-хэ-туань ). Основной костяк общества составляли крестьяне, наивно верившие в то, что, натренировав свое тело и заучив определенные заклинания, они обретут бессмертие в сражениях с врагами. В данной связи уместно привести цитату из работы Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»: «Не подлежит сомнению, что сектантские и религиозные эпидемии и в настоящее время не лишены еще важного политического значения. Примером тому может служить гигантская эпидемия секты И-хе-туан, которая недавно разразилась со страшною силою в Китае и, будучи поддержана правительством из политических видов, потрясла до основания огромное государство, привлекшее к последнему войска нескольких государств Европы и Азии.
Под влиянием учения секты И-хе-туан, развившейся на почве явлений большой истерии и гипноза, представители этой секты получили уверенность в своей необычайной силе и неуязвимости, где и лежит причина огромной политической роли, которую сыграла эта секта в недавних китайских событиях. Вот как, например, описывает проявление и распространение этой секты И-хе-туан д-р Н. Воскресенский, который имел возможность собрать сведения об этом своеобразном учении на месте:
«Различным отрядам союзных и русских войск не раз приходилось встречаться с отдельными бандами, в передних рядах которых шли девушки и юноши, совершенно невооруженные, помахивающие своими разноцветными знаменами. Первые залпы обыкновенно скашивали эти ряды, но тот из И-хе-туан, кто оставался цел, возвращался из сражения еще с большей верой в свою неуязвимость и становился предметом поклонения для других; убитые и раненые считались недостаточно «просветившимися». Быстрота, с которой распространилось в народе учение И-хе-туан, достойна внимания… На огромном пространстве трех провинций население было точно наэлектризовано — и стоило появиться в какой-нибудь деревушке нескольким фокусникам, а с ними нескольким мальчишкам, выкрикивающим непонятные для народа фразы, как и среди собравшейся толпы, и внутри домов мужчины и женщины объявляли себя И-хе-туан, чувствовали «посещение Духа»; девушки начинали пророчествовать, некоторые подвергались судорогам; юноши с пеною у рта изрекали непонятные слова, брались за оружие, шли волонтерами среди солдат; среди последних весьма многие были ярые И-хе-туан. Из города в город, из деревни в деревню еще до прибытия настоящих наставников и руководителей стоустая молва переносила рассказы о невероятных чудесах. Говорили, что два мальчика И-хе-туан, перебросивши нитку через католический храм в Муклене, повалили его; рассказывали, что несколько человек, притронувшись стеблем гаолина к Тьендзинской железной дороге, совершенно разрушили ее. В Гирин из Пекина пришло чуть ли не официальное известие, что благодаря присутствию в войсках трех И-хе-туан близ Таку разрушено 27 броненосцев союзников. Впрочем, перечислить все подобные циркулировавшие в народе слухи невозможно».
Ясно, что здесь мы имеем дело также с эпидемическим распространением секты путем внушения от одного лица к другому, причем в самом характере эпидемии, как и следовало ожидать, здесь отразились все черты восточных народов с их склонностью ко всему легендарному и чудесному».
Разумеется, кроме Китая, НКО существовали также в Корее и Японии. Некоторые из существуют по сей день, в том числе далеко за пределами Дальнего Востока. Например, в Санкт-Петербурге известна секта китайского толка «Практика буддийского закона» («Фалунгун»), насчитывающая более тысячи членов. В «северной столице» России имеются также довольно многочисленные организации адептов боевых искусств сектантского типа, такие как «Триада», «Белый лев», «Белый лотос» и другие. Они объединяют свыше 2000 человек. Безусловно, эти организации имеют множество отличий от своих китайских аналогов, но некоторые характерные черты все же позволяют отнести их к НКО и считать практикуемые там средства психологической подготовки относящимися к ВАККППЕ. Например, такие, как заклинания и мантры, чтение специальной литературы, беседы-внушения наставников, практика формальных комплексов упражнений. Психологическая подготовка в рамках НКО обычно сочетала два основных аспекта. Во-первых, это длительная практика формальных комплексов (тао-лу ), во-вторых, практика мантр (заклинаний) и медитации. Первый аспект называется «внешние деяния» (вэй-гун ), т. е. практика «прыжков и кулачного боя» (ди-туй да-цюань ), а второй — «внутренние деяния» (нэй-гун ) и в своей основе восходит к даосской «алхимии духа» и чаньской медитации. Одну из наиболее известных (хотя, в основном, понаслышке) разновидность НКО представляли кланы японских средневековых профессиональных лазутчиков, диверсантов и террористов — ниндзя. Они применяли почти все методы ВАККППЕ, известные в Китае, добавив к ним новые. К таким новым методам психологической подготовки следует отнести пальцевые жесты (кэцу-ин ). На рис. 20 приведена цепочка из 9 кэцуин. Их воздействие объясняется: во-первых, замыканием биологически активных точек с целью направления «энергии» (кит. «ци »; яп. «ки ») на активизацию нужных личностных качеств; во-вторых, форма самих жестов призвана воздействовать как эйдос.
Кстати говоря, смысл цепочки кэцуин, приведенных здесь на рисунках, в создании, если так можно выразиться, контрсуггестивного состояния, позволяющего не поддаться внушающему воздействию и «остаться незамеченным».
Рис. 20. Последовательность из девяти пальцевых жестов (кэцуин)
В эпоху расцвета ниндзя (XV–XVI века) основу их подготовки составляли следующие шесть дисциплин: 1) Обретение чистоты духа (сэйсин тэки кэё ); 2) искусство ментальной мощи (саймин дзюцу ); 3) общефизическая подготовка (тай-дзюцу ); 4) рукопашный бой с оружием (бу-дзюцу ); 5) маскировка (сино-би-дзюцу ); 6) теория и практика шпионажа, заказных убийств, диверсий (тёхо-дзюцу, катакэси-но-дзюцу ). Отечественный исследователь боевых искусств Востока, доктор психологических наук А. Е. Тарас в своей книге «Воины-тени» так описывает первые две дисциплины, имеющие непосредственное отношение к морально-психологической подготовке: «Вечным уделом ниндзя было балансирование между истиной и заблуждением. Но, обманывая противника, сам он никогда не должен был терять чувства реальности. Чтобы уверенно ходить по явным и тайным тропам жизни, следовало обрести «чистое сердце», излучающее «внутренний свет». Оно помогало не терять своего «я» ни при каких обстоятельствах, не зависеть от внешних условий». Дисциплина «обретение чистоты духа» и ставила своей целью «различение истинного и иллюзорного». Иными словами, сэйсин тэки кэё — это духовное самосовершенствование, морально-психологический тренинг. Понятие же иллюзия (гэн-сё ) было одним из ключевых в буддизме вообще. А. Е. Тарас пишет:
«Ниндзюцу прежде всего образ жизни, способ мышления, особое состояние духа. Иллюзорна человеческая жизнь, иллюзорна и смерть. Поэтому ниндзя без колебаний отнимал чужую жизнь, без колебаний отдавал свою. Не устранив навсегда из своей психики страх смерти, нечего выходить на тропу тайной войны: ведь многие операции ниндзя венчались успехом именно потому, что враги считали их невозможными, стопроцентно ведущими к гибели исполнителей. Бессмысленна сама постановка вопроса о верности кому бы то ни было, кроме близких родственников, с которыми навечно связан узами крови, о справедливости, о благодарности, особенно в условиях многолетних гражданских войн, когда услугами одного и того же клана пользовались по очереди обе воюющие стороны. Материальное благополучие, уважение окружающих, признание властей — всего этого можно лишиться в один миг. Все на свете ненадежно и зыбко, кроме «сердца», очищенного и укрепленного специальными упражнениями».
В рамках дисциплины «обретение чистоты духа» ниндзя изучали: 1) «тайные знания» о Вселенной — конкретно, основы учения эзотерической японской секты сингон; 2) девятиступенчатую медитацию (нинпо дзэнпо ); 3) способы применения на практике принципов «ин-ё » (взаимоперехода противоположностей) и «гогё-сэцу » (правила взаимодействия пяти стихий); 4) методы прогнозирования событий по системе «эккё», основанной на китайском трактате «Книга перемен». Если дисциплина «обретение чистоты духа» была в основном теоретической, то «искусство ментальной мощи» было сугубо прикладным. Это — умение применять целенаправленное психическое воздействие на других людей и на себя самого; это — оригинальная система внушения. Она состояла из следующих психических тренингов (по А. Е. Тарасу): «Во-первых, из умения входить в особые состояния сознания, что позволяло на какое-то время резко повышать физические возможности человека, либо переводить управление своими действиями на «автоматический режим», или то и другое одновременно. Для этого использовали три взаимосвязанных метода: 1) «дзюмон» (мантры ) — словесные формулы, главное в которых не смысл слов, а их ритм, тембр, количество повторений; 2) «кэцуин» (мудры ) — особые сплетения пальцев для замыкания энергетических потоков в организме; 3) «нэнрики» (мандалы ) — образные картины желаемых состояний. Фактически это самогипноз. Во-вторых, из искусства «Открытия третьего глаза» (тэнтэй-дзюцу ). «Третий глаз» анатомически соответствует точке на уровне лба, между бровями. Йоги называют его «агни-чакра» и утверждают, что «человек с открытым третьим глазом обретает возможность проникать в любое тело по своей воле и управлять им. Другие люди (а также животные) в присутствии человека с открытым третьим глазом испытывают непреодолимое желание подчиняться его власти». Иными словами, это — гипноз. Существуют специальные методы «открытия» третьего глаза, в частности, так называемая «духовная стрельба из лука». В-третьих, составной частью искусства ментальной мощи является искусство боевого крика (киай-дзюцу). В большинстве видов японских бу-дзюцу триада «шаг-удар-крик» составляет одно целое. Крик считается хорошим способом сосредоточения и выброса внутренней энергии. Подобранный по высоте, интонации и силе, он способен очень мощно воздействовать на того, против кого используется: испугать, повергнуть в шок, «отключить» в обморочное состояние и даже убить (по крайней мере, так утверждают легенды и старинные трактаты)». Обе эти дисциплины являлись, по сути, компонентами ВАККППЕ. Дисциплина «маскировка» (синоби-дзюцу ) включала в себя раздел «понимание животных и людей» (хэнсо-дзюцу ). Это практическая психология и этология (наука о повадках животных). А. Е. Тарас так описывает три аспекта практического применения хэнсо-дзюцу: «Во-первых, для специально подготовленного агента такие особенности, как походка, интонации голоса, лексика, мимика, манера одеваться и прочие «внешние данные» делают любого человека почти «прозрачным». А это, в свою очередь, позволяет с высокой степенью точности прогнозировать его поведение и реакции. Ну, а знание повадок зверей дает возможность использовать их в своих интересах без особых затрат времени и сил. Чем стараться убить сторожевого пса, не лучше ли бросить ему сочную мозговую кость? Кроме того, очень важно уметь читать следы животных, различать их голоса. Во-вторых, можно выдавать себя не за того, кто ты есть. Скажем, освоить определенные амплуа, своего рода роли безобидных персонажей (например, уличного торговца, бродячего монаха, батрака или пастуха). Или подражать голосам животных для подачи условных сигналов (например, крику совы, мяуканью кошки), для нагнетания атмосферы страха (общеизвестно, что лошади пугаются волчьего воя, а на людей он действует угнетающе). Еще проще — оставлять за собой следы специально подготовленными звериными лапами, копытами, когтями, зубами… Очень широкие возможности любому разведчику открывало (и открывает до сих пор) умение перевоплощаться в лиц противоположного пола, а также в сверхъестественные существа — в призраков, демонов, оборотней и тому подобную нечисть. В-третьих, целесообразно использовать всевозможные трюки для создания иллюзий восприятия либо в расчете на суеверия. Имеет смысл перечислить некоторые такие трюки: «раздваивающийся ниндзя» (работа в паре двух человек с одинаковой внешностью и одинаково одетых, что создает иллюзию появления одного и того же человека одновременно в разных местах); «один во многих лицах» (когда один человек, быстро передвигаясь, переодеваясь, гримируясь, меняя голос и манеры, а также, используя кукол, создает иллюзию действий целой группы людей); «невидимое присутствие» (передвижения, сопровождающиеся отвлекающими маневрами типа бросания камней, хруста веток, скрипа дверей, но без появления на глаза); «светящийся ниндзя» (использование одежды, пропитанной специальным составом, светящимся в темноте); «горящий ниндзя» (с помощью одежды, пропитанной огнеупорным составом, либо посредством пиротехнических эффектов ниндзя создавал иллюзию своей неуязвимости для огня); продолжение боя со стрелой, пробившей грудь насквозь (на самом деле окровавленный наконечник, торчащий из спины, и оперенный хвост в груди были бутафорией); подставка под удар меча искусственной «руки» с немедленной демонстрацией «отрубленной» конечности, «выросшей» волшебным образом; «огнедышащий ниндзя» (элементарный трюк, заключавшийся в выдувании изо рта горящей смеси) и многое, многое другое в том же духе». Два вида психофизического тренинга ниндзя ныне широко известны. Это «путь огня и воды» (хаку-до ), включавший, как следует из названия, «посвящение огнем» (гома ) и «посвящение водой» (последнее, в свою очередь, подразделяется на «стояние под водопадом» (такисугё ) и «моржевание» (мисоги ). Обряд гома подробно описан в книге настоятеля буддийского храма Эбосидзан Сайфукудзи, почетного доктора Российской Академии Наук Икэгути Экана «Подвижник огня». Его смысл заключается в формировании особого типа мышления, развитии воли, раскрытии резервных психофизических возможностей индивида. Ритуал гома можно отнести к системам самовнушения, уходящим своими корнями в шаманские культы огня. Вот как описывает этот ритуал Икэгути Экан: «Наибольшее значение имеет ритуал гома с восемью тысячами дощечек. Еще в детстве отец строго поучал меня: если читаешь вслух сутру, медитируй в сидячей позе; если медитируешь, практикуй; если практикуешь, зажги дощечку-гома; если зажигаешь дощечку-гома, проводи ритуал с восемью тысячами дощечек-гома. Я совершаю мои «деяния» по нарастающей — в той последовательности, которой научил меня отец: чтение вслух сутры — медитирование — практика — гома, и ритуал с восемью тысячами дощечек-гома стал моим «великим деянием». Впервые я провел его в 38 году Сёва (1963 год по европейскому календарю)… О значении цифры «восемь тысяч» числа дощечек, сжигаемых во время ритуала гома, говорится в «Сутре о Сети Брахмы»: …количество дощечек связано с «восемью тысячами» событий, произошедших с Почитаемым Шакья после того, как он родился в Индии, поразил дьявола (Мару) и достиг Пути (вступил на Путь Будды). Как бы то ни было, ритуал гома с восемью тысячами дощечек, который по сокращенному варианту длится одни сутки и во время которого «совершающий деяния», подобно Будде, восемь тысяч раз совершает мучительные «деяния» с помощью силы кадзи Сингон, является самым важным и самым «тайным» среди многочисленных действ «тайного учения» Сингон. Как же проводится ритуал гома с восемью тысячами дощечек? … Гома — транслитерация санскритского слова «кома», которое означает «делать подношения богам, бросая подносимое в огонь». Этот ритуал известен в Индии с древности. Ритуал гома с восемью тысячами дощечек Должен длиться определенное количество дней — семь, десять дней, двадцать один день, пятьдесят, сто дней. Во время ритуала продолжительностью двадцать один день «истинные слова» Фудо обычно произносятся двести тысяч раз, но сейчас мы познакомимся с самым коротким ритуалом гома продолжительностью семь дней, во время которого «истинные слова» произносятся сто тысяч раз. Задачей действа является произнесение сто тысяч раз в течение семи дней «истинных слов» Фудо и в заключительный день, когда выражается последнее желание, в один прием сжечь восемь тысяч дощечек из молочного дерева (Rhus javanica). Одновременно с началом ритуала «совершающий деяния» прекращает прием подвергнувшейся тепловой обработке пищи, в состав которой входят злаки и бобовые, а также соль, и употребляет только свежие овощи и фрукты. Что касается воды, то он ограничивается жидкостью, содержащейся в овощах и фруктах… Таким образом, в течение семи дней проводится в общей сложности 21 «сидение». На 19 из них произносится по 5250 «истинных слов» Фудо, то есть «истинные слова» произносятся 99751 раз. К этому следует добавить 250-кратное произнесение «истинных слов» на восьмой день, то есть всего «истинные слова» Фудо повторяются сто тысяч раз. Ритуал гома с восемью тысячами дощечек — активное действо. Когда оно начинается, у «совершающего деяния» не бывает времени ни для того, чтобы отдохнуть, ни для того, чтобы поспать… на протяжении всего ритуала. «Совершающий деяния», не питаясь надлежащим образом, каждый день во время трех «сидений» громким голосом произносит «истинные слова Фудо, вкладывая в них всю душу, энергично подносит огонь к дощечкам. В моем храме дощечки из молочного дерева в два-три раза больше тех, что встречаются в других храмах. Пламя поднимается так высоко, что почти опаляет потолок храма и обдает жаром все тело. Человек, не связанный с этим, даже не может представить, сколько сил расходует «совершающий деяния». Когда заканчивается действо, я ощущаю, что постарел на десять, тридцать или даже сорок лет. После того как заканчиваю сожжение восьми тысяч дощечек из молочного дерева, я теряю 4–5 кг веса. Летом — воистину ад. Капли пота водопадом льются на рясу, и она становится насквозь мокрой. Ученики периодически вытирают мне полотенцем лицо, руки и шею, но как будто льют воду на раскаленный камень. Глаза застилаются туманом, тело сводят нескончаемые судороги. От зажигания дощечек из молочного дерева руки теряют силу, и ты ощущаешь, как дощечка из молочного дерева по весу становится похожей на железную болванку. Я несколько раз думал, не умру ли я сейчас? В таких случаях спрашиваю себя: «Неужели сломаешься, неужели сдашься? » — и во мне пробуждается необыкновенная жизненная энергия. Благодаря ей я продолжаю действо. Ритуал гома с восемью тысячами дощечек в высшей степени труден для проведения, но я хорошо понял, что во время проведения действа у меня постепенно обостряются чувственные восприятия. Причина этого в активизации спавших до того клеток моего тела. После окончания действа я слышу, как зал, где проводился ритуал, наполняет невыразимо чудесная музыка. Не небесную ли музыку я слышу? Ее красота несколько раз вызывала у меня слезы радости, пробуждаемой Дхармой… В эти моменты я ощущаю запахи пищи, которую готовят в домах, находящихся от меня на расстоянии одного-двух километров. Я издалека могу видеть людей, идущих в мой храм. В такие моменты я узнаю боли и страдания у самого большого числа людей. И тогда я думаю: «Было трудно, но я провел ритуал, не сдался», и у меня появляется огромное желание еще раз выполнить ритуал гома с сжиганием восьми тысяч дощечек».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|