Таблица 4. Методы психотерапии и психокоррекции ФПРЛ
Таблица 4. Методы психотерапии и психокоррекции ФПРЛ
Таблица 5. Методы, инициирующие позитивную реинтеграцию личности
Таблица 6. Методы, консолидирующие позитивную реинтеграцию личности
Таблица7. Методы, завершающие позитивную реинтеграции личности
Таблица 8. Методы преимущественного гетеровоздепствия
1 этап. Установление глубокого эмпатического контакта с пациентом
От результатов этого этапа зависит не только успешность последующего лечения, но и вероятность самого факта продолжения психотерапевтических встреч. Установление глубокого эмпатического контакта достигается целенаправленно за счет работы по соответствию экспек-тациям пациента относительно облика, манеры поведения, внутреннего содержания, духовно-психологических особенностей психотерапевта и его профессиональной компетентности. Эти экспектации различны по отношению к различным представителям, вовлеченным в сферу помощи людям с психологическими проблемами, - одни по отношению к психологам, другие по отношению к гипнотерапевтам, третьи по отношению к священнослужителям, целителям и т. п. Подобные ожидания на первых порах включают в себя элементы самого раннего этапа общения - в первую очередь визуальный портрет психотерапевта, и, как показывает практика, специалистам «неметафизического» направления рекомендуется придерживаться академического облика, неброско-спокойно отражающего хороший культурный уровень и вкус профессионала. Другая часть экспектации касается психологического плана общения, особенностей межличностного контакта. Пациент ожидает встретить личность более уверенную в себе и в жизни, чем он сам, гармоничную, более сильную, устойчивую и адаптированную, глубже понимающую жизнь, компетентную в психологическом и социальном плане, своей силой и знаниями готовую поделиться. Личность более слабая, чем сам пациент, или равная ему, скорее всего, будет отвергнута. Узнавание, распознавание данного типа происходит за счет «чтения» мимико-пантомимического стереотипа психотерапевта и наблюдения за особенностями его взгляда. Неуверенно-застенчивое или нервозное выражение лица, соответствующие жесты и позы, «бегающий», избегающий контакта с собеседником, робкий взгляд или взгляды, направленные на изучение одежды и аксессуаров своего визави, подрывают экспектации относительно возможностей специалиста. Визуальная демонстрация директивно властной, подавляющей манеры, немигающие, «сверлящие насквозь глаза» также вызывает негативизм у большинства пациентов.
Существенная часть экспектации относится к глубине понимания пациента и его проблем. Психотерапевт, для того чтобы пыть адекватным этой части экспектации, проявляет гуманистическую заинтересованность в помощи пациенту, используя соот-истствующие высказывания и мимико-пантомимические проявления. Эффективными являются также приемы создания конгруэнтности поведенческих моделей психотерапевта и пациента, широко распространенные в эриксонианской психотерапии и иейролингвистическом программировании. Для этого применяют демонстрацию признаков общности на различных уровнях. На когнитивном уровне используются аналогичные концептуальные высказывания, касающиеся взглядов на жизнь и проблемную ситуацию. Здесь нежелательной является критика, конфронтация и создание блоков с родственниками, находящимися в конфликтных отношениях с пациентом (при необходимости это осуществляют в дальнейшем). Могут быть сделаны парадоксальные высказывания, вызывающие у пациента реакцию удивления, иногда легкий транс, который благоприятствует углублению психотерапевтического контакта и влияния. Так, может быть одобрено, поддержано само заболевание, в т. ч. любая зависимость, как «важный и нужный этап жизни - важный и нужный для того, чтобы глубже понять жизнь, свое место в жизни, себя, других и свое место среди других. Хорошо, что Вы проявляли... ». Конгруэнтность углубляется при использовании сенсорно-определенных высказываний относительно актуальных вопросов и проблем, отражающих особенности восприятия, переработки и воспроизведения информации больным. Так, лицам, применяющим для характеристики своего состояния негативные визуальные маркеры («темная, беспросветная жизнь», «нет света в конце туннеля» и т. п. ) после аналогичных высказываний, подтверждающих адекватное принятие сообщения, говорят, например, о перспективах, используя позитивные визуальные маркеры: «Появится свет и его лучи будут освещать не только Ваше настоящее, но и прошлое, которое Вы поймете по-новому и будущее, которое в лучах этого света станет четче, понятнее, ближе и светлее». Лицам, в высказываниях которых доминируют маркеры те-лесно-фиксированного, кинестетического порядка («тяжелая, невыносимая жизнь», «камень на сердце» и т. п. ), говорят о перспективах «облегчения жизни, освобождения от надоевшего груза проблем». Соответствующим образом «присоединяются» к лицам, акцентуированным в других сенсорных системах или комплексно. Целесообразно применять также прием цитирования и других, независимых от сенсорных систем высказываний пациента.
На невербальном уровне незаметно для больного имитируют его манеру невербального поведения, демонстрируют частично или полностью совпадающие позы и движения от крупных (движений головой и конечностями) до мелких (движений глазами, мигательных движений), а также дыхания. Создание конгруэнтности приводит к возникновению раппорта в состоянии бодрствования, эта связь благоприятствует проведению лечебной суггестии. Качество раппорта можно проверить по степени обратной, ответной неосознаваемой имитации со стороны пациента - копированию невербального поведения психотерапевта, если тот после этапа подражания переходит к самостоятельным движениям. Весьма важным для установления глубокого эмпатического контакта является доступное объяснение больному причин его проблем или заболевания, предложение определенного плана помощи и вселение надежды на преодоление кризиса. Это в наибольшей степени соответствует ожиданиям пациента, реально отражает профессиональную компетентность специалиста и является первой ступенью полноценной психотерапевтической помощи. 2 этап. Клинико-психологическая диагностика Клинико-психологичсская диагностика при ФПРЛ фокусируется на анализе когнитивного стиля, характерного для пациента, и выявлении его глубоких основ. Этот идентификационно-диагностический процесс включает в себя изучение жалоб, анамнеза жизни и заболевания, а также анализ каждого из уровней и элементов когнитивно-аналитической структуры личности и поведенческого цикла. При этом используются адекватные клинико-психологические методы. В затруднительных случаях проводится гипноанализ. Для оценки состояния биологического уровня используются параклинические методы.
Элементы личностной организации (индивидуальные особенности ситуационного и предситуационного мышления, систему отношений, иерархию жизненных ценностей, концепции и др. ) рассматривают как в аспекте их влияния на развитие заболевания, гак и в плане наличия ресурсов данного индивидуума, способных обеспечить выздоровление. В качестве ресурсов могут выступать любые способности и особенности пациента - и положительные и отрицательные (см. метод «Актуализации ресурсов»). Для повышения надежности оценки проблем пациента, его когнитивного стиля и с целью получения структурного материала для отдельных методов ФПРЛ используются описанные ниже диагностические подходы, часть которых включает в себя шкалированное или графическое отображение некоторых личностных особенностей и динамики имеющихся расстройств. 1. Построение иерархической шкалы или диаграммы, отражающих соотношение актуальных для пациента проблем. Шкала представляет собой вертикаль, в верхней части которой располагают максимально значимую проблему, а ниже - менее значимые. Пациент вместо построения шкалы может выбрать диаграмму, на которой злободневность тем отражается площадью соответствующих секторов или прямоугольников. Детям при этом говорят, что необходимо «нарезать кусочки торта из проблем» - каждый кусочек должен соответствовать остроте проблемы. Полезны также «отраженные» диаграммы, которые выстраивают родственники пациентов (особенно детей), отражая взгляд со стороны на их проблемы и проявления болезни. На рисунках 4 и 5 демонстрируются примеры таких шкал и диаграмм. 2. Построение шкалы, отражающей иерархию негативных психологических состояний - тех, что беспокоят пациента на данном этапе, от которых он хотел бы избавиться, например, пониженного настроения, избыточной раздражительности, головных болей. Рис. 4. Шкала актуальных проблел Рис. 5. Диаграмма актуальных проблем 3. Построение графика, отражающего среднесуточный эмоциональный баланс, усредненный, наиболее типичный характер динамики эмоциональных колебаний. На этом графике по вертикали, используя пятибалльную шкалу, отражают уровень эмоций: 5 баллов - очень хорошее настроение, 0 баллов - очень плохое. По горизонтали откладывают время в течение суток. Для примера приводится рисунок 6. Рис. 6. Среднесуточная динамика эмоционального состояния 4. Построение шкалы, отражающей наиболее типичную иерархию мыслей в течение суток, как позитивных, так и негативных. Здесь отражаются темы размышлений. 5. Построение аверсионной иерархической шкалы неприятных явлений - перечня, отражающего все, что субъективно неприятно больному. Он может включать отдельных людей и их поведение, определенные воспоминания, состояния боли, виды земноводных, насекомых, слизней, виды пищи, отдельные объекты - все, что вызывает негативные психологические и физические состояния, например, тревожность, усталость, отвращение, тошноту, рвоту и т. д. Эта шкала применяется далее при проведении методик, использующих механизмы аверсии и контраста. 6. Построение шкалы, отображающей иерархию приятных явлений (шкалы удовольствий), - с охватом широкой сферы, противоположной по содержанию аверсионной шкале. При аддик-тивных расстройствах отражают положение объектов зависимости с учетом степени получаемого удовольствия. Данная иерархия позволяет определить объем позитивно-эмоциональных ресурсов пациента и используется для методик повышения эмоцио- нального фона (см. метод кумуляции радости и др). При аддик-тивных расстройствах из этих ресурсов со, 3даЮТ конкурентоспособный арсенал по отношению к объектам Зависимости. 7. Построение иерархической шкапы нЬгативных триггеров _ внутренних (определенных эмоционально -психологических состояний) или внешних (определенных сиТуацИИ людей, объектов, мест и др. ) стимулов, провоцирующих нежелательное поведение (эмоциональные срывы, тревожность страх, желание употребить алкоголь и т. п. ). Показания этой Ш1< алы используются на этапе нейтрализации действия негативных ТрИГГСрОВ 8. Построение иерархической шкалы Ресурсов, отражающей сдерживающие факторы - сильные стороны Щчносп1 пациента, способные конкурировать с негативными т^чаЩциями, а также внешние факторы, которые препятствуют нежел^ьному поведению. Эта информация используется в методе актуализацИи ресурсов 9. Построение шкалы «Баланс намерьнии> > ) состоящей из двух частей: в одной из них, левой (при письмс слсва направо как бы отражающей прошлое, пройденный этапч откладывают доводы «Против» освобождения от патологичес; ких стереотипов за сохранение расстройства. На другой, правой (для сообщения подсознанию правильности этого выбора, отражения настоящего) приводят доводы «За» здоровое поведение. Внизу условно подсчитывают, взвешивают соотношение того q другого - подводят баланс. Эти данные применяются на этапе стимуляции лечебной мотивации у пациента. 10. Построение иерархической шкалы Ж1, зненных ценностей позволяющей выявить доминирование уязвил, 1ЫХ ценностей и Определить основу характерных для пациента Отношений При ад-диктивных расстройствах на ней, как и на прьДЬ1дуЩСИ шкалс ус_ танавливают ценность пристрастия. Эта шкал^ част0 используется при ФПРЛ и играет большую роль в Методе когнитивно-ценностной гармонизации. 11. Построение графика развития заболе%ния ц0 вертикали откладывают состояние здоровья, используя 5-балльную шкалу-5 баллов очень хорошее состояние, отсутствис жалоб, 0 баллов - Наиболее тяжелое состояние. На этом графике рядом с подъемами и спадами отмечают их причины. Отсчет начинают с момен-|. |, незадолго предшествовавшего началу заболевания или появ-ипшю проблем, когда состояние больного было хорошим, независимo от того, как давно это наблюдалось. Рисунок 7демонстрирует модель такого графика. Рис. 7. Динамика заболевания 12. Изучение самооценки любым из принятых в психодиагностике способом. 13. Анализ мыслей пациента - один из наиболее важных этапов диагностики. Для этого больному дают задание регистрировать свои мысли (именно мысли, а не названия тем, в отличие 4-го диагностического элемента). Ему вменяется в обязанность носить с собой удобную записную книжку и записывать в нее все, о чем он думал, по возможности не откладывая. Мысли записывают любые, без редакции, как они есть. Наличие «тотальных» записей ментальной продукции пациента позволяет точнее понять его приоритеты. Если вести такие записи тяжело, то регистрируют лишь содержание процесса осмысления психотравмирующих проблем. 14. Далее сочетают процесс диагностики с одновременным информированием пациента об особенностях дисгармоничных и гармоничных, склонных к дезадаптации и адаптированных лиц. В ходе клинико-диагностической дискуссии доступно разбирают каждое качество тех и других, идентифицируя их наличие у пациента, вычисляя в итоге интерактивный коэффициент адаптации (см. метод когнитивно-ценностной гармонизации). 15. Проведение ассоциативного эксперимента. Его цель - исследование вербальных и невербальных (аналогово-образных) ассоциаций больного, связанных со словами-стимулами, имеющими тематическое отношение к актуальным проблемам пациента и структуре его заболевания. Охватывают как можно больший смысловой материал и на каждое стимульное слово получают несколько ассоциирующихся с ним слов и образов. Предъявление проблемно-значимых слов сочетают с нейтральными, «шумовыми». Пациенту дают инструкцию отвечать быстро, не задумываясь. Для повышения достоверности возникающих ассоциаций исследование сочетают с релаксацией или неглубоким гипнозом (при глубоком гипнозе ассоциации могут иметь внушенный характер). Выявленные ассоциации раскрывают подробности когнитивных матриц, преднепозиций и используются далее в различных техниках ФПРЛ (см. метод позитивных ассоциаций и др. ). Этот эксперимент повторяется в процессе лечения для оценки динамики выздоровления - изменение ассоциаций на проблемные стимулы в сторону извлечения позитивных вариантов является благоприятным признаком, свидетельствующим об успешности психотерапии. 16. Изучение индивидуальной терминологии, касающейся специфики используемых слов и формулировок, относящихся к субъективному наименованию проблемы и описанию ее содержания. 17. Изучение и спецификация сенсорно-образной продукции, участвующей в процессе переработки актуальной информации, имеющей отношение к психотравмирующим факторам. 18. Оценка невербальных - мимических и пантомимических -проявлений, характерных для переживаний пациента. 16, 17 и 18 диагностические элементы используются как для создания конгруэнтных моделей взаимодействия психотерапевта с пациентом, так и для последующего проведения лечебно-коррск-ционных воздействий (см. «Метод контрастных переживаний» и др. ). Расшифровывая записи мыслей пациента, сравнивая их с информацией, полученной при анализе шкал и графиков, и выявлен- ными соотношениями между дезадаптивными и адаптивными чертами, используя методы дедукции и индукции, проводят идентификацию когнитивного типа личности и выделяют глубинные, «ядерные» когнитивные построения, определяющие стиль поведения и послужившие причиной психогенного расстройства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|