Декоративно-прикладное ис-
КУССТВО, область декоративного иск-ва: соз-
дание художественных изделий, имеющих прак-
тическое назначение в общественном и частном
быту, и художественная обработка утилитарных
предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда,
средства передвижения, одежда, украшения, иг-
рушки и т. д.). При обработке материалов (мс-
талл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в
Д. - п. и. используются литье, ковка, чеканка,
гравирование, резьба, роспись, инкрустация,
вышивка, набойка, и т, д. произведения Д. • п. и.
составляют часть предметной среды, окружаю-
щей чел-ка, и эстетически ее обогащают. Воз-
никнув в глубокой древности, Д. - п. и. стало
одной из важнейших областей народного творче-
ства, его история связана с художественным ре-
меслом, художественной промышленностью, с
деятельностью профессиональных художников и
народных мастеров, также с художественным
конструированием. Ярмарки Д - п. и. являются
составной частью праздников народного творче-
ства.
ДЕКОРАЦИЯ (< позднелат. decoratio, букв.
- украшение), оформление сцены, павильона,
съемочной площадки, средствами живописи,
архитектуры, графики, освещения, постановоч-
ной техники, кино и др. создающие зрительный
образ спектакля, кинофильма, театрализованного
представления, праздника, помогающее раскры-
тию его идейно-художественного замысла.
Виды Д: живописи а я, широко используемая в
18 в, Расписывались красивые и сложные
задники, на 'к-рых нередко изображались целые
архитектурные ансамбли и эл-ты интерьера, т. е.
создавался живописный фон спектакля Сегодня
такая декорация при необходимости
воспроизводится с помощью технических
средств: лазера, голографии',
симультанная Д - в одной образно оформленной
выгородке совмещаются различные места
действия; пространственная
- близка к симультанной по способу организации
различных мест действия в единую установку, но
она не ограничивается коробкой сцены, а вклю-
чает в свою изобразительную систему зрительный
зал, архитектуру театрального здания. Места
действия в Д этого типа могут быть рассредото-
чены в различных точках всего театрального
комплекса; диа рамная Д- способ оформления
спектакля, при к-ром объемные, строенные Д.
первых планов постепенно переходят в пло-
скостное живописное изображение;
кулисно-арочная способ, основанный на
применении живописных кулис и падуг: каждый
план кулис и замыкающаяся сверху падуга
образуют своеобразную арку; павильон -жесткие
Д., детально изображающие какое-л. помещение;
перспективная выполняется в соответствии с
законами перспективного сокращения истинных
размеров, используется для иллюзорного
углубления игрового пространства;
пластические (объемные) Д. - строятся на
применении объемных деталей в системе плоских
стенок, пандусы, лестницы и др. объемные эл-ты
позволяют разнообразить планировку сце-
нического пространстве, менять в соответствии с
конкретными требованиями глубину и ширину
сценической коробки. Важную роль в построении
объемной Д. играет сценическая машинерия.
ДЕМОНСТРАЦИЯ (< лат demonstratio -
показывание), 1) наглядный способ ознакомления
с каким-л. явлением, предметом (напр., Д моды).
2) Публичное выражение общественных
настроений, требований, солидарности или про-
теста путем устройства массовых шествий, ми-
тингов и т. д. Маршрутом Д. может охватываться
огромное пространство города. Центральная
площадь, куда стекаются демонстранты, разби-
вается на несколько линий вдоль трибун, на к-рых
стоят линейные (чаще всего для этой роли
привлекают войска (или курсантов) армии и
МВД, задача к-рых направлять поток 'демонст-
рантов вдоль трибун, чтобы потоки не сливались
и в целях безопасности. По каждой линии идет
поток демонстрантов конкретного района (рай-
онов).
Каждая колонна состоит из колонн предпри-
ятий, организаций, учебных заведений, находя-
щихся на территории данного района. В зависи-
мости от материально-технической базы учреж-
дений, создается оформление колонны. В целом
колонну района начинала головная эмблема ус-
тановка, оркестр и знамена. Знамена несут самые
уважаемые люди района. Затем идет админист-
рация района, затем предприятия, учреждения,
организации. Перед началом шествия проводился
митинг на предприятиях, маленькие колонны
сливались в районную, районная - в общегород-
скую. Д заканчивалась народным гу.чянием и
домашними праздниками. Маршруты просчиты-
вались не только в пространстве, но и во времени.
Такой районный принцип давал возможность
проявить свои таланты профессиональным ху-
дожникам и художникам-любителям. Число уча-
стников не нормировано. Нормировалась ширина
колонны (6-8 человек) В последние годы перед
демонстрацией трудящихся стали делать
театрализованные прологи с участием спортив-
ных коллективов, коллективов художественных*
коллективов, професси-ональных исполнителей.
ДЕТА'ЛЬ (фр. detail, букв. - подробность), 1)
мелкая подробность, частность. 2) Часть чего-н.
(механизма, прибора, машины, сценического
оформления). 3) (В драматургии и лит-ре) повод
для драматического конфликта пьесы (платок
Дездемоны, заемное письмо Лебедкиной, при-
вычка обрывать лепестки позволяет узнать Джеме
в Оводе Артура Риверса и т. д.). 4) (В театре, в
театрализованном представлении) важное об-
разное выразительное средство актерской и/или
режиссерской мысли.
ДИАЛОГ (гр. dlalogos), форма устной речи,
разговор двух или нескольких лиц, основной
способ изображения характеров и развития дей-
ствия в драме и один из способов - в прозе (редко
- в поэзии). Имеет большое значение при об-
щении исполнителей с участниками действия (для
ведущего концерта, театрализованного
представления, артиста эстрады разговорного
жанра).
I8
ДИВЕРТИСМЕ'НТ (фр. divertissement букв,
развлечение), I) Увеселительное представление,
состоящее из танцевальных номеров, песен;
включается в программу спектакля обычно как
заключительное отделение. 2) Танцевальная
сюита или вставные номера в балете или опере,
непосредственно не связанные с сюжетом. 3)
Муз. сюита развлекательного характера (типа
серенады) для инструментального ансамбля или
оркестра. 4) Легкая, иногда виртуозная пьеса типа
попурри, вариации. 5) Театральное представление
из различных эстрадных номеров в дополнение к
главному представлению или вид концерта,
построенного на номерах, не связанных
сюжетом.
ДИ'КТОР (< лат. dictor - говорящий), 1) ра-
ботник РВ и TV, читающий текст перед микро-
фоном (телекамерой) для передачи в эфир. 2) (В
массовых действах) Ведущий, читающий текст
перед микрофоном за кулисами или радиорубки.
(Дикторский текст).
ДИ'КТОРСКИИ ТЕКСТ, речевое сопрово-
ждение фильма, концерта, театрализованного
представления. Д. т. вводит зрителя в обстановку
действия, дает оценку событий, характеров, свя-
зывает между собой отдельные эпизоды.
ДИ'КЦИЯ (< лат. dictio - произнесение), сте-
пень отчетливости в произношении слов, слогов
и звуков в разговоре. Для актера, певца, диктора
Д. имеет особое значение.
ДИЛЕТА'НСТВО (дилетантизм) (ит.
dilettante - дилетант, < лат. delecto - услаждаю,
забавляю), занятие какой-л. областью науки или
иск-ва без специальной подготовки, при поверх-
ностном знакомстве с предметом; любительство.
ДИНА'МИКА (гр. dynainikos - сильный, от-
носящийся к силе), 1) состояние движения, ход
развития, изменение какого-л. явления под влия-
нием действующих на него факторов (противо-
положное - статика). 2) Обилие движения, дей-
ствия.
ДИРЕКТОР ПОСТАНОВОЧНОЙ
ГРУППЫ (лат. director < diriger - направлять),
член постановочной группы, в чьи обязанности
входит организационно-техническая сторона
подготовки праздника, театрализованного пред-
ставления. Руководит административной груп-
пой.
ДИРИЖЕР (< фр. diriger - управлять), 1) ли-
цо, управляющее оркестром, хором, оперным
или балетным представлением, дающее муз.
произведению свою трактовку (интерпретацию).
2) (В театрализованных представлениях) один из
членов постановочной группы, ответственный за
муз. оформление художественной акции.
(Дирижирование; Главный дирижер).
ДИРИЖЕР ГЛА'ВНЫЙ, Главный дирижер.
ДИРИЖИРОВАНИЕ, управление музы-
кально-исполнительским коллективом (оркест-
ром, хором и др.) при разучивании и публичном
исполнении муз. сочинения Осуществляется ди-
рижером (капельмейстером, хормейстером) с
помощью специальных жестов и мимики. В ха-
рактере и стиле Д. отражаются особенности
личности дирижера, понимание им муз. произве-
дения.
ДИССОНА'НС (фр. dissonance < лат. disso-
nans - нестройно звучащий), 1) негармоничное
сочетание муз. звуков (противоположное - кон-
сонанс). 2) (Перен.) то, что вносит разлад во что-
н. (внести Д. в работу, Д выразительных средств
в представлении).
ДОКУМЕ'НТ (лат. dokumentum доказа-
тельство, свидетельство), I) материальный носи-
тель данных (бумага, кино- и фотопленка, маг-
нитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на
нем информацией, предназначенной для ее пере-
дачи во времени и пространстве. Д. могут содер-
жать тексты, изображения, звуки и т. д. 2) (В
драматургии и режиссуре театрализованных
форм) источник, исходный материал для худо-
жественно-образного осмысления событий, соз-
дания на его основе художественного произведе-
ния - номера. Виды документалистики: офици-
альные Д -указы, приказы, распоряжения и т. п.;
эпистолярные Д. - дневники, личные письма и т.
п.; кино- и фото Д; непосредственное выступ-
ление какой-л. интересной личности. Основные
принципы отбора Д: соответствие материала
теме, свежесть, новизна материала, незатруд-
ненность для восприятия аудиторией.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, дей-
ствие, основанное на документальном материале
и организованное по законам драматургии, об-
разно раскрывающее определенный авторский и
режиссерский замысел.
ДОКУМЕНТАРНЫЙ О'БРАЗ, жизненный
факт, выраженный художественными сред-
ствами.
ДОКУМЕНТА'ЦИЯ РЕЖИССЕРСКАЯ,
Режиссерская документация,
ДРА'МА (гр. drama,- букв, действие), род ли-
тературный, принадлежащий одновременно двум
иск-вам: театру и лит-ре; его специфику состав-
ляют сюжет, конфликт и деление действия на
сценические эпизоды, сплошная цепь высказы-
ваний персонажей, отсутствие повествователь-
ного начала. Драматические конфликты вопло-
щаются в поведении и поступках героев, и преж-
де всего в диалогах и монологах. Текст Д. рас-
считан на зрелищную выразительность (мимика,
жест, движение) и на звучание; он согласуется
также с возможностями сценического времени,
пространства и театральной техники (с построе-
нием мизансцен). Литературная Д., реализуемая
актером и режиссером, должна обладать сце-
ничностью. Ведущие жанры Д.: трагедия,
комедия, драма (как жанр в узком смысле слова),
трагикомедия, мелодрама, фарс. (Драматизм,
Драматургия).
ДРАМАТИ'ЗМ, I) напряженность действия,
свойственная драме. 2) Крайняя напряженность,
трудность положения, обстоятельств.
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ХОД, способ по-
дачи и объединения в единое целое докумен-
тально-художественного материала под углом
определенной темы. Основные признаки Д. х. -
ед-во действия, наличие двух противоположных
начал, (ср. Сценарный ход) (Драма, Драматурги-
ческий метод. Драматургический прием).
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ
обработки жизненного (впечатлений, наблюде-
ний) или документального материала автором в
различные формы и жанры театрального иск-ва
(театрализованного представления), (ср. с Инс-
ценировкой).
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕ'М, способ
реализации драматургического хода. В основу Д
п. могут быть положены формы производст-
венной, общественной, досуговой, учебной,
творческой деятельности.
ДРАМАТУРГИЯ (rp. dramaturgia), I) сово-
купность драматических произведений какой-л.
писателя, народа, эпохи. 2) Теория, иск-во по-
строения драматического произведения. 3)
Принцип воплощения отдельного произведения:
«Д спектакля», «Д. фильма», «Д, массового
праздника». 4) (В широком смысле) продуманная,
специально выстроенная и организованная
структура, композиция какого-л. материала (напр.,
доклада, записей на магнитной ленте и т. п.) или
мероприятия (вечера, собрания, праздника и т. п.).
Отсюда сложившиеся понятия в самых различных
сферах творческой жизни: «Д. урока» (в
педагогике), «Д. события», «звуковая Д.» (на
телевидении и радиовещании), «Д. клубного
мероприятия» (в культурно-просветительной
работе). 5) (В узком смысле) Д означает какое-л.
литературно-драматическое произведение (пьесу,
киносценарий, телевизионный сценарий,
либретто и проч.), требующее своего воплощения
средствами того или иного вида иск-ва. В этом
смысле различают театральную Д, муз. Д,
эстрадную Д, цирковую Д, телевизионную Д, а
также кино- Д. и радио- Д. (Драматургический
ход. Драматургический прием, Драматургия
факта, Драматургия спектакля, Драматическая
коллизия).
ДРАМАТУРГИЯ МАССОВОГО
ПРАЗДНИКА (ДЕ'ЙСТВИЯ). драматическое
произведение, в к-ром заложены принципы и
условия реального общения людей (организато-
ров и исполнителей со зрителями и активными
участниками праздника), а также выразительные
средства, раскрывающие смысл и призванные
создать духовную атмосферу праздничного
жизненного события. В Д. м. п. (в отличие от
пьесы) нет подробно разработанных взаимоот-
ношений, углубленного развития образов. Д. м. п.
ближе к сценарию фильма, но и они существенно
различны. Д. м. п. и режиссера должны учитывать
не только тему, идею, сверхзадачу
театрализованного представления, но и место его
действия, масштаб, выразительные средства,
творческие возможности исполните
лей. В празднике иные выразительные
средства, иное воздействие на зрителя. Такие
компоненты, как песня, танец, живокартинная
композиция заменяют в массовом представлении
психологическое обоснование поведения героев.
Свойственная этому жанру эмоциональность
предполагает мгновенное переключение
внимания зрителей с одного объекта на др. без
детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, Д. м. п. должна строиться так,
чтобы во внешней форме подачи материала
найти внутр. образ, соответствующий его идее,
ритму дыхания. (Законы праздничного действия).
ДРАМАТУРГИЯ ФА'КТА, жизненная кол-
лизия, заключенная в документальном факте,
событии, явлении, к-рая определяет драматурги-
ческое построение театрализованного действия
или его отдельного эпизода.
ДУХ, 1) сознание, мышление, психические
способности, то, что побуждает к действиям, к
деятельности, начало, определяющее поведение,
действия (напр., Д противоречия). 2) Внутр. мо-
ральная сила (высокий Д.). 3) В религиозно-
мистических представлениях: бесплотное сверх-
естественное существо (напр., святой Д., злой Д.).
4) (Перен.) содержание, истинный смысл,
отличительная особенность чего-н. (напр., в Д.
времени).
ДУХО'ВНОСТЬ, труд души
ДУША', 1) внутр., психический мир чел-ка,
его сознание. 2) То или иное свойство характера,
а также чел-к с теми или иными свойствами. 3)
(Перен,) вдохновитель чего-н., главное лицо.
ДЫМ, одно из самых сильных нетрадицион-
ных выразительных средств массового театра-
лизованного представления Его получают при
сжигании дымовых шашек. С помощью цветных
Д. отмечается траектория падения парашютистов,
делают занавесы. На белый дым можно
демонстрировать кинопроекцию и т. д. (Сцениче-
ские эффекты).
I
"Е'СЛИ БЫ" (магическое "если бы" - тер-
мин введенный К. С. Станиславским), союз, вы-
ражающий условие совершения, существования
чего-л.. Является рычагом, переводящим артиста
и зрителей из повседневной действительности в
плоскость воображения, дает толчок фантазии,
предоставляя свободу действия в воображаемом
мире, включает артиста и зрителя в предлагаемые
условия игры.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕ'НИЕ
МЕСТНОСТИ, нетрадиционное выразительное
средство массового театрализованного пред-
ставления на открытом воздухе, к к-рому относят
природные светила: солнце, луну, звезды.
ж
ЖАНР (фр. genre - род, вид), 1) определенные
нормы создания содержания и формы про-
изведения иск-ва, к-рые будучи неоднократно
повторенными, закрепляются в сознании худож-
ника и публики. 2) Исторически сложившееся
внутреннее подразделение во всех видах иск-ва;
тип художественного произведения в единстве
специфических свойств его формы и содержания.
Понятие «Ж.» обобщает черты, свойственные
обширной группе произведений какой-л. эпохи,
нации или мирового иск-ва вообще.
Существует несколько плоскостей жанровой
дифференциации, каждая из к-рых отвечает ка-
кой-л. грани сложного строения и функциониро-
вания художественного произведения - темати-
ческий, структурный, функциональный; систем-
ный анализ иск-ва приводит к заключению, что
Ж. распадается на несколько поджанров. В ре-
зультате одно и то же произведения иск-ва мож-
но отнести к нескольким жанровым группам
(напр., скульптура Э. М. Фальконе - «Медный
всадник» - это памятник, это конный памятник,
это портрет, это исторический портрет, это алле-
горическая скульптура). 3) (В театре) определен-
ное жизненное содержание, тип конфликта, тип
жизненных противоречий, содержащихся в дра-
матургическом произведении. Отсюда вытекает
еще один жанровый признак - особый эстетиче-
ский угол зрения, под которым художник пре-
имущественно воспринимает и воспроизводит
мир. 4) (В массовом действе) определенные об-
разные игровые условия массового общения, вы-
ражающие отношение участников праздника к
жизненному событию, явлению, к жизненной
теме. (Классификация).
ЖАНР ОРИГИНАЛЬНЫЙ, Оригинальный
жанр.
ЖА'НРЫ ЦИРКОВЫЕ, Цирк.
ЖЕСТ (фр. gestes, букв. - деяния), 1) движе-
ние рукой или др. телодвижение, что-то обозна-
чающее или сопровождающее речь. 2) Волевое
телодвижение, выражающее воздействие чел-ка
на окружающую среду или др. людей, (напр.,
магический Ж.). Различают внешний Ж.: фи-
зический, зримый (напр., решительный Ж., выра-
зительный Ж.) и внутренний Ж.: скрытый,
воображаемый образ жеста, внутреннее стремле-
ние, вызывающее внеш. физический Ж.
В сценической практике выделяют также: Ж.
психологический - по определению М. Чехова,
«внутренние прообразы наших физических,
бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за
словами нашей речи), давая им смысл, силу,
выразительность. В них невидимо жестикулирует
наша душа». (Ср., внутр. Ж.): Ж. фантастический
- средство актерской психотехники, позволяющее
выразить самые оригинальные вымыслы
художественной фантазии (передать жизнь
деревьев и растений, горных
скал и окружающих вещей, архитектурных со-
оружений и сказочных персонажей}; Ж.
художественный - выразительное средство
артиста, «рисующего» в условном движении тела
душевное состояние, внутреннее стремление
сценического образа; пластический Ж. - условное,
внутренне свободное телодвижение, имеющее
образное содержание и художественную
выразительность. (Язык жестов).
ЖЕ'СТОВ ЯЗЫК, Язык жестов.
ЖИВО'Е СЛО'ВО, звучащее слово, основное
выразительное средство театра, театрализо-
ванного представления и праздника. Ж.с. можно
рассматривать как документальное, публицисти-
ческое и художественное. Сфера словесного обо-
значения практически не имеет границ (Ж, с.
интересного чел-ка, реального героя, речь веду-
щего, диктора, поэтическое слово, диалог и т. п.).
Ж.с. - это выражение авторской идеи, эмо-
циональный эл-т огромной силы; оно создает
словесные образы, к-рые могут непосредственно
воплощать и передавать действия, чувства, на-
строения, переживания чел-ка. Ж. с. создает ат-
мосферу общения между сценической площадкой
и массовой аудиторией. Ж. с. несет конкретный
материал: им можно охватить большой отрезок
времени в жизни страны, региона, чел-ка, ввести
собравшихся в атмосферу происходящего.
ЖИ'ВОПИСЬ, I) вид изобразительного иск-
ва, произведения к-рого создаются с помощью
красок, наносимых на какую-л. поверхность. Ж. -
важное средство художественного отражения и
истолкования действительности, воздействия на
мысли и чувства зрителей, обладает существен-
ным социальным содержанием и разнообразными
идеологическими функциями.
Выразительность Ж. определяется с помощью
композиции, рисунка и цвета (моно - или поли-
хромного колорита, полутона, переходы, оттен-
ки), характером мазка, обработкой красочной
поверхности (фактура). Передача объема и про-
странства, связанных с линейной и воздушной
перспективой, световой моделировкой, исполь-
зованием тональных градаций и пространствен-
ных качеств теплых и холодных цветов. Ж. может
быть однослойной (аллаприма) и многослойной,
имеющей подмалевок, лессировки.
Ж. отличается многообразием жанров, к-рые
определяются на основе предмета изображения
(портрет, натюрморт, исторический и бытовой
пейзаж, историческая или батальная картина), а
иногда и на основе характеристики изображения
(карикатура, шарж). Различают монументально-
декоративные Ж. (стенные росписи, плафоны,
панно), станковую живопись (картина), декора-
ционную живопись (театральные и кино-
декорации), декоративную роспись предметов
обихода, иконопись, миниатюру (иллюстрирова-
ние рукописей, портрет), диораму и панораму. По
основной технической разновидности - масляная,
водными красками по штукатурке - сырой
21
(фреска) и" сухой (а секко), энкаустика, акварель,
гуашь, пастель, тушь, темпера, живопись кера-
мическими, силикатными, синтетическими крас-
ками, а также кпеевая, восковая, эмаль, мозаика,
витраж.
2) (В театрализованном массовом действе)
выразительное средство режиссуры, являясь эл-
том оформления, а живые живописные картины
создаются действием исполнителей из деталей
реквизита, костюмов, световых эффектов. (Ху-
дожественный фон).
ЖИВОТНЫЕ, нетрадиционное вырази-
тельное средство массового театрализованного
представления. В массовом действе почти по-
всеместно применяются кони и белые голуби,
реже используются собаки и олени, верблюды и
дрессированные медведи. Зачастую включение в
массовое представление Ж., помогает образному
решению темы.
ЖИЗНЕННОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ, 1) Способ
взаимосвязи чел-ка с окружающей средой и с др.
людьми. 2) Поведение, поступки людей в реаль-
ных, жизненных условиях. 3) преднамеренная
активность чел-ка, процесс, направленный на
достижение осознанно поставленной жизненной
цели. Ж. д. осуществляется на основе определен-
ных способов, соотносимых с конкретной си-
туацией - с жизненными условиями. Ж. д. -
главный предмет театрализации. Перевод Ж. д. в
праздничное или сценическое действие осуще-
ствляется посредством игры, с помощью которой,
с одной стороны оно остается реальным, а с
другой - приобретает условный характер. (Ср.,
Реальное действие). 4) Реальное игровое поведе-
ние участников театрализованного действа,
имеющее конкретную жизненную цель.
ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ СОБЫТИ'ЙНЫЙ,
Событийный жизненный факт.
ЖИЗ'НИ ФА'КТЫ, Факты жизни.
ЗАБА'ВА, то, к чему относятся несерьезно,
развлечение, удовольствие, потеха.
ЗАВЕДУЮЩИЙ ПОСТАНОВОЧНОЙ
ЧА'СТЬЮ, ответственный за работу техниче-
ского цеха театра. Дворца культуры (декораторов,
.машинистов и рабочих сцены). Под его ру-
ководством определяется технология установки
декораций, их монтировка и их смена во время
сценического действия. 3. п ч. работает под ру-
ководством главного режиссера и главного ху-
дожника.
ЗАВЯЗКА, 1) (в театре) момент обнаружения
коллизии, возникновение конфликта, второе
(основное) событие в пьесе (см. Событийный
ряд), меняющее жизнь персонажей, к-рое впо-
следствии приводит неизменно к точке напряже-
ния. 2) (В массовом представлении) момент
включения зрителя в игровой образный ход дей-
ствия. Психологическое назначение 3.: не только
дать некое событие - толчок к развитию действия,
но и продолжать развивать у аудитории на-
строение соучастия, сопереживания, к-рое начи-
нает формироваться уже экспозицией представ-
ления, вечера, праздника и т. д.
ЗАДА'ЧА, I) (в широком смысле) данная в
определенных условиях (напр., в проблемной
ситуации) цель деятельности, к-рая должна быть
достигнута преобразованием этих условий со-
гласно определенной процедуре, 3. включает в
себя требования (цель), условия (неизвестное) и
искомое (неизвестное), формулирующееся в во-
просе. 2) (В театре) 3. сценическая определяет
действие актера в воображаемом мире роли,
спектакля и складывается из трех эл-тов:
действие (что делаю), цель (для чего делаю) и
приспособление (как делаю).
ЗА'ДНИК, составная часть одежды сцены,
представляющее собой цельное полотнище, за-
мыкающее последний план кулис. 3. может быть
однотонным, расписным, присобранным.
ЗАКАЗ СОЦИАЛЬНЫЙ, Социальный заказ.
ЗАКО'НЫ ПРАЗДНИЧНОГО
ДЕ'ЙСТВИЯ, необходимые, существенные, ус-
тойчивые, повторяющиеся принципы, вырабо-
танные многолетней практикой режиссуры, ка-
тегоричные в силу логики человеческого воспри-
ятия. Выделяют следующие 3. п. д.: закон комму
никации действующих сил праздника, т. е.
установление тесной связи (контакта) между
действием и его восприятием;
закон приближения праздника к массе зрителя,
выражающийся в поиске как можно большего
числа рассредоточенных центров праздничного
действия, сочетающихся с логикой развития
действия, логикой сцепления образного строя,
логикой композиции; закон концентрации
внимания зрителей, выражающийся в
объединении массы зрителей и се
сосредоточенности на стержневой теме действия.
ЗАКО'НЫ СЦЕНИ'ЧЕСКИЕ, Сценические
законы.
ЗАКРЫТЫЙ МОНТАЖ, один из видов
технического .монтажа, применяемый в театра-
лизованных представлениях на стадионе. 3. м.
включает эл-т отвлечения внимания зрителей от
выполнения участниками массового номера пе-
реходного перестроения. Чаще всего он приме-
няется, когда на поле стадиона нужно вынести и
установить гимнастические снаряды и другие
конструкции. 3. м. имеет успех только при одно-
стороннем ракурсе обозрения. (Открытый мон-
таж).
ЗА'МЫСЕЛ, 1) задуманный план действий,
деятельности, намерение. 2) Заложенный в про-
изведении смысл, идея. 3) (В иск-ве) исходное
представление художника о своем будущем про-
изведении, его более или менее осознанный про-
образ, с к-рого начинается творческий процесс.
Планы, заявки, наброски, этюды, эскизы, режис-
серская экспликация - наиболее распространенные
формы внешней фиксации 3. Различают 3.
драматургический и режиссерский 3.
драматургически и предполагает
определение коллизии исходного жизненного
события, определение действующих сил театра-
лизованного представления и развития их столк-
новения (драматического конфликта), определе-
ние композиции театрализованного представле-
ния, монтажных эпизодов. В массовом театрали-
зованном действии драматическая коллизия-]
существует не только в сюжете сценария, но и в
общении со зрителем, с реальными героями -
участниками праздника.
3. режиссерский-это преддверие, образное
видение целостной пространственно временной
модели массового театрализованного действия
(концерта, представления, игры, праздника);
эмоциональное и зримое ощущение его идеи,
темы, формы и т. д. Режиссерский 3. является
первоначальным, исходным моментом
подготовки. Он вызывается жизненным событи-
ем, жизненной проблемой, к-рая волнует людей
и самого режиссера. Он определяет сценарный и
режиссерский ход, образное воплощение жиз-
ненной темы.
Основными факторами, влияющими на ха-
рактер режиссерского 3. являются: идейно-
тематическая направленность представления,
экономические возможности постановки, участ-
ники и их возможности, временны'е условия по-
становки, репетиционные и сценические воз-
можности постановки, личность самого автора-
постановщика - его гражданская позиция, миро-
воззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.
ЗА'МЫСЛА ИСТОРИЯ, История замысла,
ЗА'НА ВЕС, приспособление, закрывающее
сцену от зрительного зала. По своему назначе-
нию различают: 1) пожарный (огнезащитный)
несгораемый 3., проходящий по красной линии,
изготавливается -из металла и др. проти-
вопожарных материалов; опускается в случае
пожара и наглухо отделяет сцену от зрительской
части. 2) основной (антрактный) 3. - раздви-
гающееся или подъемно-опускное полотнище,
чаще всего используемое в начале и конце сце-
нического действия, а также в антракте, распо-
лагается перед пожарным 3. Он оформляет зер-
кало-сцены и является частью интерьера зри-
тельного зала, поэтому должен согласовываться
по цвету и фактуре с его архитектурой, а также с
портальной падугой, с портальной кулисой; 3)
интермедияный (супер) - поднимающееся вверх
полотнище; на сцене может быть использовано
несколько супер 3. для смены действия или
концертных номеров; располагается в глубине
сцены за пожарным 3.; 4) живой 3. -массовая
картина (мизансцена), образующая смену
номеров представления или отдельных моментов
театрализованного действия; 5) спина - 3.
(шторка), ракурс сценический, в пантомиме
полный поворот чрез спину заверша-
ет эпизод и начинает следующий. Если на
языке движения игра лицом к зрителю есть
произнесение пластического текста, то закрытая
поза в пластике - пауза. Чередованием открытых
и закрытых поз реж-р помогает актеру
распределить его силы и краски на весь
спектакль. (Спинная мизансцена), б) Световой
занавес.
По технологии создания различают 3.:
живописные (расписанные); аппликационные,
состоящие из основы и апплицированного по
основе изображения;
транспорантные расписанные, но с
вырезанными контурами предметов и деталей, к-
рые должны светиться: зари, солнца, луны, бли-
ков на воде, окон, сцен пожара, следа от летящего
самолета и т.д,; ажурные- задники с прорезями, к-
рые делают, когда они должны «играть» как в
дневных, так и в ночных сценах. (Вода. Дым).
ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ, 1) способность за-
нять внимание, воображение. «Даже самая
«серьезная» трагедия в театре может эстетически
сопереживаться только в том случае, если зрите-
ля она «занимает», т. е. если она доставляет ему
духовное удовольствие» (К. С. Станиславский).
2) Интересный. 3) (В массовом действии) одно из
условий развлекательности, театральной игры,
игра ума, вызванная неожиданными поворотами,
«загадками» сценического или площадного
действия, доставляющее духовное удовольствие
зрителям. (Ср., Развлекательность).
Воспользуйтесь поиском по сайту: