Тестовые задания. Раздел V. Философская антропология. § 1. Человек в мире природы
Тестовые задания Тест № 12
Тест № 13
РАЗДЕЛ V. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Главным субъектом и продуктом общественных отношений выступает человек. В силу того, что он является многогранным и многоплановым существом, представляет особый интерес рассмотрение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек и общество возникли и формировались неразрывно. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почему дальнейшее изучение общества невозможно без проникновения в тайну человека. Философии в этом отводится особая роль.
§ 1. Человек в мире природы Теория, объясняющая происхождение человека, получила название антропосоциогенеза. В ней рассматриваются как природные, так и социальные факторы, способствующие становлению и развитию человека. Антропогенез – это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также становления его как личности. Антропогенез рассматривается в единстве с социогенезом – процессом возникновения личности и общества. Возникновение человека и сегодня для науки представляет загадку, ибо ни учение Ч. Дарвина, ни другие концепции происхождения человека убедительно не доказаны. Но важно отметить и то, что человек есть часть природы. Он обладает признаками и неживой, и живой природы.
Считается, что примерно в течение от 5 до 4 млн. лет назад продолжался биогенез – процесс формирования человекоподобных высших животных. Антропогенез длился от периода в 4 млн. лет до 250 тыс. лет назад. Человекоподобные животные от прямохождения перешли к «человеку умелому». Человек антропогенеза «готов» был жить в обществе по своим физическим и психическим качествам. Происходит зарождение сознания. Период от 250 до 30–25 тыс. лет назад был назван социогенезом. В этот период человек от «умелого» перешел к стадиям разумности и интеллектуальности; возникает общество. Человекоподобное существо в период биогенеза имело средний объем головного мозга 550 куб. см. Антропогенез увеличил объем мозга первых людей от 970 до 1100 куб. см. Современный человек имеет средний объем головного мозга в 2200 куб. см. Главный итог антропогенеза состоит в том, что произошло медленное, но закономерное усложнение человекоподобных существ и приобретение ими физических и психических качеств, которые стали присущи только человеку. Благодаря им человек возвысился над другими живыми организмами, оказался более развитым. Головной мозг человека приобрел сознание. Законы социально-исторического развития стали главными в соотношении с законами биологической эволюции. Но это не означает, что биологические факторы полностью утратили свое значение – человек остается живым природным существом. Общие законы существования и функционирования неживой и живой материи присущи каждому индивиду. Поэтому под природой человека понимается совокупность устойчивых свойств, характеризующих его как часть природы и существо разумное, наделенное сознанием. Она включает как положительные, так и негативные свойства. Еще античные мыслители считали, что человеческое тело представляет вершину природного совершенства, но человек неразумен и грешен. Свойства человека как части природы выражаются в суждении: он есть микрокосм, малый космос. Одной из сторон человеческого существования, где проявляется действие биологических закономерностей, является продолжительность жизни индивида. Природа ставит неизбежный предел существования каждого живого организма и программирует продолжительность его жизни. Подчинена этому закону конечности индивидуального бытия и жизнь человека. Продолжительность жизни человека зависит от конкретных природных и социальных условий. Она может служить обобщенным показателем, характеризующим уровень природности и цивилизованности человека, его меру интеграции в природные и социальные процессы.
В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального, материального и духовного. В зависимости от ее решения можно выделить две основные тенденции: биологизаторскую, в которой абсолютизируется значение природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру; и социологизаторскую, согласно которой все человеческие качества определяются обществом, социальной средой. Эта проблема остается актуальной, обсуждение ее различных аспектов стимулирует процесс самопознания человека, помогает решению многих теоретических и практических задач. Более верным подходом в объяснении сущности человека и личности является обоснование единства природных и социальных признаков. При утрате одной из этих сторон человек как человек и человек как личность теряет свою определенность. Биологические и социальные факторы находятся в неразрывной связи и не существуют изолировано. Биологическая природа человека составляет необходимую физическую базу и предпосылку формирования социальных качеств. Предпосылки же проявляются под воздействием социальных факторов. Сознание, духовный мир, способность к труду возникают у человека не из его физической природы. В животном мире существуют и физически более мощные существа. Человек приобрел способность к труду и речи в результате включения в мир общения и совместной жизнедеятельности людей. Социальность человека проявлялась в детерминированности его жизни и мышления социальной средой; в целенаправленной, целесообразной, активно-творческой и планируемой деятельности в различных сферах общественной жизни; усвоении определенной совокупности социальных ценностей, определяющих меру и характер социальности человека.
Для научного понимания человека фундаментальное значение имеет вопрос об источниках его активности, о силах, побуждающих к деятельности, в которой совершается процесс его самореализации, развития и становления. Определение эти источников означает более глубокое понимание сущности человека. Обобщенно механизм человеческой активности, в котором обнаруживаются и проявляются источники и движущие силы развития личности, можно представить таким образом. Прежде всего, человек ценностно осмысливает все то, что имеет значение или необходимо для его жизнедеятельности, формирует потребности и интересы. В последующем происходит становление мотивов как побуждений к деятельности на основе осмысления потребностей и интересов и их актуализации. Определение ориентаций как интеллектуально-психологической склонности к мотивированной социальной активности, направленной на конкретную ценность, реальный поступок или действие, формирование установок, конкретизирующих ориентации на определенный вид социальной активности и выработка состояния готовности, предрасположенности к ней составляют важный элемент данного механизма. Определение цели закрепляет источники и движущие силы социальной активности человека в формах мысли предположительных результатов. Постановка задач, представляющих процесс обдумывания планируемых действий и последовательности их осуществления по достижению цели, а также принятие решения, выбор способов и средств осуществления социальной активности в соответствии с задачами и целью завершают мысленно-аналитический процесс механизма социальной активности человека. Его объективация – в поведении, общении и деятельности посредством конкретных действий и процедур по выполнению решения и достижению цели. Основным элементом представленного механизма человеческой активности выступают потребности. Именно они побуждают человека к определенным способам поведения, формам общения и видам деятельности, направляют их. По своему характеру потребности представляют сложный сплав биологического и социального, природного и культурно-исторического. Естественные потребности отражают природное в человеке. Они означают ежедневное удовлетворение потребностей человека в воздухе, воде, пище, жилище, одежде и т. п., они являются первичными, так как постоянно поддерживают нормальное функционирование организма человека.
Социальные потребности характеризуют культуру человека как личности. Наиболее актуальными из них являются потребности к творчеству и созиданию, интеллектуальному и физическому совершенствованию, потребности экономической, политической, правовой, нравственной, духовной и других видов жизнедеятельности. Интегральной потребностью является продолжение рода. Одна из сущностных потребностей человека – стремление достичь идентичности с самим собой и другими людьми. Каждый индивид постоянно желает понять себя, увидеть себя в других, выбирает для этого ориентиры. Механизм достижения идентичности человеком включает не только рассмотренные выше элементы, но и сложные психологические процессы и состояния. Сегодня философская антропология объясняет сущность человека через единство и обособление биологического (природного) и общественного (духовного), акцентирует внимание на совокупности устойчивых признаков человеческой деятельности: целенаправленность и целесообразность; творческий, созидательный характер; социальность, единство общения и обособления; индивидуальность и коллективность; сознательность, рассудочность и разумность; универсальность, гармоничность, способность к планированию и управлению и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|