Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прикладное применение когнитивно-аналитической концепции личности




Глава 6

ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Основные положения когнитивно-аналитической суггестивно-бихевиоральной психотерапии (фундаментальной позитивной реинтеграции личности)

Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная пси­хотерапия имеет своей целью переформирование когнитивного типа личности и опирается на ряд принципов, включающих в се­бя идентификационно-диагностическую и собственно психотера­певтическую части. Последняя представляет собой совокупность методов, инициирующих, активирующих начало позитивной ре­интеграции личности, консолидирующих этот процесс (фикси­рующих позитивные когнитивно-поведенческие изменения) и завершающих его (подготавливающих пациента к самостоятель­ной жизни). Часть методов ФПРЛ имеет характер преимущест­венного гетеровоздействия, при котором ведущая роль отводится психотерапевту, в другой части доминируют аутовоздействия, при которых пациент после обучения осуществляет самостоя­тельные, аутопсихотерапевтические манипуляции. Соблюдение принципов данной методики и адекватное содержание ее состав­ных частей обеспечивает высокий эффект психотерапевтической, психокоррекционной и профилактической помощи.

Принципы ФПРЛ

1. Патогенетический характер помощи.

2. Интсгративность, тотальность психотерапевтического воз­действия.

3. Интенсивность лечебно-коррекционной помощи.

4. Активация психологических ресурсов пациента.

5. Сочетание гетеровоздействий с аутовоздействиями.

6. Последовательное овладение пациентом адаптивными ког­нитивно-поведенческими стереотипами с использованием механизмов десенсибилизации по отношению к психотрав-мирующим факторам.

7. Динамическое наблюдение с контролем отдаленных резуль­татов и проведением своевременной коррекции отклонений от состояния психического благополучия.

Эти принципы находятся в синергической взаимосвязи друг с другом. Ниже каждый из них рассматривается более подробно.

1. Патогенетический характер помощи - воздействие на глу­бокие мнестичсскис, концептуальные и когнитивно-ценностные структуры, определяющие поведение личности. Этот принцип является наиболее важным. Симптоматическая помощь, ориенти­рованная на снятие внешних проявлений психогенного заболева­ния (депрессивных, тревожных, эксплозивных, психосоматических или иных) без нейтрализации вышеуказанных образований, прино­сит лишь временный эффект или не дает никакого результата.

При патогенетических психотерапевтических воздействиях вектор коррекции направлен к эмоционально-поведенческому потенциалу, как к основе поведения. Влияния в пределах функ­ционально-динамической системы, «обслуживающей» этот по­тенциал и являющейся вторичной, малоперспективны. Эмоцио­нально-поведенческие и мыслительные стереотипы меняются лишь при изменении их концептуально-ценностных основ.

Помимо коррекции концепций и ценностей важно изменить стереотип непосредственного поведенческого aicia - последователь­ность от побудительного психоэмоционального дисбаланса, оценки опыта и актуальной ситуации, планирования, санкционирования и контроля над действиями по достижению цели до результирующей оценки деятельности и архивирования полученного опыта.

В части случаев, таких как возрастные кризисы, психоорга­нические расстройства или абстинентные состояния патогенети­ческий подход предполагает и биологически ориентированную помощь, например, психофармакотерапию.

Вопросы выбора психотерапевтических стратегий, мише* (локусов) и рычагов воздействия рассматриваются в главе «К иитивно-ценностная гармонизация личности». Их основой являь ся прикладные психотерапевтические модели организации э» ционально-поведенческих реакций - интегративно-онтогенетич кая (рис. 3, часть 2) и функционально-динамическая - адапти] ванные варианты когнитивно-аналитической структуры личное и поведенческого цикла.

2. Интегративность, тотальность психотерапевтического в действия: охват когнитивной и психосенсорной сфер, осознав мых и подсознательных уровней личности с их вербальной и вербальной представленностью, абстрактно-логического, нагл но-образного, наглядно-действенного мышления, прошлого oi та, настоящего и экспектаций, прогнозов на будущее, а также лесного, в широком смысле психосоматического уровня.

Этот принцип адекватным образом отвечает интегратив! основе организации психической деятельности, вооружая паци та широким арсеналом воздействий на собственные проблем* психологические состояния. Графически это отражает рис. 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...