Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями? – «Мысль – это движение, а движение есть свойство всей материи. Значит, мысль есть свойство всей материи»; – «Идеальное – это отображение материального. Мой образ в зеркале – отображение материального. Значит, мой образ – идеален»; – «Сознание субъективно, потому что оно принадлежит субъекту»; – «Все философские категории существуют в сознании человека. Материя есть философская категория, поэтому материя существует в сознании». 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы: - материальное бытие - бытие вещества - бытие физических полей - бытие микромира - идеальное бытие - бытие макромира - субъективно-идеальное бытие - бытие мегамира - объективно-идеальное бытие - бытие человека - идеальное бытие 3. Что такое небытие? Существует ли оно? Если небытие – это то, чего нет, что не существует, то если оно есть, существует – значит, является бытием. Древнегреческий философ Парменид, создатель учения о бытии в этой связи утверждал: «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует». Тем не менее, в истории философии неоднократно предпринимались попытки найти аргументы, подтверждающие существование небытия. Прочитайте отрывок из «Трактата о небытии», написанного отечественным философом Арсением Николаевичем Чанышевым в 1962 году. Проанализируйте состоятельность доказательств существования небытия, которые он приводит. «Что небытие существует, можно доказать многими способами: – доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, т. е. того, чего уже нет или еще нет. Это временный модус небытия;
– доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте. Это пространственный модус небытия; – доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть. Это мобильный модус небытия; – доказательство от возникновения нового: новое – это то, чего не было в причинах и условиях, это новое породивших. Но где оно было, когда его не было? В небытии. Это эмерджентный модус небытия; – доказательство от противоположностей: миры и антимиры, частицы и античастицы, положительные и отрицательные числа, вообще все противоположное погашает друг друга в небытии и возникают из него как из нуля (система координат); – доказательство от различия: все сущее, всякое конкретное есть не столько то, что оно есть, сколько то, что оно не есть. А потому А, что оно не В, не С, не Д и т. д.; – доказательство от случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть, следовательно, существование случайности предполагает существование небытия; – доказательство от субстанции: коль скоро существуют свойства акциденции, то должен быть и их носитель – субстанция. Но она неуловима, и в вещи нет ничего, кроме совокупности свойств. Как только субстанция получает определенность, она превращается в свойство (ведь нет ни материи, ни духа, а есть материальное и духовное). Следовательно, субстанцией может быть только небытие. …» (Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 160) 4. Как соотносит общее и единичное тургеневский герой Базаров: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу…»? (Тургенев И. И. Отцы и дети).
К каким последствиям в юридической теории и практике может привести такая методологическая позиция? 5. «Правдивы лишь слова того мужчины, Кто верно свяжет следствия, причины». (Ахмат Югнаки, XII в. ) Почему важно различать и как различить: - причину и следствие; - причину и повод; - причину и предлог; - причину и условия? 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие? - вспышка молнии – гром; - день – ночь; - уголовное наказание – судимость; - права – обязанности; - гражданское общество – правовое государство. 7. Согласно Ф. Энгельсу, случайность является «дополнением и формой проявления необходимости». – Может ли случайность быть необходимостью, а необходимость – случайностью одновременно? – Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью? – Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности? – Случайность или необходимость – авария самолета, столкнувшегося со стаей гусей, летящих на юг? 8. Из перечисленных ситуаций определите, какая может быть определена как реальная или абстрактная возможность: - победа над противником при исходном равенстве сил; - космический полет в начале ХХ в.; - формирование правового государства в России; - падение подброшенного человеком предмета на землю; - уничтожение жизни на Земле; - искусственное создание живого организма. 9. Может ли объективно истинное знание с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры, подтверждающие это. 10. Предложенные вопросы предназначены для активизации мышления и способствуют последовательному, непротиворечивому и обоснованному изложению мировоззренческих взглядов. – Как вы понимаете выражение Ф. Ницше: «Философ познает – творя, и творит, – познавая»? – Как можете объяснить слова А. Шопенгауэра: «Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже»? – Объясните слова Плотина: «Материя – ложь и все-таки истина». – О чем идет речь в античном афоризме: «Устами младенцев глаголет истина»? – Объясните слова Квинтилиана: «Практика без теории ценнее, чем теория без практики». – Как понять античный афоризм: «То, что знаем, – капля, чего не знаем, – море»? – Как можете объяснить слова Сократа, приводимые Платоном: «Я знаю, что ничего не знаю»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|