Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Из кн.: Художественный образ и педагогический процесс: темат. сб. науч. тр./ РГПУ – СПб., 1997. – Вып. 1: Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. – с. 5–8.





Архитектурный комплекс РГПУ им. А. И. Герцена.

В. Г. Лисовский.

Здания РГПУ им. А. И. Герцена располагаются в квартале, ограниченном Невским проспектом, набережной Мойки, Гороховой и Казанской улицами, занимая площадь более 6 га. Эта территория принадлежит историческому ядру Петербурга: ее интенсивное освоение началось вскоре же после основания города, в 1720-х гг. С этого времени берега Мойки становятся местом расположения ряда усадебных комплексов и дворцов, одним из которых является размещенный у пересечения Невского проспекта и Мойки Строгановский дворец, возведенный в 1752–1754 гг. по проекту крупнейшего зодчего эпохи барокко Ф.-Б. Растрелли. Соседний с дворцом участок (ныне №48 по Мойке) принадлежал с 1730-х гг. обер-гофмаршалу графу Левенвольде, и деревянный дом для него, ставший ядром усадьбы, строил также Растрелли. В 1742 г. усадьба Левенвольде была конфискована и спустя семь лет подарена графу К. Г. Разумовскому – гетману Украины и президенту Академии наук. В 1760 г. старый дом Левенвольде был сломан, и в 1762–1766 гг. для нового владельца возвели большой каменный дворец, проект которого, как полагают современные исследователи, разработал строитель здания Академии художеств А. Ф. Кокоринов, а в строительстве его принимал участие известный мастер раннего классицизма Ж.-Б. Валлен-Деламот. В состав усадьбы К. Г. Разумовского вошли монументальные ворота парадного въезда с набережной (возведенные, возможно, несколько раньше – в 1750-х гг.), служебные флигели по сторонам парадного двора и регулярный («французский») сад за дворцом.

Соседний с усадьбой Разумовского участок (№ 50) также формировался как городская усадьба, принадлежавшая в середине XVIII в. “гоффактору” (придворному поставщику)
Г. Х. Штегельману. В 1753 г. новый каменный дом для него был построен по проекту
Ф.-Б. Растрелли. В 1764 г. этот дом с примыкавшим к нему садом перешел в казну и был капитально перестроен. Известный историк искусства И. Э. Грабарь высказал предположение о возможном участии в перестройке В. И. Баженова – крупнейшего русского мастера периода перехода от барокко к классицизму. При перестройке в 1765 г. здание получило на главном фасада каменный подъезд. В 1760–1770-х гг. в бывшем доме Штегельмана жил граф Г. Г. Орлов, а в 1790-х – граф Ангальт. В 1796 г. этот дом по указу Павла I был пожалован сыну гр. Орлова графу Бобринскому, но в 1797 г. куплен для Воспитательного дома. В следующем году Воспитательному дому был передан дворец Разумовского, в связи с чем в нем были произведены перестройки, в результате которых интерьеры здания претерпели значительные изменения. Перестройки продолжались и позже, так что фрагменты первоначальной, очень выразительной декоративной отделки, исполненной в характере барокко, сохранились только на парадной лестнице. Однако внешний облик здания до нашего времени дошел почти неизмененным. В композиции дворца Разумовского удивительно органично сочетаются черты классицизма (четкий трехчастный план, использование ордера в его классической трактовке) и барокко (наличие криволинейных форм в решении объема, усложненная динамичная декорация фасадов). Как памятник зодчества дворец Разумовского всегда оценивался специалистами очень высоко. Так, известный историк Петербурга В. Я. Курбатов называл его "изумительным" и "великолепным" образцом архитектуры своего времени, не исключая возможность участия в его строительстве Растрелли или Баженова. «Одним из лучших достижений русского зодчества 1760-х годов» считают его авторы такого издания, как “Памятники архитектуры Ленинграда".



Сложившийся таким образом первоначальный комплекс Воспитательного дома был существенно расширен в XIX веке. В 1829 г. рядом с дворцом Разумовского по проекту архитектора Д. Квадри началось строительство Покровской церкви. После смерти автора в 1832 г. стройку продолжил и закончил в 1834 г. архитектор П. С. Плавов – ученик
А. Н. Воронихина, видный представитель позднего классицизма. Он несколько изменил проект и создал торжественно-величавый церковный зал, решенный в коринфском ордере. Этот зал авторы упомянутых выше “Памятников’ относят к числу лучших в городе образцов интерьера эпохи классицизма. Церковь была соединена переходом с дворцом Разумовского.

Следующий участок на набережной Мойки (№52), так же как и два предыдущих, имел планировку, типичную для городской усадьбы. Стоявший здесь дом, постройка которого относится, по всей вероятности, к началу XIX в. был куплен для Воспитательного дома у фабриканта Битепажа. В 1834–1835 гг. по проекту П. С. Плавова к нему был пристроен новый корпус, предназначенный для отделения грудных детей с лазаретом при нем. В 1839 г., уже после того как созданное при Воспитательном доме отделение для сирот – детей погибших офицеров, открытое в 1834 г., было преобразовано тремя годами позже в Сиротский институт имени императора Николая I, был утвержден разработанный Плавовым проект перестройки и надстройки бывшего дома Битепажа. Осуществление этого проекта завершилось в 1843 г. Появившееся в результате новое здание Сиротского института (ныне корпус №1) приобрело значение важнейшего элемента всего комплекса. Этому способствует характерное для классицизма строгое и ясное решение главного фасада, центром которого служит высокий ионический портик, завершенный фронтоном с эмблемой учебного заведения.

По проекту П. С. Плавова в 1844–1847 гг. была также произведена капитальная перестройка дома купчихи Кусовниковой на Гороховой улице, где с 1817 г. размещалось училище глухонемых (ныне корп. №20). Перестройка усилила градостроительное значение здания, которое благодаря появившейся на его главном фасаде мощной колоннаде и надстройке в виде крупного аттика с полуциркульным окном оказалось способным выполнять роль самого заметного ориентира в перспективе улицы. В результате перестройки здание приобрело торжественно решенный, оформленный колоннами церковный зал, расположенный на втором этаже.

В 1839 г. дома Штегельмана и Разумовского были соединены переходным корпусом, на третьем этаже которого был создан еще один парадный интерьер, решенный в духе классицизма, – Голубой зал.

В северной части территории комплекса, рядом с дворцом Разумовского, по-видимому, еще с 1760-х гг. существовало небольшое здание манежа. В 1800–1801 гг. оно было переделано в «кормиличные покои». После перестройки и надстройки третьим этажом
в 1841–1844 гг. оно выполняло функции лазарета (ныне корп. №6). Строгая, немногословная отделка его фасадов типична для периода «затухания» классицизма.

В 1840 г. были снесены ветхие строения у северной границы участка и возведены флигель для квартир служащих (корп. №7) и ряд хозяйственных построек (ледник, сараи, конюшни, баня).

В 1839 г. был сооружен четырехэтажный корпус вместо пристроек к дому Штегельмана, который соединили с ранее построенным зданием отделения для грудных детей.

В 1838 г. были разобраны старые каменные флигеля перед домом Штегельмана и пристройки к южному флигелю перед дворцом Разумовского и на их месте возведены двухэтажный флигель для квартир чиновников (корп. №11) и симметричный ему корпус (№ 12).

В 1841 г. перед домом Штегельмана была установлена новая железная ограда с воротами. В 1844 г. подвергся еще одной переделке парадный вход дома Штегельмана.

В 1849–1856 гг. был построен флигель для дортуаров, учебных и музыкальных классов (корп. №3). Его проект был разработан П. С. Плавовым в 1847 г.

В 1868 г перед главным зданием Сиротского института (корп. №1) был установлен памятник основателю Воспитательного дома И. И. Бецкому (увеличенная копия мраморного бюста работы Я. И. Земельгака, 1803 г., исполненная Н. А. Лаверецким).

В 1961 г. перед главным зданием РГПУ (корп. № 5) установили памятник
К. Д. Ушинскому (скульптор В. В. Лишев, арх. В. И. Яковлев).

На основании вышеприведенных фактов можно прийти к следующим выводам относительно архитектурно-художественной и культурной ценности комплекса РГПУ
им. А. И. Герцена.

1. Здания РГПУ наряду с Академией художеств и Университетом принадлежат к числу крупнейших не только в городе, но и в стране архитектурных комплексов, созданных в XVII – XIX веках специально для учебных заведений.

2. Комплекс РГПУ имеет выдающееся градостроительное значение, поскольку формирует застройку одного из крупнейших кварталов в историческом ядре Петербурга, расположенного у пересечения главных радиальных магистралей города (Невский пр. и Гороховая ул.) с кольцевой (Мойка). Здание Училища глухонемых, кроме того, играет роль заметного градостроительного акцента в панораме Гороховой улицы, композиционно закрепляя ее перекресток с Мойкой.

3. В планировке комплекса РГПУ сохранилась система, свойственная ранним петербургским усадьбам; уникально сочетание трех таких усадеб, расположенных на смежных участках, более нигде не встречающееся.

4. Здания РГПУ представляют собой комплекс построек, по которым можно проследить эволюцию петербургской архитектуры на протяжении столетия – от барокко до позднего классицизма. Такое сочетание на одной территории зданий с разной художественной характеристикой, выполняющих родственные функции, также является уникальным. При этом постройки, входящие в комплекс, отнюдь не являются рядовыми образцами, а принадлежат к числу наиболее зрелых и интересных памятников соответствующих периодов истории зодчества.

5. Комплекс РГПУ состоит из органически связанных между собой образцов разных видов архитектурно-художественной деятельности: зданий различного назначения, элементов садово-паркового искусства, произведений монументально-декоративного искусства (ограды, ворота, монументы) и искусства интерьера, что позволяет считать этот комплекс редко встречающимся вне музейного мира памятником синтеза искусств.

6. С комплексом РГПУ связаны имена выдающихся деятелей искусства, культуры и науки, внесших свой вклад как в создание архитектурного комплекса, так и самого учебного заведения, в нем размещающегося, а также участвовавших в работе этого очага просвещения. Таким образом, комплекс РГПУ можно признать своего рода материальным воплощением духовной энергии общества, создавшего, развивавшего и использовавшего этот комплекс в интересах Отечества. Именно поэтому комплекс РГПУ способен формировать (при надлежащем уходе за ним) такую культурную ауру, значение которой в деле воспитания и образования молодежи переоценить невозможно.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.