Физических действий партитура.
Партитура физических действий,
ФИНА'Л (ит. finale, < лат. finis-конец), 1) за-
вершение, коней, заключительная часть чего-л.,
напр., заключительная встреча в спортивных
соревнованиях, выявляющая победителей. 2) (В
музыке) заключительная часть цикличных муз.
произведений, заключительная сцена оперы,
оперетты, балета или отдельного их акта. 3)
Заключительная часть праздника, театрализо-
ванного представления, концерта.
ФОЛЬКЛО'Р (англ, folklore - народная муд-
рость), принятое в международной научной (в т.
ч. эстетической) терминологии название на-
родного творчества. Существует три основных
концепции, определяющие Ф. как: 1) устно-
поэтическое творчество; 2) комплекс словесных,
муз., игровых, драматических и хореографиче-
ских видов народного творчества', 3) народную
художественную культуру в целом (включая
изобразительное и декоративно-прикладное иск-
во). Преобладает вторая концепция. Ф. обладает
совокупностью взаимосвязанных специфических
признаков: коллективность творческого процес-
са, традиционность, нефиксированные формы
передачи произведения от поколений к поколе-
нию, полиэлементность, вариативность, тесная
связь с трудовой деятельностью, бытом, обычая-
ми народа. Ф. каждого народа отличается само-
бытностью и ярко выраженным этническим
своеобразием, богатством региональных и ло-
кальных стилевых форм в пределах каждого на-
ционального иск-ва. Ф. представляет собой сис-
тему видов, не вполне соотносимую с родами и
жанрами профессионального иск-ва, являясь
подчас источником художественных идей для
профессионального творчества.
Особенности использования народных тради-
ций и Ф. в театрализованном праздничном дей-
ствии: 1. Ф. может служить глубокой, серьезной
основой "оживления" исторических событий,
быта, обычаев, опираясь при этом на психологи-
ческие потребности, жизненные интересы, худо-
жественно-эстетические запросы празднующей
общности. 2. Народные традиции и Ф. могут
стать базой для создания праздничной атмосфе-
ры, в к-рой необходимо постоянное их сочетание
с современностью, что наполняет театрализован-
ное действие образной формой, патриотическим
содержанием. 3. Использование народных тра-
диций и Ф. В органическом единстве с выбором
места и времени театрализованного действия
усиливает их эмоциональное воздействие, создает
необходимый настрой участников, расширяет
круг их общения, стимулирует каналы проявления
активности, раздвигая границы праздника.
(Ритуал, Обряд, Церемония).
ФОН ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, Художест-
венный фон.
ФОНИРУЮЩАЯ ГРУППА, в стадионном
представлении относительно небольшая (в зави-
симости от условий 600-1500) группа людей,
функцией к-рой является укрупнение масштаба
отдельного эпизода, образное решение отдельного
эпизода, создание пластического образа пред-
ставления в целом. Для выполнения этих функций
применяют приемы трансформации X. ф.:
трансформирующийся костюм, использование
лент, шарфов, косынок, платков, беретов и кепо-
чек, надувных пластиковых шаров, флажков и
проч. Ф. г. была впервые введена в массовое
спортивно- художественное представление в 1979
г. на празднике открытия VII Спартакиады
народов СССР (главный реж-р Б. Н. Петров).
ФОНОГРА'ММА (< гр. phone - голос, звук,
речь, слово + < гр. gramma - письменный знак,
черта, линия), запись звука речи, музыки или
условного сигнала, сделанная на грампластинке,
магнитофонной ленте, лазерном компактдиске,
кино- или видеопленке и т. п.
ФОРМА (лат. forma), 1) внешнее очертание,
наружный вид, контуры предмета. 2) Внешнее
выражение какого-л. содержания, относительно
устойчивая определенность связи эл-тов содер-
жания и взаимодействия, тип и структура содер-
жания (Содержание, Форма). 3) Одинаковая по
цвету и покрою одежда (напр, Ф. военнослужа-
щих, спортсменов, агитбригадчиков). 4) Сово-
купность приемов и изобразительных средств
художественного произведения (напр., стихо-
творная Ф.). 5) (В театрализованном представле-
нии, празднике) способ целенаправленной орга-
низации аудитории, содействующей наиболее
глубокому и полному выявлению содержания, и.
одновременно с этим, как взаимосвязанную со-
вокупность разнообразных эл-тов (слово, музы-
ка, кинокадр и т.п.), организованных при помощи
монтажа в стройную драматургическую
структуру. 6) Гармоническое сочетание звуковой
(интонация, тембр, ритм, шумы, музыка) и зри-
тельной (линии, цвет, свет, движение, ритм,
.мизансцена) сторон представления.
Относительная самостоятельность формы
проявляется: 1) как своеобразный тормоз, задер-
живающий развитие содержания. 2) Возмож-
ность реконструкции в соответствии с содержа-
нием, введению новых приемов. 3) "Сброс" фор-
мы полностью или частично.
Режиссеру необходимо владеть тремя основ-
ными принципами формообразования: 1)
сопоставлением, 2) связным развитие м, 3)
динамическим сопряжением. Для принципа
сопоставления характерно отсутствие связок,
переходов между
сопоставляемыми структурно-замкнутыми раз-
делами Ф. Сопоставление разделов может быть и
контрастным. -Принцип связного развития пред-
полагает объединение связками и плавными пе-
реходами структурно-незавершенных разделов Ф.,
создавая тем самым единую линию развития.
Динамическое сопряжение представляет собой
также связное развитие, в к-ром большое место
уделяется подготовке переходов к новым разде-
лам и темам. Конфликт между разделами и те-
мами создает особую напряженность действия.
(Содержание и форма).
ФОРМА МУЗЫКА'ЛЬНАЯ, Муз. форма.
ФО'РМА ПЛАСТИЧЕСКАЯ, Пластическая
форма.
ФО'РМЫ ЭСТРА'ДНЫЕ, Эстрадные фор-
мы.
ФОТОИСКУССТВО (< гр. pho's, род.п
phutos - свет и graphu - пишу), 1) теория и методы
получения видимого изображения объектов на
светочувствительных фотографических мате-
риалах (галогеносеребряных и бессеребряных);
различают Ф. черно-белую и цветную, художест-
венную и научно-техническую (аэроФ., микроФ.,
рентгеновскую, инфракрасную и др.). 2) Первое из
т. и. "технических" иск-в, специфическая осо-
бенность к-рого - органическое взаимодействие в
нем творческого и технологических процессов.
Она предполагает особый способ образного
мышления, "неустойчивую", разомкнутую ком-
позицию, языковые формы, опирающиеся на
возможности светописи, смену ракурса, плана,
точки съемки. Соответственно такому ви'дению и
языку фотографические образы обладают особой
"сожизненностью", воспринимаются как
"включенные" в реальное событие, как объект
свидетельства о жизни. (Документ),
Художественная и документальная фотогра-
фия - один из самых доступных компонентов.
любого театрализованного мероприятия.
ФОТОМАКЕТНЫЙ МЕТОД, фиксирование
рисунка построения и перестроения участников
массовой сцены в театрализованном пред-
ставлении на стадионе фотоспособом. На макете
(собственно на макете, на плотной бумаге или
листе фанеры) футбольного поля стадиона в
масштабе наносится стандартная разметка с ко-
ординатами. Для обозначения участников и
предметов заготавливаются также в соответст-
вующем масштабе фишки, палочки, дощечки и т.
п. Постановщик, переставляя "участников" на
поле макета, составляет необходимые для каждо-
го фрагмента представления рисунки построе-
ний. Затем найденное решение нумеруется и фо-
тографируется. Преимущество данного метода в
том, что он дает не плоскостное восприятие раз-
рабатываемого фрагмента эпизода, а объемное.
Каждый неправильный шаг или ход режиссера-
постановщика легко обнаруживается и может
быть тут же исправлен передвижением фишки.
Разработчик при этом избавлен от большой и
кропотливой чертежной работы. (Композицион-
но-постановочный план. Графический метод,
Прием обратного действия, Прием прямого дей-
ствия, Прием возврата к исходному положению).
ФУГАТО (ит. fagato, букв. - наподобие фуги),
1) эпизод в муз. произведении, построенный по
принципу экспозиции фуги. 2) (В хоровой
декламации) котрапункт, построенный на по-
вторении одного и того же слова или фразы, зву-
чащих в различных голосовых группах. При этом
слово или фраза, усиливаясь или затихая в своем
сплошном, беспрерывном звучании, как бы пе-
реливается из одних голосов в другие. (Речевой
хор).
ФУНКЦИИ РЕЖИССЕРА (< лат. functio -
исполнение, осуществление), деятельность, обя-
занность, работа. Ф. р. определены В- И. Неми-
ровичем-Данченко в его книге "Из прошлого"
(М., "Academia", 1936). Реж-р - существо трехли-
кое: 1) режиссер-толкователь, он же - показы-
вающий, как играть; так что его можно назвать
режиссером-актером, режиссером-педагогом; 2)
режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные
качества актера, и 3) режиссер-организатор всего
спектакля". Эти качества режиссерской профес-
сии относятся не только к режиссуре театра, они
определяют сущность профессиональных качеств
режиссера массовых театрализованных действий.
Режиссер-зеркало отражает острые проблемы
жизни, жизненные потребности и стремления
людей и выражает их художественными
средствами, преломляет промахи и находки
исполнителя: знает и чувствует, что хочет
реальный герой, чтобы дать ему задачу в соот-
ветствии с замыслом постановки. На репетициях,
в течение всего творческого процесса он должен
быть своеобразным зеркалом для исполнителей,
их активным зрителем.
Режиссер-толкователь реализует свой
аналитический дар, образно осмысливая
жизненные явления и события, "заражая" своим
творческим идейным замыслом исполнителей,
зрителей и всех участников театрализованного
действа.
Функция режиссера-организатора
заключается в том, чтобы объединить процессом
осуществления единого художественного
замысла всех участников постановочной группы,
технических исполнителей, общественных
организаторов.
Три основные функции режиссерской про-
фессии существуют в неразрывной связи и взаи-
мозависимости.
ФУРКА (нем. Fuhre - длинная телега), при-
способление (I) в виде небольшой площадки на
колесах, служащей вместо круга для подачи
смонтированной декорации, реквизита, актеров
из карманов или арьерсцены. Ф. могут двигаться
по специально установленным, направляющим
"дорогам".
9S
X
ХАРА'КТЕР (< гр. charackter - печать, чекан-
ка, отличительная черта, признак, особенность), 1)
своеобразная особенность чел-ка, вещи, явления
(напр., X. местности). 2) (Психол.) совокупность
устойчивых индивидуальных особенностей
личности чел-ка, складывающихся и прояв-
ляющихся в деятельности и общении, обуслов-
ливая типичные для нее способы и отношения
(установок) к окружающей действительности. 3)
(В лит-ре и драматургии) совокупность психиче-
ских особенностей, образующих личность лите-
ратурного (драматического) персонажа. Принци-
пы и приемы воссоздания X. различаются в зави-
симости от трагических, сатирических, и др. спо-
собов изображения жизни, от рода произведения
и жанра. X. запечатлевается как обусловленный
общественно-исторической ситуацией тип пове-
дения, так и творческую индивидуальность авто-
ра, его концепция общественного бытия людей. X.
включает в себя (в различных соотношениях):
исторически универсальные начала жизни и кон-
кретные явления, сопряженные с определенной
национально-культурной традицией и социальной
ситуацией; собственно духовную сферу (на-
мерения, процессы мышления, эмоции), выраже-
ние внутр. во внешнем (поступки чел-ка, формы
его поведения, облик), окружающую чел-ка ре-
альность (бытовая, производственная, природная).
ХАРАКТЕРИСТИКА, I) описание харак-
терных, отличительных качеств, черт, свойств
чего-л. или кого-л. 2) Отзыв, заключение о тру-
довой, общественной деятельности кого-л.
ХАРАКТЕ'РНОСТЬ, внеш. физическая ха-
рактеристика образа (грим, прическа, костюм,
пластические особенности), к-рая ярче всего вы-
являет его внутр. мир. Поиски X. идут самыми
разнообразными путями: наблюдение за окру-
жающей действительностью, нахождение прооб-
разов персонажа в жизни, в художественной
лит-ре, кино, изобразительном иск-ee. Внеш-
ность персонажа должна гармонично сочетаться
со сценическим действием. Внешний X. без глу-
бокого внутр. характера - лишь имитация об-
раза, лежащая за пределами требований, к-рые
предъявляет уровень современной артистической
техники к актеру.
ХАРАКТЕРНЫЙ. 1) имеющий резко выра-
женные особенности. 2) Свойственный кому-л.,
чему-л., типичный для кого-то, в профессио-
нальной речи также характерный: (X. актер, X.
танец).
ХОД О'БРАЗНЫЙ, Образный ход.
ХОД РЕЖИССЕРСКИЙ, Режиссерский ход.
ХОДСЦЕНА'РНЫЙ, Сценарный ход.
ХОР (гр. chor6s). 1) певческий коллектив (от
12 человек; женский, мужской, детский или
смешанный). 2) Многоголосная вокальная муз.
пьеса. 3) В древнегреческом театре обязательный
коллективный участник, собирательное дейст-
вующее лицо спектакля. Как сценический прием
используется в современном театре. (Речевой X.)
ХОРОВО'Е ЧТЕ'НИ Ъ,Хорречевой.
ХОРЕОГРА'ФИЯ (< тр. choreia - пляска и...
графия), 1) запись танца. 2) Иск-во сочинения
танца, балета 3) С конца 19 - начала 20 вв. танце-
вальное иск-во в целом. 4) Синтез литературной
первоосновы (либретто), замысла балетмейстера
и художника, музыки, исполнительское иск-во
танцующего актера. Жанровое деление Х.р.:
танец лирический и героический, шуточный и
пародийный, народный и классический, бальный
и эстрадный.
X. - пространственно-временной иск-во, по-
этому с одной стороны, ее роднит с изобрази-
тельным иск-вам: отбор поз и движений согла-
суется со скульптурной выразительностью тан-
ца: расположение танцующих в пространстве
нередко подчиняется закономерностям орнамен-
тальным и графическим; с др. - с .музыкой, не-
редко диктующей ритм, динамические оттенки,
др. характеристики движениям, а иногда ориен-
тирующийся на особенности самих движений. Но
движения могут иметь и собственный ритм,
отличный от муз., совпадающий с ним лишь в
опорных точках. Тогда образуется контрапункт
ритма муз. и движенческого, что особенно ха-
рактерно для фольклорного танца, а также для X.
новейшего времени. Народная и профессиональ-
ная X. может включать также эл-ты действия,
сближаясь тем самым с театрально-зрелищными
иск-вами.
В театрализованном представлении X. может
проиллюстрировать какую-л. мысль, но может и
стать полноправным сюжетным эл-том всего
театрализованного действия.
ХОРМЕ'ЙСТЕР (< хор и нем. Meisler - мас-
тер, руководитель), руководитель хора, хоровой
дирижер. (Муз. руководитель).
ХОРОВО'Д, древнейший вид народного тан-
цевального иск-ва; сочетает хореографию с дра-
матическим действием, переплясом, песней.
Встречается у многих народов. Один из попу-
лярных эл-тов массового действа.
ХРОНОМЕТРА'Ж, метод определения про-
должительности представления. X. может быть
выражен следующей формулой: t + ЮХп +. (2-3)
+ + (5-15), где: t - чистое время всех исполняемых
произведений; ЮХп - 10 сек., умноженное на ко-
личество номеров (Хп); (2-3) - 2 или 3 мин. на
непредвиденные паузы в зависимости от слож-
ности представления, монтировочных переста-
новок и т. п.; (5-15) - от 5 до 15 мин. на апло-
дисменты в зависимости от продолжительности
представления и популярности исполнителей. Без
перерыва представление воспринимается
публикой, если его продолжительность колеб-
лется в диапазоне 45 - 90 мин.; при 2-х отделени-
ях первое отделение - 60 мин., второе - 45 мин.,
итого 105 - I 10 мин. (Номер, Выступление).
Воспользуйтесь поиском по сайту: