Задания для обсуждения. Модуль 2.1. Объекты авторского права. Вопросы к практическому занятию. Задачи
Задания для обсуждения Задание 1. С учетом действующего законодательства ответьте на следующие вопросы: 1. Возникает ли соавторство, когда литературное произведение создается в результате совместной работы над рукописью писателя с не имеющим литературного опыта «рассказчиком» (например, участником Великой Отечественной войны)? 2. Если автор обнародовал произведение без указания своего имени, означает ли это, что он отказывается от авторства на данное произведение? 3. Можно ли квалифицировать действия собственника материального носителя, в котором воплощено произведение (например, архитектурное сооружение, скульптура и т. д. ), как нарушение права автора на защиту репутации, в случае внесения им изменений, переделки, разрушения конкретного произведения? 4. «Как бы ни были остроумны идеи, выраженные другими, даже если они отмечены печатью гения, их распространение и использование не может наталкиваться на ограничения, присущие авторскому праву; по своей сути и назначению идеи «не знают границ». Поясните данное выражение, сформулированное Анри Дебуа (цит. по: Дюма Р. Литературная и художественная собственность). Задание 2. Оцените с точки зрения действующего законодательства решение Российского авторского общества предъявлять иски водителям маршрутных такси за трансляцию музыки в салоне (как за звучание музыки по радио, так и за включение флешносителей с записанной музыкой).
Модуль 2. 1. Объекты авторского права Вопросы к практическому занятию 1. Понятие и признаки произведения. 1. 1. Литературные произведения. Заглавие произведения. Персонаж. 1. 2. Произведения изобразительного искусства.
1. 3. Фотографические произведения. 1. 4. Музыкальные произведения. 1. 5. Хореографические произведения. 1. 6. Программы для ЭВМ. 1. 7. Аудиовизуальное произведение. 2. Производные произведения. Составные произведения. 2. 1. Переработка оригинального произведения. 2. 2. Перевод. 2. 3. Музыкальная обработка, переложения, оркестровка, аранжировка. 2. 4. Произведения составительского творчества. Задачи 1. Скульптор Курочкин создал в бронзе фигуру Остапа Бендера, стоящего на пьедестале со стулом в правой руке. Скульптура была установлена недалеко от входа в городской театр юмора и сатиры в 1996 г. На 20-ю годовщину ее создания в 2016 г. скульптура была показана в телевизионной передаче, посвященной творчеству Курочкина, в которой также говорилось о распродаже открыток с изображением скульптуры Остапа Бендера. Увидев эту передачу, Курочкин предъявил в суд два иска. Первый – к предпринимателю Лисицыну, использовавшему изображение скульптуры Остапа Бендера в коммерческих целях без согласия автора, с требованием выплаты авторского вознаграждения. Второй – к автору репортажа Коркину с требованием выплаты авторского вознаграждения за показ скульптуры в телевизионной передаче без согласия автора и возмещения ущерба за рекламу неправомерной торговли открытками с ее изображением. На заседании суда по рассмотрению ответчики этих исков не признали. Какое решение должен вынести суд по каждому из этих исков? Является ли репортаж Коркина рекламой продажи открыток с изображением скульптуры Остапа Бендера?
2. Писателем Коротковым было создано литературное произведение, которое в дальнейшем он собирался передать издательству. Опасаясь, что с произведением может что-нибудь произойти, он задумался, как приобретаются авторские права и каким образом можно гарантировать их охрану. С этими вопросами он обратился в юридическую фирму «Копирайтер».
Проконсультируйте писателя Короткова от имени сотрудников юридической фирмы «Копирайтер». 3. Леонов обратился в суд с иском о защите авторского права в связи с тем, что в телевизионной программе с участием Сутулова были использованы принадлежащие Сутулову фотографии с его изображением, автором которых является истец, причем одна из фотографий была переработана, а имя автора при использовании фотографий (в титрах передачи) указано не было. Ответчики утверждали, что данные фотографии не являются объектом авторского права, т. к. не имеют художественной ценности, а также использование правомерно опубликованных фотографий можно приравнять к цитированию. Под правомерным опубликованием они понимали предоставление автором этих фотографий лицу, которое на них изображено. Являются ли такие фотографии объектом авторского права? Какими правами обладает автор фотографии и изображенное на ней лицо? Подлежит ли данное требование истца удовлетворению?
4. Один из видных российских ученых Пряхин находился в длительной переписке со своим школьным другом Петуховым, проживающим в Твери. После смерти ученого, друг, желая увековечить его память, решил издать их переписку, заключив с тверским издательством договор. Когда письма были опубликованы, дети ученого Пряхина обратились к другу отца с требованием изъять все письма отца из книги. Однако Петухов отказался выполнить данное требование, считая, что это его личное дело. Рассматривается ли переписка в качестве объекта авторского права? Подлежат ли требования детей удовлетворению? 5. Среди работ, полученных наследниками художника Суркова, ими были обнаружены эскизы, наброски, вариации композиций, а также дневник художника, в котором он описывал замыслы будущих работ. Посчитав, что из незаконченных работ автора можно составить целый сборник, наследники обратились в издательство «Современное искусство». Однако издательство отказалось заключить с ними договор, мотивируя свой отказ тем, что незаконченные работы не представляют интерес, и к тому же не являются объектами авторского права. Считая такой отказ неправомерным, наследники обратились за консультацией к юристу.
Распространяется ли авторское право на незавершенные работы автора? 6. Ежемесячный журнал «София» опубликовал на своих страницах гороскоп, разработанный астрологом И. Звездочкиным. Спустя какое-то время Звездочкин увидел свой гороскоп в еженедельной газете «Утро». Посчитав, что газета «Утро» несанкционированно использует его произведение, Звездочкин обратился в редакцию с требованием возмещения убытков. На что получил отказ, редакция газеты мотивировала свое решение тем, что астрологический прогноз не является самостоятельным творческим произведением, на которое распространяется авторское право. Не согласившись с таким решением, Звездочкин обратился в суд. Какое решение должен вынести суд? 7. В одном из эпизодов нового романа популярной писательницы Усольцевой «Завтрак с питекантропом» подробно рассказывалось о том, как главная героиня печет пирожки по собственному оригинальному рецепту. Предприниматель Чинаров, горячий почитатель творчества писательницы, в своем кафе «Гамадрил» наладил выпечку пирожков по описанному в романе рецепту. В меню они фигурировали как «Пирожки питекантропа от Усольцевой». Побывав в кафе, Усольцева выразила Чинарову свое неудовольствие несанкционированным использованием ее изобретения и имени и потребовала прекратить выпечку пирожков по ее рецепту, пригрозив Чинарову предъявлением иска о компенсации морального вреда. Какие правоотношения возникли в данной ситуации? Какие права Усольцевой подлежат защите? Является ли кулинарный рецепт, описанный в книге изобретением или одним из объектов авторского права?
8. Карасева пришла на прием к директору школы, в которую поступила ее дочь, и попросила дать ей возможность снять ксерокопию устава школы. Директор отказала ей, пояснив, что она сама является автором ряда удачных оригинальных формулировок устава, а если его копии получат свободное хождение, эти формулировки могут быть позаимствованы другими образовательными учреждениями. Устав является объектом авторского права, поэтому ознакомиться с ним можно, а копию снять – нет.
Оцените позицию директора. Правомерен ли отказ в возможности снять копию устава? Можно ли отнести устав организации к объектом авторского права?
9. Художник Гречкин по просьбе своей приятельницы Бучилиной вытатуировал у нее на спине свою картину. Через некоторое время он обнаружил в журнале «Качалка грезерки» статью, повествующую о конкурсе «Татуированная роза», в котором Бучилина заняла призовое место. Статья сопровождалась фотографиями победителй конкурса, в том числе и фотографией спины Бучилиной, причем о том, что татуировка на ней выполнена Гречкиным, не было сказано ни слова. Задетый этим Гречкин обратился с претензиями к редакции журнала и к Бучилиной, считая, что совершено посягательство на его интеллектуальную собственность. Удивленная Бучилина возразила, что обладает правом собственности на свое тело и может делать с ним все, что пожелает. Имеются ли в данном случае нарушение авторских прав художника Гречкина? 10. Музей-заповедник обратился в суд к ООО «Солнечный зайчик», являющееся производителем туристических буклетов и путеводителей, с иском о взыскании компенсации за нарушение авторских прав на картографическое произведение, представляющее собой карту территории заповедника с нанесенными на нее достопримечательностями. По мнению истца, ответчиком издается и распространяется в переработанном виде карта заповедника, права на которую принадлежат истцу. Согласно заключению специалиста, представленному истцом в суд: карта истца и карта ответчика различаются внешним видом и авторским стилем и созданы разными авторами независимо друг от друга. При этом допущена вероятность использования при создании обеих карт единой исходной информации. Имеются ли в действиях ООО «Солнечный зайчик» нарушения авторских прав музея-заповедника? Являются ли картографические произведения объектами авторского права? Можно ли использовать предметы, хранящиеся в музее в качестве иллюстраций к путеводителям и буклетам без согласия музея? Какое решение должен вынести суд?
11. В 1996 г. по российскому телевидению был показан сериал «Петербургские тайны», снятый по сценарию, созданному по мотивам романа В. В. Крестовского «Петербургские трущобы» (Книга о сытых и голодных). В 2010 г. издательство «Петербург» выпустило в свет роман писателя В. В. Крестовского под названием «Петербургские тайны».
Авторы сценария к фильму «Петербургские тайны» обратились в суд с иском к издательству «Петербург» о защите нарушенного авторского права и о взыскании компенсации за нарушение авторского права в размере 500 тысяч рублей. По мнению истцов, название произведения является его неотъемлемой частью, обладает оригинальностью и самостоятельностью, а поэтому должно охраняться авторским правом. Представители издательства «Петербург» иск не признали, полагая, что название сценария в отрыве от его содержания не представляет собой оригинальный результат творческой деятельности, а следовательно, не получает правовую охрану как объект авторского права. Название «Петербургские тайны» состоит из двух распространенных слов русского языка, сочетание которых означает секреты определенного города. Такое словосочетание является обычным и никакого особого смысла не несет, например: «Парижские тайны», «Московские тайны», «Лондонские тайны» и др. Суд отказал в удовлетворении иска на том основании, что действиями ответчика не были нарушены авторские права истцов. Правомерно ли решение суда?
12. Российское издательство опубликовало перевод известного романа английской писательницы Мери Роуз. Спустя год на книжном рынке появилась повесть писателя Евстратова, персонажи и сюжет которой практически совпадали с персонажами и сюжетом романа английской писательницы. Кроме того, известное сходство явно просматривалось в названиях произведений и даже именах действующих лиц. Между студентами юридического факультета возник спор о том, нарушены ли писателем Евстатовым и издательством, выпустившим в свет его повесть, авторские права английской писательницы. Одна группа студентов доказывала, что простое заимствование сюжетной линии не образует нарушения авторского права, а персонажи художественного произведения и их имена вообще не охраняются авторским правом. Другая группа студентов усматривала в действиях Евстратова завуалированный плагиат и желание нажиться на чужой популярности. Каково ваше мнение по данному вопросу? Какие элементы произведения пользуются правовой охраной, и какие могут использоваться свободно любыми заинтересованными лицами? 13. Известный ярославский художник Лоскутов представил для показа на ежегодной выставке современного искусства свою картину – выполненную им копию с работы Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с подрисованными усиками. После разразившегося в прессе скандала по поводу присвоения Лоскутовым авторства Леонардо да Винчи, Лоскутов заявил, что написанная им картина является не плагиатом, а карикатурой, т. е. самостоятельным видом использования чужого творчества. Пародия, карикатура являются основой современного искусства, а потому его картина должна восприниматься как уникальное произведение. В качестве примера Лоскутов сослался на изданный недавно роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в комиксах, который пользовался большой популярностью у читателей. Оцените доводы Лоскотува. Имеются ли в его действиях признаки нарушения каких-либо интеллектуальных прав?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|