Дворцово-парковый ансамбль усадьбы К. Г. Разумовского
К тому моменту, когда владельцем усадьбы Левенвольде стал граф Кирилл Григорьевич Разумовский, гетман Украины и президент Академии наук, деревянный дворец пришел в ветхое состояние и не мог соответствовать высокому положению графа. В русской архитектуре в этот период произошли качественные изменения. Введение новой эстетической программы привело к отмене стилевых приемов барокко. Новый стиль возрождал классические нормы и потребовал применения более строгих архитектурных форм. Проектирование дворца для нового владельца было поручено архитекторам Иным по характеру является фасад дворца, обращенный в парк. Его архитектурные формы более пластичны благодаря выделенным объемным элементам, создающим подвижную игру ритмов. Выступающие формы в сочетании с четким ритмом колонн коринфского ордера, оформляющих центральный ризалит, создают тонкие переходы светотени. Подобное объемно-пространственное решение позволило авторам создать ощущение единства архитектурных элементов и природных форм парка. Во дворце Разумовского сохраняется идущий со времен архитектуры «петровского барокко» прием противопоставления цвета базовых профилей и самой стены, баз колонн и самих поверхностей колонн. Балконная плита дворца Разумовского, выполненная из розоватого гранита рапакиви, одной стороной заштроблена в стену, а другой защемлена между кирпичной кладкой рустованных пилонов и пьедесталами, на которые установлены оштукатуренные белые колонны с гранитными базами.
В планировке парка архитекторы остались верны регулярному принципу, который был присущ еще саду Левенвольде, но они изменили художественные приемы и сделали газонные партеры более крупными и простыми по рисунку. В парке были представлены разнообразные растительные композиции. Центральную, самую широкую аллею, направленную перпендикулярно дворцу, садовые мастера оформили с помощью посадок липовых деревьев, в тени которых можно было укрыться в летний полдень. В убранстве парковых картин кроме декоративных деревьев использовались фруктовые деревья и кустарники. Здесь же была устроена оранжерея с коллекцией редких растений. Здание дворца соединили с боковыми флигелями, что привело к созданию замкнутого по характеру двора, который был отделен от набережной высокой каменной оградой. Въезд на территорию усадьбы осуществлялся через величественные монументальные ворота, фасады которого оформлены ионическими колоннами, несущими разомкнутый антаблемент и полуфронтон. По инициативе Екатерины II и по заданию «Комиссии о строении Санкт-Петербурга» в 1764—1773 годах французский картограф Пьер-Антуан де Сент-Илер составил аксонометрический план Петербурга, вычерченный на основе натурных обмеров, награвированный затем Иваном Алексеевичем Соколовым. На плане хорошо прослеживается и разнообразие вариантов постановки масс сооружений, и особенности планировок участков усадеб, ставших основой архитектурно-ландшафтного комплекса.
В конце XVIII столетия среди невысокой застройки центра города дворец Разумовского производил необычайно сильное впечатление своими размерами и изяществом фасадов. Таким он сохранился и до наших дней. Даже когда территория между реками Мойка и Фонтанка была застроена множеством каменных сооружений, дворец по-прежнему продолжал играть одну из ведущих ролей в городской перспективе. Топоним «дворец Разумовского» прочно закрепился за этим сооружением. Экстерьеры дворца дошли до нашего времени практически без изменений. Сложнее воссоздать оформление интерьеров дворца, поскольку чертежи, по которым он строился, до нашего времени не сохранились. Кроме того, приобретение дворца в 1797 году для размещения в нем Воспитательного дома привело к ряду перестроек, которые производились столь часто, что восстановить детально внутренний облик дворца полностью невозможно. Однако даже сейчас прослеживается ясная композиционная логика сооружения. По сторонам вестибюля были дополнительно обустроены две затененные галереи, одна из которых (слева) вела в парадную комнату, а другая (справа) — к парадной лестнице, ведущей на второй этаж. Большинство помещений второго этажа были двусветными, а на третьем были размещены несколько комнат. Сообщение между вторым и третьим этажами осуществлялось по двум боковым лестницам, расположенным в угловых частях здания. В отделке интерьеров были использованы атлас, мрамор, лепнина и позолота, в убранство включены поверхности множества зеркал. В центре падуги, напротив окон помещен герб семейства Разумовских. А над центральным окном размещена группа из двух путти, играющих гирляндами из плодов и цветов. В центрах боковых падуг помещаются изображения двуглавых орлов, восседающих на облаках и держащих в своих клювах гирлянды. Подобные декоративные рельефы размещены в углах падуг и при всем единстве композиционной схемы не повторяют друг друга, а имеют свои отличительные нюансы пластической формы.
Для нужд учебного заведения необходимо было произвести ряд перестроек. Сначала изменения коснулись интерьеров, позже были произведены строительные работы со стороны садового фасада дворца. При перестройке дворца для нужд Воспитательного дома была достроена лестница на третий этаж, в результате чего изменились не только элементы оформления этой стены, но и характер восприятия лепнины, находящейся на широких падугах перекрытия третьего этажа. В композиции дворца Разумовского удивительно органично сочетаются черты классицизма (четкий трехчастный план, применение ордера в классической трактовке) и барокко (наличие криволинейных форм в решении объема, усложненная динамичная декорация фасадов). Как памятник зодчества дворец Разумовского всегда оценивался специалистами очень высоко. Так, известный историк Петербурга В. Я. Курбатов называл его «изумительным» и «великолепным» образцом архитектуры своего времени. Авторы такого издания, как «Памятники архитектуры Ленинграда», считают его «одним из лучших достижений русского зодчества 1760-х годов».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|