Общественно-политическое движение
Неудачи в реформировании России Александром поражение декабристов обусловили нарастание консервативных настроений в обществе. В 30-х гг. министр народного просвещения С. С. Уваров (1786—1855) выдвинул теорию " официальной народности", суть которой состояла в утверждении, что русский народ по своей природе религиозен, предан царю и не противится крепостному праву. Эта теория была положена в основу государственного обучения в учебных заведениях. Однако в " жестокий век" николаевской реакции идейно-политическая борьба не только не замерла, она стала шире и разнообразнее, в ней возникли течения, различающиеся в вопросах об общем о особенном в историческом процессе и судьбе России. С резкой критикой правительственной идеологии выступил П. Я. Чаадаев (1794—1856) в своем " Философическом письме" (1836), в котором затронул проблемы прошлого, настоящего и будущего России. Автор был объявлен сумасшедшим. Изучение членами кружка Н. В. Станкевича (1813—1840) трудов Гегеля, Канта, Шеллинга и других немецких философов было признано инакомыслием. Особое понимание путей развития России было свойственно представителям двух идеологических течений — западникам и славянофилам. Славянофилами были: А. С. Хомяков (1808—1856), К. С. Аксаков (1817—1860), /7. 6. Киреевский (1808—1856), И. В. Киреевский (1806—1856), Ю. Ф. Самарин (1819—1876) и др. Доказывая своеобразие российского исторического развития, они отрицали капитализм, а также возможность и необходимость революции в России. Славянофилы утверждали, что петровские реформы нанесли серьезнейший ущерб русским традициям и увели страну с верного пути. Процветание России они видели в православии, крестьянской общине, соборности и самодержавии, ограниченном Земским собором.
Противниками славянофилов выступали западники: цен (1812—1870), Т. Н. Грановский (1813—1855), Б. Н. (1828—1904), К. Д. Кавелин (1818—1885), В. П. Боткин (1811/12— 1869), М. Н. Катков (1818—1887), подвергшие резкой критике общинные начала русской 'действительности. Они утверждали европейский вариант развития России, считая, что усвоение широкими массами достижений европейской культуры и технического прогресса обеспечит благосостояние народа. В конце 40-х гг. XIX в. меняется характер идейных поисков и формируются взгляды революционных демократов В. Г. Белинского (1811—1848), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1813—1877) и др. А. И. Герцен в своем творчестве отразил специфику политической ситуации в стране и круг проблем, занимавших умы мыслящей части русского общества. Страшный, высший деспотизм и инквизиционное управление, по словам Герцена, заставило его покинуть Родину. Издаваемые им за границей альманах " Полярная звезда' и журнал " Колокол' сыграли огромную роль в просвещении России. Герцен и Белинский полагали, что построенный в будущем социализм станет обществом без эксплуатации человека человеком. За республиканскую форму правления и освобождение крестьян от крепостного права выступали члены кружка М. В. Петрашевского (1821—1866). В начале царствования Александра II представители различных идейных течений были едины в понимании необходимости социально-экономических преобразований. Но ограниченность аграрной реформы обусловила подъем оппозиционного самодержавию движения и его раскол на либеральное и революционное направление. Революционное направление складывалось из двух течений: народничества и марксизма. Идеология народничества, важнейшее положение которой — переход России к социализму, минуя капиталистический путь развития. Ни " хождение в народ", ни террористические акты, ни убийство Александра II не привели к народной революции и разрушению самодержавного строя.
Интерес к марксизму в России возрос в 70-х гг. В 80-х гг. появились нелегальные марксистские группы и кружки. В Женеве действовала созданная Г. В. Плехановым (1856—1918) группа 'Освобождение труда". В 1895 г. разрозненные социал-демократические кружки Петербурга были объединены В. И. Лениным (1870—1924) в " Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1898 г. состоялся 1 съезд социал-демократических организаций России, заявивший о создании политической партии рабочего класса, однако устав и программа не были приняты Итак первая четверть XIX в. была отмечена либеральными реформами государственного управления и разработкой программы преобразований России М. М. Сперанским. Это был период противостояния буржуазной Франции и феодально-крепостнической России. Героическая борьба русского народа в Отечественной войне 1812 г. разрешила это противостояние в пользу России и утвердила ее приоритет в Европе. Тридцатилетняя николаевская эпоха была временем утверждения самодержавной власти, потерпевшей поражение в Крымской войне. Во второй половине XIX в. самодержавие вынуждено было заняться самоусовершенствованием и провести целый ряд либеральных реформ, обеспечивающих быстрое развитие капитализма. Однако незавершенность реформ способствовала формированию нелегальной оппозиции и ее социальной базы. Разрешение острых противоречий в обществе откладывалось на последующие годы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|