Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционное (уставное) законодательство субъектов РФ и особенности законодательных актов субъектов Российской Федерации об архивных фондах и архивах




локальный правовой архивный законодательство

Большой блок в системе правового регулирования отношений в социуме составляют так называемые локальные нормативные акты. В советское время под локальными нормативными актами понимали акты, действующие в определенной организации (учреждении), т.е. акты, которые распространяют свое действие только на сотрудников данного учреждения (организации). Сегодня в связи с существенными изменениями, которые связаны с принятием Конституции и с трансформациями, которые произошли в общественной жизни страны, понимание локальных нормативных актов значительно расширилось. При этом главным отличием данных актов от других является не только орган, который принимает нормативный акт, а в большей степени пространственный (территориальный) критерий, т.е. та территория, на которую он распространяет свои регулятивные возможности. Данную мысль подтверждает этимология слова «локальный», так как в словаре русского языка слово «локальный» определяется как «местный, не выходящий за определенные пределы».

Так, например, к локальным нормативным актам можно отнести и ведомственные нормативные акты, которые принимаются в каком либо территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти. При этом они могут быть приняты единолично руководителем структурного подразделения федерального органа исполнительной власти (Положение, о каком либо структурном подразделении, Правила внутреннего распорядка и т.п.), либо коллегиальным органом, а в отдельных случаях такие акты могут утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти. Например, в системе МВД России обязательному утверждению у Министра внутренних дел Российской Федерации подлежат уставы высших образовательных учреждений.

К локальным нормативным актам следует относить и так называемые корпоративные нормативные акты. К числу данных актов относятся такие статусные, т.е. определяющие права и обязанности, нормативные акты, как: уставы, положения и другие уставные документы различных по уставным целям и задачам учреждений (организации), кооперативов, акционерных обществ и др. организаций. Требования к составлению данных документов содержатся в нормах российского законодательства. Широкое распространение среди локальных корпоративных актов имеют договоры - соглашения двух или более лиц об установлении, изменении или прекращения гражданских прав и обязанностей. Для регулирования внутриорганизационных отношений широко используется трудовой, гражданско-правовые виды договоров.

Положения - это локальные корпоративные акты, детально регламентирующие полномочия организаций (учреждений) и их структурных подразделений.

Также к локальным корпоративным актам относятся правила внутреннего распорядка в учреждениях и организациях, функциональные обязанности сотрудников, должностные инструкции и т.п.

Правила - это акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности в организации (учреждении).

Должностные инструкции и функциональные обязанности сотрудников определяют профессиональные права и обязанности сотрудников, их профессиональный статус.

Для решения текущих, оперативных вопросов принимаются приказы и распоряжения.

В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации к локальным нормативным актам относятся локальные нормативные акты, принимаемые единолично работодателем, либо всеми членами коллектива на собрании организации (учреждения). Требованием, предъявляемым к таким актам, согласно ст. 8 ТК РФ, является их соответствие законам и иным нормативным правовым актам, коллективным договорам и соглашениям. Последние, также следует отнести к локальным нормативным документам.

Между корпоративными актами существуют определенные отличия с точки зрения юридической силы. Это объясняется тем, что в рамках одной и той же организации (учреждения) действуют несколько субъектов локального нормотворчества, которые отличаются их местом в системе органов управления организацией (учреждением). Так, например, определенная группа актов принимается субъектами управления организацией, другие акты могут приниматься структурными подразделениями организации (учреждения). При этом акты, принятые в структурных подразделениях обладают меньшей юридической силой. Кроме этого, они должны соответствовать предписаниям, исходящим от органов управления организацией в целом.

Однако, наибольшей юридической силой обладают акты, которые приняты совместно администрацией организации (учреждения) и общим собранием коллектива. На более низкой ступени в иерархии корпоративных актов стоят акты, принятые администрацией совместно с выборными представительными органами организации (учреждения). У данных актов есть определенные преимущества перед актами, принятыми единолично руководителями, так как они не могут быть отменены в одностороннем порядке.

Значительное место и большие объемы в системе нормативного регулирования в Российской Федерации занимают такие результаты локального нормотворчества, как нормативные акты органов местного самоуправления. На сегодняшний день статьи 7, 19, 22-25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают нормотворческую компетенцию органов местного самоуправления. Так, согласно ст. 19 указанного закона нормотворческую деятельность могут осуществлять органы местного самоуправления и их должностные лица, а в соответствии с п. 5 ст. 22 и ст. 24 - население муниципального образования.

Таким образом, субъектами нормотворчества органов местного самоуправления являются, прежде всего, сами органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и конечно население муниципальных образований, когда нормативный акт принимается путем референдума, либо на местном сходе, собрании жителей поселков, станиц и т.п.

Нормотворческая компетенция органов местного самоуправления определяется также конституциями в таких субъектах Федерации, как республики и уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Российской Федерации. Более того, в данных актах закрепляются не только нормотворческие полномочия органов местного самоуправления, но и определенные правовые гарантии прав граждан муниципальных образований, также закреплены нормы института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществление противоправных действий.

Сегодня количество муниципальных образований в Российской Федерации составляет 13000, избрано более 12000 представительных органов, в составе которых более 113000 депутатов, более 10000 должностных лиц в муниципальных образованиях избрано непосредственно населением. Однако процесс формирования новых органов местного самоуправления еще не закончен и продолжается до сих пор.

Особенность архивно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям архивного дела. Архивно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Архивно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Отличие архивно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в архивном деле. В зависимости от вида и форм документов, субъектов в области архивного дела, особенностей их поведения, архивно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.

Материальные архивно-правовые нормы определяют содержание государственной политики в архивном деле, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников архивного дела, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в архивном деле в части их обязанностей и ответственности в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные архивно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными архивными нормами в рамках регулируемых отношений в архивном деле. Так, этими нормами устанавливаются порядок хранения, учета, комплектования, использования архивных документов и другие процедуры правового регулирования общественных отношений в архивной сфере.

Под источниками архивного права понимаются внешние формы выражения архивно-правовых норм. Основу источников архивного права составляют нормативно-правовые акты архивного законодательства.

Нормативно-правой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то правотворческим органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция - основополагающий учредительный политико-пра-вовой акт.

2) Федеральные конституционные законы, принимаемые в соответствии с Конституцией и посвящены правовым основам общественного и государственного строя.

)   Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. Сюда же относят кодексы. Кодекс - сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой однородные общественные отношения. По общему правилу кодекс относится к определенной отрасли права (например, гражданский, уголовный, семейный, трудовой и др.) и обычно содержит только основу правового массива соответствующей отрасли, остальные нормы включаются в другие законы и подзаконные акты. Некоторые кодексы объединяют нормы, отрасли законодательства (кодекс торгового мореплавания, жилищный кодекс и др.) или подотрасли права (налоговый, бюджетный кодексы). Архивного кодекса в России нет.

)   Законы субъектов Федерации, издаваемые их представительными органами и распространяемые только на соответствующую территорию.

Средством реализации законодательных норм являются подзаконные акты, которые конкретизируют нормы законов или устанавливают новые нормы, но при этом соответствуют законам и не противоречат им:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства;

)   приказы, инструкции, положения министерств, регулирующие, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

)   нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

)   локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

Структура архивного законодательства может быть представлена следующей совокупностью архивных правовых норм и актов архивного законодательства:

· архивно-правовые нормы международных актов;

·   архивно-правовые нормы Конституции РФ (ст. 24, 29, 33, 44);

·   нормативные правовые акты отрасли архивного законодательства (Федеральный закон №125 от 24 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации»);

·   архивно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

На современном этапе в силу объективных причин архивное законодательство можно отнести к формирующимся законодательным комплексам как разновидности нормативных массивов об архивном деле. Следует отметить, что данная комплексная система образуется постепенно и регулирует общественные отношения в области архивного дела, относящиеся к внутренней функции государства, на которые государство воздействует правовым образом. Для такого комплекса характерны не только нормы, регулирующие управление и связанные с ними иные административно-правовые отношения, но и нормы гражданского права, нормы трудового, уголовного права, процессуальные нормы и т.д. В настоящее время удельный вес такого законодательного комплекса значителен, и нормы различных отраслей права, служащие развитию архивного дела, должны согласовываться с архивным законодательством.

В свое время А.Н. Артизов, ныне руководитель Федерального архивного агентства, предложил классификацию правовых актов архивного законодательства по тематическому признаку и условно разделил их на три самостоятельные группы:

) акты фундаментального характера, регламентирующие весь комплекс вопросов, относящихся к компетенции архивного законодательства;

) акты по вопросам комплектования, хранения, учета и вывоза архивных фондов;

) акты о доступе к архивным документам и правилах их использования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...