Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психогенетика: определение, место в ряду смежных наук, предмет изучения, цели и задачи. Значение генетики для психологических исследований




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общей психологии

 

ПСИХОГЕНЕТИКА

Учебно-методическое пособие

Доцент кафедры генетики

и селекции СПбГУ, к.б.н.

Е. В. ДАЕВ

 

 

Санкт-Петербург

2005

Психогенетика:

Программа дисциплины для специальности 020400 "Психология" – СПб.:

Санкт-Петербургская акмеологическая академия, 2005.

 

Программа cоставлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", утвержденным 17.03.2000 г., и рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.

 

Рекомендовано на заседании кафедры общей психологии, протокол № _ 9 _

от «25» апреля 2005 года

 

Утверждена и рекомендована к печати в качестве программы на заседании Методического совета академии, протокол № __ 8 __от "_ 25 _"_ мая ___2005 года.

 

 

Составитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии

Е.В. Даев (Санкт-Петербургская акмеологическая академия)

 

 

Рецензент: заведующий кафедрой клинической психологии, доктор психологических наук, профессор В.А. Ананьев (Российский государственный педагогический университет)

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс "Психогенетика" предназначен студентам высших учебных заведений, специализирующимся в области психологических и других не генетических специальностей. В нем интегрированы знания из области современной генетики и психологии. Анализируется текущее состояние генетики и психологии, рассматривается количественный и качественный рост психогенетических исследований в связи с применением последних достижений молекулярной и физиологической генетики и развитием философских воззрений.

Курс направлен на концептуальное преподавание основных методологических принципов исследований в области психогенетики. Он сфокусирован на значении генетического подхода к анализу психологических особенностей человека, обсуждается значение зоопсихологических исследований и возможности генетического анализа тонких механизмов, лежащих в основе формирования особенностей психики человека.

 

Цель курса состоит в изучении студентами основ генетики и методов генетического анализа для дальнейшего их применения к изучению сложных форм психической деятельности высших животных и человека. Особое внимание будет уделено ознакомлению студентов с новыми данными о физиолого-генетических механизмах формирования сложных поведенческих признаков, а также с современными направлениями психогенетических исследований.

 

В задачи курса входит:

а) изучение основ генетики, принципов работы генетического аппарата, принципов формирования простых и сложных признаков;

б) изучение основных методов генетического анализа признаков;

в) изучение закономерностей и особенностей формирования поведенческих признаков;

г) изучение молекулярно-генетических механизмов функционирования нейроэндокрино-иммунной системы и ее центральных отделов, а также механизмов формирования сложных форм высшей нервной деятельности животных и человека;

д) знакомство с современными направлениями психогенетических исследований и достижениями в этой области.

 

Студент, прослушавший курс "Психогенетика" получит возможность ознакомиться с современным состоянием психогенетических исследований, научится применять полученные им генетические знания и методы на практике при изучении формирования сложных психологических признаков человека, будет способен самостоятельно проводить психогенетические исследования и грамотно анализировать полученные результаты. Понимая принципы и механизмы формирования сложных поведенческих реакций человека, и анализируя современную научную литературу, студент получит возможность стать компетентным специалистом в области психогенетики.

 

Место курса в системе подготовки специалиста. Курс "Психогенетика" базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин "Ведение в психологию", «Зоопсихология» и "Физиология центральной нервной системы". Для более углубленного понимания курса студенту желательно самостоятельно изучить основы генетики.

В задачи данного пособия входит краткое изложение основ «Психогенетики». Отражена структура читаемого курса, получив представление о которой, учащиеся будет более эффективно и целенаправленно осваивать предмет в процессе обучения. В пособии приводятся данные некоторых психогенетических исследований, которые должны использоваться как отправные точки для самостоятельной работы над предметом.

 

Виды учебных занятий и общие методические рекомендации студентам:

Предусматриваются лекционные, семинарские и практические учебные занятия, а также необходимой частью освоения курса является самостоятельная работа студента. Ко всем занятиям, особенно семинарским и практическим, студенты должны проработать основную и дополнительную литературу, знать основную терминологию, решить типовые задачи и ответить на вопросы для самоконтроля.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Психогенетика как наука

Психогенетика: определение, место в ряду смежных наук, предмет изучения, цели и задачи. Значение генетики для психологических исследований

 

Психогенетика – это научная дисциплина, изучающая поведение человека как результат взаимодействия его генотипа с окружающей средой. Это также область знаний на стыке между психологией и генетикой о механизмах формирования психофизиологических признаков.

Психогенетика является самым сложным разделом генетики поведения, так как предметом ее изучения является человек и, в частности, его поведение, включая самые сложные формы психической активности.

Борьба идеалистического и материалистического мировоззрений, религиозных влияний, субъективизма, антропоцентризма и антропоморфизма привела к исторически сложившейся разнице подходов представителей психологических и других естественнонаучных направлений к изучению поведения человека. Постепенно накапливались знания о природе человеческой индивидуальности. Появляются работы Ч. Дарвина о наследовании эмоций, Ф. Гальтона о наследовании интеллектуальных способностей. Возникают вопросы о соотношении влияния «наследственности и среды» на формирование человеческой индивидуальности, о конкретных механизмах становления сложных поведенческих признаков у животных и человека.

Формулировка основных закономерностей наследственности и наследования в работах Г. Менделя привела в начале 1900-х годов к возникновению генетики. Ее бурное развитие в ХХ веке позволило выяснить основные принципы работы молекулярно-генетических механизмов, которые лежат в основе образования любых признаков. Была выяснена природа изменчивости признаков и закономерности их наследования. В числе многочисленных направлений генетических исследований возник раздел генетики, изучающий поведенческие признаки. Он получил название - генетика поведения.

Поведение человека отличается особой сложностью. Особое отношение к человеку и в то же время трудности изучения его поведения привели к созданию специфического понятийного аппарата и методов анализа человеческой психики. Осознание того, что многие психологические проблемы, стоящие перед дифференциальной, возрастной, медицинской психологией и др., базируются на генетических закономерностях, привело к возникновению психогенетики. Это направление объединяет усилия генетиков и психологов в изучении человеческой психики (Рис.1). Совпадение многих структурных разделов психологии и генетики подчеркивает единство этих наук в главном – изучении природы человека (Рис.2).

Понимание молекулярно-генетических механизмов, лежащих в основе формирования поведенческих признаков, - основа более эффективного применения психологических методов. Особый интерес представляет изучение генетической изменчивости у человека. Генетические различия между людьми по-разному проявляются на фоне действия различающихся факторов окружающей среды. Тем самым они лежат в основе индивидуальности каждого человека. Установлено, что психологические характеристики человеческой личности, как и любые другие признаки, формируются наследственностью и средой (Табл. 1). Однако вклад генотипа и среды может быть различен. Данные онтогенетики, нейрогенетики, фармакогенетики, физиологической генетики и генетики поведения вскрывают те механизмы, при участии которых формируются различные поведенческие признаки человека.

 

 
 


ПСИХОГЕНЕТИКА

 
 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...