История формирования архитектурно-ландшафтного комплекса РГПУ им. А. И. Герцена
Сегодня, проходя по аллеям парка одного из старейших учебных заведений России, трудно себе представить, как выглядела эта местность до расположения на ней Воспитательного дома. А ведь когда-то по левому берегу Мойки были обустроены богатые усадьбы влиятельнейших русских вельмож. Усадьбы эти были отстроены с особым размахом, образовав к концу XVIII века единый градостроительный ансамбль. Доминантой каждой усадьбы являлся дворец, который возводился не у самой реки, а в глубине участка и всегда был ориентирован своим парадным фасадом на речное пространство. Служебные корпуса, с двух сторон охватывавшие участок, формировали перед парадным фасадом обширный двор, въезд на территорию которого осуществлялся со стороны набережной через ворота с разнообразными затейливыми устоями. Эта часть комплекса являлась представительской и оформлялась с особой пышностью. Другим фасадом дворец всегда был обращен в сад, планировка которого выполнялась в лучших традициях регулярного паркостроения. Обширные газонные партеры расстилались перед зданиями подобно ковру. Прямые дорожки пересекали парковое пространство в разных направлениях, то уводя посетителя от дворца вглубь парка, то возвращая его обратно к дворцу. На современном участке от Невского проспекта до Гороховой улицы в первой половине XVIII века располагались владения графа Левенвольде, князей Лопухиных и графов Мусиных-Пушкиных. До наших дней сохранилось характерное внутриквартальное членение университетского комплекса, очерчивающее границы бывших усадеб. Среди этих усадеб выделялось владение обер-гофмаршала графа Рейнгольда Левенвольде — одного из влиятельнейших вельмож времени правления императрицы Анны Иоанновны. Его усадьба, созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли, получила заслуженное признание современников за красоту дворца. Фасады дворца были богато декорированы скульптурами, выполненными по проектам самого Растрелли. Создателем прекрасного парка, возможно, был Яков Рехлин — известный в то время садовых дел мастер. Владение Левенвольде стало образцом для многих усадебных комплексов того времени. Своеобразие усадьбы и ее роль в архитектуре города отмечала в 1738 году «Комиссия о Санкт-Петербургском строении». С 1737 года «Комиссия» контролировала сохранение естественных очертаний ландшафта, и это требование становится обязательным условием градостроительных проектных предложений в столице. Тенденция, направленная на преодоление монотонности в формировании речных перспектив, стала ведущей и способствовала организации архитектурной связи сооружений с природным подиумом Череда дворцов, утопающих в зелени парков, создавала ощущение просторности и открытости внутригородского пространства. Благодаря такому композиционному решению в первой половине XVIII столетия левый берег Мойки имел совершенно особый характер, выгодно отличавший данную местность от застройки берегов Невы, где дома возводились по принципу «сплошного фасада».
Долгие годы усадьба Левенвольде оставалась самой крупной и величественной постройкой на этом участке реки Мойки. Главенствующее положение по всей объемно-пространственной композиции городской усадьбы занимал дворец, один фасад которого был ориентирован на набережную, а другой обращен в регулярный сад. Выстроенные отдельно от основного здания служебные корпуса с двух сторон фланкировали территорию, образуя перед главным фасадом дворца парадный двор прямоугольной формы. От набережной усадьбу отделяла ограда с нарядными воротами. В отличие от пышного и торжественного парадного фасада, парковый фасад был одновременно и более камерным, и более динамичным. Разнообразие архитектурных видов в сформировавшемся ландшафте достигалось с помощью продуманной объемно-пространственной структуры здания. Акцентированный центральный ризалит и боковые ризалиты, сильно выступавшие в парковую зону, обеспечивали композиционное решение, способствовавшее созданию более органичной связи между архитектурными и парковыми формами.
Парк Левенвольде был разбит в регулярном стиле. Его территорию пересекали продольные и поперечные аллеи, в оформлении которых использовались стриженые растения. Перед самым фасадом дворца расстилались ухоженные партеры. В парке было устроено множество «затей»: зеленые лабиринты, кабинеты, беседки утопали в цветах. Жемчужинами садово-парковой композиции являлись двухэтажный павильон «Эрмитаж» и оранжерея с прекрасной коллекцией растений, собранной графом. Рядом с усадьбой Левенвольде в XVIII веке находилось владение князя С. В. Лопухина, для которого был построен большой деревянный дом, не превосходивший, однако, своими размерами дворец влиятельного соседа. Так же, как и дворец Левенвольде, дом Лопухина был построен в глубине участка. Со стороны набережной усадьба имела обширный двор, образованный «службами», и хорошо продуманный регулярный сад с каменными оранжереями, фруктовыми деревьями и квадратным прудом. После раскрытия заговора против императрицы Елизаветы Петровны 1741 года земли Лопухиных и Левенвольде были конфискованы, их владельцы в 1742 году сосланы в Сибирь. В том же году усадьба Левенвольде была подарена императрицей Елизаветой Петровной графу К. Г. Разумовскому. Усадьбу Лопухина приобрел один из богатейших купцов XVIII столетия придворный поставщик тканей, «гоффактор» Г. X. Штегельман, после него в 1760—1770-х годах ею владел граф Г. Г. Орлов, а в 1790-х годах граф Ангальт и граф А. Г. Бобринский. Участок, следующий за усадьбой Лопухиных, принадлежал графам Мусиным-Пушкиным, позже фельдмаршалу А. Б. Бутурлину, который также имел здесь дом с садом. В 1750-х годах на месте пересечения Невской перспективы с рекой Мойкой сформировался поистине роскошный городской ансамбль. В 1752 году на участке, рядом с владением, ранее принадлежавшим Левенвольде, архитектор Растрелли начинает строительство дворца для графа Строганова. Однако такое соседство не могло существенно уменьшить впечатление от левенвольдевского дворца, что во многом было связано с тем, что оба сооружения были творениями одного автора. Одновременно в тот же период застраиваются территории и на противоположном берегу Мойки, ранее оставленные пустыми после пожаров 1736—1737 годов. Растрелли в 1755 году возвел здесь просторный временный деревянный Зимний дворец; 14 его залов составляли анфиладу по правому берегу Мойки.
Территории обеих усадьб во второй половине XVIII века подверглись перепланировке, однако, серьезные изменения произошли здесь после передачи их Благотворительному Ведомству Ее Императорского Величества Марии Федоровны для размещения в них Императорского Воспитательного дома. Впоследствии особенности учебного заведения потребовали как приобретения дополнительных участков для строительства новых корпусов, так и целого ряда перестроек, которые производились в течение всего XIX столетия. В результате Императорский Воспитательный дом получил в пользование обширную территорию вдоль левого берега реки Мойки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|