Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала




1.   Согласны ли Вы со следующими рассуждениями?

– «Мысль – это движение, а движение есть свойство всей материи. Значит, мысль есть свойство всей материи»;

– «Идеальное – это отображение материального. Мой образ в зеркале – отображение материального. Значит, мой образ – идеален»;

– «Сознание субъективно, потому что оно принадлежит субъекту»;

– «Все философские категории существуют в сознании человека. Материя есть философская категория, поэтому материя существует в сознании».

2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:

- материальное бытие

- бытие вещества

- бытие физических полей

- бытие микромира

- идеальное бытие

- бытие макромира

- субъективно-идеальное бытие

- бытие мегамира

- объективно-идеальное бытие

- бытие человека

- идеальное бытие

3. Что такое небытие? Существует ли оно? Если небытие – это то, чего нет, что не существует, то если оно есть, существует – значит, является бытием. Древнегреческий философ Парменид, создатель учения о бытии в этой связи утверждал: «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует». Тем не менее, в истории философии неоднократно предпринимались попытки найти аргументы, подтверждающие существование небытия.

Прочитайте отрывок из «Трактата о небытии», написанного отечественным философом Арсением Николаевичем Чанышевым в 1962 году. Проанализируйте состоятельность доказательств существования небытия, которые он приводит.

«Что небытие существует, можно доказать многими способами:

– доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, т. е. того, чего уже нет или еще нет. Это временный модус небытия;

– доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте. Это пространственный модус небытия;

– доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть. Это мобильный модус небытия;

– доказательство от возникновения нового: новое – это то, чего не было в причинах и условиях, это новое породивших. Но где оно было, когда его не было? В небытии. Это эмерджентный модус небытия;

– доказательство от противоположностей: миры и антимиры, частицы и античастицы, положительные и отрицательные числа, вообще все противоположное погашает друг друга в небытии и возникают из него как из нуля (система координат);

– доказательство от различия: все сущее, всякое конкретное есть не столько то, что оно есть, сколько то, что оно не есть. А потому А, что оно не В, не С, не Д и т. д.;

– доказательство от случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть, следовательно, существование случайности предполагает существование небытия;

– доказательство от субстанции: коль скоро существуют свойства акциденции, то должен быть и их носитель – субстанция. Но она неуловима, и в вещи нет ничего, кроме совокупности свойств. Как только субстанция получает определенность, она превращается в свойство (ведь нет ни материи, ни духа, а есть материальное и духовное). Следовательно, субстанцией может быть только небытие. …»

(Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 160)

4. Как соотносит общее и единичное тургеневский герой Базаров: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу…»? (Тургенев И. И. Отцы и дети).

К каким последствиям в юридической теории и практике может привести такая методологическая позиция?

5. «Правдивы лишь слова того мужчины,

Кто верно свяжет следствия, причины».

(Ахмат Югнаки, XII в. )

Почему важно различать и как различить:

- причину и следствие;

- причину и повод;

- причину и предлог;

- причину и условия?

6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?

- вспышка молнии – гром;

- день – ночь;

- уголовное наказание – судимость;

- права – обязанности;

- гражданское общество – правовое государство.

7. Согласно Ф. Энгельсу, случайность является «дополнением и формой проявления необходимости».

– Может ли случайность быть необходимостью, а необходимость – случайностью одновременно?

– Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью?

– Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности?

– Случайность или необходимость – авария самолета, столкнувшегося со стаей гусей, летящих на юг?

8. Из перечисленных ситуаций определите, какая может быть определена как реальная или абстрактная возможность:

- победа над противником при исходном равенстве сил;

- космический полет в начале ХХ в.;

- формирование правового государства в России;

- падение подброшенного человеком предмета на землю;

- уничтожение жизни на Земле;

- искусственное создание живого организма.

9. Может ли объективно истинное знание с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры, подтверждающие это.

10. Предложенные вопросы предназначены для активизации мышления и способствуют последовательному, непротиворечивому и обоснованному изложению мировоззренческих взглядов.

– Как вы понимаете выражение Ф. Ницше: «Философ познает – творя, и творит, – познавая»?

– Как можете объяснить слова А. Шопенгауэра: «Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже»?

– Объясните слова Плотина: «Материя – ложь и все-таки истина».

– О чем идет речь в античном афоризме: «Устами младенцев глаголет истина»?

– Объясните слова Квинтилиана: «Практика без теории ценнее, чем теория без практики».

– Как понять античный афоризм: «То, что знаем, – капля, чего не знаем, – море»?

– Как можете объяснить слова Сократа, приводимые Платоном: «Я знаю, что ничего не знаю»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...