Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список основных сокращений




англ. - английский

б-ба - борьба

в. - век

внеш. - внешний

внутр. - внутренний

гг. — годы

гр. - греческий

др.- другой, другие

ед-во - единство

иск-во - Искусство

ит. - итальянский

к-рый - который

-л. - -либо

лат. - латинский

лит-pa - литература

муз. - музыкальный

-н.- -нибудь

напр. - например

нем. - немецкий

психол. - психологический

реж-р - режиссер

ср. - сравни(ть)

т. е. - то есть

т. н. - так называемый

т. о. - таким образом

фр. - французский

чел-к - человек

эл-т - элемент


А

АВАНСЦЕ'НА, передний открытый участок
сцены-коробки, расположенный в зрительном
зале перед порталом (между антрактным занаве-
сом
и рампой).

А'ВТОРСКАЯ КОНЦЕ'ПЦИЯ (лат.
conceptio), 1} система взглядов, то или иное цо-
нимание явлений, процессов. 2) единый, опреде-
ленный замысел, ведущая мысль какого-л. про-
изведения, научного труда и т. д. 3) (В театрали-'
зованном действе) позиция автора сценария или
режиссера, развернутая в систему художествен-
ных образов,

АГИТБРИГА'ДА, 1) постоянно действую-
щий агитационно-художественны и коллектив,
театр малых форм, строящий свои программы
на документальном (большей частью местном)
материале; 2) вид театрализованного представ-
ления, включающий в себя и программу А.
(агитконцерт - дивертисмент из различных номе-
ров на местную тему), и агитобозрение (те же
номера на местную тему, но связанные сюжет-
ным ходом), и агитспектакль (от начала до конца
драматургически разработанное представление),
и литературно-муз. композицию. Одной из глав-
ных особенностей агитбригадного творчества ках
жанра является его открытая политическая
направленность, гражданственность, в к-рой в
образной форме слиты воедино задачи художе-
ственные и агитационные.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА, одна из
организационных структур, создаваемая для
решения материально-технических вопросов при
подготовке и проведении праздника, театрализо-
ванного представления. Возглавляется директо-
ром постановочной группы
или начальником
штаба. А- г. размещает заказы на изготовление
оформления, костюмов, бутафории, реквизита,
рекламы, пригласительных билетов; обеспечива-
ет доставку транспортом коллективов на репети-
ции и на проводимую акцию; организует пита-
ние, обеспечивает условия для отдыха, дежурст-
во врача, санитарные условия; она же с помощью
соответствующих организаций, обеспечивает
общественный порядок, меры противопожарной
безопасности и т. д. (Оргкомитет).

АКСЕССУАР (фр. accessoire), принадлеж-
ность чего-л., вспомогательная деталь, частность,
сопровождающая что-л. главное. В теат-
рализованном представлении к А. относят пред-
меты бутафории или реквизита. А. используют-
ся как выразительные средства, к-рые помогают
преодолеть эклектику костюмов, используемых в
сводных массовых номерах. В качестве таких
выразительных деталей применяют головные
уборы, платки, зонтики, шляпы, веера, банты,
накидки и т а.

АКТ (лат. actus - действие, асturn - документ),
I) единичное действие, а также поступок, прояв-
ление действий (напр., познавательный А., пре


ступный А. агрессии). 2) Действие в пьесе
(напр., трагедия в пяти актах). 3) В учебных
заведениях:

торжественное собрание по поводу выпуска,
вручения наград и т. п.

АКТЕ'Р (фр. acteur), непосредственный но-
ситель действенно-игрового начала сценического
иск-ва. Своеобразие иск-ва А. в том, что, созда-
вая образы персонажей спектакля, он пользуется
своими физическими и духовными данными как
материалом для творчества. А. должен обладать
пониманием др. людей, отличных от его харак-
теров, способностью действовать на сцене от
имени изображаемого персонажа. Для этого ему
необходимы наблюдательность, творческая
фантазия, эмоциональность, тонкая нервная ор-
ганизация, культура, артистичность - умение
исполнителя по-разному действовать и вести
себя в различных предлагаемых обстоятельст-
вах,
а также тренированное тело, голос,
пяастика-2, музыкальность и многие др. качест-
ва. Выявлению законов иск-ва А. посвящена
система Станиславского.

АКТИВИЗАЦИЯ АУДИТОТИИ, стремле-
ние организаторов праздника к вовлечению лю-
дей в активное личностное участие в празднич-
ном действии. А. а. охватывает три основные
этапа: период праздничного преддействия, т. е.
процесс подготовки праздника, создание
предпраздничного настроения, к-рый включает в
себя информирование о празднике и определен-
ные предпраздничные игровые массовые дейст-
вия: тематические конкурсы, участие в репети-
циях массовых сцен и т. д.

Второй этап охватывает непосредственное
проведение праздник а, т. е. воплощение
сценария, включающее в себя такие основные
композиционные части как пролог (экспозицию),
концентрирующий внимание» людей на
образном смысле праздничного действа, разви-
тие игровых эпизодов, побуждающее личную
готовность к театрализованному действию, эмо-
циональное соучастие в нем, кульминацию - не-
посредственное участие в театрализованном дей-
ствии как результат эмоционального потрясения.
Третий период жизненного

последействия, когда эмоциональное впе-
чатление, вызванное праздником проявляется, в
жизненной деятельности личности.

Эти основные моменты А. а. относятся ках к
общему праздничному действу, так и к каждому
эпизоду.

По степени своей активности участники
праздничного действия могут выступать в каче-
стве его организаторов, людей соучаствующих в
нем и пассивных зрителей-наблюдателей, не
имеющих явно выраженной готовности к уча-
стию.

А. а. - это стремление организаторов вырази-
тельными средствами
театрализации способст-
вовать к переходу' людей на более высокую сте-
пень личного участия в праздничном действии,
организуя его как праздник для всех, так я


 


 


 


праздник для каждого, праздник для себя, Т. е.
организаторам необходимо предоставить людям
возможность выбрать свою личностную игровую
форму участия в празднике.

Приемы А. А. - это способы вовлечения пуб-
лики в действие театрализованного представле-
ния, коллективное творчество масс. Задача мас-
сового представления - разбудить в чел-ке его
фантазию, непосредственность, создать условия
для раскрытия во взрослом чел-ке присущее ему
с детства игровое начало.

Основными П.а.а. в процессе театрализо-
ванного действия являются: вербальная
активизация, дающая участникам возможность
самовыражения посредством слова;
физическая активизация, побуждающая массу к
движению, перемещению и другим физическим
действиям; художественная активизация,

стимулирующая эмоциональную сферу

участников и вызывающая их художественную
самодеятельность. Эти приемы «поглощаются»
двумя все объемлющими приемами:
заманиванием и провокацией.

Заманивание- прием игры среди публики,
переходящий в игру с самой публикой, а затем
постепенное заманивание, втягивание в эту игру
всех зрителей. Заманивание зрителей в со-
вместную игру начинается на уровне создания
«окружающей среды», как правило, с изготовле-
ния пригласительного билета (напр., в виде
письма-треугольника), программки (напр., в виде
ордера на обмен квартир), с оформления и теат-
рализации подхода к месту действия (напр., ис-
пользование пароля, ответов на загадки, гадания
цыганок) и самого места действия (раздача в зале
газет, какого-л. угощения и т. д.) Приемом зама-
нивания может выступать заранее предусмот-
ренная в сценарии возможность проявления от-
ношения чел-ка к происходящему событию:
одобрение или неодобрение, активная поддержка
какой-л. мысли, присоединение голоса солидар-
ности (это прямое обращение в зал, митинг, при-
нятие документов, голосование, диспут, хоровое
пение, коллективные выходы и шествия, цере-
мониальные действия: возложение цветов, при-
нятие клятвы, вынос знамени и т. д.)

Провоцирование- "подначка", "розыгрыш",
"поначка", "попытка подтолкнуть", "заставить",
"вынудить" зрителя включиться в действие,
начать играть. Зрителю, напр., вручается какой-н.
предмет и предлагается с ним действовать
(мелок, чтобы нарисовать что-н.; кубы, чтобы
построить декорацию; бутафорский пистолет,
чтобы "убить" неугодного исполнителя спектак-
ля: включение в хоровод; предложение побороть
"медведя" и т. п.). Для провоцирования зрителя
может быть использована "подсадка" (несколько
зрителей, проявляющих первоначальную актив-
ность в ответ на вопросы и задания исполните-
лей: они могут вступать в диалог, в дискуссию,
выходить на игру и т. п).


Вовлечение зрителя требует особых качеств
от актера или ведущего (способность к импрови-
зации, постоянная готовность к неожиданности,
находчивость) и от режиссера (знания психоло-
гии массы, законов ее восприятия, умения до-
биться реакции и т. д. (Активизация аудитории,
Хеппининг)..

АКТИВНОСТЬ, интенсивность и объем
взаимодействия чел-ка с физической и социаль-
ной средой. А. одна из сфер проявления темпе-
рамента. По этому параметру можно быть
инертным, пассивным, спокойным, инициатив-
ным, активным, стремительным.

АКЦЕ'НТ (< лат. accentus - ударение), удар-
ный эл-т ритма. 1) В лит-ре - знак, которым от-
мечается ударение. 2) В речи - ударение в слове.
3) В музыке - выделение, подчеркивание звука
или аккорда путем его динамического усиления
либо ритмического удлинения, смены гармонии,
тембра, направления мелодического движения и
проч. 4) (Перен.) расставить акценты - подчерк-
нуть, выделить на первый план те или иные по-
ложения, мысли. 5) В режиссуре спектакля и
массовых зрелищ - выделение режиссерскими
выразительными средствами основных смысло-
вых моментов представления, праздника (Ре-
жиссерский акцент).

АКЦЕ'НТ РЕЖИССЕРСКИЙ, Режиссер-
ский акцент.

АКЦИЯ (< лат. aktio), действие, выступле-
ние, направленное на достижение какой либо
цели (напр., общественно-политическая А., ху-
дожественная А.) В последнее время служит оп-
ределением формы массовых действий, содер-
жащих в себе конкретную общественно-
политическую задачу, общественно значимое
дело. (Телемарафон, Хэппенинг).

АЛЛЕГОРИЯ (гр. allegoria - иносказание),
изображение отвлеченной идеи (понятия, мысли)
посредством конкретного образа. В отличие от
многозначного смысла символа, смысл А. одно-
значен и отдален от образа; связь между значе-
нием и образом устанавливается по аналогии или
смежности (сердце - любовь). Способ существо-
вания А. в практике иск-ва - персонификации,
олицетворение
мыслительных форм в образах
живых существ или метафорических атрибутах
(напр., победа изображается в образе древнегре-
ческой богини Ники - крылатой девы в лавровом
венце н на колеснице; слава и воинская доблесть
олицетворяются в лавровом венце и дубовой
ветви; геральдическое изображение силы, добле-
сти, прозорливости - в облике льва, медведя, орла
и т. д.).

АМПЛУА' (< фр. emploi - применение) -
специализация актера на определенном круге
ролей: герой, трагик, комик, дурак, инженю (на-
ивная девушка), злодей, благородный отец, фат
(пустой щеголь), героиня, комическая старуха,
субретка (резвая служанка) и т. д. (Маска-
образ).


АМФИТЕА'ТР, (< гр. amphithealronj. I) ан-
тичное сооружение для зрелищ: овальная арена,
вокруг к-рой уступами располагались места для
зрителей (Колизей в Риме). 2) Места в зритель-
ном зале (в театре и цирке за партером), распо-
ложенные уступами, т. е. с повышением каждого
следующего ряда. По форме различают круглые
А., веерные, секторальные.

АНА'ЛИЗ (< гр. analysis - разложение), метод
научного и художественного исследования путем
рассмотрения отдельных сторон, свойств, со-
ставных частей чего-н. (напр., А. выразительных
средств произведения, идейно-тематический
анализ, метод действенного анализа).
А. нераз-
рывно связан с синтезом (соединением эл-тов в
единое целое),

АНА'ЛИЗ ИДЕ'ЙНО-ТЕМАТИ'ЧЕСКИЙ,
Идейно-тематический анализ.

АНА'ЛИЗ ДЕЙСТВЕННЫЙ, Метод дей-
ственного анализа.

АНА'ЛИЗА ДЕЙСТВЕННОГО МЕТОД,
Метод действенного анализа.

АНО'НС (фр. annoncer - объявлять), предва-
рительное краткое объявление о предстоящих
гастролях, спектакле, концерте, театрализо-
ванном представлении, праздничном действии.
(Афиша).

АНСА'МБЛЬ (фр. ensemble, букв. - вместе,
целое, совокупность), 1) взаимная согласован-
ность, органическая взаимосвязь, совокупность,
стройное ед-во частей, образующих какое-л. це-
лое.
2) В архитектуре и градостроительстве гар-
моническое ед-во пространственной композиции,
включающей здания, инженерные сооружения
(мосты, набережные и др.) и зеленые насаждения.
3) Муз. произведение для нескольких ис-
полнителей (дуэт, трио и др.); одновременное
пение нескольких действующих лиц в опере
(терцет, квартет и т. д.). 4) Группа исполнителей,
выступающая как единый художественный кол-
лектив (оркестровый, хоровой и др.). 6) (В теат-
ре) гармоническое сочетание всех компонентов
спектакля, подчиненных единому замыслу, а
также согласованное исполнение актерами, му-
зыкантами, танцорами театрально-зрелищного
произведения. (Синтез искусств}.

АНТРА'КТ (фр. entracte < entre - между + acte
действие), 1) муз. пьеса, являющаяся вступ-
лением к одному из действий оперного, балетно-
го или драматического спектакля (муз. вступле-
ние к первому акту - увертюра). 2) Перерыв ме-
жду актами (действиями) спектакля, отделениями
концерта, циркового представления и т. д.

АНТРЕ' (фр. entree - вступление, выход на
сцену), 1) в странах средневековой Европы -
торжественное вступление, выход костюмиро-
ванных персонажей в пиршественный или баль-
ный зал. 2) (В цирке) клоунский номер (коме-
дийная разговорная сценка или пантомима). 3) (В
балете) танцевальный выход одного или не-
скольких исполнителей.

АНФА'С. Фас.


АРЕ'НА (лат. arena, букв. - песок), 1) посы-
панная песком площадка в древнеримском амфи-
театре, где происходили бои гладиаторов, кон-
ные состязания и т.п. 2) Круглая площадка (13 м
в'диаметре) с барьером посредине цирка, на к-
рой даются представления, манеж. 3) Спортивная
арена. 4) Открытая сценическая площадка, пол-
ностью или частично окруженная местами для
зрителей.

АРЛЕКИ'Н (ит. ariecchino), 1) шут, паяц. 2)
Персонаж ит. комедии дель арте, первоначально
простак, увалень, позднее слуга-хитрец в костю-
ме из разноцветных треугольников, один из
дзанни. 3) Полоса ткани, неподвижно закреплен-
ная в верхней части и обрамляющая портал сце-
ны, в складках к-рой в старину прятался Арле-
кин. В современном театре А. представляет по-
лосу мягкой ткани только в ширину портала,
подвешенный перед основным, антрактовым
занавесом; обычно шьется из того же материала,
что и занавес.

APTИCT, Актер.

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, гр.
architecton - строитель), 1) строительное иск-во,
зодчество. 2) Здания и др. сооружения (а также
их комплексы), создающие материально органи-
зованную среду, необходимую людям для их
жизни и деятельности; иск-во проектировать и
строить сооружения их комплексы в соответст-
вии с назначением, современными техническими
возможностями, эстетическим воззрениями об-
щества. 3) Стиль постройки - совокупность ха-
рактерных признаков сооружений какого-л. пе-
риода всеобщей истории (А. готическая, А. ан-
тичная и т.п.) или истории национальной культу-
ры (А. Индии, А. допетровской Руси). 4) Естест-
венная декорация при проведении массовых
праздников, проводимых на улицах, площадях, в
парках.

АРЬЕСЦЕ'НА, (< фр. arriere - сзади), замк-
нутое с трех сторон пространство, примыкающее
к задней части основной сцены. Служит для раз-
мещения накатных площадок и для увеличения
глубины сценического пространства. Перекры-
вается от зрительного зала горизонтом или зад-
ником,

АСИММЕТРИ'Я (гр. asymmetria - несораз-
мерность), отсутствие или нарушение симмет-
рии.
Неразрывная связь и взаимозависимость
симметрии и А. - важнейшее свойство гармонии.

АССАМБЛЕ'Я (< фр. assemblee - собрание).
бал, увеселительный вечер, собрание в эпоху
Петра I.

АССИСТЕ'НТ (< лат. assistens - присутст-
вующий, помогающий), 1) лицо, входящее в со-
став почетной охраны воинского знамени (при
знаменосце). 2) Помощник специалиста (Асси-
стент режиссера).

АССИСТЕ'НТ РЕЖИССЕ'РА, член поста-
новочной группы,
первый помощник режиссера-
постановщика праздника, театрализованного
представления по всем организационно-


 


творческим вопросам. Руководит группой по-
мощников режиссера. (Информация о номере).

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соедине-
ние), 1) (психол.) связь, возникающая при опре-
деленных условиях между двумя или более пси-
хическими образованиями (ощущениями, двига-
тельными актами, восприятием, идеями, пред-
ставлениями и т. п.), напр., восприятие предмета
вызывает образ его владельца. Существует два
рода А.:простые - отражающие внеш. связи,
исложные- смысловые. Кроме того, А. различают
по смежности (когда одно представление
вызывает другое в силу в пространственного или
временного совпадения), сходству (когда при
упоминании одного явления возникает другое,
имеющее сходные черты) и контрасту (когда
связываются два противоположных явления). 2)
(В иск-ве) способ достижения художественной
выразительности, основанный на выявлении
связи чувственных образов, возникающих в
процессе непосредственного отражения

действительности, с представлениями,

хранящимися в памяти или закрепленных в
культурно-историческом опыте человеческой
жизнедеятельности. 3) (В массовом действе)
развитая ассоциативность - важнейший
компонент художественного мышления режис-
сера, своеобразие языка иск-ва. Одним из важных
режиссерских выразительных средств является
ассоциативный.монтаж.

АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТА'Ж, Монтаж
/Приемы,

АТМОСФЕ'Р ИГРА, Игра атмосфер.

АТМОСФЕРА (< ф. atinos- пар и sphaira -
шар), 1) воздушная среда. 2) окружающие усло-
вия, обстановка, общественное окружение, среда.
3) (В театрализованном представлении) вырази-
тельные средства
передачи содержания
представления, праздника и создания празднич-
ного настроения. А. - душа массового действа,
духовный воздух, связывающий всех участников
праздника, представления (исполнителей и
зрителей). А. массового действа органически
вытекает из жизненной А. места, где это действие
происходит. Преобразуя в соответствии с
идейным замыслом различными средствами ху-
дожественного воздействия: сценографией, му-
зыкой, светом, образом общения
и т. д. жизнен-
ную А. в А. праздничную, реж-р выражает ду-
ховный смысл праздника, как жизненного собы-
тия. (Сценические эффекты).

АТРИБУТ (< лат. attribuo - придаю, наделяю;
atributum - приданное), существенный признак,
постоянное свойство чего-л., неотъемлемая
принадлежность кого- или чего-л. (напр., А. кос-
тюма,
А. праздника, А. спортсмена).

АТТРАКЦИО'Н (фр. attraction, букв, - при-
тяжение), 1) устройство для развлечения в местах
общественных гуляний (карусель, колесо обо-
зрения и т. п.). 2) Эффектный цирковой или эст-
радный номер, отличающийся необычностью,
неожиданностью решения. 3) Театрализованный


манежный миниспектакль, состоящий из не-
скольких номеров-эпизодов, связанных единым и
ровным сюжетом, в центре к-рого - яркий, не-
обычный цирковой трюк. 4) Эпизод театрализо-
ванного представления, воздействующий неожи-
данным ярким поворотом действия, необычно-
стью режиссерского решения и актерского ис-
полнения. (Монтаж аттракционов).

АТТРАКЦИОНОВ МОНТАЖ, Монтаж
аттракционов,

АУДИТОРИИ АКТИВИЗАЦИЯ, Активи-
зация аудитории.

АУДИТОРИЯ (лат. audire - слышать), 1)
помещение, в к-ром читаются лекции, доклады,
проводятся семинары и т. п. 2) (Психол.) группа,
воспринимающая речь. Обычно - пространствен-
но размещенная малая группа людей, объеди-
ненная взаимодействием с коммуникатором в
ходе восприятия речевого сообщения. Про-
странственное размещение членов группы связа-
но с их количеством. Традиционно различают
"прямоугольную" и "круговую" схемы размеще-
ния. Частный случай прямоугольного размещения
трапецеидальное: несколько меньшее число
слушателей'располагается непосредственно перед
коммуникатором. Различие схем размещения
отражает возможную динамику процесса обще-
ния. При круговом расположении - типа "круг-
лого стола" - слушатели общаются друг с другом,
видя реакцию всех на свои сообщения. При
прямоугольном размещении внимание членов
группы сосредоточено на коммуникаторе. А.
средств массовой коммуникации разобщена,
анонимна и принципе более внушаема; в сущно-
сти, она образована совокупностью малых групп.
(Ср., Публика).

АФИ'ША (фр. affiche), рекламный плакат о
спектакле, концерте, празднике, вывешиваемое в
публичных местах. (Анонс, Программа).

БАЛ, большой танцевальный, построенный по
определенным условиям и ритуалам, соответ-
ствующим общественному назначению и празд-
ничной теме.

БАЛАГА'Н (< перс, балахане - верхняя ком-
ната, балкон), 1) (устар.) временная легкая по-
стройка для ярмарочной торговли, жилья, эре»
лиш и т.п. 2) Театральное площадное зрелище,
комического характера с примитивным сцениче-
ским оформлением, дававшееся на ярмарках и
народных гуляньях.

БАЛЕТ (фр. ballet, < ит. balletto, лат. ballare -
танцевать), 1) вид сценического иск-ва, содержа-
ние к-рого раскрывается в танцевально-муз. об-
разах.
Б. сочетает хореографию, музыку и драма-
тургический замысел (либретто). I) Музыкаль-
но-драматическое произведение, исполняемое
средствами танца и пантомимы.


БАЛЕТМЕ'ИСТЕР (нем, Ballettmeister), ав-
тор и постановщик балетов, хореографических
миниатюр, танцев, хореографических номеров и
композиций в массовом театрализованном пред-
ставлении. (Главный балетмейстер).

БИОМЕХА'НИКА (< гр. bios - жизнь и
mechane -орудие, машина), система воспитания
актера в театре Мейерхольда, к-рая опираясь на
гимнастику, акробатику, муз. ритмику, позволяла
им виртуозно управлять телом и голосом.

Основные эл-ты Б.:

«п р е д ы г р а» - «подаолзание к самому
главному моменту»,

«тормоз»- всякое препятствие, всякое за-
медление и остановка, на пути определившегося
движения; он может распространяться как на
большие периоды, так и на маленькие эпизоды;
«отказ» по словам Мейерхольда, «чтобы
выстрелить из лука, надо натянуть тетиву»;
«игра с вещь ю», к-рая соединялась с отточенной
выразительностью жестов и безусловно требовала
психологически выверенного внутр. оправдания,
была символична и метафорична;
трехчастные «игровые звенья», состоящие из
намерения, его осуществления и последующей
реакции.

БЛОК (англ, bloc), I) группа отдельных
функционально объединенных эл-тов, частей. 2)
Группировка отдельных номеров разных жанров
в эпизоды концерта по каким-л. внешним или
внутренним признакам, напр., «русский народ-
ный блок», «цирковой блок» и т. п. 3) Группи-
ровка отдельных муз. композиций в дискотеке.

БУРЛЕ'СК(А) (фр. buriesdue < ит. burta - шу-
товство), 1) пародийно-возвышенный, героико-
мический стиль. I) Инструментальная муз. пьеса
причудливого, шутливого, грубовато-

комического характера. 3) Небольшая шуточная,
пародийная опера, близкая к водевилю (2).

БУТАФОРИЯ (ит. Buttaruori - человек, по-
дающий артистам необходимые-по ходу дейст-
вия предметы), предметы, специально изготов-
ляемые и употребляемые вместо настоящих ве-
щей в театральных постановках и в фильмах, в
театрализованных представлениях, а также дета-
ли костюмов (Аксессуар, Реквизит). Б. выступает
как художественно-выразительное средство.

БУФФОНА'ДА (ит. buffonata - шутовство),
сознательное комедийное искажение в произве-
дении иск-ва, главным образом, сценического,
жизненных пропорций изображаемого для выяв-
ления его сути; одно из проявлений гротеска. В
основе Б. как вида представления и особого
приема актерской игры лежит грубый комизм,
импровизация, динамика, подчеркнутая внеш.
характерность, преувеличение. Б - один из ос-
новных приемов цирковой клоунады. (Цирк),


I?

ВАРЬЕТЕ' (фр. variety - букв, разнообразие),

1) театр эстрадных программ с преобладанием
эл-тов комедийности, пародии и т. п. Первый - в
Париже в кон. 18 в. 2) Публичное представление,
где непристойность облачена в слова, музыку,
пляску, костюм, цвета и т. д. и налицо все ее от-
тенки: от грубой сальности до высшей артистич-
ности.

ВДОХНОВЕНИЕ, состояние своеобразного
напряжения и подъема духовных сил, творческо-
го волнения чел-ка, ведущее к возникновению
или реализации замысла и идеи произведения
науки, иск-ва, техники. В. характерно повышен-
ной общей активностью, необычайной продук-
тивностью деятельности, сознанием легкости
творчества, переживанием "одержимости" и
эмоционального погружения в творчество. Ка-
жущаяся несознаваемость творческого процесса
следствие максимальной сознательности самого
творчества, предельной ясности сознания, свое-
образного наплыва и прояснения мыслей и обра-
зов, чрезвычайной обостренности памяти, вни-
мания, страстной воли, направленной на реали-
зацию идеи. При всей кажущейся самопроиз-
вольности В., как правило, - результат предвари-
тельного напряженного труда.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, (психол.) - процесс
непосредственного или опосредованного воздей-
ствия объектов (субъектов) друг на друга, поро-
ждающий их взаимную обусловленность и связь.
Различают такие виды В., как содружество,
конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду,
что эти виды - не только В. двух личностей
(Межличностное взаимодействие). Они проис-
ходет и между частями групп, и между целыми
группами.

Особенность В. - его причинная обусловлен-
ность, т. е. каждая из взаимодействующих сторон
выступает как причина другой, как-следствие
одновременного обратного влияния противопо-
ложной стороны. В. - материальный процесс,
поэтому оно сопровождается передачей материи,
движением информации. В. имеет относитель-
ный, характер, осуществляется в определенном
пространстве и времени.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИ'ЧНОСТНОЕ,
Межличностное взаимодействие,

ВЕДУЩИЙ (< санскр. veda - знание), 1) воз-
главляющий, главный (В. роль. Главный режис-
сер, Главный балетмейстер, Главный хормей-
стер, Главный дирижер. Главный художник).
2)
Исполнитель, в прямом общении со зрителями
связывающий элдгы театрализованного действия
в единое целое. (В. концерта, тематического
вечера). (Конферансье).

ВЕРА и ПРА'ВДА. Вера - убежденность,
уверенность в ком-чем-л. Правда - то, что субъ-
ект воспринимает как истину. На сцене два эти


 


 


 


понятия неразрывно связаны и обозначают спо-
собность актера серьезно, по-настоящему, убеж-
денно и уверенно относиться к вымыслу как дей-
ствительно существующему явлению, истине, т.
е. как к правде.

ВЕРБА'ЛЬНЫЙ (лат. verbalis - устный, сло-
весный), (психол.) термин для обозначения форм
знакового материала, а также процессов опери-
рования с этим материалом. Различаются: 1) В.
осмысленный материал - ряды существительных,
прилагательных, глаголов, числительных,
отрывки текстов, стихотворения и пр.; 2) В. бес-
смысленный материал - группы из трех соглас-
ных, слоги, бессмысленные слова разной степени
приближенности к реальному языку. В. материа-
лу противопоставляются: 1) невербальный ос-
мысленный материал - геометрические фигуры,
рисунки, фотографии предметы и пр.; 2) невер-
бальный бессмысленный материал - необычные
геометрические фигуры, чернильные пятна- В
зависимости от используемого материала разли-
чаются: В. (словесное) и невербальным общение
(напр., жестовое); В. (определяемый на основе
решения В. задач) и невербальный интеллект
(характеризуемый решением образных, конст-
руктивных и др. невербальных задач); В. (сло-
весная) и невербальная информация (напр.. об-
разная).

ВЕРТЕ'П, большой ящик с марионетками,
служивший местом для устройства кукольных
представлений на библейские и комические сю-
жеты (Кукольный театр).

ВЕ'ЧЕР КЛУБНЫЙ, Клубный вечер..

ВЕ'ЧЕР ТЕМАТИЧЕСКИЙ, Тематический
вечер,

ВИ'ДЕНИЕ, способность воспринимать ок-
ружающее зрением (художественное В., детское
В. мира. Внутреннее В.), это закон образного
мышления актера, режиссера (Словесное дейст-
вие. Кинолента видений).

ВИ'ДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ, Внутреннее
видение.

ВИ'ДЕОКЛИП, Клип.

ВНУТРЕННЕЕ ВИ'ДЕНИЕ. способность
воссоздавать воображением образ реальных и
небывалых явлений. Умение образно представить
своим внутренним зрением, оживить вооб-
ражением слово, понятие, явление.

ВИ'ДЫ ИСКУССТВА, реальные формы ху-
дожественно-творческой деятельности, разли-
чающиеся прежде всего способом материального
воплощения художественного содержания
(словесным - для литературы, звуковым - для
музыки, объемно- пластическим - для скульпту-
ры и т. д,). Художественная информация, заклю-
ченная в каждом из В. и., обладает специфиче-
ским характером, поэтому содержание произве-
дения одного В. и. не может быть адекватно пе-
редано на языке др. В. и.

При взаимодействии иск-в происходит как бы
два процесса: 1) приспособление к «смежному»
иск-ву, и тогда возникает необходимость каждо


го иск-ва видоизменяться и одновременно
искать свой язык, утверждающий самобытность и
неповторимость данного вида; 2) синтез
искусств,
в результате к-рого новому виду иск-ва
приходится создавать свои уникальные средства
для воплощения его содержания.

ВИРТУОЗ, ВИРТУОЗНЫЙ (ит. virtuoso, <
лат. virtus - доблесть, талант), 1) исполнитель,
(чаще музыкант), мастерски владеющий техникой
иск-ва. 2) Человек, достигший в работе высший
степени мастерства. 3) Свойственный виртуозу,
технически совершенный.

ВНИМА'НИЕ, способность сконцентриро-
ваться на каком либо определенном реальном или
идеальном объекте (предмете, событии, образе,
рассуждении и т. д.) в данный момент времени.
В. - основа внутренней техники актера и
режиссера. Различают непроиз-вольное, произ-
вольное и постпроизвольное В.

Непроизвольное В. имеет пассивный характер,
ибо навязывается субъекту внешними по
отношению к целям его деятельности событиями.
Этот вид В. характери-зуется тем, что выбор
объекта производится чел-ком неосознанно,
стихийно, независимо от сознательных наме-
рений, в силу особенностей объекта - новизны,
силы воздействия, соответствия актуальной по-
требности и пр.. Объектами непроизвольного В.
актера являются зрители, сам актер и его партнер
(не как образ, а только как его коллега по работе).
В. в массовом действе - это непредвиденные
реальные обстоятельства, жизненные факты,
возникающие в момент творческого действия.
Физиологическое проявление этого вида внима-
ния - ориентировочная реакция.

Произвольное В. заключается в том. что выбор
объекта производится сознательно,

преднамеренно и требует со стороны исполните-
ля и зрителя волевых усилий. Оно отличается
активным' характером и сложной структурой; по
происхождению связано с трудовой деятельно-
стью. В условиях затрудненной деятельности оно
предполагает использование специальных
приемов сосредоточения, поддержания распре-
деления и переключения В. Сценическое В. тре-
бует сосредоточенности как на реальных, так и на
воображаемых объектах. В массовом действе,
главным объектом произвольного В. исполните-
лей являются зрители, участники праздника. За-
дача режиссера, ведущего, исполнителя - напра-
вить жизненное В. зрителя на игровое художест-
венное действие, увлечь его объектом сцениче-
ской или праздничной игры.

Постпроизвольное В. возникает на основе
произвольного В. и заключается в сосре-
доточении на объекте в силу его ценности, зна-
чимости или интереса для личности. Его появле-
ние возможно по мере развития автоматизации
деятельности, а также в результате изменений
мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При
этом снимается психическое напряжение и
сохраняется сознательная целенаправленность


внимания, стремление к цели уже не требует
специальных умственных усилий и ограничено во
времени лишь утомлением и истощением ре-
сурсов организма. В массовом действе постпро-
извольное В. проявляется в моментах духовного
контакта, активного творческого соучастия ис-
полнителей и зрителей, при к-ром чел-к вовлечен
в атмосферу художественной и жизненной игры
(когда зрителям не хочется расходиться или от-
пускать исполнителя со сцены).

В зависимости от того, где находится объект
внимания - во внеш. мире или в субъективном
мире чел-ка выделяются внимание внешнее
(сенсорно-перцептивное), к-рое обращено на
объекты внеш. мира и является необходимым
условием познания и преобразования окружаю-
щего мира, и внутреннее (интеллектуальное),
обращенное на объекты субъективного мира чел-
ка и является необходимым условием са-
мопознания и самовоспитания.

Различают три круга В.: малый (сосредо-
точенность действующего лица на логике своих
поступков), средний (общение с партнерами на
сцене, зрт-елями и участниками происходящего в
данный момент игрового эпизода) и большой (все
зрители в зале, на площади и реальное
пространство выходящее за круг игрового
общения на площади, улице и т. д.). Переходы из
одного круга В. в другой обусловлены логикой
внутр. жизни образа и логикой сквозного
сценического или праздничного действия и
изменениями жизненных и игровых обстоя-
тельств.

ВОДА1, одно из нетрадиционных вырази-
тельных средств
массового театрализованного
представления. В. используется в качестве ос-
новного выразительного средства на празднике
фонтанов. На фоне специально подобранной му-
зыки синхронно с ее ритмом меняется количест-
во струй, их высота, мощность и подсветку, то
можно получить феерическое зрелише. С помо-
щью, фонтанов создается водяной занавес. Со-
временная техника позволяет делать фонтаны и

Водопады на стадионах и даже на закрытых сце-
нических площадках. Существуют представле-
ния, к-рые целиком строятся на В. (напр., празд-
ник Нептуна, водные феерии в цирке и т. п.)

ВОДЕВИ'ЛЬ (фр. vaudeville), 1) уличная го-
родская песенка во Франции 16 в. 2) Пьеса лег-
кого, комедийного характера с куплетами и тан-
цами. 3) Заключительная песенка в В., комиче-
ской опере или комедии, обычно выражающая
мораль пьесы. (Ср., Мюзикл}.

ВО'ЛНЫ РИТМИ'ЧЕСКИЕ, Ритмические
вол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...