Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа образования. Значение реформ




Судебная реформа

В 1864 г. началась судебная реформа (новые суды первоначально стали действовать только в Петербургской и Московской губерниях. В остальных регионах новые суды основывались постепенно, в те­чение длительного времени). Была провозглашена независимость суда от администрации: назначаемый правительством судья мог быть освобожден от должности только по постановлению суда. Вводилась равная ответственность всех сословий перед законом. Ограниченность судебной реформы проявлялась в том, что привлечение к ответственности государственного чиновника осуществлялось не по решению суда, а по постановлению его начальст­ва. Объявлялась гласность суда, т. е. на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Вводи­лось состязание прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалась бессословность суда, но для крестьян со­хранился волостный суд, для духовенства — консистории, для рассмотрения коммерческих дел и дел купцов — коммерческий суд. Сохранился также военный суд. Политические дела были изъяты из окружных судов и стали рассматриваться особыми присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Судебная реформа была наиболее последовательной, она спо­собствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового государства.

Городская реформа

В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление. Реформа упразднила старую екатери­нинскую сословную городскую думу и вводила бессословную ду­му, избираемую на четыре года. Для управления городом город­ская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского голову. В ведении выборных органов находились во­просы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Как и земские учреждения, городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

Военная реформа

Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, бурный рост милитаризма, военной техники, увеличе­ние численности армий в других государствах, новые методы ве­дения войны и, конечно, задачи внешней политики страны заста­вили правительство Александра II в 1862—1874 гг. осуществить реформы в военной сфере. В проведение реформ огромный вклад внес крупный государственный деятель, военный министр Д. А. Милютин (1816—1912).

В стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте устанавли­вался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на 9 лет; на флоте срок службы составлял 7 лет и три года в запасе. Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Армия начала оснащаться новыми видами военной техники, создавался паровой флот.

Реформа образования

Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. былвведен новый университетский устав, со­гласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглаша­лась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образования. Однако избранных сове­том преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государствен­ных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования.

Средними учебными заведениями являлись семилетние гимна­зии: классические, в которых основное внимание уделялось пре­подаванию древних языков, и реальные — преподаванию матема­тики и естествознания. Окончившие классическую гимназию име­ли право без экзаменов поступить в университет, а реальную — в технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.

Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.

Значение реформ

Реформы 60—70-х гг., несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения фео­дальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Рефор­мы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчу­ждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демо­кратов. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразо­ваниями сверху, мирным путем. В России начался процесс мир­ного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II, царь-освободитель1 был убит членами " Народной воли", поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...