Прикладное применение когнитивно-аналитической концепции личности
Глава 6 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ Основные положения когнитивно-аналитической суггестивно-бихевиоральной психотерапии (фундаментальной позитивной реинтеграции личности) Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная психотерапия имеет своей целью переформирование когнитивного типа личности и опирается на ряд принципов, включающих в себя идентификационно-диагностическую и собственно психотерапевтическую части. Последняя представляет собой совокупность методов, инициирующих, активирующих начало позитивной реинтеграции личности, консолидирующих этот процесс (фиксирующих позитивные когнитивно-поведенческие изменения) и завершающих его (подготавливающих пациента к самостоятельной жизни). Часть методов ФПРЛ имеет характер преимущественного гетеровоздействия, при котором ведущая роль отводится психотерапевту, в другой части доминируют аутовоздействия, при которых пациент после обучения осуществляет самостоятельные, аутопсихотерапевтические манипуляции. Соблюдение принципов данной методики и адекватное содержание ее составных частей обеспечивает высокий эффект психотерапевтической, психокоррекционной и профилактической помощи. Принципы ФПРЛ 1. Патогенетический характер помощи. 2. Интсгративность, тотальность психотерапевтического воздействия. 3. Интенсивность лечебно-коррекционной помощи. 4. Активация психологических ресурсов пациента. 5. Сочетание гетеровоздействий с аутовоздействиями. 6. Последовательное овладение пациентом адаптивными когнитивно-поведенческими стереотипами с использованием механизмов десенсибилизации по отношению к психотрав-мирующим факторам.
7. Динамическое наблюдение с контролем отдаленных результатов и проведением своевременной коррекции отклонений от состояния психического благополучия. Эти принципы находятся в синергической взаимосвязи друг с другом. Ниже каждый из них рассматривается более подробно. 1. Патогенетический характер помощи - воздействие на глубокие мнестичсскис, концептуальные и когнитивно-ценностные структуры, определяющие поведение личности. Этот принцип является наиболее важным. Симптоматическая помощь, ориентированная на снятие внешних проявлений психогенного заболевания (депрессивных, тревожных, эксплозивных, психосоматических или иных) без нейтрализации вышеуказанных образований, приносит лишь временный эффект или не дает никакого результата. При патогенетических психотерапевтических воздействиях вектор коррекции направлен к эмоционально-поведенческому потенциалу, как к основе поведения. Влияния в пределах функционально-динамической системы, «обслуживающей» этот потенциал и являющейся вторичной, малоперспективны. Эмоционально-поведенческие и мыслительные стереотипы меняются лишь при изменении их концептуально-ценностных основ. Помимо коррекции концепций и ценностей важно изменить стереотип непосредственного поведенческого aicia - последовательность от побудительного психоэмоционального дисбаланса, оценки опыта и актуальной ситуации, планирования, санкционирования и контроля над действиями по достижению цели до результирующей оценки деятельности и архивирования полученного опыта. В части случаев, таких как возрастные кризисы, психоорганические расстройства или абстинентные состояния патогенетический подход предполагает и биологически ориентированную помощь, например, психофармакотерапию.
Вопросы выбора психотерапевтических стратегий, мише* (локусов) и рычагов воздействия рассматриваются в главе «К иитивно-ценностная гармонизация личности». Их основой являь ся прикладные психотерапевтические модели организации э» ционально-поведенческих реакций - интегративно-онтогенетич кая (рис. 3, часть 2) и функционально-динамическая - адапти] ванные варианты когнитивно-аналитической структуры личное и поведенческого цикла. 2. Интегративность, тотальность психотерапевтического в действия: охват когнитивной и психосенсорной сфер, осознав мых и подсознательных уровней личности с их вербальной и вербальной представленностью, абстрактно-логического, нагл но-образного, наглядно-действенного мышления, прошлого oi та, настоящего и экспектаций, прогнозов на будущее, а также лесного, в широком смысле психосоматического уровня. Этот принцип адекватным образом отвечает интегратив! основе организации психической деятельности, вооружая паци та широким арсеналом воздействий на собственные проблем* психологические состояния. Графически это отражает рис. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|