Характеристика законодательных актов, регламентирующих работу архивов в РФ
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Архивы в современном мире выступают как гарант и источник стабильности и безопасности государства. Архивы являются важным звеном преемственности исторического времени, фиксирующим эволюцию общественных процессов. Информационный потенциал архивов необходим для обеспечения растущих информационных потребностей общества, задач государственного устройства, развития науки и культуры, защиты конституционных прав граждан. Становление правового государства немыслимо без использования информационного потенциала архивов, так же как состояние организации архивного дела является индикатором развитости правовой системы, одним из показателей которой является наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод. Роль архива в нашем обществе объективно чрезвычайно велика. Архив - это инструмент трансляции исторического времени и потенциальная возможность для формирования общественного сознания. Архивы во всем мире считаются главной составной частью национального наследия каждой страны. Они стали основной составляющей частью культурного богатства, поскольку совершенно необходимы для формирования национального сознания и определения конкретных особенностей этих стран. Для того чтобы обеспечить научное управление архивами, сохраняя их целостность и безопасность, чтобы они могли служить интересам граждан, общества и государства, необходимо архивное законодательство. Архивное законодательство в известной мере отражает степень развития и зрелости архивного дела данной страны, уровень его демократичности и законности. В то же время в нем отражается уровень законодательства всей страны в целом, со всеми присущими ему влияниями и ограничениями.
За последние 20 лет архивное законодательство обновилось. Перечень федеральных законов и других правовых актов, которые затрагивают в той или иной степени архивные учреждения, насчитывает более 100 различных законов и законодательных актов. Это обстоятельство дает основание для постановки вопроса о признании «архивного права» самостоятельной отраслью права. Федеральное архивное агентство (далее − Росархив) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №290, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности и управлению федеральным имуществом, включая почти 43,2 млн. ед. хр. документов Архивного фонда Российской Федерации за период с начала XI в., хранящихся в федеральных архивах. Являясь неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, они содержат информацию, необходимую для обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности страны, ее внешнеполитической деятельности, эффективного функционирования всех государственных структур, развития отечественной науки, культуры и образования. Подведомственные Росархиву федеральные архивные учреждения, перечень которых утвержден распоряжениями Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 №5 р и от 27.04.2005 №489 р, обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, выполняют важные функции по сохранению документальной коллективной памяти Отечества, пополнению информационных ресурсов, предоставлению государственных услуг населению. Предоставляя доступ к официальной информации федеральных органов государственной власти, они содействуют решению задач социальноэкономического развития страны, способствуют развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению. Ежегодно их услугами, в том числе и в режиме удаленного доступа, пользуются более миллиона российских и иностранных граждан. Сохраняя и постоянно приумножая свои фонды, федеральные архивы служат не только нынешним, но и будущим поколениям россиян.
Целью работы является изучение вопросов сущности локальных норм архивного дела и их признаков, проблем упорядочения, систематизации локальных норм архивного дела. Для достижения цели работы представляется целесообразным решить следующие задачи: изучить и обобщить научные материалы, определить степень теоретической разработанности темы; определить понятие локальных правовых норм архивного дела; привести классификацию локальных правовых норм архивного дела; рассмотреть основные подходы к систематизации общегосударственных правовых норм архивного дела; раскрыть особенности локально-правовой систематизационной деятельности архивного дела;
Вопросы архивного дела в законодательных и нормативных актах РФ локальный правовой архивный норма Характеристика законодательных актов, регламентирующих работу архивов в РФ
В настоящее время термин «архивное право» прочно вошел в обращение в среде работников архивной отрасли. Само понятие «архивное право» появилось еще в средние века и понималось как право землевладельца, имеющего архив как совокупность документов, полученных от власти сюзерена, императора или короля, представлять выписки из этих документов или подлинные документы при рождавшихся спорах по ленному землевладению. Такое же право было у церкви, а затем и городов, которые в получаемых от императора или папы привилегиях получали архивное право - хранить эти документы и ссылаться на них, как на неотъемлемое право. В дальнейшем понятие архивного права видоизменилось. Толкование понятия архивное право было дано в 1863 г. в настольном словаре Ф. Толя: «относящиеся к архиву законы и правила составляют архивное право».
Однако данное определение, исходя из современной трактовки архивного права, скорее, подходит к пониманию архивного законодательства. В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отмечено: «Правительство, обладая архивным правом, в понятие его вводит: 1) ведение всех государственных правительственных архивов; 2) требование, чтобы общины участвовали в издержках на содержание исторических архивов; 3) требование, чтобы общины имели свои архивы и вели их надлежащим образом, почему предоставляет себе наблюдение и за общинными архивами». Обращаясь к толкованию термина права вообще, не применительно к архивной отрасли, например в словаре С.И. Ожегова, мы видим что право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Современные словари дают трактовку, близкую к Ожегову. Таким образом, мы можем заключить, что архивное право как отрасль права может определяться как система правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере архивного дела. Наиболее трудной задачей в теории права является задача установления предмета законодательного регулирования. Российское право выступает в качестве регулятора общественных отношений. Система права России складывается из отраслей права. Каждая отрасль регулирует определенный комплекс однородных общественных отношений, которые и составляют ее предмет. С предмета правового регулирования обычно начинают изучение любой отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Архивное законодательство - это не самостоятельная отрасль правовой системы России, а формирующаяся комплексная система законодательства как совокупность источников права, которые представляют собой форму выражения правовых норм, включающих нормы различных отраслей права. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они обладают единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.
Так как отношения присущи любой сфере общественной жизни, то архивное законодательство создано для регулирования отношений в одной из важных общественных сфер - сфере архивного дела. Следовательно, предмет законодательного регулирования в сфере архивного дела можно определить как отношения, которые возникают в процессе деятельности по организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, осуществляемой в интересах общества, государства и гражданина, и на которые воздействуют нормы отраслей публичного и частного права. Объектом архивного права является документная информация, документы, Архивный фонд Российской Федерации. Субъектами архивного права являются органы государственной власти или местного самоуправления, юридические или физические лица, которые в соответствии с законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых нормами архивного права общественных отношений. Для всех субъектов, вовлеченных в общественные отношения, возникшие в процессе организации хранения, комплектования, учета и использования Архивного фонда РФ и других архивных документов, устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия в области архивного дела. В качестве субъектов в области архивного дела выступают органы государственной власти РФ, органы исполнительной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов и районов, образуемые ими органы управления архивным делом, Федеральная архивная служба России и ее система, ее органы и учреждения, граждане, учреждения, организации и предприятия, общественные и религиозные объединения и организации - потребители архивной информации. Субъекты архивного дела Российской Федерации осуществляют свою деятельность согласно своим полномочиям. . Субъект архивного дела -Российская Федерация, федеральные органы государственной власти. Основные полномочия в области архивного дела: ) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела; ) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других
архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил; ) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек, федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ, в том числе органов прокуратуры РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Банка России, государственных внебюджетных фондов, академий наук РФ, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций, федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее - федеральные организации), в том числе за пределами России; ) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ, муниципальных образований; ) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда РФ за пределы России . Субъект архивного дела - субъекты Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации. Основные полномочия в области архивного дела: ) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта РФ; ) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе государственных архивов субъекта России, музеев, библиотек субъекта РФ, органов государственной власти и иных государственных органов субъекта РФ, государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта РФ (далее - организации субъекта России); ) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта России, в собственность РФ, иных субъектов России, муниципальных образований . Субъект архивного дела - муниципальные образования. Основные полномочия в области архивного дела: ) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек, муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее - муниципальные организации); ) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность РФ, субъектов России, иных муниципальных образований
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|