Выступление на восьмой сессии. Регионального форума АСЕАН (АРФ)
Выступление на восьмой сессии Регионального форума АСЕАН (АРФ) (Ханой, 25 июля 2001 г. )* Высокая степень стабильности и безопасности — отличительная черта нынешней ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Даже сохранение известных сложностей в ряде субрегионов АТР не дает повода усомниться в выводе об отсутствии серьезных военных угроз на межгосударственном уровне. В немалой степени это — результат проявляемого странами региона стремления к становлению демократической многополюсной системы мироустройства, укреплению равноправного взаимодействия, продолжению поиска путей обеспечения долговременной безопасности на двусторонней и многосторонней основе. Россия приветствует эти положительные тенденции. Мы видим в них залог сохранения в регионе позитивной динамики, обретенной за годы после окончания глобальной биполярной конфронтации. Они открывают реальную перспективу формирования азиатско-тихоокеанского сообщества кооперативной безопасности и совместного процветания. Существенный вклад в процесс формирования многополярной конфигурации международных отношений видим в преобразовании в мае этого года " Шанхайской пятерки" — структуры с четкой организационной привязкой к общей границе — в Шанхайскую организацию сотрудничества. В АТР возникло новое региональное объединение многопланового взаимодействия открытого типа, которое располагает значительным позитивным потенциалом в военно-политической, социально-экономической, культурной и иных сферах. Новая организация не исключает возможности установления постоянного диалога с любыми другими государствами и международными структурами. В частности, возможно, следовало бы подумать об установлении в перспективе ее контактов с АСЕАН.
Существенным фактором стабильности стало преодоление государствами АТР основных последствий финансово-экономического кризиса конца 90-х годов, что свидетельствует о прочности заложенного здесь экономического фундамента. Свой вклад в это внесла и Россия, где прирост ВВП в прошлом году превысил 8, 3%. Вместе с тем все более возрастающее воздействие на процессы в рамках АТР оказывает глобализация во всех ее измерениях — как положительных, так и отрицательных. Здесь остро ощущаются такие вызовы нового поколения, как международный терроризм, этнорелигиозный экстремизм и сепаратизм, транснациональная преступность, противостояние которым немыслимо без активных совместных усилий всех членов мирового и регионального сообществ. Мы с удовлетворением воспринимаем ведущуюся в АРФ дискуссию по важным трансграничным проблемам, в частности связанным с организованной преступностью в АТР. Поддерживаем расширение круга вопросов, обсуждаемых участниками Форума в рамках этой тематики, и включение в него терроризма, незаконного оборота наркотиков и киберпреступлений. Весьма актуальными для АТР, как и для всего мирового сообщества, являются проблемы, связанные с сохранением и укреплением стратегической стабильности в мире. Международное сообщество может и должно объединить свои усилия в строительстве действительно безопасного и стабильного мира на базе учета интересов безопасности всех государств планеты. Каждая страна должна иметь уверенность в том, что ее безопасность надежно обеспечена, причем в первую очередь международно-правовыми методами. Россия исходит из того, что поиски ответов на новые вызовы, включая такие, как риск распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, следует вести через укрепление и развитие современной системы международных и двусторонних соглашений в области контроля над вооружениями и разоружения. При этом необходимо действовать сообща.
Вот почему Россия, исходя из своей ответственности постоянного члена Совета Безопасности ООН, внесла ряд конкретных предложений, направленных на укрепление международной безопасности и стратегической стабильности. В их числе — инициатива Президента Российской Федерации В. В. Путина, предусматривающая запуск пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН постоянно действующего консультационного процесса по проблемам стратегической стабильности в рамках " пятерки". Предметом консультаций должны стать оценка ситуации в области распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки и политические меры и стимулы его предотвращения, а также перспективы ядерного разоружения. Вторая наша инициатива касается необходимости дать четкий сигнал мировому сообществу относительно перспектив ядерного разоружения. Россия предложила США провести контролируемое сокращение СНВ до 1500 ядерных боезарядов для каждой из сторон к 2008 году. Это было бы поистине революционным шагом, поскольку означало бы сокращение ядерных арсеналов с 14 тыс. ядерных боезарядов, которыми суммарно обладают сейчас все ядерные державы, до уровня 4 тыс. единиц, то есть на 10 тыс. ядерных боезарядов. Разумеется, столь радикальное сокращение ядерных вооружений возможно лишь в условиях стратегической стабильности при сохранении и укреплении Договора по ПРО 1972 года. Россия также считает принципиально важным предотвратить появление оружия в космосе. Соответственно, необходимо начать работу по достижению международной договоренности о невыводе в космос любого вида оружия, о неприменении силы в отношении космических объектов и о мерах доверия и открытости в космической сфере. Наконец, мы считаем, что назрела необходимость созыва четвертой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. На ней можно было бы рассмотреть приоритетные задачи в области укрепления стратегической стабильности, сдерживания гонки вооружений, недопущения ее распространения на новые сферы, укрепления режимов нераспространения.
Говоря о задачах укрепления стабильности на региональном уровне, необходимо отметить вклад государств — членов АСЕАН в усилия по созданию зоны, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (ЗСЯО в ЮВА). Россия готова присоединиться к Протоколу к Договору о ЗСЯО в ЮВА, как только будут урегулированы все вопросы, поднятые ядерными державами. В этом контексте мы приветствуем проведение в мае с. г. в Ханое первых прямых консультаций между представителями стран АСЕАН и ядерной " пятерки" и намерены продолжать диалог в этом формате. Другой серьезной проблемой безопасности в АТР продолжают оставаться тлеющие очаги конфликтов и территориальных споров локального происхождения. Они остаются серьезным источником напряженности, несущей значительный дестабилизирующий потенциал. Россия выступает за скорейшее преодоление затянувшейся паузы в контактах Севера и Юга Кореи после успешного старта межкорейского диалога на саммите в Пхеньяне летом прошлого года. Мы всецело поддерживаем процесс межкорейского сближения. Мы — за развитие диалога в любом формате, приемлемом для обоих корейских государств, за упрочение доверия между ними. Готовы и впредь содействовать нормализации обстановки в Корее, участвовать в работе соответствующих диалоговых структур. Надежную безопасность в Корее можно и нужно обеспечить путем выработки мирными, дипломатическими средствами соответствующих международно-правовых гарантий. Межкорейский диалог, переговоры КНДР с США, Японией, четырехсторонние переговоры (КНДР, РК, США, Китай) было бы полезно дополнить обсуждением в более широком формате, например, в рамках шести государств (РК, КНДР, Россия, США, Китай, Япония) при условии участия всех названных сторон. Возможно и рассмотрение корейских проблем в более широком контексте ситуации в Северо-Восточной Азии. Исключительно взвешенного подхода требуют нерешенные территориальные проблемы в Южно-Китайском море. Путь к их урегулированию видим в политическом диалоге между непосредственно вовлеченными в спор сторонами на основе положений Устава ООН и общепризнанных принципов и норм международного права. Позитивно оцениваем разработку " Кодекса поведения в Южно-Китайском море". Важный вклад в достижение взаимопонимания между сторонами вносит работа специальной рабочей группы СДЛ АСЕАН — Китай.
Реальную угрозу региональной безопасности представляет нестабильность в крупнейшем государстве Юго-Восточной Азии — Индонезии. Выход нарастающих там дезинтеграционных тенденций из под контроля был бы чреват для АТР непредсказуемыми последствиями. Убеждены, что государства региона, и в особенности партнеры по АСЕАН, не заинтересованы в этом и будут способствовать восстановлению политической стабильности в Индонезии. Со своей стороны Россия поддерживает усилия Джакарты по противодействию сепаратизму и намерена и впредь оказывать ей дипломатическое содействие в вопросах сохранения территориальной целостности страны. Как представляется, ситуация в Восточном Тиморе, несмотря на известные сложности, развивается в целом в благоприятном направлении. Идут приготовления к обретению им в начале 2002 года собственной государственности. Важный этап на этом пути — предстоящие в августе с. г. выборы в Учредительное собрание. Исходим из того, что после провозглашения независимости Восточного Тимора мандат ВАООНВТ будет считаться завершенным. В случае необходимости в дальнейшем миротворческом присутствии ООН новые формат и практические параметры роли ООН в Восточном Тиморе должны быть определены в соответствии с реальными потребностями и по согласованию с будущими властями страны. Определенный деструктивный потенциал несет отмечавшееся в последнее время осложнение ситуации в ряде малых островных государств южной части Тихого океана (ЮЧТО). Поддерживаем усилия регионального сообщества по обеспечению безопасности и развитию демократических институтов в странах ЮЧТО, и прежде всего по урегулированию там внутренних межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Сопутствующее глобализации усиление политической и экономической взаимозависимости государств АТР закладывает дополнительные предпосылки для формирования принципиально новой системы региональных взаимоотношений, создания условий для расширения многовекторного сотрудничества стран региона, активного развития интеграционных связей. Россия как ответственный член регионального сообщества намерена способствовать продвижению целей и задач существующих в АТР интеграционных механизмов, прежде всего Регионального форума АСЕАН (АРФ) и форума " Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). Участие в этих организациях рассматриваем как одно из важнейших направлений своей внешнеполитической деятельности в регионе.
Среди наиболее актуальных задач в этом контексте — дальнейшая консолидация усилий государств АТР по обеспечению региональной стабильности в целом. Из числа важнейших механизмов межправительственного диалога по проблемам безопасности пальму первенства, безусловно, отдаем АРФ как ведущему инструменту многостороннего политического диалога по всему комплексу вопросов, связанных с укреплением мира и стабильности в регионе. Приветствуем ключевую роль АСЕАН в АРФ и вклад Ассоциации в развитие Форума. Удовлетворены тем, что участникам АРФ удалось наладить обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу региональных и международных проблем, напрямую затрагивающих положение в АТР. Отмечаем прогресс в сфере практической реализации согласованных и выработки новых мер доверия. Заинтересованы в дальнейшей активизации деятельности АРФ, прежде всего на путях продвижения ко второму этапу его работы — превентивной дипломатии. Один из важных элементов превентивной дипломатии видим в разработке общерегиональных " кодексов поведения" в целях недопущения возникновения между государствами АТР кризисных ситуаций. Они могут основываться как на уже существующих субрегиональных документах, например Договоре 1976 года о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, так и на новых наработках. Мы удовлетворены развитием нашего партнерства с АСЕАН, которую рассматриваем как авторитетную международную организацию, один из влиятельных центров современного мироустройства, и хотели бы подтвердить свое намерение присоединиться к Балийскому договору после завершения процесса согласования замечаний по Второму протоколу к Договору, высказанных другими диалоговыми партнерами АСЕАН. Параллельно уделяем значительное внимание нашей совместной с АСЕАН работе над проектом Декларации о руководящих принципах взаимоотношений в АТР " Тихоокеанское согласие", осуществляемой в соответствии с рекомендациями седьмой сессии Форума. После согласования текста документа с нашими асеановскими партнерами планируем вынести его на рассмотрение всех участников АРФ. Значимым элементом формирования в АТР многоплановой системы интеграционных связей является углубление взаимодействия государств Восточной Азии в рамках диалогового механизма " АСЕАН + 3". Налаживание этого многостороннего субрегионального диалога — свидетельство становления в АТР многовекторной и многоуровневой системы региональной безопасности и сотрудничества. Вместе с тем исключительно важно, чтобы создание новых субрегиональных структур не стало толчком к появлению в регионе разделительных линий, отгораживанию государств Восточной Азии от других стран и объединений. Это относится, кстати, и к различным трансрегиональным диалоговым механизмам, которые не могут и не должны иметь замкнутый характер. Высоко ценим вклад АТЭС в укрепление региональной стабильности в ее экономических аспектах. АТЭС — это единственный в своем роде механизм диалога и согласования позиций по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций в АТР. Придаем большое значение участию России в деятельности этого форума как инструменту ее скорейшего вхождения в систему сложившихся в регионе экономических связей. В целом полагаем, что в АТР заложены неплохие основы сотрудничества в области безопасности, созданы важные заделы для поэтапного продвижения от локальных субрегиональных соглашений к общерегиональным с перспективой формирования целостной системы безопасности, охватывающей весь АТР и соразмерной с требованиями глобальной стабильности. Россия как евроазиатское государство, руководствуясь своими национальными интересами, намерена и впредь активно участвовать в этих процессах, способствуя консолидации усилий и более тесному взаимодействию региональных государств в интересах преодоления стоящих перед АТР вызовов и угроз и поддержания здесь долговременной стабильности и безопасности на основе равенства и баланса интересов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|