Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовые задания. Раздел IV. Философия общества. § 1. Определение общества. Общество как система




Тестовые задания

Тест № 8

1. В каком суждении нашла отражение точка зрения агностицизма? 1. Пути господни неисповедимы. 2. Все наши знания, все научные теории – это лишь гипотезы. 3. Познание мира не может завершиться абсолютной истиной. 4. Я знаю, что ничего не знаю. 5. Некоторые объекты мира не станут предметом нашего познания.
2. Является ли утверждение: «Природа существует вне и независимо от сознания людей» необходимым или достаточным условием для материалистической точки зрения? Или необходимым и достаточным? 1. Это утверждение выражает необходимое условие. 2. Это утверждение выражает достаточное условие. 3. Это утверждение выражает необходимое и достаточное условие. 4. Это утверждение выражает необходимое, но не достаточное условие.
3. Каких философов называют идеалистами? 1. Которые признают лишь существование идеальных образований. 2. Которые руководствуются в жизни высшими идеалами. 3. Которые утверждают, что сознание первично, а материя вторична. 4. Которые утверждают, что мир непознаваем.

 

Тест № 9

1. Определите четыре основных структурных элемента сознания. 1. постижение 2. знания 3. волевые состояния 4. ощущения 5. целесообразность 6. эмоционально-чувственные состояния 7. ценностные ориентации
2. Найдите пять существенных признаков сознания. 1. целеполагание 2. целесообразность 3. ощущения 4. творчество 5. планирование 6. управление 7. волевые состояния 8. суждения
3. Что следует отнести к факторам возникновения человека и его сознания? 1. трудовая деятельность 2. совместный образ жизни 3. развитие первой сигнальной системы 4. возникновение второй сигнальной системы 5. развитие головного мозга человекоподобных существ
4. Назовите три основных элемента психики человека. 1. психические состояния 2. неосознанное 3. психические свойства 4. сверхсознательное 5. сознательное 6. психические процессы 7. инстинкты

 

Тест № 10

1. Назовите основные формы чувственного познания. 1. постижение 2. ощущение 3. воображение 4. восприятие 5. понятие 6. откровение 7. представление
2. Назовите основные формы абстрактно-логического познания. 1. постижение 2. понятие 3. умозаключение 4. откровение 5. представление 6. восприятие 7. суждение
3. Какое из определений гипотезы как формы научного познания можно считать верным? 1. Гипотеза – это одна из версий объяснения правонарушения. 2. Гипотеза – это всякое предположение. 3. Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах каких-либо явлений, достоверность которого необходимо доказать. 4. Гипотеза – вариант объяснения бытия, его видов и форм.

Тест № 11

1. Среди указанных суждений об истине выделите прагматистское. 1. Истина – это то, что просто и экономно описывает опыт, поток чувственных переживаний человека. 2. Истина – это знание, с которым все согласны. 3. Истина – это адекватное отражение бытия в сознании человека. 4. Истина – это знание, ведущее к достижению цели.
2. Среди указанных суждений об истине выделите диалектико-материалистическое. 1. Истина – это то, что просто и экономно описывает опыт, поток чувственных переживаний человека. 2. Истина – это знание, с которым все согласны. 3. Истина – это адекватное отражение бытия в сознании человека. 4. Истина – это знание, ведущее к достижению цели.
3. Среди указанных суждений об истине выделите конвенционалистское. 1. Истина – это то, что просто и экономно описывает опыт, поток чувственных переживаний человека. 2. Истина – это знание, с которым все согласны. 3. Истина – это адекватное отражение бытия в сознании человека. 4. Истина – это знание, ведущее к достижению цели.
4. Среди указанных суждений об истине выделите принадлежащее эмпириокритицизму. 1. Истина – это то, что просто и экономно описывает опыт, поток чувственных переживаний человека. 2. Истина – это знание, с которым все согласны. 3. Истина – это адекватное отражение бытия в сознании человека. 4. Истина – это знание, ведущее к достижению цели.

РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

 

Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество представляет собой целостную систему, многообразные элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействии. Общество постоянно и непрерывно развивается.

 

§ 1. Определение общества. Общество как система

Термин «общество» является многозначным. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения добровольных объединений людей по интересам, например, общество «рыболов-спортсмен» и т. п. В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В философской и исторической литературе насчитывается пять основных значений данного термина. Во-первых, отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, японское и др. ). Во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т. д. ). В-третьих, все человечество в целом. В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное). В-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Пятое значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия.

Общество – обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества. Более конкретно она выражается в родовых и видовых признаках. Его содержание раскрывается элементным составом.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанными с ним способностями; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особый способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры.

В широком значении общество как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Это понятие – в научный оборот ввел К. Х. Момджян. По его мнению, социум – это организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем[38]. Общество вообще, или социум как подсистема мира, форма совместной жизнедеятельности людей является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей мира как целостной системы, а с другой – специфических социальных отношений и форм. Общество как носитель своих специфических социальных связей конкретизируется по различным основаниям и признакам. Если это понятие в широком смысле фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то в узком – раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.

Общество также – это коллектив людей, совокупность индивидов. Данное утверждение верно, но оно содержит лишь ту очевидную истину, что о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность людей. Общество как раз является результатом, продуктом человеческой деятельности. В этом состоит одно из его главных отличий от других видов бытия.

Точкой отсчета осмысления феномена общества является античная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, нравственность, искусство. Если же связь с государством некоторых общественных явлений не просматривалась, они не принимались в расчет или объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в государстве как одном из своих определений и выражений. Такое поглощение общества государством объясняется определяющей ролью политических институтов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступенях. Позиция отождествления общества и государства (хотя и неполного) просматривалась до Нового времени. Лишь в XVII в. Т. Гоббс, не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. классик английской экономической теории А. Смит увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. По его мнению, оно является единственным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Известный немецкий мыслитель Г. Гегель разграничивал уже государство и гражданское общество. Последнее определял как систему зависимости людей с целью их материального обеспечения. Таким образом, гражданское общество – это система экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт, разработав основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой, социальным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функционирования и динамики социальной системы.

Приведенные взгляды на общество показывают, что с XVIII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном развитии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт, но и К. Маркс.

К. Маркс, сформулировав принципы материалистического понимания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, которые возникают между индивидами. Иными словами, общество – это система общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и другие объединения).

Английский историк А. Тойнби, считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представляет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей»[39]. Общественные отношения между людьми, рассуждал А. Тойнби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них общество не могло бы существовать. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента общества: люди, живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Если общество – это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения – главные, хотя и не единственные его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство – это основанная праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ, главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ – преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация – этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими обязательными условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Эти условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования в мире.

Исторический процесс не существует вне и помимо деятельности. Она выступает главным способом существования и развития исторической действительности. «История, – подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс – не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается» ни в каких битвах! Не «история», а именно человек, действительный живой человек – вот кто делает все это, всем обладает и за все борется... История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»[40].

Термин «деятельность» широко используется в обыденном языке – (вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др. ). В науке он рассматривается, прежде всего, как понятие. Деятельность – это любое проявление социальной активности субъекта, его упорядоченные, организованные, осознанные поступки по созданию, производству чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща биологической системе. В этом значении суть ее состоит в поддержании равновесия биологической системы через приспособление к внешней среде и продолжении рода. В ней отсутствует социальное, то есть общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека, обретает свойство адаптивно-адаптирующей системы, то есть приспособительно-приспосабливающей целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании внутренних необходимых условий и мотивов общественной жизни, в превращении внешней природы во «вторую природу», в практическом преобразовании внешнего мира с целью сохранения динамического равновесия системы общества.

Социальная деятельность[41], представляя собой тождество субъекта и объекта, раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание заключается в превращении способностей субъекта в свойства объекта. Способности человека через деятельность переходят в создаваемый им предмет, закрепляются в нем. Он становится необходимым для человека. Распредмечивание представляет процесс превращения свойств объекта в мысленные образы и действующие способности субъекта. Это процесс «раскодирования» предмета посредством формирования мысленных образов, благодаря которым предмет интериоризируется человеком и используется для собственного совершенствования. Распредмечивание – это процесс познания и саморазвития человека, опредмечивание – процесс созидания, «вкладывание» знаний в производство конкретного предмета. Опредмечивание и распредмечивание – необходимый социокультурный процесс, в ходе которого осуществляется социальное наследование.

Деятельность также – это единство живой (текущей, наличествующей) опредмеченной (уже осуществленной) деятельности. Две стороны деятельности характеризуют моменты соответственно движения и покоя. Живая деятельность заключается в процессе расходования интеллектуальных и физических способностей субъекта, в воплощении чувственных, эмоциональных, нравственных, художественных, политических и других ценностей в производимый им предмет или процесс материального иди духовного характера. Опредмеченная деятельность выступает в виде конкретных произведенных продуктов, предметов, а также самого человека. Так, опредмеченная финансовая деятельность выступает в виде денег; хозяйственная – в виде заводов и фабрик, орудия труда, техники; художественная – в виде скульптур, картин, нот; научная – в виде научных текстов, исследовательских приборов и т. п. Живая и опредмеченная деятельность существует в единстве, каждая – через свое иное.

Деятельность, будучи сложной, многоплановой системой, дифференцируется по разным основаниям. В качестве первого всеобъемлющего основания выделяется характер отношения человека к окружающему миру. На основе этого критерия деятельность подразделяется на практическую и духовную. Практическая направлена на изменение природной и социальной действительности, а духовная – разворачивается в сфере сознания и мировоззрения. Практическая деятельность выражается в воспроизводстве человека как индивида, в материальном производстве и процессах функционирования общественных отношений (социальная революция и эволюция, реформа, проведение выборов, референдумов; принятие законов; экологические мероприятия и т. п. ). Духовная деятельность осуществляется в воспроизводстве сознания и мировоззрения субъектов общества, в художественном творчестве, развитии научных знаний, нравственной и религиозной активности, в процессах воспитания, образования и т. д.

В научной литературе существуют и другие основания классификации деятельности в зависимости от субъектов ее подразделяют на индивидуальную, этническую, государственную, классовую, партийную и т. п.; в зависимости от объектов – на экономическую, экологическую, политическую и др.; в зависимости от социальной направленности – на прогрессивную и регрессивную. Деятельность может быть позитивной и негативной, творческой (продуктивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктивной) и разрушающей (деструктивной) и т. д.

Деятельность всегда осуществляется в форме общественных отношений, представляющих собой особый класс социальных связей, которые возникают, во-первых, между субъектами (субъект-субъектные); во-вторых, между человеком и предметом (субъект-объектные); в-третьих, между социальными предметами (объект-объектные). Общественные отношения – связи между субъектами по поводу объектов. В качестве объектов могут выступать и сами субъекты. Атрибутивными признаками субъекта являются: познание, целенаправленность, целесообразность, творчество, планирование, управление, социальная (осознанная) активность и др. Воплощая признаки, социальный субъект осуществляет отношения общения (межличностные, личность – группа), отношения поведения и отношения собственно деятельности. В качестве субъектов деятельности и всех других форм отношений выступают социальные общности, группы, слои и прослойки, отдельный человек.

Совокупность общественных отношений подразделяется на материальные и идеологические. Материальные включают связи воспроизводства самого человека как физического существа и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества – материальную жизнь.

Производство материальных благ составляет основу существования и развития общества. Поэтому материальные производственные отношения обладают способностью существовать вне и независимо от сознания людей. Духовно-идеологические отношения являются вторичными в соотношении с материально-производственными. Но они играют определяющую роль в формировании социальности и собственно духовности субъектов, выступают формой внеэкономической деятельности людей. Духовные отношения имеют идеологический характер не столько от наличия идеологии как сферы общественного сознания, соотносящейся с общественной психологией, связан прежде всего с тем, что в основе их лежит идея – способность человека осознавать и выражать существенные связи и закономерности общественной жизни, осознанно управлять социальными процессами. Они составляют второй уровень жизни общества – духовную жизнь. Содержание духовно-идеологических отношений составляют связи, направленные на развитие сознания и духовного мира субъектов, а также нравственные, эстетические, информационные отношения, отношения свободы совести и др.

Социальные связи как общественные отношения имеют ту особенность, что их невозможно зафиксировать эмпирически, они невидимы, неосязаемы. Но эти связи даны для изучения человеку косвенно: в материальных и духовных благах, в поступках людей, в языке, в способах организации и социальных институтах, без которых люди не могут жить.

Анализ общества как обособившейся части бытия с точки зрения деятельности, общественных отношений и субъектов предполагает его рассмотрение как целостной, саморазвивающейся системы. Деятельность и в целом общественные отношения выступают системообразующими факторами. В общем плане система – упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов. Общество обладает признаками системы: целостностью, структурностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциональностью, субстратностью, функциональностью, самодостаточностью, динамизмом. Общество – сложноорганизованная, иерархическая, многоуровневая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом. Структурный аспект исследования общества связан с установлением элементного состава и субстратности, с выделением относительно самостоятельных автономных образований, каковыми в социальной системе являются, например, сферы жизни общества, уровни жизни. Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целостность социального организма, создаваемую взаимодействием подсистем общества. Динамический аспект раскрывает источники и постоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной организации. Структурный анализ исследует подсистемы в отдельности, как самостоятельные единицы; функциональный – изучает взаимодействие элементов; динамический – исследует способы разрешения противоречий в обществе, которое ведет к превращению системы в новое образование или поднятие ее на новый уровень.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляется в процессе реализации законов народонаселения и общественного производства, которое включает: воспроизводство материальных условий жизни; производство идей и духовных ценностей, символов и знаков; производство социальных связей и отношений; производство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают, прежде всего, два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей. Первым необходимым элементом функционирования социальной системы являются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементом выступают объекты – социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Они делятся на два класса, различающиеся социальными функциями и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия), с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, физически изменяя его в своих интересах. Таким образом реализуется особый адаптивный характер деятельности человека: приспособление к среде путем ее вещественно-энергетической переработки, целенаправленного изменения. Используя эти вещи или средства производства, включая предметы труда, орудия труда, инфраструктуру хозяйства, кибернетические средства, хранящие, перерабатывающие и передающие технологическую и иную информацию, люди оказывают непосредственное воздействие, во-первых, на природу. Во-вторых, человек изменяет социальную среду: «техносферу» и «антропосферу». Например, пища, медицинские инструменты, спортивные снаряды, военное оружие – все это принадлежит миру вещей, физически изменяющих внешнюю реальность (в том числе биологическую организацию человека). В-третьих, к вещам относятся особые предметы, необходимые для физического воздействия на реальность в сфере духовного производства: например, ручка, карандаш, бумага, художественная кисть, краски, холст и т. п., которыми пользуются художники для воплощения своих идей.

Второй класс социальных предметов называют символами или знаками, которые несут в себе закодированную информацию, служат средством ее накопления, хранения и передачи. Назначение символов – согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремления и желания людей. Символы оказывают влияние на внутренний мир человека, изменяя (или формируя) его представления о бытии. Идеи, образы, теории, чувства могут повлиять на поведение и сознание людей лишь воплотившись в материальные предметы: печатный текст, дорожные знаки, картины и т. п. Эти предметы-знаки являются своего рода проводниками информации и культуры.

Разница между вещами (орудиями) и символами состоит только в их назначении, различной многофункциональности, но не связана с материалами, из которых они изготовлены[42]. Если вещи (орудия) являются средством адаптации человека к природе, то символы – средством адаптации людей к культуре.

Общественное производство воспроизводит, кроме людей, вещей, явлений и процессов, совокупность связей, существующих между этими элементами, социальные связи как признак и элемент системности общества существуют в форме соотношения, связей взаимообусловленности и взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия; связей субординации и координации и др.

Таким образом, общество как объект философского анализа, изучается с точки зрения определения понятия «общество», его признаков, содержания, структуры, особенностей. Важной философской проблемой выступает системность общества, характер взаимосвязи его элементов и подсистем в историческом процессе, в динамике изменения содержания, направленности и перспектив конкретных обществ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...