Модуль 2. Авторское право. Вопросы к практическому занятию
Модуль 2. Авторское право Вопросы к практическому занятию 1. Понятие и признаки авторского права. 2. Объекты авторского права: 2. 1. Общая характеристика объектов авторского права. 2. 2. Творческий характер объектов авторского права. 2. 3. Объективная форма и воспроизводимость. 2. 4. Выполнение формальностей. Знак охраны авторского права. 3. Субъекты авторского права: 3. 1. Автор произведения. 3. 2. Соавторы. 3. 3. Иностранные авторы. 3. 4. Наследники и иные правопреемники. 3. 5. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. 4. Содержание авторского права: 4. 1. Общая характеристика содержания авторского права. 4. 2. Личные неимущественные права авторов. 4. 3. Имущественные права авторов (иных правообладателей).
Основные тезисы: Авторское право характеризуется многообразием объектов. Статья 1259 Гражданского кодекса РФ перечисляет основные объекты авторского права. Введение такого подробного списка обусловлено особенностями развития авторского права и особыми признаками объектов, на которые следует обратить внимание при изучении данной темы. Важной проблемой судебной практики по делам о нарушениях авторского права является определение объекта авторского права, которая связана с понятием произведения, по поводу использования которого и возникают все авторские правоотношения. Произведение как результат творческой деятельности является весьма сложным объектом правовой охраны. В течение жизни каждый человек создает различные произведения, например, школьник пишет сочинение, которое публикуется в журнале, маленький ребенок рисует домик, который используется в рекламе. Специфика авторского права такова, что авторские произведения как объект творческой деятельности трудно формализуемы. Поэтому, видимо, закон не дает определение понятию «произведение». Студентам четко необходимо уяснить, что авторское право на произведение не зависит от права на материальный объект, в котором данное произведение выражено.
На создание удачного названия произведения часто затрачивается много времени, результатом такой работы оказывается объект, сам по себе образующий дорогостоящий рыночный актив. Название произведения как объект авторского права обладает по сравнению с самим произведением большим своеобразием. Авторские права распространяются также и на персонаж произведения, если он по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора и выражен в какой-либо объективной форме. Объектами авторского права являются произведения изобразительного искусства. Общего понятия произведению изобразительного искусства закон не дает. Это и не представляется возможным ввиду крайнего многообразия форм и технических способов выражения творческой мысли в произведениях художественного творчества. В качестве отдельных видов произведений изобразительного искусства закон упоминает произведения живописи, скульптуры, графических искусств, иллюстрации, пластические произведения. Еще недавно можно было встретить в специальной литературе заголовки статей типа «О бедном фотографе замолвите слово», т. к. фотографии и соответственно права фотографов не охранялись. В настоящее время согласно ст. 1259 Гражданского кодекса РФ фотографии и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, относятся к объектам авторского права. Несомненно, музыкальное произведение является самым могучим и самым пленительным способом выражения духовного творчества. Достаточно вспомнить поэмы Гете и Шиллера, стихотворения Марины Цветаевой и Сергея Есенина, переложенные на музыку великими композиторами, не говоря уже о музыкальных произведениях, созданных автором на основе своего собственного сюжета. Важную роль приобретают охраноспособные элементы, присущие всему музыкальному творчеству: мелодия, гармония, ритм.
Представляет интерес вопрос о хореографических произведениях как объектах авторского права. Великая балерина к. XIX н. XX в. М. Ф. Кшесинская в своих воспоминаниях отмечала, что балет находится «на затворках» театра, первое место в нем занимает опера. Действительно, в течение длительного времени создателям балетов было отказано в охране авторских прав. Если хореографическое произведение является самостоятельным объектом авторского права, означает ли это, что сам балетный спектакль тоже является объектом авторского права? Самостоятельным объектом авторского права являются программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. В числе объектов авторского права видное место занимают производные произведения. Право на перевод или другую переработку произведения является одним из способов использования исключительного права. Он заключается в возможности, например, воспроизвести произведение в новой литературной форме, перевести на другой язык, сделать аранжировку или экранизировать. Автор может распорядиться своим исключительным правом – дать согласие на переделку другим лицам. Особенно часто переработка чужого произведения имеет место в драматургии и кино. Для перевода характерна его связь с оригиналом. Так как для признания перевода объектом авторского права в нем должен быть элемент творчества, возникает вопрос: можно ли признавать объектами авторского права так называемые подстрочные переводы? Известно, что комбинации трех элементов (мелодии, гармонии, ритма) могут бесконечно варьироваться; это и составляет богатство музыкального фонда человечества. Таким образом, можно на основе уже существующего произведения, заменяя или видоизменяя один из этих трех составных элемента, создать новое, т. н. производное произведение. Вопрос о музыкальных обработках особенно актуален потому, что нередки случаи, когда благодаря обработке сочинение композитора «начинает новую жизнь» и получает наиболее широкое распространение. Русский юрист А. Б. Панкевич отмечал, что «при переложении на инструмент, значительно отличающийся по своей конструкции и способу извлечения звуков, подобная работа требует немало ловкости, вкуса и знания, т. к. нужно сообразоваться с особенностями инструмента, на котором один и тот же эффект можно передать совершенно иным способом» (цит. по: Зильберштейн Н. Авторское право на музыкальные произведения).
Оркестровка – один из наиболее сложных видов переложений. Оркестровка всегда рассматривалась как продолжение и завершение единого творческого процесса создания музыки. Н. А. Римский-Корсаков отмечал: «При отделке и оркестровке чувствуешь удовольствие в том, что сочинение принимает законченную форму, которая и есть цель самого сочинения» (цит. по: Н. Зильберштейн. Указ. соч. ). Объектами авторского права по российскому законодательству признаются сборники и иные составные произведения (энциклопедии, атласы, антологии и т. д. ), которые создаются путем творческого соединения в единое целое произведений, автором которых составитель не является. Интересным объектом авторского права выступает база данных. Студентам рекомендуется ознакомиться с понятием базы данных, которое содержится в ст. 1260 Гражданского кодекса РФ, а также особенностями правовой охраны данного объекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|