Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовые задания. Раздел V. Философская антропология. § 1. Человек в мире природы




Тестовые задания

Тест № 12

1. Какое из суждений точнее выражает взаимосвязь производительных сил и производственных отношений в способе производства? 1. Производственные отношения относятся к производительным силам как причина к следствию. 2. Производительные силы относятся к производственным отношениям как причина к следствию. 3. Производственные отношения зависят от характера и уровня развития производительных сил.
2. Какие пары компонентов производительных сил совместимы? 1. Ручные орудия труда, цеховая мастерская. 2. Ручные орудия труда, мануфактура. 3. Ручные орудия труда, фабрика. 4. Машины (не автоматы), цеховая мастерская. 5. Автоматизированные производственные системы с гибкой программой, мануфактуры.
3. Какие из перечисленных элементов составляют содержание производственных отношений? 1. Отношения справедливости. 2. Финансовые отношения. 3. Отношения собственности. 4. Отношения распределения. 5. Отношения обмена. 6. Отношения потребления. 7. Правовые отношения на производстве. 8. Нравственные отношения между рабочими.
4. Какие из приведенных положений характеризуют структуру способа производства материальных благ? 1. Субъекты производства. 2. Производственные отношения. 3. Технологические отношения. 4. Производительные силы. 5. Орудия труда. 6. Производительные силы и производственные отношения.
5. Что является базисом общества? 1. Производство материальных благ. 2. Способ производства. 3. Производительные силы. 4. Система социально-экономических отношений. 5. Система производственных отношений.

 

Тест № 13

1. Какие из перечисленных элементов относятся к политической организации общества? 1. Государство. 2. Семья. 3. Взрослое население. 4. Народная культура. 5. Общественные политические организации и движения. 6. Полиция.
2. Определите, какие из перечисленных элементов наиболее полно исчерпывают институциональный объем понятия «государство»? 1. Политический режим. 2. Законодательные органы. 3. Публичная власть. 4. Исполнительные органы. 5. Судебные органы. 6. Право. 7. Политическая культура.
3. Какие из перечисленных терминов характеризуют форму государственного устройства? 1. Конституционная монархия. 2. Фашистская диктатура. 3. Кантоны. 4. Республика. 5. Федерация.

РАЗДЕЛ V. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

Главным субъектом и продуктом общественных отношений выступает человек. В силу того, что он является многогранным и многоплановым существом, представляет особый интерес рассмотрение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек и общество возникли и формировались неразрывно. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почему дальнейшее изучение общества невозможно без проникновения в тайну человека. Философии в этом отводится особая роль.

 

§ 1. Человек в мире природы

Теория, объясняющая происхождение человека, получила название антропосоциогенеза. В ней рассматриваются как природные, так и социальные факторы, способствующие становлению и развитию человека. Антропогенез – это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также становления его как личности. Антропогенез рассматривается в единстве с социогенезом – процессом возникновения личности и общества. Возникновение человека и сегодня для науки представляет загадку, ибо ни учение Ч. Дарвина, ни другие концепции происхождения человека убедительно не доказаны. Но важно отметить и то, что человек есть часть природы. Он обладает признаками и неживой, и живой природы.

Считается, что примерно в течение от 5 до 4 млн. лет назад продолжался биогенез – процесс формирования человекоподобных высших животных. Антропогенез длился от периода в 4 млн. лет до 250 тыс. лет назад. Человекоподобные животные от прямохождения перешли к «человеку умелому». Человек антропогенеза «готов» был жить в обществе по своим физическим и психическим качествам. Происходит зарождение сознания. Период от 250 до 30–25 тыс. лет назад был назван социогенезом. В этот период человек от «умелого» перешел к стадиям разумности и интеллектуальности; возникает общество.

Человекоподобное существо в период биогенеза имело средний объем головного мозга 550 куб. см. Антропогенез увеличил объем мозга первых людей от 970 до 1100 куб. см. Современный человек имеет средний объем головного мозга в 2200 куб. см. Главный итог антропогенеза состоит в том, что произошло медленное, но закономерное усложнение человекоподобных существ и приобретение ими физических и психических качеств, которые стали присущи только человеку. Благодаря им человек возвысился над другими живыми организмами, оказался более развитым. Головной мозг человека приобрел сознание. Законы социально-исторического развития стали главными в соотношении с законами биологической эволюции. Но это не означает, что биологические факторы полностью утратили свое значение – человек остается живым природным существом. Общие законы существования и функционирования неживой и живой материи присущи каждому индивиду.

Поэтому под природой человека понимается совокупность устойчивых свойств, характеризующих его как часть природы и существо разумное, наделенное сознанием. Она включает как положительные, так и негативные свойства. Еще античные мыслители считали, что человеческое тело представляет вершину природного совершенства, но человек неразумен и грешен. Свойства человека как части природы выражаются в суждении: он есть микрокосм, малый космос.

Одной из сторон человеческого существования, где проявляется действие биологических закономерностей, является продолжительность жизни индивида. Природа ставит неизбежный предел существования каждого живого организма и программирует продолжительность его жизни. Подчинена этому закону конечности индивидуального бытия и жизнь человека. Продолжительность жизни человека зависит от конкретных природных и социальных условий. Она может служить обобщенным показателем, характеризующим уровень природности и цивилизованности человека, его меру интеграции в природные и социальные процессы.

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального, материального и духовного. В зависимости от ее решения можно выделить две основные тенденции: биологизаторскую, в которой абсолютизируется значение природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру; и социологизаторскую, согласно которой все человеческие качества определяются обществом, социальной средой. Эта проблема остается актуальной, обсуждение ее различных аспектов стимулирует процесс самопознания человека, помогает решению многих теоретических и практических задач. Более верным подходом в объяснении сущности человека и личности является обоснование единства природных и социальных признаков. При утрате одной из этих сторон человек как человек и человек как личность теряет свою определенность.

Биологические и социальные факторы находятся в неразрывной связи и не существуют изолировано. Биологическая природа человека составляет необходимую физическую базу и предпосылку формирования социальных качеств. Предпосылки же проявляются под воздействием социальных факторов. Сознание, духовный мир, способность к труду возникают у человека не из его физической природы. В животном мире существуют и физически более мощные существа.

Человек приобрел способность к труду и речи в результате включения в мир общения и совместной жизнедеятельности людей. Социальность человека проявлялась в детерминированности его жизни и мышления социальной средой; в целенаправленной, целесообразной, активно-творческой и планируемой деятельности в различных сферах общественной жизни; усвоении определенной совокупности социальных ценностей, определяющих меру и характер социальности человека.

Для научного понимания человека фундаментальное значение имеет вопрос об источниках его активности, о силах, побуждающих к деятельности, в которой совершается процесс его самореализации, развития и становления. Определение эти источников означает более глубокое понимание сущности человека.

Обобщенно механизм человеческой активности, в котором обнаруживаются и проявляются источники и движущие силы развития личности, можно представить таким образом. Прежде всего, человек ценностно осмысливает все то, что имеет значение или необходимо для его жизнедеятельности, формирует потребности и интересы. В последующем происходит становление мотивов как побуждений к деятельности на основе осмысления потребностей и интересов и их актуализации. Определение ориентаций как интеллектуально-психологической склонности к мотивированной социальной активности, направленной на конкретную ценность, реальный поступок или действие, формирование установок, конкретизирующих ориентации на определенный вид социальной активности и выработка состояния готовности, предрасположенности к ней составляют важный элемент данного механизма.

Определение цели закрепляет источники и движущие силы социальной активности человека в формах мысли предположительных результатов. Постановка задач, представляющих процесс обдумывания планируемых действий и последовательности их осуществления по достижению цели, а также принятие решения, выбор способов и средств осуществления социальной активности в соответствии с задачами и целью завершают мысленно-аналитический процесс механизма социальной активности человека. Его объективация – в поведении, общении и деятельности посредством конкретных действий и процедур по выполнению решения и достижению цели.

Основным элементом представленного механизма человеческой активности выступают потребности. Именно они побуждают человека к определенным способам поведения, формам общения и видам деятельности, направляют их. По своему характеру потребности представляют сложный сплав биологического и социального, природного и культурно-исторического.

Естественные потребности отражают природное в человеке. Они означают ежедневное удовлетворение потребностей человека в воздухе, воде, пище, жилище, одежде и т. п., они являются первичными, так как постоянно поддерживают нормальное функционирование организма человека.

Социальные потребности характеризуют культуру человека как личности. Наиболее актуальными из них являются потребности к творчеству и созиданию, интеллектуальному и физическому совершенствованию, потребности экономической, политической, правовой, нравственной, духовной и других видов жизнедеятельности. Интегральной потребностью является продолжение рода.

Одна из сущностных потребностей человека – стремление достичь идентичности с самим собой и другими людьми. Каждый индивид постоянно желает понять себя, увидеть себя в других, выбирает для этого ориентиры. Механизм достижения идентичности человеком включает не только рассмотренные выше элементы, но и сложные психологические процессы и состояния.

Сегодня философская антропология объясняет сущность человека через единство и обособление биологического (природного) и общественного (духовного), акцентирует внимание на совокупности устойчивых признаков человеческой деятельности: целенаправленность и целесообразность; творческий, созидательный характер; социальность, единство общения и обособления; индивидуальность и коллективность; сознательность, рассудочность и разумность; универсальность, гармоничность, способность к планированию и управлению и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...