Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала




1. «Прогресс человечества, – считает отечественный историософ и культуролог Н. Я. Данилевский, – не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях» (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 114–115)

Какой методологический подход к философскому изучению общества выражает данное суждение?

2. На семинарском занятии один из студентов утверждал, что вся предшествующая история доказывает зависимость общественного бытия от сознания. «Посмотрите на исторические хроники, летописи, мемуары и т. п., – сказал он, – мы видим: в таком-то году князь Игорь задумал совершить поход; в таком-то веке Петр I начал борьбу за выход к морю; в таком-то году М. С. Горбачев приступил к осуществлению перестройки и т. п. Вся история – это результат волевых, идеальных причин, обусловленных особенностями духовного мира исторических личностей».

Согласны ли вы с приведенными рассуждениями? Свой ответ аргументируйте.

3. «В своей борьбе за существование люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания: без сознания нет общения. Поэтому социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психологическая… Социальность нераздельна с сознательностью. Общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны» (Богданов А. А. Развитие жизни в природе и обществе // Из психологии общества. – СПб., 1906. – С. 57).

Насколько, по вашему мнению, состоятельна позиция А. А. Богданова? К какому философскому направлению можно отнести подобное рассуждение? Есть ли у вас возражения против данного тезиса философа?

4. Немецкому социологу Г. Веттеру принадлежат слова: «Производство есть феномен, целиком и полностью определяемый духом… Таким образом, без сознательной человеческой деятельности не может быть создано ни одно орудие труда… способ производства насквозь пропитан духом, следовательно, в конечном счете историю определяет отнюдь не материальный фактор».

С чем вы согласны в данном рассуждении, а чему бы хотели возразить?

5. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А. Тойнби, является «творческое меньшинство», носитель «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни.

Назовите крупные исторические события, которые не укладываются в схему А. Тойнби.

6. «…Люди делают не несколько отдельных одна от другой историй – историю права, историю морали, философии и т. д. – а одну историю своих собственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собой лишь многообразные отражения в умах этой единой и нераздельной истории» (Г. В. Плеханов)

Чем определяется общность и специфика форм общественного сознания и, в частности, правового сознания?

7. В современную эпоху человечество превращается в глобальную систему. Этот процесс характеризуется следующими чертами:

- многие слабые виды зависимости между частями человечества и различными сферами человеческой деятельности заменяются более сильными;

- нередко локальные, региональные зависимости перерастают в универсальные, мировые;

- усиливается в целом степень детерминации будущих состояний человечества предыдущими;

- человечество превращается во все более упорядоченную систему.

Покажите на фактическом материале верность или ошибочность этих положений.

8. «Утверждая, что в обществе законы и причинность носят, как правило, статистический характер… не следует забывать о том, что общее направление исторического процесса подчиняется динамическим закономерностям» (Г. Г. Караваев).

Как Вы рассматриваете отношение между динамическими и статическими законами в обществе?

9. Каково соотношение между объективными и материальными условиями общественной жизни? Эти понятия совпадают так же, как и понятия «материя» и «объективная реальность». Признать существование объективных условий, отличных от материальных условий, – значит, отступить от материалистического толкования общества к объективно-идеалистическому.

Можно ли считать такое рассуждение правильным и исчерпывающим?

10. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Если оценка любой социальной группы связана с ценностными ее ориентациями, то не является ли оценка полнейшим субъективным произволом?

11. Английский философ XVII в. Т. Гоббс утверждал, что государство «является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек».

Согласны ли Вы с такой аналогией?

12. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы: является ли выборность органов законодательной власти достаточным условием ее народности? Становится ли в этом случае государство воплощением «всенародного волеизъявления»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...