Вопрос: Как далеко Россия может пойти в поддержке военных действий США в Афганистане?
Вопрос: Как далеко Россия может пойти в поддержке военных действий США в Афганистане? Ответ: Россия поддерживает коллективные усилия по борьбе с терроризмом при том понимании, что они предпринимаются в рамках действующего международного права и в соответствии с Уставом ООН. Параметры российского участия в этой акции четко определены в заявлении Президента Российской Федерации В. В. Путина от 24 сентября 2001 года. В самом общем виде они заключаются в следующем. Это - активное международное сотрудничество по линии спецслужб для обмена информацией, готовность предоставить воздушное пространство Российской Федерации для пролёта самолетов с гуманитарными грузами в район проведения антитеррористической операции и, в случае необходимости, участие в международных операциях поисково-спасательного характера. Мы координируем свою позицию с нашими партнерами в центральноазиатском регионе. Ее важным элементом является и расширение всестороннего взаимодействия с признанным международным сообществом правительством Афганистана, оказание ему помощи гуманитарного характера, а также и вооружениями, и боевой техникой. Вопрос: Какова позиция России по проблеме Кашмира? Ответ: Российская позиция по кашмирскому вопросу остается неизменной. Мы считаем, что этот спор должен решаться мирными средствами на двусторонней основе, заложенной Симлским соглашением без какого-либо вмешательства извне. Приветствуем предпринимаемые индийским правительством шаги, направленные на снижение напряженности в Кашмире. Так, с ноября 2000 г. по май 2001 г. действовал объявленный индийским правительством и трижды продлевавшийся мораторий на военные операции сил безопасности против исламских боевиков в штате Джамму и Кашмир. В апреле с. г. индийское руководство предложило всем заинтересованным силам в этом штате начать политический диалог с повесткой дня " Мир и пути его достижения" и предприняло усилия по его продвижению.
Надеемся, что Индия и Пакистан найдут в себе силы продолжить шаги по нормализации двусторонних отношений, возобновят полномасштабный переговорной процесс на основе Лахорских договоренностей, что позволило бы урегулировать имеющиеся у этих двух государств спорные вопросы. Вопрос: Открывает ли борьба с терроризмом новые возможности для многостороннего сотрудничества России и Индии с такими странами, как Китай? Ответ: В современных условиях заметно возрастает ответственность России, Индии и Китая за формирование прочной системы безопасности и стабильности в мире, и особенно в Азии. Скоординированные усилия трех стран по сближению их позиций, выработке общих подходов к актуальным региональным и международным проблемам отвечали бы, на наш взгляд, интересам стабильности в АТР и в мире в целом. Безусловно, совместное противостояние такому вызову, как международный терроризм, также может стать важным аспектом во взаимодействии России, Индии и Китая. Вопрос: Может ли участие Пакистана в антитеррористической операции в Афганистане способствовать повышению уровня российско-пакистанских отношений? Ответ: Пакистан - весомый элемент геополитической ситуации в регионе Южной Азии. Его влияние ощущается на южных рубежах СНГ, в исламском мире в целом. Задолго до трагических событий 11 сентября с. г. Россия начала диалог, пытаясь добиться взаимодействия с Исламабадом в интересах противодействия исходящим из Афганистана угрозам трансграничного терроризма, исламского экстремизма и потока наркотиков. К сожалению, эти усилия большого отклика в Пакистане не встретили. А получилось, что Пакистан сам во многом стал заложником радикальных, экстремистских элементов, действующих на его территории, оказался в сложном положении.
Мы не питаем враждебности в отношении этой страны. В Москве позитивно восприняли решения, принятые президентом Пакистана П. Мушарафом в связи с террористическими актами в США и акциями Вашингтона в Афганистане. Хотелось бы надеяться, что это осознанный, искренний разворот в сторону реальной борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Внимательно следим за развитием ситуации в Пакистане. Выступление на встрече в расширенном составе министров иностранных дел государств-участников Шанхайской организации сотрудничества (7 мая 2002 года)
Уважаемые коллеги! Шанхайская организация сотрудничества вышла на самый ответственный этап в процессе международно-договорного оформления. В скором времени предстоит второй саммит ШОС, на котором главы наших государств подпишут Хартию - основной уставной документ организации. На континенте появится новая структура многостороннего взаимодействия в различных областях, представляющих взаимный интерес. Это - важное событие, свидетельствующее об укреплении тенденции к поиску коллективных ответов на непростые вызовы 21-го века. Эта работа ведется по поручению, зафиксированному в Декларации о создании ШОС, которую подписали в Шанхае в июне 2001 года главы всех наших шести государств. В основном завершена подготовка проектов Хартии и Соглашения по Региональной антитеррористической структуре ШОС. Наряду с шагами по организационному строительству поступательно развивается движение в налаживании взаимодействия по различным конкретным направлениям в рамках ШОС. Министры иностранных дел встречаются уже второй раз за последние полгода. На регулярной основе собираются министры обороны. Запускаются механизмы сотрудничества в области внешнеэкономической деятельности, ликвидации чрезвычайных ситуаций, культуры. Все это формирует солидный материальный фундамент будущей организации. Следует продолжить работу в этом направлении, последовательно, но без спешки и забеганий вперед расширять сферу взаимодействия в ШОС. В частности, в условиях быстрых изменений в международной ситуации возрастает необходимость чаще, может быть - в плановом порядке, сверять подходы государств-участников к актуальным международным проблемам, в том числе - в рамках ООН и других международных организаций и на международных конференциях.
По нашему мнению, следует уделить особое внимание выработке конкретных мер по укреплению экономической составляющей ШОС, максимальному задействованию потенциала взаимовыгодного делового партнерства в интересах хозяйственного подъема каждого государства-участника и всех вместе. ШОС создается открытой для взаимодействия с другими странами и организациями как в самом широком смысле, так и по отдельным направлениям и проектам. Конкретные формы и пути такого сотрудничества будут предусмотрены в уставных и других документах, регламентирующих деятельность ШОС. Сейчас трудно предположить, каким может стать состав Организации через некоторое время. Все решения на этот счет будут приниматься консенсусом, на основе общего понимания необходимости и своевременности таких решений. Уважаемые коллеги! ШОС уже воспринимается в мире как геополитическая реальность, как один из системообразующих факторов обеспечения стабильности и безопасности в Центральноазиатском регионе. С учетом же географического охвата Организации видим в перспективе возможности задействования потенциала ШОС на трансрегиональном уровне. Совместное заявление, принятое нами на внеочередном совещании в Пекине в январе с. г., наглядно продемонстрировало нашу способность адекватно реагировать на происходящие в мире изменения, формулировать и отстаивать собственное видение построения архитектуры регионального и глобального миропорядка. Оно весомо прозвучало на международной арене. Считаем, что интересы безопасности государств-участников ШОС неразрывно связаны с перспективами мирного процесса в Афганистане. Несмотря на падение режима талибов и разгром " Аль-Каиды", обстановка в этой стране остается сложной. По мере приближения Лойя Джирги (июнь с. г. ) появляются признаки обострения внутриполитической борьбы.
В январском Совместном заявлении мы выразили поддержку усилиям Временной администрации Афганистана, четко высказались за возрождение Афганистана в качестве мирного и нейтрального государства, живущего в гармонии с соседями и международным сообществом в целом, с территории которого не будут исходить угрозы региональной безопасности и глобальной стабильности. Тогда же мы выразили готовность принять активное участие в посткризисном восстановлении Афганистана в различных форматах. Полагаем, что подошло время для перевода этих намерений в практическую плоскость. Есть смысл подумать о введении в практику регулярных консультаций между внешнеполитическими ведомствами наших стран по проблемам безопасности в Центральной Азии в контексте развития обстановки в Афганистане. Убеждены в том, что задействование внерегиональных сил в делах региона должно быть сообразным конкретным задачам по искоренению опорных баз и ликвидации инфраструктуры терроризма и наркотрафика и не должно вызывать локальные или межгосударственные трения. На встрече в Пекине мы вместе высказали озабоченность в связи с сохранением напряженности между Индией и Пакистаном. И Дели, и Исламабад поддержали проведение антитеррористической операции в Афганистане. Тем не менее, это не снизило конфликтный потенциал в их взаимоотношениях. Не является секретом, что обе эти страны проявляют растущий интерес к деятельности ШОС. Насущно важно, чтобы Индия и Пакистан проявляли сдержанность и прилагали все возможные усилия в целях решения имеющихся проблем мирным путем. Не устранена опасность " перелива" террористических сил в Азиатско-тихоокеанский регион, прежде всего - в Юго-Восточную Азию, где уже давно действуют " собственные" террористические и экстремистские структуры. Реализация такого сценария грозила бы обострением застарелых " болезней" региона - территориальных споров, этноконфессиональной розни, сепаратизма и т. п. ШОС может внести уникальный вклад в дело формирования в АТР многополюсной, кооперативной по своему характеру системы общерегиональной безопасности, основанной на равноправном сотрудничестве всех расположенных здесь государств. Нам следует " держать в уме" перспективу активного участия ШОС в делах на азиатско-тихоокеанском пространстве и взаимодействия с уже зарекомендовавшими себя механизмами многостороннего взаимодействия, такими, как Региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ) и другие.
Несколько слов о кризисе на Ближнем Востоке. Несмотря на все усилия международного сообщества, он затягивается. Это вызывает глубокое беспокойство. Необходимо продолжать энергичную работу с целью скорейшего урегулирования конфликта путем реализации имеющихся инициатив и резолюций СБ ООН. Обобщая, хочу подчеркнуть, что очаги нестабильности и конфликтный потенциал сохраняются на гигантской трансрегиональной дуге от Ближнего Востока до Тихого океана, что является питательной средой и рассадником террористической и иных угроз нового поколения. Соответственно, объединение усилий человечества в устранении этих вызовов остается в центре международной повестки дня. Мы убеждены, что данная задача должна решаться исключительно на многосторонней, коллегиальной основе, строго в рамках Устава ООН и международного права. В этом контексте придаем важнейшее значение разработке в рамках ООН принципов, а также четкой, обязательной для всех международно-правовой базы антитеррористической деятельности, которые не давали бы повода для двойного толкования их содержания и не служили бы прикрытием для вмешательства в дела других государств и ущемления их суверенитета. Уважаемые коллеги! Становление нашей организации уже привлекло к себе широкое внимание в мире. Многие страны видят в ШОС прообраз международного объединения нового типа, которое соответствует нынешнему характеру международных отношений. И это - не случайно. Ведь ШОС показывает пример сочетания принципа равноправия всех участников и консенсуса с четкой внутренней организацией, нацеленностью на конкретные результаты и оперативностью. Подписав Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и создавая Региональную антитеррористическую структуру ШОС, мы формируем четкие правовые рамки для налаживания на региональном уровне взаимодействия в борьбе с нынешними вызовами, по сути - заложили один из первых блоков в будущую глобальную систему нейтрализации угроз нового поколения. В заключение хотел бы еще раз акцентировать ту мысль, что, выстраивая маршрут и схему конструирования ШОС, нам следует руководствоваться не только и не столько соображениями решения текущих, сиюминутных проблем, а смелее смотреть в будущее, исходить из стратегических объективных интересов наших стран на долгую перспективу. Уверен, что такие актуальные для наших государств задачи, как борьба с новыми угрозами, рациональное водопользование, развитие топливно-энергетического комплекса, транспортной инфрастуктуры и другие, можно выполнить только через региональное сотрудничество нашими собственными соединенными усилиями. Шанхайская организация сотрудничества - это тот инструмент, который позволит нам реально продвигаться в этих важных для всех нас направлениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|