Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные проблемы нормативного правового регулирования в сфере архивного дела в РФ




Рассматривая вопрос о месте архивного права в системе права, следует отметить, что архивное право активно использует основные положения теории государства и права, взаимодействует с такими отраслями, как конституционное право, административное, уголовное, финансовое, гражданское, информационное, международное публичное и частное право. Собственно и само архивное право образуется нормами различных отраслей законодательств: конституционного законодательства как базовой отрасли права, двух главных отраслей - административного и гражданского законодательства, и иных вспомогательных отраслей - финансового, налогового, трудового, земельного, социального, экологического, муниципального, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательства о судоустройстве и т.д.

Правоотношения в сфере архивного дела входят в предметы регулирования различных отраслей права (как публичного, так и частного).

Современные условия деятельности российских архивов обусловлены, с одной стороны, доставшимися от советского периода преимуществами (нормативно-методическая централизация) и недостатками (слабая материально-техническая база, чрезмерная засекреченность), с другой - результатами реформирования архивного дела после 1991 г., связанного с введением в действие нового архивного законодательства и демократизацией доступа к архивным документам, а также с все более широким применением информационных технологий и появлением электронных документов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации архивное дело находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

За десятилетия реформ в целом удалось сохранить оставшуюся от советского времени систему публичных архивов, которая сегодня разделена на три уровня - федеральный (15 архивов), субъектов Российской Федерации (204) и муниципальный (2263). Сегодня в архивах страны (без учета ведомственных) работает около 13,5 тыс. чел., в том числе 2,5 тыс.

чел. - в федеральных архивах.

В рамках проведенной реструктуризации бюджетного сектора архивы, как и во всем цивилизованном мире, сохранили статус государственных и муниципальных организаций (как правило, казенных учреждений). Их сеть близка к оптимальной и включает в себя основные (исторические) архивы, хранящие управленческие и научно-технические документы, фонды личного происхождения, архивы (центры) документов по социально-политической истории (бывшие архивы КПСС), архивы документов по личному составу и технотронные архивы (центры) хранения документов на нетрадиционных носителях (аудиовизуальные, электронные).

В соответствии с действующим законодательством 19 федеральным органам исполнительной власти и организациям (в том числе академиям наук Российской Федерации, имеющим государственный статус) предоставлено право депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности.

Наряду с архивными учреждениями бюджетного сектора в процессе социальноэкономических реформ в стране впервые сформировалось и успешно действует значительное число негосударственных (частных) архивов, обеспечивающих сохранность и использование документов негосударственного сектора.

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области архивного дела являются Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное архивное агентство.

Руководство архивным делом в регионах осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в муниципальных образованиях - как правило, архивные отделы (сектора) органов местного самоуправления.

Сложившаяся система управления архивным делом в стране примерно соответствует моделям, которые существуют в развитых странах мира. Общий уровень развития российского архивного дела, включая нормотворческую, научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние архивной инфраструктуры, в целом сопоставим или превосходит уровень большинства государств на постсоветском пространстве.

В то же время по технической оснащенности и обеспеченности резервными площадями архивохранилищ Россия заметно отстает от наиболее развитых стран мира. Кроме того, разделение в 2004 г. функций реализации государственной политики и оказания государственных услуг в сфере архивного дела привело к разрушению вертикали управления в архивной отрасли и, как следствие, к неоправданной ликвидации самостоятельности отдельных уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, сокращению числа государственных и муниципальных архивов, что отрицательно сказалось на организации архивной деятельности в ряде регионов и муниципальных образований.

В последнее десятилетие модернизация инфраструктуры архивной отрасли обеспечила получение определенных позитивных результатов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Построено или реконструировано 20 специализированных архивных зданий, в ряде архивов успешно внедряются современные информационные технологии. Это дало возможность архивам в целом стабильно выполнять основные функции по обеспечению сохранности, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Переживаемый сегодня период открыл для архивного дела России немыслимые при прежней политической системе возможности, но и одновременно усилил некоторые старые и создал новые факторы (угрозы), оказывающие отрицательное воздействие. К основным из них можно отнести: отсутствие прочных традиций правовой и информационной культуры в российском обществе, пренебрежительное отношение в общественном сознании к архивному делу, низкий социальный и общественный статус профессии архивиста и архивной отрасли в целом, следствием чего является отток из государственных архивов квалифицированных кадров, что способствует снижению качества выполнения архивами установленных функций. Налицо несоответствие между обновляемой материально-технической базой архивов и их кадровым потенциалом, что особенно актуально, поскольку наряду с увеличением объемов традиционной работы перед архивами появляются новые задачи по внедрению современных информационных технологий и приему на хранение электронных документов; ослабление контроля со стороны государства за архивно-документационными потоками, влекущее за собой разрыв архивного дела и делопроизводства, ослабление связей государственных архивов и ведомственных архивных служб в области организации и нормативно-методического обеспечения управления документацией, параллельное существование бумажного и электронного делопроизводства; отсутствие полноценного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные функции по надзору за соблюдением законодательства об архивном деле и реализующего полномочия по правовому регулированию в области архивного дела и делопроизводства; необходимость модернизации инфраструктуры российских архивов, созданной в основном в советское время (из 3170 зданий (помещений) государственных и муниципальных архивов только 207 являются специально построенными для нужд архивного хранения; остальные являются приспособленными, при этом многие здания архивов требует капитального ремонта или реконструкции); острый дефицит свободных площадей и перегруженность действующих архивохранилищ в условиях постоянного увеличения объемов приема в архивы документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

По этой причине не могут быть приняты в государственные и муниципальные архивы около 4,7 млн. дел, сроки временного хранения которых в организациях истекли.

Темпы строительства новых архивохранилищ существенно отстают от имеющихся потребностей приема документов из ведомственных архивов; нерешенность проблемы хранения документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, документов по личному составу, что создает угрозу утраты этих документов и ведет к появлению документальных лакун о новейшей истории России; несовершенство существующей на сегодня системы рассекречивания архивных документов, носящей чрезмерно трудоемкий и неоперативный характер, не позволяющей организовать массовое рассекречивание документов, засекреченных еще в советское время.

Помимо этих проблем в начале XXI в. российские архивы столкнулись с новыми вызовами, обусловленными стремительным развитием информационного общества, распространением новых информационных технологий в сфере документационного обеспечения управления, появлением и все большим распространением электронного документооборота. Между тем, нельзя считать, что сегодня российские архивы в полной мере готовы к проведению всего комплекса работ с электронными документами - их приему, хранению, обработке, контролю за состоянием и использованию. Это неизбежно ставит вопрос об адаптации архивов к реалиям информационного общества.

Для публичных отраслей права характерны следующие признаки:

) ориентация на удовлетворение публичных интересов - в сфере архивного дела это организация исполнения социально-правовых запросов граждан в начале 90-хх гг. XX века, связанных с реабилитацией жертв политических репрессий;

2) одностороннее волеизъявление субъектов права - например, в ст. 22 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»

установлены сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение. В соответствии с этой статьей государство установило сроки, которые ни федеральные органы государственной власти, ни государственные органы субъектов РФ, ни органы местного самоуправления, ни организации любой формы собственности не могут изменить;

) широкая сфера усмотрения - например, в ст. 1 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства;

) иерархические отношения субъектов и соответствующая субординация правовых актов и норм - например, отношения, которые складываются между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ и государственными архивами субъектов РФ, можно назвать иерархическими, соответственно, так же как и то, что, например, федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» обладает б о льшей юридической силой, чем, предположим, закон субъекта РФ об архивном фонде и архивах.

Для частноправовых отраслей присущи следующие особенности:

) равенство субъектов правоотношений - например, в ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» определено, что организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности, то есть создание архивов в России возможно любым юридическим и физическим лицом, но за исключением документов, которые в установленном порядке включены в состав Архивного фонда РФ;

) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав - например, в соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, поэтому любой гражданин может обратиться к работникам государственных или муниципальных архивов России и получить необходимую информацию, за исключением сведений, составляющих государственную или иные охраняемые государством тайны;

) широкое использование договорной формы регулирования - например, о договорах есть упоминания в ч. 7 ст. 6, ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 26 и других статьях Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»;

) гарантированная судебная защита - например, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» определено, что право собственности на архивные документы независимо от их формы собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается.

Вышеприведенные признаки и особенности свидетельствуют о том, что в настоящее время правовая природа архивного дела в Российской Федерации имеет комплексную природу. Основополагающие правоотношения в сфере архивного дела в Российской Федерации относятся к публично-правовым и регулируются нормами конституционного, муниципального и других отраслей права. В то же время необходимо отметить, что отношения пользования архивными документами регулируются нормами гражданского и других частноправовых отраслей права.

Конституционное право является ведущей отраслью российского права, закрепляет основные права и свободы (права и свободы в сфере информации), регламентирует производство важнейших федеральных конституционных законов и федеральных законов в информационной и архивной сфере.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при урегулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений по поводу информации и архивных документов.

Архивное право также активно использует методы административного права, в первую очередь при регулировании отношений, возникающих при осуществлении органами государственной власти и местного

самоуправления обязанностей в области комплектования документов.

Конкретная ответственность за нарушение требований архивного законодательства устанавливается в Уголовном кодексе РФ. Он содержит ряд правовых норм, устанавливающих ответственность за хищение, контрабанду, уничтожение или повреждение предметов и документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Архивное право неразрывно связано с информационным правом. В.А. Копылов определяет информационное право как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации. Архивное право связано с информационным правом в части, касающейся сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации, содержащейся в архивных документах.

Таким образом, правовой институт архивного дела имеет комплексную природу. Природа данного института такова, что функции его не могут быть урегулированы односистемно, исключительно только нормами одной конкретной отрасли права.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...