Методы экспертной оценки товаров
На основном этапе, предназначенном для получения результатов экспертных оценок, применяются две подгруппы методов: 1) экспертной оценки характеристик товаров и 2) опроса экспертов для выявления их суждений и мнений. Методы экспертной оценки характеристик товаров. Поскольку одним из оснований для проведения экспертизы является невозможность или неэкономичность применения объективных методов оценки (изме- рительного, регистрационного, расчетного), результаты экспертных оценок, отражающих суждения и мнения экспертов, обычно выражаются в форме описаний или условных единиц (баллов, рангов и т. п.). В связи с этим наиболее распространенной сферой применения методов экспертной оценки товаров являются такие подвиды товароведной экспертизы, как идентификационная экспертиза и экспертиза по качеству. Количественная и документальная экспертизы могут быть проведены и объективными методами путем использования средств измерений или пересчета, а также методом сравнительного анализа документов. Идентификационная экспертиза и экспертиза по качеству осуществляются путем определения показателей качества. Определение экспертами количественной характеристики показателей без применения объективных методов основывается на мыслительном исследовании этих показателей с использованием шкал порядка или наименований, а в некоторых случаях — шкал разницы и отношений. При этом эксперты могут оценивать единичные и/или комплексные показатели качества, применяя дифференцированный и комплексный методы. Методы экспертной оценки показателей качества товаров — это методы определения действительных значений единичных и комплексных показателей качества.
Данные методы предназначены для определения значений показателей качества расчетным или эвристическим путем в случаях, когда применение измерительных методов невозможно или неэкономично из-за чрезмерных расходов или длительного времени испытаний. Например, при определении вкуса и запаха пищевых продуктов используются только органолептические методы. Измерительные методы не дают точной и надежной оценки, несмотря на повышенные затраты. Для дифференциальной и комплексной оценки образцов, значительно отличающихся по качеству, рекомендуется определять значение единичного показателя Р дифференциальным методом.
Дифференциальный метод оценки показателей качества — метод, основанный на сравнении действительных значений единичных показателей с базовыми значениями тех же показателей: Глава 4. Методы товарной экспертизы § 5. Экспертные методы
При дифференциальном методе фактически определяется уровень качества, если за базовое значение выбрано регламентированное нормативным документом значение показателя качества или базовый образец. При этом эксперт должен дать ответ: уровень качества по исследуемому показателю выше или ниже либо равен базовому образцу. Сфера применения дифференциального метода выходит далеко за рамки только экспертной оценки. Он находит широкое применение и в научных исследованиях, и при оценке специалистами конкурентоспособности товаров. Действительные значения единичных показателей могут быть получены измерительным методом, а затем рассчитаны и проанализированы специалистами или экспертами. Вместе с тем использование данного метода при экспертной оценке имеет определенные особенности.
Оценка единичных показателей качества экспертами начинается с определения допустимых интервалов их измерения (р.макс: />fMHH) р.макс — наилучшее значение показателя, превышение которого нецелесообразно или невозможно. Принципы назначения максимально допустимого значения показателя (р.макс) зависят от целей оценки качества. При этом необходимо, чтобы для всех показателей этот принцип был единым. Повышение надежности экспертных оценок достигается путем членения сложных операций на простые, которые составляют многоступенчатую процедуру оценки допустимых значений показателя. Переход к каждой последующей ступени совершается после выработки согласованных решений на предыдущей ступени. Экспертная процедура определения допустимых значений показателей качества состоит из следующих операций: • выдача экспертам анкет пояснительной записки, в которой пере • заполнение экспертами анкет и указание конкретных моделей про • ознакомление каждого эксперта с оценками, назначенными дру • проведение второго (иногда третьего и четвертого) тура анкети » усреднение результатов оценки. При значительном разбросе мнений проводится дополнительный тур голосования. Значение показателя принимается за максимальное, если за него подано не менее 70% голосов. При невыполнении этого условия за максимально допустимое значение принимается среднее из 50% наибольших значений р.макс, за минимальное допустимое значение — среднее из 50% наименьших значений Ргмин. Полученные значения используются экспертами при определении оценок показателей качества К. Для установления экспертами вида зависимостей (/) между значениями показателей Pt и их оценками К,- нередко используется метод главных точек. Необходимость его применения обусловлена тем, что разделение процедуры оценки на несколько этапов упрощает работу эксперта и позволяет ему дать оценки некоторым характерным точкам, исходя из которых можно построить модель искомой величины.
Комплексный метод оценки показателей качества — метод, основанный на установлении наиболее значимых для оценки качества единичных показателей, определении их действительного и средневзвешенного значений комплексного показателя с учетом коэффициентов весомости. Расчет комплексного показателя качества (Q) осуществляется по формуле где Р\,Рг, ■■■iPn — действительные значения показателей качества; Квь К„2,..., Кв„ — коэффициенты весомости этих показателей. При необходимости рассчитать уровень качества по комплексному показателю в формулу вводятся уровни качества единичных показателей Ук, определенные дифференциальным методом: Применение комплексного метода требует обоснованного выбора номенклатуры показателей качества товаров. 10-7248 Глава 4. Методы товарной экспертизы] § 5. Экспертные методы
Эти показатели подразделяются на оценочные, идентификационные и ограничительные. Оценочные показатели — показатели потребительских свойств, обладающие способностью удовлетворять основные потребности. Данные показатели используют при необходимости оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров, а также для позиционирования их на определенном сегменте рынка и проведении товароведной экспертизы по качеству. Идентификационные показатели — показатели потребительских свойств, предназначенные для систематизации товаров и отнесения их к определенным классификационным группировкам. Такие показатели чаще применяются при проведении идентификационной экспертизы. Ограничительные показатели — показатели, предназначенные для ограничения установленных требований. Выбор этих показателей определяется целями товарной экспертизы, а ограничения устанавливаются соответствующими нормативными методами. Достаточно часто действительные значения ограничительных показателей качества получают измерительными методами, а в задачи экспертов входит лишь сравнение результатов испытаний с установленными требованиями. При этом коэффициенты весомости комплекса испытуемых показателей не учитываются.
Ограничительные показатели находят широкое применение при обязательной сертификации по показателям безопасности, а также при санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, фитосанитарной и экологической экспертизах. В ряде случаев они могут применяться и з таких разновидностях товароведной экспертизы, как идентификаци-энная и по качеству. Например, при установлении принадлежности шкогольного напитка к водке используют следующие ограничительные показатели: минимально допустимое содержание этилового спирта и максимально допустимое содержание сивушных масел и ме-гилового спирта. Выбор номенклатуры показателей качества товаров и их эксперт-гая оценка могут осуществляться двумя методами: экспресс-методом i методом движения по уровням без подготовки и с подготовкой. Экспресс-методы комплексной оценки качества образцов това->ов основаны на определении комплексного показателя качества путем анализа значений отдельных единичных показателей и внешнего вида без предварительной их оценки и с учетом коэффициентов весомости. При использовании этих методов необходимо учесть, что предельным количеством оцениваемых показателей даже для высококвалифицированного эксперта является 7-9 показателей, расположенных на одном уровне иерархии и составляющих достаточно однородную группу. Кроме того, эксперты должны учитывать важность отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости, взаимосвязь между ними, а также рассматривать качество товара как систему. Метод движения по уровням без подготовки представляет собой комплекс операций, осуществляемых последовательно, с постепенным повышением уровня. При этом анализ начинается от нижнего уровня дерева показателей. С учетом значения показателей нижнего уровня эксперт дает оценку показателям вышележащего уровня. Эти операции повторяются с повышением уровня до тех пор, пока не будет достигнут верхний уровень — комплексная (обобщенная) оценка качества. Метод движения по уровням с подготовкой основан на предварительном определении экспертами коэффициентов весомости показателей качества и их оценок. При назначении комплексных оценок эксперту известны средние значения коэффициентов весомости и оценки единичных показателей. Процедура определения комплексных показателей аналогична процедуре по методу движения по уровням без подготовки. Метод главных точек в зависимости от их числа имеет несколько разновидностей. Метод трех главных точек — метод, основанный на разделении значений показателей Р, на максимальное, минимальное и среднее значения и определении значений оценок К,- в этих точках. Интервал шкалы между максимальной и минимальной точками задается заранее (шкалы 0-1 или 0-10). В задачу эксперта входит также определение тенденции зависимости в интервале между главными точками и построение графика. После этого от графической зависимости можно перейти к аналитической формуле для расчета оценок показателя качества К,. Данный метод позволяет разработать лишь приближенную модель оценки К,.
Глава 4. Методы товарной экспертизы § 5. Экспертные методы
Метод семи главных точек — метод оценки по семибалльной шкале определения показателей, значения которых установлены экспериментальным или расчетным путем, а также органолептическим методом. Семибалльная шкала является равномерной, т. е. при переходе от одного класса качества к другому оценка меняется на один балл. Такие шкалы нашли широкое применение, особенно при органолептической оценке. Для получения более точных результатов следует перейти к определению вида зависимости между оценками и баллами. Для облегчения работы эксперта в пояснительной записке к анкете приводят пять графиков. Эксперт выбирает кривую (или комбинацию кривых), которая наилучшим образом, по его мнению, отражает характер зависимости/ Затем каждому классу качества назначается оценка в соответствии с характером зависимости и значениями показателей качества. При этом целесообразно пользоваться числами в интервале 0-10, кратными 0,5, причем класс «наивысшее качество» получает оценку 10. Таким образом, график, построенный экспертом, характеризует зависимость между абсолютными значениями показателей Р, и их оценками К,-, а для показателей, оцениваемых органолептическими методами, — между классами качества и их оценками. В заключение проводятся обсуждение полученных результатов, их обработка и анализ. Для показателей, определяемых измерительным и расчетным методами, желательно дать аналитическое описание кривых, что позволяет рассчитать оценку для любых значений показателей. Применение метода главных точек дает возможность осуществлять группировку и классификацию показателей по видам зависимости. Методы опроса Методы опроса — методы, основанные на проведении анкетного эпроса группы экспертов с последующим анализом и обработкой по-тученной от них информации. Целью этих методов является определение индивидуальной и групповой экспертной оценки для принятия окончательных решений. Основанием для выбора этих методов служит необходимость тринятия сложных решений в ситуации неопределенности или со- ставление научно обоснованного прогноза, требующего участия группы независимых и компетентных специалистов в узкой области или многих областях знаний (например, знаний однородной группы товаров или всех продовольственных либо непродовольственных товаров). Важнейшими инструментами методов опроса служат его процедура и анкеты. Разработка процедуры опроса проводится после формулирования целей и задач, формирования группы аналитиков. Для этого составляются анкеты (открытые и закрытые) и определяются методы опроса (индивидуальные и групповые, очные и заочные). Существуют определенные методики составления анкет, которые целесообразно учитывать при их разработке. При разработке анкет группа аналитиков должна предусмотреть уровень детализации проблемы, который определяется спецификой и целями экспертизы. От уровня детализации зависит достоверность результатов экспертизы, причем с ростом степени детализации согласованность экспертных оценок, как правило, увеличивается. Однако излишняя детализация проблемы может привести и к снижению надежности информации, полученной от экспертов. Детализация проблемы осуществляется путем включения в анкету тестов (закрытых вопросов) с элементами готовых ответов или без ответов (открытых вопросов). Элементы готовых ответов в дальнейшем позволяют облегчить обобщение и формализацию ответов экспертов, но и ограничивают информативность оценки одним или несколькими альтернативными ответами, при этом возникает опасность навязывания эксперту ответов. При включении в анкету открытых вопросов эксперт может дать ответ в любой форме и с любым объемом информации. В этом случае появляется возможность обнаружения с помощью экспертов новых, порой неожиданных для аналитиков аспектов проблемы. Конкретный вопрос с определенным набором готовых альтернативных ответов называется признаком анкеты. Набор ответов может быть качественного и количественного характера. При качественном характере набора ответов задача эксперта заключается в выборе из предлагаемых элементов ответов, которые, по его мнению, наиболее полно отражают суть проблемы по данному вопросу. При количественном характере набора ответам на вопросы присваивают числовые значения. Глава 4. Методы товарной экспертизы § 5. Экспертные методы
При подборе признаков, которые желательно включить в анкету, нельзя допускать возможность двойного толкования вопросов. Поэтому полезно проверить анкету самими аналитиками. Если распределение суждений по некоторому признаку имеет значительное стандартное отклонение, можно предположить, что данный признак двусмыслен. Все вопросы в анкете можно разделить в зависимости от их содержания на три группы: • объективные анкетные данные об эксперте — возраст, образование, • характеристики, позволяющие оценить мотивы, которыми руко • основные вопросы, касающиеся существа исследуемой проблемы. Выбор того или иного способа проведения экспертного опроса определяется целями экспертизы, затратами на ее проведение и ожидаемыми результатами, а критериями выбора служат объективность, информированность и трудоемкость. Критерий объективности. Хотя требование объективности эксперта является одним из основных, однако на практике на экспертов может быть оказано определенное влияние. Оно может носить конформный или авторитарный характер и играет отрицательную роль, так как мнение и оценка эксперта формируются под влиянием факторов, не относящихся к свойствам товаров или других объектов экспертизы. В связи с этим при выборе способов проведения опросов экспертов предпочтение следует отдавать тем из них, при которых конформное или авторитарное влияние проявляется в меньшей степени. К таким способам относятся, например, анонимное обоснование оценок, отсутствие контактов между экспертами, закрытое голосование. При вынесении коллективной экспертной оценки обычно не происходит беспристрастного и последовательного анализа проблем. Оценка основана на компромиссе между суждениями отдельных экспертов, поэтому способ кол-пективной экспертной оценки редко применяется при опросе экспертов. Рис. 17. Классификация способов экспертного опроса Глава 4. Методы товарной экспертизы § 5. Экспертные методы
Критерий информированности относится к важнейшим факторам, влияющим на качество эксперта, а также на надежность принимаемых им оценок. Повышению информированности экспертов способствует их взаимное обогащение в ходе обсуждения оценок. Логические доводы других экспертов, сообщаемая при этом дополнительная информация, ранее неизвестная другим экспертам, позволяют повысить уровень информированности, за счет чего эксперт может скорректировать свою оценку. Исходя из этого, наиболее удачными по критерию информированности являются способы, содержащие информацию об оценках других экспертов. Существуют также личные контакты между экспертами, происходит дискуссионное обсуждение оценок и персональное обоснование их. Поэтому при организации работы постоянных экспертных групп целесообразен обмен информацией, поскольку он способствует слаженной работе экспертов. При создании временных экспертных групп обмен информацией и коллективное обсуждение рекомендуются только в тех случаях, когда проведены оценка и отбор экспертов на объективность корректирования своих суждений (отсутствие конформизма). Во всех случаях при учете критерия информированности экспертов не следует забывать о создании условий для их объективности и исключения конформного или авторитарного влияния. Критерий трудоемкости зависит от количества проводимых операций, их продолжительности и характера. Так, при письменном обосновании оценок эксперт затрачивает больше времени, чем при устной дискуссии. Эффективность экспертного опроса в значительной степени зависит от способов и техники выявления суждений экспертов. Способы и техника опроса экспертов. При индивидуальном опросе технический работник проводит опрос каждого эксперта, а при групповом — сразу всей группы. Результаты индивидуального опроса после обобщения и соответствующих расчетов могут быть использованы для установления групповых оценок. Однако групповая оценка может быть получена и в результате индивидуального опроса лидера и сублидера экспертной группы. Индивидуальный опрос каждого эксперта в группе связан с повышенной трудоемкостью, значительными затратами времени и разбросом суждений, что затрудняет выявление объективной и достоверной экспертной оценки. При индивидуальном опросе лидеров и сублидеров экспертной группы и особенно отдельных экспертов затраты времени на опрос меньше, однако вероятность конформизма среди членов группы и проявления авторитарных мнений лидера и сублидера больше. В зависимости от технических приемов анкетирования индивидуальный опрос делится на следующие разновидности: интервью, интервью-анкеты, анкетирование и смешанное анкетирование. Достоинства и недостатки этих способов указаны в табл. 5. Индивидуальный способ опроса делится на разновидности в зависимости от применяемых технических приемов. Таблица 5 Достоинства и недостатки разных способов опроса экспертов
Интервью — разновидность опроса эксперта для выявления его оценки в ходе свободной, но.проводимой по определенной программе беседы с экспертом. Интервью-анкета — разновидность опроса эксперта путем постановки перед ним конкретных вопросов в определенной последовательности, задаваемых в форме анкеты. Глава 4. Методы товарной экспертизы § 5. Экспертные методы
Анкетирование — разновидность опроса экспертов с помощью вопросов анкеты, на которые эксперт дает письменные ответы. Чаще всего анкетирование проводится заочным методом без контакта с рабочей группой. Для повышения степени информированности эксперта к анкете прилагается пояснительная записка. Смешанное анкетирование — разновидность опроса эксперта с помощью анкет и дополнительного инструктажа членом рабочей группы. Целью инструктажа являются уточнение деталей, постановка дополнительных вопросов (при необходимости). По информативности наибольшими возможностями обладают такие методы, как интервью, интервью-анкета и смешанное анкетирование, а по объективности — анкетирование. Минимальная объективность свойственна интервью. Однако исходя из разных целей экспертизы, на практике может применяться любой из указанных способов. При этом предпочтение одной из указанных разновидностей отдается в следующих случаях: • при отсутствии ограничений времени проведения опроса целесооб • при значительном числе экспертов и возможности собрать их всех • при невозможности задать четко сформулированные вопросы, При проведении опроса экспертов необходимо соблюдать общие и специфические требования к условиям опроса. Общие требования к условиям опроса: • благоприятная психологическая обстановка опроса, способствую • исключение возможности сознательного или бессознательного • обеспечение уверенности эксперта в том, что выносимые оценки дельных случаях может быть поставлено условие о конфиденциальности информации об оценках эксперта; • создание и поддержание оптимальной трудоемкости опроса путем • понимание экспертом задаваемых ему вопросов с помощью необ • постановка четко сформулированных вопросов, не имеющих дву • использование общепринятых терминов, по мере возможности а) к технике интервьюирования • предпочтительное использование стандартизированного интервью, • доверительность начала интервью, располагающая к откровенности, • быстрота и экономичность при кодировании ответов эксперта • провоцирование экспертов на аргументацию своих оценок путем б) к технике анкетирования • обеспечение четкого и однозначного понимания экспертами ха • единообразие в составлении анкет и пояснительных записок для • случайный характер перечисления свойств, которым эксперт Глава 4. Методы товарной экспертизы § 5. Экспертные методы
Комбинирование операций по подготовке и проведению опросов экспертов, а также технических операций позволило создать несколько экспертных методов, получивших наибольшее признание и распространение. К ним относятся методы Дельфы, ПАТТЕРН и комбинированный. Метод Дельфы (в некоторых источниках — Дельфи) — метод опроса экспертов, основанный на последовательно осуществляемых процедурах, которые направлены на формирование группового мнения по процедурам с недостаточной информацией. Название метода произошло от древнегреческого города Дельфы, где жили оракулы, предсказывающие будущее. Особенностями метода Дельфы являются отказ от совместной работы экспертов; анонимность оценок; регулирование обратной связи; групповой ответ. Отказ от совместной работы экспертов и анонимность достигаются тем, что каждый эксперт высказывает свое мнение в анкете, без группового обсуждения. Применяются и другие технические приемы индивидуального опроса, например, ответы на вопросы вводятся экспертами в компьютер. Регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса, причем результаты каждого тура обрабатываются статистическими методами и доводятся до сведения экспертов. Это позволяет уменьшить разброс индивидуальных оценок и получить групповой ответ, правильно отражающий мнение каждого эксперта. Количество туров (до четырех) зависит от того, насколько быстро удается добиться сближения оценок экспертов в группе. Анонимность опроса позволяет уменьшить конформное и автори-гарное влияние отдельных доминирующих экспертов, а регулируемая обратная связь уменьшает влияние индивидуальных и групповых ин-гересов. Введение обратной связи также повышает критерий объек-гивности и надежность оценок. Проведение опроса в несколько туров с информированием экс-дертов о результатах предыдущих этапов работы, после которых каждый эксперт должен обосновать свое мнение, позволяет уменьшить солебания в индивидуальных и групповых ответах. Это дает неоспо-жмые преимущества по сравнению с обычным усреднением индивидуальных оценок. При использовании метода Дельфы к процедурам опроса предъявляются следующие требования: • поставленные вопросы должны допускать возможность выраже • достаточная информированность экспертов для выставления • наличие обоснований эксперта на каждый из заданных вопросов. критерия объективности за счет анонимности ответов экспертов, благодаря чему мнение эксперта не искажается вследствие внушения или приспособления к мнениям других экспертов. Кроме того, возрастает и информированность экспертов за счет ознакомления с оценками других экспертов после Окончания очередного тура, а также обоснования собственных оценок. Выявление преобладающих мнений позволяет сблизить точки зрения разных экспертов, сформировать групповое, но не единое, мнение. Недостатки метода, проявляющиеся на начальном этапе его применения, — нестабильность состава экспертных групп, значительные разрывы во времени между турами, нечеткие формулировки вопросов, недоучет разной компетентности экспертов, необоснованность выбранного метода усреднения экспертных оценок — были частично устранены путем разработки модификаций этого метода (метод СИИР, Дельфы — Перт и др.). В результате этого метод Дельфы в настоящее время стал одним из наиболее применяемых, особенно для целей прогнозирования, а также при изучении ряда экономических и социальных проблем. При использовании данного метода для целей экспертной оценки качества потребительских товаров проявляются следующие его недостатки: сложность опроса экспертов и заполнения анкет, трудоемкость оценки в связи с большим количеством показателей качества (иногда до 20—40) и заполнением нескольких анкет (3—10), громоздкость пояснительных записок из-за отсутствия прямого контакта организатора с экспертами. Из-за указанных недостатков использование метода Дельфы при экспертной оценке качества товаров затруднено, а в некоторых случаях и нецелесообразно. Однако он перспективен для получения груп- Глава 4. Методы товарной экспертизы § 5. Экспертные методы
повой экспертной оценки и углубленного анализа событий в ситуациях неопределенности. Метод ПАТТЕРН — метод опроса экспертов, основанный на построении иерархической структуры — дерева целей и вынесении решения этих целей после открытого обсуждения. Название метода складывается из первых букв английских слов, означающих «Помощь планированию посредством количественной оценки технических данных». Метод был разработан в 1962—1964 гт. в американской фирме «Хоннуел» для оценки проектов новых систем вооружения. Данный метод предусматривает несколько этапов. / этап — постановка основной проблемы, требующей решения, и разделение ее на ряд вторичных проблем первого, второго и так далее порядка, которые затем делятся на более узкие задачи. Деление продолжается до тех пор, пока не будут получены простые элементы, которые могут быть оценены экспертами. В результате такого деления получается иерархическая структура связанных друг с другом основных, вторичных проблем и задач, называемая деревом целей. II этап — определение с помощью экспертов коэффициентов весомости (или значимости) каждой задачи относительно основной цели, при этом эксперты выносят решения после открытого обсуждения в экспертной группе. Такое открытое обсуждение наряду с достоинством (взаимодействие экспертов, стремящихся к принятию положительного решения) имеет и недостаток из-за конформизма, т. е. искажения действительного мнения экспертов за счет внушения или приспособления к мнению большинства. /// этап — применение компьютеров для обработки полученных данных и их анализа. Достоинством метода ПАТТЕРН по сравнению с методом Дельфы является упрощение процедуры экспертного опроса. Однако метод имеет и ряд недостатков: отсутствие обоснований оптимального числа членов экспертной группы, а также методики отбора в экспертную группу компетентных специалистов; обработка результатов опроса без учета различий в качестве отдельных экспертов; отсутствие барь- еров для проявления конформизма экспертов; недостаточная разработка и неопределенность принципов построения дерева целей. Поскольку методы Дельфы и ПАТТЕРН имеют существенные недостатки и не отвечают полностью целям экспертной оценки, Э.Л. Райх-ман и Г.Г. Азгальдов предложили комбинированный метод, в котором были использованы положительные особенности других экспертных методов и исключены их недостатки [30]. Комбинированный метод — метод, основанный на сочетании индивидуальных и коллективных экспертных оценок. При экспертной оценке товаров комбинированный метод имеет следующий алг
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|