§ 2. Человек и личность
Основными категориями социально-философского анализа личности являются: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Человек – это индивид в единстве природных и социальных, физических и психических, материальных и духовных признаков с преимущественным акцентом анализа природного, физического и материального. Под индивидом понимается отдельный представитель человеческого рода, носитель основных его антропологических и социальных признаков, которые отражаются понятиями «физическая организация», «психическая организация» и «социальная организация» человека. Таким образом, индивид – это биосоциальное существо, продукт природной эволюции и общественных отношений, совокупность устойчивого и изменчивого. Личность – это человек, у которого выделяются, прежде всего, социальные признаки и роли, выраженные в конкретно-индивидуальной форме на определенном этапе его жизненного цикла или социально-исторического развития. Личность выступает единицей субъект-объектных отношений в обществе, носителем и выразителем общественно-социального. Во-первых, личностью является конкретный человек как носитель сознания. Ребенок с рождения, например, еще не является личностью, так как не осознает и не оценивает ни себя, ни окружающий мир. С появлением у него таких признаков сознания, как целеполагание, узнавание, осознание (контроль), внимание, оценка, запоминание, управляемое воспроизведение мыслей других, людей начинают формироваться черты его личности. Во-вторых, личность ориентируется в обществе на его ценности, осуществляет общественно-полезную деятельность, выполняет общественные обязанности. Вместе с тем, личность учитывает и свои ценности, осуществляет саморазвитие, соотносит личные и общественные интересы, осознает обязанности перед собой и другими людьми.
В-третьих, существенной чертой личности является ее личное достоинство. Каждая личность обладает совокупностью свойств, определяющих ее уникальность. Ценностное осмысление своей неповторимости, значимости, личных качеств и возможностей составляют основу самоуважения личности, то есть ее достоинство. Оно охраняется и защищается личностью, а также соответствующими нормами общества. В-четвертых, личность обладает способностью нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия. Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие ее функционирования и развития, поведения, общения и деятельности. Прежде всего, в индивидуальных признаках, положительно оцениваемых и охраняемых личностью, состоит достоинство. Основными способами выражения достоинства личности являются совесть, честь, долг. Индивидуальность личности проявляется также в особенностях мышления, направленности мировоззрения, особом соотношении физических, психических и социальных качеств, характере и темпераменте. Индивидуальность личности закрепляется в стиле и образе жизни, в имени, особенностях поведения, общения и деятельности. Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» лежат в основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности; соотношение в ней природного и социального, физического и психического, материального и идеального (духовного); изучение возникновения человека и общества; анализ содержания и структуры личности, ее человеческих качеств; диалектику личности и общества, природы и личности; исследование конструктивного и деструктивного в личности, гуманного и агрессивного; типологию личности; объяснение социального статуса личности, ее смысла жизни; соотношение смерти и бессмертия и другие элементы.
Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений, субъект и объект познания, преобразователь себя и мира, совокупность прав и обязанностей, этических, эстетических и иных социальных норм. Вместе с тем, личностные качества человека являются производными от его социального образа жизни и условий жизни в природе. Личность поэтому всегда есть общественно развитый человек. В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основных подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический, каждый из которых может более детально рассматриваться в социологическом, психологическом, правовом, нравственном, политическом и других аспектах. Сущностной подход выражает процесс социализации личности в единстве с физическим и психическим ее развитием. В обществе личность есть совокупность общественных отношений. В природе личность есть человек, физический организм, носитель признаков неживой и живой природы. Личность формируется в процессе деятельности и общения. Иначе говоря, ее формирование есть процесс социализации индивида. Этот процесс сопровождается как типизацией личности, так и формированием внутреннего уникального ее облика. Самопознание, самооценка и саморегуляция в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика. Социальность личности есть степень вовлеченности человека в общественную жизнь через единство общения и обособления, трудовой и общественно-политической деятельности для себя и других. Она закрепляется в совокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Социальность личности проявляется как воспроизводство самого человека, а также общества. Но если сущность личности есть типовая персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. Индивидуальность раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ ее бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятельности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее ядро. Следовательно, если личность индивидуальна, то индивидуальность – это ее специфика.
В содержательном плане личность предстает как совокупность всех ее сторон и свойств, единство компонентов физического состояния и развитости духовного мира, как проявление индивидуально-личностных функций и социальных ролей, специфически неповторимых материально-биологических, психических и социальных черт, проявляющихся в связях и отношениях между личностью и обществом, между культурой личности и культурой общества. Содержание личности сложнейшая конкретизация и преломление совокупности общественных отношений во внутреннем мире данного индивида: в сознании, мировоззрении и социальных качествах. Важнейшими элементами личности выступают темперамент и характер, наклонности и способности. Структурно личность представляет собой относительно устойчивую, скоординированную, самостоятельную, динамичную, саморегулирующуюся систему элементов содержания. Главными элементами структуры, выражающими ее содержание, являются: а) духовный мир; б) социально-ролевый комплекс, в) природные качества. Существуют и другие подходы к анализу структуры личности. Каждый структурный элемент имеет свою микроструктуру. Структурные и микроструктурные элементы находятся в динамическом единстве, образуя такую целостность, которая составляет неотъемлемую характеристику соотношения и взаимодействия человека (личности) с системой общественных отношений. В результате происходит совершенствование социализации личности, процесс усвоения социальных ценностей и объективирование социальной сущности, формируется социальный тип личности, осуществляется ее вклад в общественное развитие. В основе типологического определения личности лежит идея о том, что ее формирование есть устойчивый, закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Социально-типические черты, которыми обладают большие группы людей, проявляются у личности неповторимо индивидуально, но выражают не только единичное, свойственное данному человеку, а также особенное (типичное) и общее (общечеловеческое). Человек не сразу становится социально-типической личностью, но вне социальной общности определенного типа нет и типа личности. В качестве основных социальных типов личности выделяются следующие: социально-классовые, социально-профессиональные и национально-этнические. Таким образом, в совокупности сущностной, содержательной, структурной и типологической характеристик человек раскрывается как личность, личность как человек и индивид.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|