Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Канн П. Я. Прогулки по Петербургу вдоль Мойки, Фонтанки, Садовой. – СПб., «Палитра», 1994.





1800423 Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны РГПУ
им. А. И. Герцена.

с. 213 – 216

 

с. 213

На берегах Мойки в петровское время, пожалуй, самой благоустроенной являлась находившаяся здесь усадьба адмирала Ф. М. Апраксина. Адмиральский дом, стоящий на месте нынешнего здания Педагогического университета, был окружен обширным садом, украшенным изваяниями, среди которых были «бусты», закупленные в Италии.

<…> В 1728 году, после смерти адмирала, его дом перешел к племяннику, и тот в 1734 году продал усадьбу К. Г. Левенвольде – вельможе царицы Анны Ивановны. Для нового владельца, входивший в Петербурге в моду архитектор Ф.-Б. Растрелли в 1730-х годах перестроил деревянный дворец, украсил парк новыми «затеями». Однако Левенвольду не довелось долго жить в этом дворце, после смерти Анны Ивановны очередной дворцовый переворот сверг с трона младенца Ивана VI и его мать. Левенвольде отправили в ссылку. <…> После падения этого вельможи его усадьбу забрали в казну, а в 1740-х гг. по приказу великой царицы Елизаветы, бывший дом Левенвольде, побывав в собственности архиепископа, обрел нового владельца – гетмана Украины Кирилла Разумовского.

<…>

с. 214

В начале 1760-х гг. на Мойке была разобрана оставшаяся деревянная постройка Растрелли, и архитектор А. Ф. Кокоринов построил новый большой дом в стиле переходном от барокко к классицизму. В отделке интерьеров участвовал Валлен-Деламот.

К главному, центральному корпусу примыкали служебные флигеля. Усадьба была благоустроенна и сохранена в облике времени владения Левенвольде.

В конце XVIII века во дворец, принадлежащий графу Г. Г. Орлову, затем его и
Екатерине II сыну – графу А. Бобринскому, который продал свое владение императрице Марии Федоровне за 450 тыс. рублей.

В 1798 году дворец вновь подвергся перестройке и был передан Воспитательному дому, который основал видный деятель просвещения в России, зачинатель женского среднего образования И. И. Бецкой. Сам он был «незаконнорожденный» – внебрачным сыном фельдмаршала Н. Ю. Трубецкого, от которого унаследовал усеченную, без первого слога фамилию.



В воспитательный дом принимались «безродные» дети. В 1771 году распоряжением Екатерины II учреждено это заведение, «пекущееся о спасении новорожденных».

Первоначально Воспитательный дом находился при Смольном институте, затем его переместили в бывший дворец царевны Натальи (дом №35 по Шпалерной), в 1797 году он переведен на набережную Мойки, занял дом № 48, №52.<…>

с. 216

Со временем возник обширный комплекс корпусов Воспитательного дома, включивший в себя здания по набережной Мойки №№ 48, 50, 52. Строитель А. Порто реконструировал эти здания для нужд Воспитательного дома. При этом не сохранились интерьеры, созданные Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Около 1813 года главное здание (№48) приняло вид, весьма схожий с его современным обликом.

В 1868 году перед домом № 52 был воздвигнут памятник И. И. Бецкому – бронзовый бюст работы А. П. Лаврецкого. <…>

За главным зданием комплекса традиционно закрепилось старинное название «дворец Разумовского». Композиционно он представлял собой центральный массив с симметрично расположенными флигелями. В главном фасаде акцентирован центр здания, декорирован колоннадой – шесть колонн коринфского ордера над аркадой цокольного этажа. Колоннада увенчана антаблементом и высоким ступенчатым аттиком. Изящна тонкая лепнина, украшающая фасад.

После Воспитательного дома в XIX веке разместился Санкт-Петербургский сиротский институт императора Николая I.

 

 


Памятники архитектуры Ленинграда. Под ред. В. А. Каменского. – Ленинград, Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградская типография №3 имени Ивана Федорова Главполиграфпрома Комитета по печати при совете министров СССР, 1972.

1146249 Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны РГПУ
им. А. И. Герцена.

 

«Памятники архитектуры Ленинграда» – наиболее полное описание выдающихся архитектурных ансамблей и памятников города на Неве. Альбом-монография является энциклопедией архитектуры, монументальной скульптуры и архитектурных ландшафтов Петербурга – Петрограда – Ленинграда с начала XVIII столетия до нашего времени. Значительное место в книге отведено памятникам архитектуры советского периода.

Книга богато иллюстрирована. Она охватывает около 400 памятников классической и современной архитектуры и содержит более 1000 иллюстраций. В конце книги имеются предметный, именной и топографический указатели. Третье издание, дополненное описанием ряда новых памятников, представит значительный интерес для широких кругов читателей, интересующихся замечательными творениями русских и советских зодчих.

с. 205 – 207

 

с. 205

Дворец Разумовского (главный корпус Педагогического института имени А. И. Герцена)

Набережная Мойки, 48.

Комплекс зданий Педагогического института имени А. И. Герцена занимает большую часть обширного квартала между Невским проспектом и улицей Дзержинского, набережной Мойки и улицей Плеханова.

Застройка в первой половине XVIII века южного берега Мойки на всем его протяжении от Невского проспекта до взморья резко отличалась от застройки берегов Невы. Здесь в первой половине XVIII века возник ряд обширных усадеб с регулярными садами и дворцами, расположенными в глубине участков.

К немногим сохранившимся в Ленинграде образцам городских усадеб этого типа относится и участок дворца Разумовского, составляющий часть территории, ныне занимаемой Институтом имени А. И. Герцена.

В 1730-х годах архитектор В. Растрелли построил здесь для приближенного Анны Иоанновны, графа Левенвольде, большой деревянный дворец. Позднее усадьба перешла в собственность гетмана Украины и президента Академии наук К. Г. Разумовского. В 1760 году старый дворец был разобран, и на его месте с 1762 года началась постройка нового каменного здания по проекту архитектора А. Ф. Кокоринова. Постройка была закончена в 1766 году архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

с. 207

Дворец К. Г. Разумовского – одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х годов. По своей плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях. Для него характерны выделение доминирующего в композиции центрального массива и строго симметричное построение всего ансамбля, включающего главное здание и флигели.

В композиции главного фасада, значительного по протяженности, основной акцент сделан на обработке центра, декорированного колоннадой из шести коринфских колонн, поставленных над аркадой первого, цокольного этажа. Колоннаду венчают антаблемент и высокий ступенчатый аттик. В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре, сохранившимися до настоящего времени. Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады членятся ионическими колоннами. Над средней, более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

После передачи дворца Разумовского в 1798 году Воспитательному дому, а затем женскому сиротскому институту, носившему название Николаевского, здание неоднократно перестраивалось внутри. Наиболее значительные работы были проведены в 1798 году.

В 1829 – 1834 годах к зданию пристроены домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842 – 1844 годах третьим этажом. Симметричные флигеля по сторонам парадного двора и на набережной Мойки, сооруженные одновременно с главным зданием, также неоднократно перестраивались. Современный внешний облик они получили при перестройке в 1831 – 1834 годах.

Внутренняя отделка дворцовых помещений не сохранилась, кроме обработки перекрытия парадной лестницы. Падуги перекрытия украшены лепкой с двуглавыми орлами и пути, держащими гирлянды цветов. Лепка исполнена талантливым мастером, имя которого неизвестно.

На территории бывшей усадьбы сохранились остатки сада, созданного еще в первой половине XVIII столетия. Со стороны улицы Плеханова он огражден решеткой, исполненной по проекту А. Н. Воронихина.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.