Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль России в европейских делах




Роль России в европейских делах

(выступление на заседании Постоянной комиссии ПАСЕ,

Санкт-Петербург, 26 марта 2002 года)

 

Прежде всего хотел бы приветствовать уважаемых гостей - членов Постоянной комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Проведение в России заседания вашей комиссии, а также открывающийся завтра Межпарламентский форум по борьбе с терроризмом являются ярким свидетельством консолидации государств Европы и в целом мирового сообщества перед лицом новых глобальных вызовов.

Глубоко символично, что эти встречи проходят в Санкт-Петербурге - городе, который 300 лет назад стал для России " окном в Европу". Столь же символично, что мы встречаемся в Таврическом дворце, который по праву можно назвать колыбелью российского парламентаризма. И то, и другое является отражением двух фундаментальных начал современной внешней политики России: ее принадлежности европейскому цивилизационному пространству и приверженности общеевропейским ценностям демократии и прав человека.

Развитие отношений с европейскими государствами и региональными структурами, такими, как Совет Европы, является приоритетным направлением нашей внешней политики. В то же время, как неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В. В. Путин, Россия нужна Европе не в меньшей степени, чем Европа нужна России. Только за счет встречного движения, через сложение потенциалов всех европейских государств, включая Россию, может быть достигнута цель построения единой " Большой Европы" без разделительных линий.

Путь к решению этой задачи лежит через формирование общего европейского пространства в экономической, правовой, гуманитарной, культурной сферах, а также в области безопасности. Это отвечало бы, разумеется, в первую очередь интересам самих европейских народов. Вместе с тем, по нашему глубокому убеждению, такая Европа могла бы стать одним из активных факторов глобальной безопасности и стабильности в многополярном мире.

Сегодня уже невозможно рассматривать будущее Европы без учета тех задач, которые приходиться решать всему мировому сообществу в эпоху глобализации. Главная из них, безусловно, состоит в необходимости противостоять новым угрозам и вызовам, таким, как международный терроризм. Трагедия 11 сентября прошлого года в США ясно продемонстрировала, что справиться с этими вызовами можно только путем объединения усилий всех государств в рамках широкого многостороннего сотрудничества.

И здесь европейский опыт может иметь неоценимое значение для всего мирового сообщества. Ведь именно в Европе действуют наиболее развитые интеграционные структуры и механизмы регионального взаимодействия. Именно здесь в отношениях между государствами наиболее прочно утвердился принцип коллективного решения международных проблем.

В то же время мы, разумеется, не должны останавливаться на достигнутом. Необходимо и дальше совершенствовать систему общеевропейского сотрудничества, активнее разворачивать ее лицом к реальным проблемам безопасности. Принципиально важно выработать общий подход к вопросу о том, какой должна быть архитектура европейской безопасности в XXI веке. Тогда мы сможем легче представить себе роль основных региональных структур, определить место каждой из них в деле строительства единой безопасной Европы.

Для России, естественно, одним из главных приоритетов является укрепление Содружества Независимых Государств. Уважая независимость и территориальную целостность стран-членов СНГ, Россия считает своим долгом содействовать интеграционным процессам на пространстве Содружества в тех формах, которые реально достижимы и могут способствовать экономическому процветанию, благополучию и свободному общению граждан наших стран. Такое развитие СНГ, несомненно, было бы в интересах всей Европы, тем более, что Содружество уже давно является серьезным и ответственным партнером европейских организаций, включая Совет Европы.

Мы по-прежнему считаем ОБСЕ уникальным и наиболее представительным форумом для принятия решений по ключевым проблемам безопасности и сотрудничества в Европе. К сожалению, в последние годы развитию потенциала Организации препятствовали кризисные явления, связанные с географическим и функциональным дисбалансом в ее работе. Благоприятные предпосылки для вывода организации из кризиса были созданы решениями Совета министров ОБСЕ в Бухаресте в декабре 2001 года. Цель начатой реформы ОБСЕ - возвращение Организации к хельсинкским началам равноправного сотрудничества. Для этого необходимо в первую очередь последовательно выполнять положения Хартии европейской безопасности и Платформы кооперативной безопасности, принятые в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле.

Одно из ключевых мест в нашей европейской политике принадлежит развитию стратегического партнерства с Европейским союзом. Сегодня оно охватывает широкий спектр проблем, включая вопросы безопасности, взаимодействия на международной арене, масштабного экономического сотрудничества. Сейчас мы совместно работаем над решением проблем, связанных с последствиями предстоящего расширения Евросоюза. При этом мы исходим из общего понимания, что этот процесс не только не должен создавать новых барьеров на пути нашего взаимодействия, но наоборот, призван способствовать его углублению по мере того, как границы Евросоюза все ближе подходят к России. В этом отношении важнейшим показателем будет то, насколько успешно мы сможем решить вопросы жизнеобеспечения Калининградской области в контексте расширения ЕС.

Россия также готова развивать равноправное сотрудничество с Североатлантическим альянсом. В настоящее время идут активные переговоры с целью придания этому сотрудничеству действительно нового качества, отвечающего характеру современных проблем в области безопасности. Речь идет о том, чтобы перейти от практики обычных консультаций и обмена мнениями к выработке механизма совместного принятия решений и совместной ответственности за их реализацию. Одним словом, должен быть создан механизм " двадцатки", в котором на равноправной основе участвовали бы Россия и члены альянса.

В настоящее время, разумеется, нет более актуальной задачи для всех структур общеевропейского сотрудничества, чем наращивание вклада в борьбу с международным терроризмом. Главное состоит в том, чтобы всемерно укреплять глобальную антитеррористическую коалицию. Для этого необходимо, чтобы она опиралась на прочную правовую базу и действовала под эгидой ООН. При таком развитии она могла бы стать своего рода моделью коллективных усилий международного сообщества в деле противостояния новым угрозам и вызовам.

Принципиально важно и другое. Чтобы быть по-настоящему эффективной, антитеррористическая борьба не может сводится к одним лишь силовым действиям. Она должна включать комплекс самых различных мер, направленных на то, чтобы в корне подорвать социальную базу терроризма, лишить его политической и материальной поддержки.

Убежден, что Совет Европы может сыграть важную роль в деле укрепления правовой основы антитеррористической борьбы, в создании атмосферы активного неприятия любых видов политического экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости. В этой связи Россия готова активно сотрудничать с Междисциплинарной группой по вопросам борьбы с терроризмом, созданной по решению Комитета министров Совета Европы.

Членов Парламентской Ассамблеи Совета Европы, естественно, интересует вопрос о положении в Чеченской Республике. Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что усилия по нормализации обстановки в этом регионе Российской Федерации мы рассматриваем как неотъемлемую часть глобальной антитеррористической борьбы. Сегодня уже для всех очевидна связь действующих там террористических групп с талибами и " Аль-Каидой", их непосредственное участие в военных действиях в Афганистане.

В то же время мы прекрасно понимаем, что нормализовывать обстановку в Чечне следует прежде всего политическими средствами. На это и направлены в первую очередь усилия федерального центра. В республике идет активный процесс восстановления мирной жизни. Полностью воссозданы и действуют местные органы власти. В настоящее время обсуждаются различные проекты будущей конституции, ведется подготовка к выборам. Работают правозащитные механизмы в лице Специального представителя Президента Российской Федерации и его аппарата.

Следует подчеркнуть, что вся эта деятельность осуществляется совершенно открыто, на глазах у всего мирового сообщества. Не было ни одной международной организации, ни одного средства массовой информации, которые не имели бы возможности непосредственно, на месте познакомиться с обстановкой в Чечне. Мы не скрываем и трудностей, которые там безусловно существуют, в том числе и в области обеспечения прав человека. Вместе с тем нельзя не видеть реальных положительных сдвигов в решении такого рода вопросов. Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что мы позитивно оцениваем работу экспертов Совета Европы в Чечне. Считаем, что они внесли полезный вклад в работу Бюро В. А. Каламанова, и настроены на продолжение такого сотрудничества.

Важным условием успеха в борьбе с террористической угрозой в Чеченской Республике является пресечение каналов подпитки боевиков. Одни из них проходят через Панкисское ущелье в Грузии. Мы удовлетворены тем, что грузинское руководство наконец признало опасность, исходящую от окопавшихся в Панкиси террористов, и планирует предпринять необходимые меры. Россия, как и ранее, готова оказать в этом содействие.

В целом ликвидация очагов напряженности и конфликтов на всем европейском пространстве является одной из ключевых предпосылок для эффекивного отпора терроризму во всех его формах и проявлениях.

Мы придаем большое значение деятельности Совета Европы по защите прав национальных меньшинств. Реализация идей, лежащих в основе Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (напомню, что она была ратифицирована Российской Федерацией в августе 1998 г. ), критически важна для сохранения стабильности в Европе, поддержания добрососедских межгосударственных отношений. Идеи эти просты - полноценная интеграция меньшинств в социально-экономическую и политическую жизнь государств их постоянного проживания при сохранении культурной, языковой и религиозной самобытности.

В этом контексте нас не могут не беспокоить сохраняющиеся проблемы с обеспечением прав человека в Латвии и Эстонии. Искренне надеемся, что руководство этих государств внесет коррективы в свою политику в этом вопросе. Это не только отвечало бы интересам развития дружественных добрососедских, отношений между этими государствами и Россией, но и в целом способствовало бы становлению единого гуманитарного пространства в масштабах всей Европы.

Приветствуем также деятельность Совета Европы в области зашиты прав уязвимых групп населения, таких как беженцы, вынужденные переселенцы и трудовые мигранты. Будем и впредь внимательно прислушиваться к рекомендациям Комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью.

По нашему убеждению, Совет Европы призван играть ключевую роль в укреплении демократических принципов взаимоотношений между европейскими государствами. Речь идет прежде всего о развитии равноправного сотрудничества без двойных стандартов, а также без деления на " учителей" и " учеников".

Это касается, в частности, оказания поддержки государствам в деле укрепления их демократических институтов, становления гражданского общества. Такая поддержка должна осуществляться не в форме политического давления или попыток изоляции, а через конструктивный диалог.

В этом контексте считаем необходимым полноценное участие Белоруссии в деятельности европейских структур, в том числе восстановление статуса специально приглашенного в ПАСЕ.

Сотрудничество с Советом Европы в деле укрепления демократических институтов имеет большое значение и для России. В частности, мы высоко ценим сложившееся взаимодействие в таких сферах, как судебная реформа, совершенствование федеративных отношений.

Историческая миссия Совета Европы - координация солидарных действий государств в защиту прав человека и обеспечение демократической стабильности. Совет Европы призван служить каналом конструктивного профессионального диалога по вопросам защиты прав европейцев перед лицом как старых, так и новых вызовов и угроз, противостоять которым можно лишь сообща. Хотел бы заверить вас, что в лице России Совет Европы будет и в дальнейшем иметь единомышленника и надежного партнера.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...