Вопрос: Какие долгосрочные интересы преследует Россия в развитии партнерства с НАТО?
Вопрос: Какие долгосрочные интересы преследует Россия в развитии партнерства с НАТО? Ответ: Полагаю, что было бы неправильным считать, что кто-то выигрывает или проигрывает в большей степени от этого партнерства. Партнерство может быть действующим только тогда, когда мы все вместе выигрываем. Именно с такой позиции мы подходили при выработке механизма " двадцатки". Это в интересах России, в интересах НАТО и всех государств, которые хотят укреплять международную безопасность. Поэтому мы будем взаимодействовать в рамках нашего Совета и искать такие решения, которые учитывают интересы России, стран НАТО и международного сообщества. Выступление на обеде с членами Совета по международным делам Северной Калифорнии и Клуба содружества Калифорнии (Сан-Франциско, 6 мая 2002 года)
Уважаемые дамы и господа! Прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство Совета по международным делам Северной Калифорнии и Клуба содружества Калифорнии за приглашение выступить перед политическими деятелями и представителями делового мира крупнейшего штата США. Знаю, что многие из вас активно участвуют в практическом сотрудничестве между нашими странами, формируют ткань двусторонних отношений, наполняют их конкретным содержанием. Это - мой первый визит в Калифорнию. И мне особенно приятно отметить, что Россию и ваш штат очень многое связывает. Это прежде всего заметный " русский след" в истории освоения Калифорнии, уходящий корнями в далекий XVIII век. " Русский холм" в Сан-Франциско, названный в память о русских моряках, погибших в борьбе со стихийным бедствием, -один из символов готовности наших народов прийти на помощь друг другу в трудную минуту. Те, кто бывал в Москве, знает, что в одном из самых популярных театров российской столицы уже около четверти века идет с неизменным аншлагом мюзикл, посвященный событиям двухсотлетней давности - истории любви российского офицера и калифорнийской девушки.
В Калифорнии уже в наши дни сложилась крупная российская диаспора. Несколько тысяч специалистов из России, в т. ч. значительное количество инженеров и программистов, работают в местных высокотехнологичных компаниях. Это, с одной стороны, яркий пример преемственности и поступательного развития российско-американских связей, а с другой - свидетельство набирающей темп глобализации, активными участниками которого являются как государства, так и простые граждане. В полной мере это относится и к Российской Федерации, которая решительно включилась в этот процесс. Мы - за полноценную интеграцию нашей национальной экономики в мировую торгово-экономическую систему. Отсюда - наш интерес к равноправному членству в ее регулирующих механизмах, таких как Всемирная торговая организация. Мы готовы присоединиться к ВТО на стандартных условиях и ведем интенсивные переговоры на эту тему с основными партнерами, в том числе США. Мы нацелены на взаимодействие с крупными региональными экономическими объединениями, среди которых ведущее место занимают Европейский союз и АТЭС. Причем Евросоюз на сегодня - наш главный экономический партнер. На него уже сейчас приходится свыше трети внешнеторгового оборота России, а после предстоящего расширения ЕС этот показатель может достичь вообще 50%. В повестке дня нашего сотрудничества с Евросоюзом - создание общего экономического пространства и разработка долгосрочной модели энергетической безопасности. Эти направления призваны дополнить поступательный политический диалог между Москвой и Брюсселем, наши совместные усилия в сфере региональной и внутренней безопасности.
Что касается АТЭС, членом которого Россия стала четыре года назад, то он объединяет самые динамично развивающиеся экономики мира. Россия настроена на активную работу с партнерами по АТЭС. Уже сегодня официальный торговый оборот между Россией и Китаем превысил 10 млрд. долл., растут наши связи со странами АСЕАН. Вовлечение двух корейских государств в осуществление совместных с Российской Федерацией и другими странами региона транспортных проектов способно обеспечить запуск трансевроазиатской железной дороги. Уверен, в этой аудитории не надо объяснять, насколько это ускорит и удешевит доставку грузов из АТР в Европу. Наконец, нельзя не сказать о традиционном стремлении России к углубленному сотрудничеству с нашими соседями на постсоветском пространстве, ставшем частью общемирового рынка товаров и услуг. Важно, что сейчас сами государства-члены Содружества независимых государств все больше осознают экономический и социальный эффект от интеграционных процессов с Россией, проявляют заинтересованность в сопряжении внутренних процессов у себя с ходом российских реформ. Одним словом, Россия с ее 150-ю миллионами потребителей, с богатейшими на планете запасами природного сырья, технологическими достижениями, транспортными и трубопроводными сетями, уникальным человеческим потенциалом все больше востребована на мировом рынке, что в равной степени отвечает нашим интересам и интересам наших партнеров. Дамы и господа! В экономике Российской Федерации за последние годы появились заметные позитивные сдвиги. В значительной мере преодолены последствия финансового кризиса 1998 г. За три последние года ВВП увеличился на 20%, а промышленное производство и инвестиции в основной капитал - на треть. Более 80% национального продукта создается в негосударственном секторе. Мы уже не так, как раньше, зависим от мировых цен на нефть, и это несмотря на то, что мы вернули себе вторую позицию в мире по объемам производства нефти. Одним из важнейших результатов 2001 года стала смена факторов роста - внешнеэкономических на внутренние. В частности, объем инвестиций в основной капитал вырос на 9%. Более чем вдвое выросла суммарная капитализация российских компаний.
Сохранялась финансовая стабильность, доходы федерального бюджета за 2001 год составили 18% от ВВП. Сам же бюджет исполнялся с устойчивым профицитом. Последовательно укреплялись институциональные основы рыночной системы. Сегодня Россия переходит ко второму этапу реформ, когда первоочередное внимание будет уделено структурным изменениям. Выступая на днях с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, Президент В. В. Путин предложил всему обществу избавиться от экономической робости и ставить амбициозные задачи по увеличению темпов роста и конкурентоспособности страны, активизации экономических усилий на всех уровнях. Целенаправленные шаги по реформированию российской экономики уже принесли очевидные, реальные результаты. Поэтому не может не удивлять, что России до сих пор отказывают в признании ее рыночного статуса. Во многих отношениях российский рынок сегодня гораздо более открыт, чем экономики иных наших партнеров, " рыночность" которых никто не ставит под сомнение. В России ведется серьезная работа по созданию максимально благоприятных условий для ведения бизнеса. На треть снижен налог на прибыль, введен единый налог на пользование ресурсами, а подоходный налог, взимаемый по единой ставке в 13% - самый низкий в Европе. Цель проста - создать условия, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать в экономику своей собственной страны. Укрепляется законодательная база реформ. После нескольких лет настойчивых усилий принят Земельный кодекс. В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект об обороте сельскохозяйственных земель, который фактически решит вопрос о собственности на землю. Снижено число лицензируемых видов деятельности. Упрощен порядок регистрации юридических лиц - мы хотим, чтобы она проходила по хорошо известному принципу " одного окна". Большое внимание уделяется защите прав акционеров, в т. ч. миноритарных, обеспечению прав интеллектуальной собственности, развитию малого бизнеса. Упрощается процедура решения коммерческих споров. На повестке дня - глубокая административная реформа, цель которой - модернизация всей системы исполнительной власти.
В последнее время Россия достигла значительных результатов в реформе финансового сектора и банковской системы. Утверждены поправки к банковскому законодательству, которые помогут укрепить правовую базу для банковского надзора и реструктуризации финансовых учреждений. Начата большая работа по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета. Завершается работа над законопроектом о гарантировании вкладов в коммерческих банках. В рамках борьбы с отмыванием денег был принят закон о противодействии легализации преступных доходов, разработанный с учетом рекомендаций Группы ФАТФ и положений Страсбургской конвенции Совета Европы, к которой Россия присоединилась в минувшем году. В России создан национальный орган финансовой разведки - Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу; одобрены необходимые поправки к Уголовному кодексу, Закону о банках и банковской деятельности и Закону о ценных бумагах. Мы рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с ФАТФ, особенно в таких важных областях как исключение России из " черного списка" Группы, а также борьба с финансированием терроризма. Особое внимание уделяется вопросам внутренней безопасности, которая, знаю, зачастую беспокоит иностранных инвесторов. Предпринимаются конкретные законодательные и административные шаги по недопущению проникновения криминальных структур в экономическую жизнь. Важное достижение экономического курса российского правительства - заметный рост инвестиций, как внутренних, так и иностранных. В 2001 г. впервые за последние годы существенно сократился отток и наметился процесс массового возврата из-за рубежа российского капитала. С другой стороны, и в зарубежных предпринимательских и финансовых кругах ощущается рост доверия к России, что ведет к повышению ее кредитного рейтинга. Приветствуем тот факт, что среди самых " напористых" иностранных вкладчиков капитала в российскую экономику - американские компании " Форд", " Дженерал Моторс", " Коноко", " Шеврон-Тексако", " Маратон", " Боинг", " Ньюмонт Майнинг" и другие. С удовлетворением отмечаем начало эксплуатации Каспийского трубопроводного консорциума, перевод в основную фазу проекта
Новую динамику - и это принципиально важно - приобретают прямые связи между предпринимателями наших стран. Запущенный менее года назад Российско-Американский деловой диалог распространился на всю сферу двустороннего экономического сотрудничества. Точка зрения бизнеса -важнейшей движущей силы как американского, так и российского общества - для нас крайне важна. Участники бизнес-диалога готовят рекомендации правительствам России и США. Они будут доложены президентам наших стран и изучены самым внимательным образом. Особо хотел бы отметить такое перспективное поле сотрудничества как российско-американский энергетический диалог. Мы рассматриваем его как фактор поддержания стратегической стабильности в мире. Наши страны, наши компании могут и должны быть здесь естественными партнерами. Работа в этом направлении уже ведется. В Вашингтоне состоялось первое заседание совместной рабочей группы по энергетическому сотрудничеству. Принят конкретный план действий, в т. ч. затрагивающий вопросы стабилизации ситуации на мировом рынке нефти. На днях здесь побывал Министр энергетики России И. Х. Юсуфов, который обсудил эту тему с представителями администрации США. На осень с. г. намечено проведение энергетического бизнес-саммита в Хьюстоне. Значительные резервы российско-американского сотрудничества лежат и в высокотехнологичных отраслях - авиастроении, машиностроении, информатике. Нельзя не отметить и такой важный канал взаимодействия как прямые связи регионов России и штатов США. С 1994 года успешно действует рабочая группа " Дальний Восток России - Западное побережье США". Под ее эгидой осуществляется ряд перспективных взаимовыгодных проектов. Без сомнения, Сан-Франциско с прилегающей к нему силиконовой долиной может сказать веское слово в развитии российско-американского сотрудничества, прежде всего в сфере высоких технологий. Мы готовы к наращиванию экономического взаимодействия с США по самому широкому спектру направлений. Его вывод на новый качественный уровень станет одним из важных пунктов повестки дня предстоящего российско-американского саммита. Дамы и господа! Построение равноправных и взаимовыгодных, партнерских отношений в сфере торговли и инвестиций - дело нелегкое. В процессе сотрудничества не могут не возникать проблемы. Их наличие между партнерами - вещь распространенная и объяснимая как в бизнесе, так и в политике. Главное не в том, есть они или их нет. Существует ли механизм их конструктивного разрешения - вот что определяет характер партнерства. Кстати, одним из индикаторов того, что отношения двух стран носят здоровый характер, служит содержание переписки между дипломатическими ведомствами и их посольствами за рубежом по экономическим проблемам. По " большому секрету" назову лишь заголовки некоторых типичных депеш от российского посла в Вашингтоне: " О введении дополнительной пошлины на товары, ввозимые в США из России", " О признании в США факта уплаты премии при вывозе товаров из России", " Об использовании в России фабричных и торговых клейм", " К позиции США по вопросу регистрации торговых марок", " О последствиях введения нового американского таможенного тарифа". Названные донесения были направлены российским Посольством в США сто лет тому назад - в период с 1902 по 1916 гг. Не буду скрывать, что сходство перечисленных тем с нынешними поразительное. Кстати говоря, Россия и Америка уже в тот период старались находить и находили удачные развязки коммерческих проблем. Проявляя конструктивный подход, мы и сегодня способны в нормальном рабочем режиме разблокировать некоторые острые вопросы двусторонней торговли. Это в полной мере касается, в частности, импорта в Россию продукции американского птицеводства. Между тем, в российско-американской повестке дня сохраняется и ряд застарелых, зачастую носящих хронический характер проблем, настоятельно требующих скорейшего разрешения. Одна из них - полный и окончательный вывод России из-под действия поправки Джексона-Вэника. Этот вопрос наконец переведен в практическую плоскость. Соответствующий законопроект уже рассматривается в Конгрессе. Мы приветствуем позитивный настрой и усилия администрации США, конгрессменов, политиков, предпринимателей. Ожидаем скорого и положительного для нас решения в другом важном деле — предоставлении российской экономике рыночного статуса по американскому торговому законодательству. Еще один предмет нашей озабоченности - практика ограничения доступа российских товаров на американский рынок, которая, на наш взгляд, не отвечает принципу свободной и справедливой конкуренции. Это касается разных видов продукции, но прежде всего - стальной. Существенный фактор - запреты и ограничения в сфере передачи технологий, которые остаются в силе, несмотря на новое качество наших отношений. В результате американские компьютерные фирмы не могут экспортировать в Россию свою самую передовую продукцию. В свою очередь, Россия не может в полной мере помочь Соединенным Штатам имеющимися у нас технологическими возможностями преодолеть бюджетные проблемы в осуществлении программы Международной космической станции. Уверен, что такая ситуация не отвечает ни нашим, ни вашим интересам. Что касается России, то хочу еще раз подчеркнуть, что мы готовы к полномасштабному торговому, инвестиционному и технологическому сотрудничеству с Соединенными Штатами. Со своей стороны, будем делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить самый высокий уровень взаимодействия, укрепить отношения российско-американского экономического партнерства, придать ему новое качество. Уверен, что и вы сделаете правильный выбор - в пользу непосредственного и активного участия в этом процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|