Особенности психологической подготовки бойцов в Корее
Корея с самых давних времен служила основным каналом для проникновения в Японию как китайской культуры вообще, так и многих форм ВАККППЕ в частности. В «Японских легендах о чудесах» (VIII век н. э. ) сказано: «Если искать истоки, то внутренние письмена и внешние книги появились в Японии в разные времена. И те, и другие привезли из Пэкчё». Пэкчё — это одно из трех государств, находившееся в древности на юго-западе корейского полуострова. Два других — Когурё на севере, Силла на юго-востоке. Многие исследователи связывают формирование корейских видов боевых искусств и методов психологической подготовки бойцов с существовавшим в течение примерно 300 лет (в VII–X веках) в государстве Силла военно-религиозным объединением Хваран («юноши-цветы»). В него принимали юношей 14–15 лет, как из семей аристократов, так и простолюдинов, и за счет государства давали им целенаправленное воспитание. Они изучали классические конфуцианские и буддийские книги, посещали все священные места родной страны и совершали там подобающие ритуалы, разучивали песни, якобы наделенные магической силой (например, способные изгнать демонов лихорадки). Разумеется, они учились скакать верхом, сражаться голыми руками и с оружием, штурмовать и оборонять крепости, командовать подразделениями. Особенно славились хвараны искусством стрельбы из лука. Это не удивительно, ибо такая стрельба являлась у них одним из главных средств развития личности, в духе более позднего кюдо. На войне хвараны шли в первых рядах и были лучшими воинами, о подвигах которых сохранилось немало сведений в корейских летописях. Сохранились сведения и том, что среди них существовала особая группа так называемых «сульса » — лазутчиков типа позднейших ниндзя.
Морально-психологическая подготовка хваранов базировалась на Пяти заповедях, которые сформулировал их первый патриарх, буддийский монах Вонг Хван. Вот эти заповеди: 1) Будь предан государю; 2) Будь почтителен к родителям; 3) Будь искренен с друзьями; 4) Будь храбр в бою; 5) Будь разборчив при убийстве. Наличие этико-психологической базы позволяет трактовать систему подготовки хваранов не просто как способ военного обучения, но и как путь личного самосовершенствования — духовного, физического, прикладного. В частности, именно поэтому с хваранами традиционно связывают происхождение корейских психофизических методов подготовки воинов. Утверждается, что хвараны владели искусством «железной рубашки», гипнозом и телепатией, могли голыми руками раскалывать камни и крушить деревья, не ощущали боли во время схваток. Однако военное сословие, аналогичное самурайскому, в Корее так и не сложилось. Именно поэтому движение хваранов постепенно сошло на нет, и рассказы о присущих им формах и методах психофизической подготовки большей частью сохранились в легендах, меньшей — в практике буддийских монастырей Кореи. Одну из таких легенд некий Хо Гюн (1569–1618) превратил в роман «Достойный Хон Гильдон». Его главный герой заявляет:
«Хоть и родился я мужем, следовать примеру мудрецов — Конфуция и Мэн-цзы — мне не дано. Так не лучше ли изучать науки ратные!.. И стал он изучать военные науки по «Шести планам» и «Трем тактикам», астрономию и географию».
В качестве одного из средств психофизической подготовки мы встречаем в Корее игру на флейте или свирели. Хон Гильдона легенды зачастую называют «отроком с яшмовой флейтой», «парнем со свирелью». Считалось, что игра на этих инструментах развивает тонкий слух и учит «слушать ситуацию», вырабатывает способность к антиципации (предвосхищению будущих событий). Владел Хон Гильдон и искусством врачевания — иглоукалыванием и фармацевтикой, знание которых в даосской и шаманской традициях тесно связано со знанием человеческой биоэнергетики.
Роман также насыщен примерами колдовства и удивительных превращений, что характерно для воззрений корейских шаманов и китайских отшельников-даосов. Но не следует думать, будто те и другие только и делали, что дурили головы невежественным крестьянам. На основе методов самообороны шаманов и даосов в Корее возникло боевое искусство хёльдо. Оно включает в себя технику бросков и обездвиживания противника с помощью болевых приемов и воздействия на его БАТ. Мастер хёльдо действительно может легким прикосновением заставить своего противника потерять сознание, вызвать у него болевой шок, «отключить» руку или ногу и даже парализовать все его тело. В XVII веке корейский ученый-конфуцианец Нам Ик Хун написал роман «Сон в Нефритовом павильоне», посвященный жизнеописанию некого Ян Чан-цюя. В его уста автор вложил следующие слова:
«Подлинный герой не станет тратить времени на… пустяки, он обретает призвание в уничтожении врагов и защите своего народа!.. Мужчина появляется на свет, чтобы с оружием в руках служить государю и народу. Он обязан изучить по книгам великие деяния древности, дабы хорошо знать, как надлежит поступать герою… Смысл жизни мужчины в сражениях, в постижении мудрости, а все остальное — пустое».
В романе описан и процесс обучения стратегии. Даос-отшельник Белое Облако наставляет даму по имени Хун: «Обычно стратегию постигают по двум трудам — «Шесть планов» и «Три тактики». Еще нужно помнить о «Восьми воротах и девяти дворцах». Выучить все это нетрудно. Но я предпочитаю «Книгу древних тайн». Без нее овладеть стратегией войны невозможно… У человека есть три пути; путь Конфуция, путь Будды и путь Небожителей. Первый требует простоты и честности. Путь Будды и путь Небожителей открываются через волшебство, хотя и их можно постигнуть без помощи магии. Если даос не приобщился к этим двум путям, он будет просто фокусником. Стоит глупца научить хотя бы началам магии, его уже не свернуть с неправильно выбранной дороги.
Ты теперь знаешь основные приемы этой науки. Когда придет время, сумеешь ими воспользоваться. Ты от природы старательная и все схватываешь на лету, все понимаешь, как надо, — ничего не могу сказать. И все же будь осторожна: мало кто из людей знаком с тайнами магии, но сведущие в ней, ну, к примеру, познавшие тайну превращений, зачастую причиняют себе же вред! » Под волшебством и магией здесь понимаются, с одной стороны, средства психофизической подготовки, а с другой — хитрости и уловки психологической войны. Судя по средневековому трактату «Полное иллюстрированное руководство по боевым искусствам» («Муйе Добо Тонгжи »), становление системы психологической подготовки в корейской армии было связано с переводом на корейский язык к 1462 году китайского «Военного семикнижия» (кит. «У-цзин »; кор. «Му-кюнг Чилсу »). В годы так называемой Имджинской войны (1592–1598) с японцами в Корее получил распространение «Новый справочник назидательных примеров» (кор. «Ки хё шин су ») генерала Ци Цзигуана. Его завезли туда воины союзного китайского контингента. Вместе с этой книгой в Корее утвердилась система воинской подготовки генерала Ци, основанная на сукцессивном воздействии психомоторных упражнений. Эти знания получили широкое распространение в народе. Японская армия очень быстро разгромила регулярные войска Кореи. Меньше чем за полгода японцы захватили почти всю страну. Но благодаря умелым действиям корейского флота под командованием Ли Сунсина, помощи китайских войск и развертыванию мощного партизанского движения, Корея отстояла свою независимость. Кстати говоря, среди партизан было немало буддийских монахов. Существовали даже целые отряды монахов-воинов, прошедших неплохую психофизическую подготовку в своих монастырях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|