Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Об учительских кадрах. Особое постановление.. IV. О старших группах средней школы.




III. Об учительских кадрах.

1. Отмечая значительный рост активности учителя и повышение его ответственности за работу в течение последних лет, ЦК ВКП(б) подчеркивает все возрастающую роль учителя в деле обучения детей основам наук, воспитания в них сознательной дисциплины и коммунистического отношения к учебе и труду.

ЦК ВКП(б) обязывает наркомпросы Союзных республик, советские и партийные органы всемерно обеспечить учителю в его работе необходимые условия для успешного выполнения им ответственных и почетных обязанностей по обучению и воспитанию молодого поколения Союза Социалистических Советских Республик.

 Систематическая работа над повышением идейно-политического уровня, общего образования и педагогического мастерства учителя, безоговорочное и точное выполнение директив ЦК и СНК СССР о приравнении учителя по снабжению продуктами и промтоварами к промышленному рабочему своевременная выплата заработной платы, забота о квартире, семье и отдыхе учителя, чуткое отношение к его повседневным нуждам — все это должно характеризовать действительное выполнение советскими и партийными органами директив партии о Ленинском отношении к учителю.

2. Наркомпросу установить точный порядок перевода и назначения учителей и такую расстановку кадров на местах, которая обеспечивала бы правильное использование на работе опытных учителей и систематическую помощь со стороны последних молодым учительским кадрам.

Предложить местным органам не отрывать учителя для общественной работы во время занятий в школе и подготовки к ним (подготовка к урокам, самообразование, участие на курсах и методсовещаниях и т. д. ), категорически запретив использование учителя для выполнения различных технических поручений по работе сельсовета, РИК'а и т. д.

Особое постановление.

1. Поручить ЦКК‑ НК РКИ СССР проверить выполнение хознаркоматами, кооперативными и снабжающими организациями постановления ЦК ВКП(б) от от 5. IX. 1931 г. о снабжения учителей продуктами и промтоварами.

2. Совнаркому СССР предусмотреть при всех вновь строящихся и расширяющихся предприятиях постройку специальных жилых домов под квартиры учителей.

Выделить с 1933 г. несколько зданий на южном берегу Крыма и Кавказа и организовать в них дома отдыха и санатории для учителей.

Наркомздравам и Цусстраху обеспечить выдачу учителям путевок в дома отдыха и санатории, наравне с рабочими.

3. Считать необходимым производить приемы детей учительства в техникумы, вузы и втузы наравне с рабочими.

4. ОГИЗ'у до 1. I. 1933 г. организовать подбор и рассылку учителям по доступной цене комплектов книг, наиболее необходимых педагогам по отдельным отраслям знаний и педагогическим вопросам.

Наркомпросу совместно с книготоргующими организациями опубликовать в месячный срок льготные условия покупки и получения книг учителями.

5. Наркомпросу принять меры к тому, чтобы в кратчайший срок поставить надлежащим образом все дело педагогического образования, заочного и краткосрочного обучения учителей, обратив особое внимание на овладение учительством методикой и инструментами педагогического труда (умелое использование для обучения пособий, приборов, карты, наглядных таблиц, кино, радио и т. д. ).

Всемерно расширить практику поощрения и премирования учителей за лучше образцы работы, а также учет и использование в руководстве достижений передовых школ и учителей.

IV. О старших группах средней школы.

В целях осуществления программы партии — “О проведении бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет” (Программа ВКП(б)), а также в целях скорейшего поднятия уровня общеобразовательной и политехнической подготовки учащихся средней школы, расширения подготовленных контингентов для высшей школы и устранения возрастного несоответствия между средней и высшей школой, приступить, начиная с 1932/33 учебного года, к реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю.

Исходя из этого, предложить СНК СССР в месячный срок утвердить конкретный план и размеры организации в предстоящем учебном году над семилеткой 8‑ х групп, как первый шаг к десятилетней школе.

ЦК ВКП(б)

 

Во исполнение этого решения в апреле 1933 г. под председательством наркома просвещения А. С. Бубнова состоялось заседание комиссии по школьным учебникам истории, на котором было принято решение:

 

 1) ускорить переиздание «Русской истории в самом сжатом очерке»                     М. Н. Покровского

 

 2) поручить рабочей группе в составе Н. Н. Ванага (руководитель),                      Б. Б. Граве, А. М. Панкратовой и В. Н. Вернадского написать учебник по истории России и СССР.

Однако первые опытные образцы таких учебников оказались совершенно неприемлемы, поскольку все они по-прежнему писались в духе самых худших нигилистических традиций школы академика М. Н. Покровского.

 

Поэтому уже через год на Всесоюзном совещании историков было прямо заявлено о том, что необходим полный разрыв с «вульгарным социологическим подходом» и возвращением к преподаванию нормальной, «прагматической истории».

 

В марте 1934 г. вопрос об учебниках истории стал предметом специального обсуждения на расширенном заседании Политбюро ЦК, где все подготовленные варианты учебников для средней школы были забракованы.

 

 И. В. Сталин прямо заявил, что «схема товарища М. Н. Покровского не марксистская и вся беда пошла от времен его непомерного влияния на историческую науку».

По итогам обсуждения этого вопроса Политбюро ЦК сформировало и утвердило несколько авторских групп по написанию учебников, которые вскоре приступили к своей работе.

 

Принцип состязательности был сразу отброшен; были утверждены единые авторские коллективы по написанию пяти школьных учебников: по древней истории (руководитель С. И. Ковалев), по средневековой истории (руководитель Е. А. Косминский), по новой истории (руководитель Н. М. Лукин), по новой истории зависимых и колониальных стран (руководитель К. Б. Радек) и по истории народов СССР (руководитель Н. Н. Ванаг).

 

Работа над учебниками продолжалась более трех лет, и в ходе этой работы четко проявилось столкновение между «нигилистами» и «патриотами».

 

 В частности, член конкурсной комиссии тов. Н. И. Бухарин, уже лишившийся всех своих высоких постов, всячески пытался доказать, что учебник по истории России должен содержать описание вековой отсталости русского народа, а самой России «как тюрьмы народов».

 

 А другой член конкурсной комиссии, небезызвестный партийный историк профессор И. И. Минц, предлагал поделить главные события всей многовековой русской истории на революционные и контрреволюционные, и в качестве примера объявить воссоединение Малороссии с Россией порабощением «украинского народа», а гетмана Б. М. Хмельницкого — отпетым реакционером и предателем.

 

Не дожидаясь подведения итогов конкурса, в середине мая 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли новое постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР».

 

 А в августе 1934 г. И. В. Сталин, С. М. Киров и А. А. Жданов, находясь на отдыхе в Сочи и получив от наркома просвещения А. С. Бубнова вариант первого учебника, подготовленного группой Н. Н. Ванага, написали свои знаменитые «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР» и направили их в Политбюро.

 

 Эти «Замечания», в которых было прямо указано, что «нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР, и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и вообще мировой истории»,  были тут же одобрены всеми членами высшего партийного ареопага и доведены до сведения историков, принимавших участие в создании учебников.

 

В начале марта 1936 г. вышло очередное постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР, в котором был объявлен новый конкурс на составление лучшего учебника по истории СССР для начальной школы.

 

В августе 1937 г. правительственная комиссия подвела итоги конкурса. Из 46 представленных рукописей школьного учебника она объявила победителем авторский коллектив «Краткого курса истории СССР», в состав которого входили преподаватели кафедры истории СССР Московского педагогического института им. В. И. Ленина профессора А. В. Шестаков, Н. Г. Тарасов, Н. Д. Кузнецов, А. С. Нифонтов и другие.

 

 Его доработку осуществила специальная группа ученых под руководством А. А. Жданова, в которую были включены видные историки старой школы, в том числе Б. Д. Греков, С. В. Бахрушин, Н. М. Дружинин и    В. И. Пичета.

 

В 1938; 1940 гг. были изданы учебники по истории СССР для средней и старшей школы, созданные авторским коллективом ведущих научных сотрудников Института истории АН СССР, в состав которого входили  А. М. Панкратова,  С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич и А. В. Фохт.

 

Новым знаком решительных перемен на историческом фронте стала ликвидация Коммунистической академии при ЦИК СССР, которую с момента ее создания возглавлял академик М. Н. Покровский. В феврале 1936 г. вышло совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О ликвидации Коммунистической академии и передаче ее институтов и учреждений в Академию наук СССР», в результате чего в составе АН СССР были созданы

  Институт советского строительства и права,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...